Жорина Александра Владимировна бакалавр, студентка Научный руководитель Бычкова Елена Семёновна старший преподаватель ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского» г. Липецк, Липецкая область Аннотация: в статье рассматривается роль семьи в формировании личности дошкольника. Приведены примеры стилей родительского воспитания и их непосредственное влияние на жизнь ребенка.
Ключевые слова: семья, семейное воспитание, стиль семейного воспитания, тип семейного воспитания, детско-родительские отношения.
Семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. Значимость ее влияния на личность, ее многогранность и проблематичность приводит к большому количеству разных подходов в изучении семьи, а также определений, данных в научной литературе. Семья и семейные отношения являются объектом изучения таких наук, как социология, психология, педагогика, философия и других. Проблематика исследований обширна и разнообразна. Социальная психология изучает семью как малую группу, закономерности становления, функционирования и распада, а также внутри семей. Интерес к этой теме в наше время возрастает как у зарубежных, так и у отечественных исследователей. Тема данной статьи всегда была и будет актуальной, поскольку семья является одним из основных фундаментальных институтов общества, дает ему стабильность и способность воспроизведения следующего поколения. Дошкольный возраст - это период развития, занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом - от 3 до 6-7 лет. В этом возрасте у ребенка происходит формирование многих интеллектуальных и личностных качеств. Малыш, общаясь со взрослыми знакомится с общественными отношениями, учится взаимодействовать с окружающей средой, приобретает нравственный опыт. В развитии человека выделяют хронологические возрастные границы и уровни психического развития, которые могут не совпадать из-за неблагоприятных социально-педагогических условий и дефектов биологического развития.
Рассмотрим причины по У.В. Ульенковой, которые ведут за собой неполноценное психическое развитие ребенка [2, с. 47]. 1. Общая бедность микросреды, препятствующая своевременному функциональному развитию мозга. 2. Дефицит общения с окружающими, вызывающий общую задержку в усвоении ребенком общественного опыта. 3. Дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности, не дающий ребенку возможности посильного «присвоения» общественного опыта, а, следовательно, затрудняющий своевременную реализацию возрастных возможностей его психического развития. 4. Травмирующее действие микросреды на формирующийся мозг ребенка, нарушающее его функции, а, следовательно, и созревание.
В сравнительно легких случаях нарушений, но при неблагоприятных социально-педагогических условиях отклонения в психическом развитии ребенка могут оказаться не только значительными, но может быть и необратимыми. Одной из главных функций семьи является воспитательная. Благодаря этой функции происходит социализация, формирование личности ребенка и тех качеств, которые в будущем помогут ему справится с трудностями. Родители-это воспитатели, которые первыми влияют на ребенка, и дальнейшая судьба их чада зависит от стиля воспитания, который они выберут. В настоящее время нет конкретного списка стилей воспитания. Существуют множество авторов, которые предлагают свой перечень стилей. Рассмотрим некоторые из них. Например, Диана Баумринд выделила три стиля воспитания в дошкольном возрасте связанных с факторами родительского контроля и эмоциональной поддержки [3, с. 21]: 1) авторитарный. В этом случае родители воспитывают путем постоянного контроля, требуют немедленного выполнения всех приказов, считают, что ребенок должен подчиняться только их авторитету. Но авторитет такие родители зарабатывают путем запретов, угроз, выговоров, запугивания и физических наказаний. Они не дают ребенку право собственного выбора, не считаются с его мнением. Авторитарные родители не считают нужным объяснить почему они что-то запретили, ведь достаточно того, что их слово-закон. В итоге между ними и ребенком возникают отстраненные, холодные отношения. Из-за жесткого контроля ребенку трудно наладить контакт с другими детьми, он часто конфликтуют и с недоверием и тревожностью относятся ко всему, что его окружает. Он часто угрюм, раздражителен и боязлив; 2) снисходительный. Здесь все происходит противоположно авторитарному стилю. Родители не контролируют детей, позволяют им делать все, что захочется. Вследствие этого поведение ребенка становится неуправляемым, и тогда снисходительные родители начинают высмеивать его действия или же в крайних случаях применять физические наказания. При таком стиле воспитание ребенок требует внимания, но не получая его он становится агрессивным, непослушным. Если такому ребенку что-то запретить, он начнет это делать тайком, а при чрезмерной заботе окружающих у него просыпается чувство тревожности и страха; 3) авторитетный. При таком стиле воспитания между родителями и ребенком складываются теплые отношения. Это добрые, общительные родители, которые проявляют любовь и чуткость к своему ребенку. Вместо того, чтобы применять физические наказания они объясняют ребенку как стоит делать, а как не стоит и почему. Они прислушиваются к мнению ребенка и хвалят его за любые достижения. Вследствие такого воспитания ребенок вырастает ответственным, инициативным, общительным и уверенным в себе. Таким детям легко найти общий язык с ровесниками. Теперь обратимся к стилям воспитания приведенным Д. Элдер по степени контроля и давления на ребенка, их всего семь [1, с. 18]: 1) автократичный. Здесь присутствует постоянный контроль над ребенком и подавление его воли путем навязывания своей. При таком стиле воспитания дети становятся агрессивными, конфликтными, они не имеют собственного мнения; 2) авторитарный. Этот стиль воспитания отличается от предыдущего тем, что ребенок все же может высказать свое мнение, но решающее слово все равно остается за родителями. Такой ребенок становится агрессивным, безынициативным и без права голоса; 3) демократичный. Здесь напротив, с мнением ребенка считаются, решение принимают все вместе. Эти родители не требуют от ребенка слишком много, вследствие этого он вырастает ответственным и имеет высокую самооценку; 4) эгалитарный. При таком стиле воспитания ребенок и взрослый имеют равные права и они оба несут ответственность за принятое решение. Дети в таких семьях проявляют инициативу, стремятся вести других за собой, легко находят общий язык со сверстниками, но зачастую таких детей трудно контролировать; 5) разрешающий. Здесь родители выступают как друзья для ребенка. Ему предоставляется много свободы, но при этом такие родители требуют ответственности за его действия. При разрешающем стиле воспитания у ребенка затягивается период детства, а также ему трудно себя контролировать; 6) попустительский. Для такого стиля воспитания характерна полная свобода действий для ребенка. Родители поступают нелогично и могут наказывать и хвалить ребенка за одно и то же действие. При таком отношении ребенку трудно понять, что хорошо, а что плохо, поэтому он склонен к агрессии и насилию; 7) игнорирующий. Родители как бы игнорируют своего ребенка, то есть не проявляют к нему интереса, им безразлично что ему нравится, что он хочет. Контроль при таком отношении полностью отсутствует. Ребенок вырастает одиноким, с низкой самооценкой, у него отсутствует желание к коммуникации, так как он настроен агрессивно по отношению к другим людям.
Э.Г. Эйдемиллер выделяет следующие стили воспитания по степени эмоциональной включенности родителей и понимании индивидуальных и возрастных потребностей ребенка: 1) гипопротекция. При таком стиле воспитания дети предоставлены сами себе, из-за отсутствия заботы они вырастают агрессивными, не способными контролировать свое поведение. В будущем такие дети добиваются желаемого лишь обманом и силой; 2) доминирующая гиперпротекция. Этот стиль воспитания характеризуется чрезмерной заботой о ребенке, а также множеством ограничений и запретов. В результате ребенок вырастает несамостоятельным, нерешительным, он не способен постоять за себя; 3) потворствующая гиперпротекция. Здесь ребенка боготворят, выполняют все его желания и потакают капризам, такие дети обычно стремятся к лидерству, но прилагают для этого мало собственных сил; 4) эмоциональное отвержение. При таком стиле воспитания родители постоянно недовольны своими детьми, они игнорируют их потребности и достаточно жестко обращаются с ними. Дети пытаются привлечь к себе внимание девиантным поведением, демонстрируют суицидальные наклонности, интерес к курению и алкоголю; 5) повышенная моральная ответственность. Само название говорит о том, что от ребенка требуют не соответствующие возрасту и возможностям честность, чувство долга, порядочность, ответственность. Не выдерживая возложенные обязанности, ребенок вырастает агрессивным, озлобленным на свою семью и в будущем старается избегать ответственности. Подводя итог вышесказанному, мы можем сказать, что дошкольный возраст - ответственный период в жизни человека. В это время происходит развитие психических процессов, свойств личности, развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. Именно в этот период семья оказывает решающее влияние на формирование личности ребенка. Стилей воспитания очень много, но нужно помнить, что главная цель воспитательного процесса - всестороннее и гармоничное развитие личности. А чтобы таковую получить необходима родительская любовь и уверенность ребенка в родительской любви - это и есть источник и гарантия его эмоционального благополучия, телесного и душевного здоровья.
Список литературы 1. Кузьмишина Т.Л. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация / Т.Л. Кузьмишина, Е.С. Амелина, А. А Пермякова [и др.] // Современная зарубежная психология. - 2014. - №1. - С. 16-25. 2. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. - М.: Педагогика, 1990. - 180с. 3. Baumrind D. Current patterns of parental authority // Developmental Psychology. - 1971. - Vol. 4. №1, pt. 2. - P. 1-103. Источник: Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых : сборник материалов II Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием (Тула, 7 апреля 2022 г.) / науч. ред. С.Г. Лещенко; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. - Чебоксары: Среда, 2022. - 304 с.
|