Еремина Екатерина Сергеевна педагог-психолог МБОУ «ЦО №6» студентка ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область Ключевые слова: подросток, информационная среда, общение.
Современное общество характеризуется интенсивным развитием информационных, компьютерных, телекоммуникационных и других технологий. Интернет, телевизор, смартфон, телефон, планшет становятся неотъемлемой частью повседневной жизни человека [1].
Информационные технологии являются сегодня одним из важнейших условий политического, экономического и социального развития мира. И, безусловно, они «встраиваются» в процесс социализации личности. Они принципиально преобразуют роль средств массовой коммуникации как агентов социализации в жизни человека, поэтому все чаще распространяется термин «информационная социализация». Информационная социализация - это социализация человека под воздействием нового социального института - информационного пространства, под которым понимают процесс усвоения индивидом из информационного пространства образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе [2]. Подростковый возраст - один из самых ответственных и трудных этапов в жизни человека. В этот период в условиях повышенной сложности происходит становление основ личности человека. Он охватывает период с 12-14 лет (младший подросток) и 15-17 лет (старший подросток). Современные подростки активно вливаются в новое информационное общество. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл опрос, по итогам которого выяснилось, что 89% подростков в возрасте от 14 до 17 лет ежедневно или практически ежедневно пользуются социальными сетями. Интернет и социальные сети предоставляют обширный круг возможностей для саморазвития, самообразования и обучения, общения, самовыражения, знакомства, развлечения и творчества. Современные подростки обладают неповторимыми и уникальными способностями: быстро запоминают и перерабатывают информацию, легко учатся обращению с различными информационными носителями (компьютером, телефоном, игровыми приставками). Однако это накладывает свой негативный отпечаток на здоровье детей. За последние годы число детей с ослабленным здоровьем резко увеличилось, появляется все больше подростков с синдромом нарушенного внимания и гиперактивностью, с нарушениями эмоционально-волевой сферы, минимальной мозговой дисфункцией. С появлением Интернета общение в социальных сетях все больше притягивает современных подростков. Вряд ли теперь найдется такой подросток, который не был бы зарегистрирован, или ничего не слышал о социальных сетях. Количество участников в них насчитывает миллионы, регистрируются люди разных возрастов, полов, интересов. Современных подростков отличает и то, что компьютер или телефон для них являются привычными и бытовыми вещами. Подросток может находить в виртуальном общении то, чего не достает в обычной жизни, зачастую у ребенка друзей в социальных сетях гораздо больше, нежели в реальном мире. Общение - процесс взаимодействия людей между собой, который состоит в обмене между ними информацией различного характера, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение в Интернете имеет как отрицательные, так и положительные стороны. Примером положительного влияния Интернета может служить то, что подросток, чувствующий трудности при общении со сверстниками в реальной жизни, в социальных сетях легко заводит новые знакомства, может рассказывать о своих интересах и увлечениях, отстаивать свою точку зрения. Подросток, занимающийся дистанционно, который не может удовлетворять коммуникативные потребности в реальной жизни, может восполнить пробелы в общении в социальных сетях. Современным подросткам также необходимо быть в курсе главных новостей, событий, которые происходят в виртуальном мире, чтобы поддерживать репутацию среди сверстников, поэтому без использования социальных сетей трудно обойтись. К сожалению, подростки выкладывают на свои страницы много личной информации, которая доступна всем пользователям, в том числе для преступников и неблагополучных личностей. Также дети зачастую не умеют использовать рационально свободное время, проводят огромное количество времени в Интернете, что приводит к рискам получения зависимости и к ослаблению здоровья. Кроме того, в Интернете и социальных сетях содержится много негативной информации: сцены насилия, нездоровые отношения, материалы для взрослых и т. д. Таким образом, Интернет расширяет возможности для общения подростков, они активно используют сервисы, предоставленные им в сети. Активно взаимодействуют со сверстниками 77% опрошенных подростков, и только 6% подростков отметили, что совершенно не общаются в Сети, так как им хватает социальных связей со своими сверстниками в реальной жизни.
Список литературы 1. Истратова М.А. Повышение педагогической грамотности родителей дошкольников в вопросе защиты детей от вредной информации / М.А. Истратова, С.В. Пазухина // Universum: психология и образование. - 2017. - №4 (34) [Электронный ресурс]. 2. Марцинковская Т.Д. Информационная социализация в изменяющемся информационном пространстве // Психологические исследования. - 2012. - №5 (26). - С. 7. Источник: Социально-педагогические вопросы образования и воспитания : материалы II Всерос. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 17 мая 2022 г.) / гл. ред. Ж.В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. - Чебоксары: Среда, 2022. - 332 с.
|