Елисеева Елена Викторовна канд. пед. наук, доцент Тринадцатко Ольга Алексеевна старший преподаватель ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» г. Хабаровск, Хабаровский край Ключевые слова: дистанционное обучение, информационно-компьютерные технологии, образование.
Современное образование характеризует большое количество разнообразных инновационных технологий и методик. И большую роль в реализации современного образования играет дистанционное обучение, которое, несомненно, играет значимую роль в образовательном процессе. Под дистанционным обучением мы будем понимать форму получения образования, при которой и педагоги и обучающиеся используют традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, в основе которых лежат информационно-компьютерные технологии. Также дистанционное обучение предполагает интенсивную самостоятельную работу обучающихся не только по изучаемым дисциплинам, но еще и по совершенствованию своих умений и навыков работы на персональном компьютере, поиску и обработке информации. Дистанционное обучение дает возможность учиться в удобное время, по индивидуальному расписанию, с возможностью контакта с педагогами при помощи электронной почты, видеоконференций и т. д. При дистанционном обучении взаимодействие педагогов и обучающихся проходит на расстоянии, но, тем не менее, не теряются и успешно реализуются все присущие образовательному процессу компоненты (цели, содержание, методы, контроль обучения), а также сохраняется и личное общение посредством видеоконференций (лекции, практические занятия, опросы, дискуссии и т. п.). Проблема дистанционного обучения на сегодняшний день является особо актуальной и находит свое отражение в трудах многих ученых, таких как: Л.В. Кузьмина [1], Н.Б. Кузняк [3], Е.Ю. Гаген [3], Е.В. Шестопалов [5], Е.В. Суворова [5], Е.А. Рыбина [4], А.А. Власова [4], В.А. Ротанова [4], А.И. Торопова [4], А.С. Сочнева [4], О.В. Кузнецова [2].
Л.В. Кузьмина [1] отмечает, что дистанционное обучение, несомненно, имеет следующие достоинства: 1) гибкость - у обучающихся есть возможность обучаться в удобное для них время, например, выполнять задания, знакомиться с учебным материалом и т. п.; 2) параллельность - обучающийся может совмещать основную профессиональную деятельность с учебой, т.е. «без отрыва от производства», а также обучаться сразу по нескольким направлениям; 3) охват - педагоги могут сразу охватить большое количество обучающихся (например, при чтении лекций при помощи видеоконференций); 4) педагоги при реализации дистанционного обучения могут выступать в новом качестве: координировать познавательный процесс, корректировать преподаваемый курс, руководить учебными проектами и т. д. 5) дистанционное обучение развивает в обучающихся самоорганизацию, трудолюбие, повышает интерес к обучению при помощи современных информационно-компьютерных технологий. Н.Б. Кузняк [3], Е.Ю. Гаген [3] отмечают, что дистанционное образование позволяет будущим специалистам в современных информационных и экономических условиях стать образованным и разносторонне развитым человеком.
К преимуществам дистанционного обучения относятся: 1) возможность учиться в удобное время, а также в удобном темпе; 2) применение в учебном процессе современных достижений информационных и компьютерных технологий; 3) равные возможности получения образования для всех, независимо от места проживания; 4) педагоги постоянно совершенствуют преподаваемые им курсы, повышают творческую активность и квалификацию, а также навыки работы с ИК-технологиями; 5) обучающиеся также повышают свой творческий и интеллектуальный потенциал за счет стремления к знаниям, самоорганизации, умений применять в обучении ИК-технологии и постоянного их совершенствования.
Е.В. Шестопалов [5], Е.В. Суворова [5] в своем исследовании приводят, что дистанционное обучение, реализуемое при помощи современных информационных технологий, позволяет существенно разнообразить учебный процесс, сделать его более запоминающимся и интересным. Преимуществами дистанционного обучения также являются: во-первых, свободный доступ к учебным информационным ресурсам; во-вторых, возможность приглашения для проведения учебных, консультационных, в- третьих, возможность объединения в образовательном процессе обучающихся из разных регионов и стран. Е.А. Рыбина [4], А.А. Власова [4], В.А. Ротанова [4], А.И. Торопова [4], А.С. Сочнева [4] приводят следующие положительные аспекты дистанционного обучения: 1) возможность применения игровых заданий, что позволяет разнообразить учебный процесс; 2) возможность присутствия на занятиях независимо от состояния здоровья (если речь не идет о тяжелом заболевании или госпитализации), а также независимо от эпидемиологической обстановки; 3) возможность оперативного поиска и обработки необходимой учебной информации. 0.В. Кузнецова [2] отмечает, что важным плюсом дистанционного обучения является возможность обучающихся получать образование без отрыва от своей трудовой деятельности. Также отсутствует необходимость выезда в образовательное учреждение, что сокращает финансовые затраты обучающихся и даёт возможность получить диплом столичных или зарубежных ВУЗов. Дистанционное обучение очень актуально для обучающихся, которые физически не могут находиться в образовательном учреждении по причине инвалидности или тяжелой болезни. Дистанционное обучение, несомненно, развивает навыки самообучения, а также навыки работы с учебной информацией. Обучающийся самостоятельно определяет скорость изучения материала, которая соответствует особенностям мышления.
Таким образом, можно сделать вывод об актуальности дистанционного обучения и о том, что дистанционное обучение, несомненно, обладает рядом положительных сторон: 1) предоставляет возможность обучения для большого количества людей, повышает интерес к обучению и продуктивность обучения, привлекает обучающихся разных возрастных групп; 2) дистанционное обучение делает образовательный процесс более индивидуальным и творческим, а также раскрывает творческий потенциал каждого обучающегося; 3) применение дистанционного обучения уменьшает психологическую напряженность обучающихся при сдаче зачета или экзамена. А также снижается субъективный фактор оценки знаний, например при помощи электронного тестирования; 4) применение современных ИК-технологий в совокупности с дистанционным обучением позволяет формировать различные профессиональные, творческие, научные объединения, решать профессиональные задачи, обсуждать проблемы, обмениваться опытом, информацией и т. д. Таким образом, дистанционное обучение - это современный инструмент обучения с различными возможностями для профессионального и личностного совершенствования.
Список литературы 1. Кузьмина Л.В. Преимущества и недостатки дистанционного обучения // Вестник Московского университета МВД России. - 2012. - №1 [Электронный ресурс]. 2. Кузнецова О.В. Дистанционное обучение: за и против // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - №8-2. - С. 362-364 [Электронный ресурс]. 3. Кузняк Н.Б. Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки / Н.Б. Кузняк, Е.Ю. Гаген // Молодой ученый. - 2017. - №11 (145). - С. 466-69 [Электронный ресурс]. 4. Рыбина Е.А. Преимущества и недостатки дистанционного обучения / Е.А. Рыбина, А.А. Власова, В. А. Ротанова [и др.] // Современные научные исследования и инновации. - 2020. - №6 [Электронный ресурс]. 5. Шестопалов Е.В. Преимущества и недостатки дистанционного обучения / Е.В. Шестопалов, Е.В. Суворова // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - №6 [Электронный ресурс]
Источник: Социально-педагогические вопросы образования и воспитания : материалы II Всерос. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 17 мая 2022 г.) / гл. ред. Ж.В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. - Чебоксары: Среда, 2022. - 332 с. |