Роль коммуникации в социализации подростков
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Волосков Игорь Владимирович д-р филос. наук, академик, учитель ГБОУ «Школа №887» г. Москва Валлис Ингеборг д-р филос. наук, психолог, психотерапевт
ИП г. Москва


Ключевые слова: подростки, социализация, коммуникация.


Изучение процесса усвоения современным подростком социокультурных традицией, социокультурного опыта является актуальной задачей современной социальной антропологии, педагогики, психологии. Социокультурный опыт, который является образцом для подростка, становится основой его мировоззрения, личностных качеств, моделей поведения. С этой точки зрения интересен подход антропологии, педагогики, психологии к рассмотрению процесса освоения ребенком культурной традиции, социальных норм и образцов поведения, а также определение важности тех факторов, которые делают для подростка привлекательным тот или иной социокультурный опыт. Современный подросток живет в информационном мире, его окружает множество мировоззрений, социокультурных моделей, образцов поведения. И во многом от его выбора зависит, какому опыту ему подражать, что сделать основой своего мировоззрения, на какие нормы и модели поведения он будет ориентироваться в социокультурной практике.
Исследование опыта подросткового возраста является значимой традицией американской культурной антропологии. В исследовании подросткового возраста данная традиция акцентирует внимание на феномен юности как этапа освоения культуры, ее традиций, ценностей, норм. Передача культурной традиции рассматривается с позиции коммуникации между взрослыми и подростком. При этом взрослый выступает как транслятор социокультурного опыта, а подросток подражает примеру взрослого на основе его авторитетности. Американскими антропологами проводились исследования в разных странах коммуникации между взрослыми и подростками, где оценивалась их частотность, эмоциональная наполненность. На базе исследований, проводимых в 40-е годы XX века под руководством американского антрополога Г. Мердока, был создан мировой этнографический атлас. В основу атласа была заложена:
1) отношение родителя к подростку: понимание (теплота, любовь), враждебность, безразличие, контроль;
2) оценка родительского контроля: отсутствие контроля, слабый, твердый, следящий, ограничивающий автономию личности.
Исследование коммуникации взрослых и подростка легло в основу культурно антропологической концепции Маргарет Мид [1]. Полученные Мид результаты показали, что мышление ребенка и подростка логично. Исследуя особенности мышления полинезийских подростков в естественных условиях, она отметила высокий уровень творческих способностей, стремление и умение обучаться новым навыкам. В соответствии с особенностями процесса передачи социокультурного опыта Мид на основе полевых исследований выделила три типа культур:
-постфинуративная, где подростки учатся у старшего поколения, стариков, которые передают образ жизни культуры;
-кофигуративный, передача опыта от родителей. В таких культурах отсутствует связь подростков и родителей со старшим поколением, в результате ослабляется преемственность поколений;
-префигуративный, где взрослые и подростки обмениваются социокультурным опытом. Подростки в таких культурах способны передавать свой опыт, знания, навыки родителям. Однако для выстраивания такой модели отношений взрослый-подросток необходим диалог, коммуникация между взрослыми и подростками.
При исследовании культур Мид разделяет культуры, в которых подростки обучаются практически на основе собственного опыта под руководством взрослых, наблюдая за действиями взрослых и подражая им. В других культурах для социализации подростков существуют особые социальные институты, где осуществляется целенаправленный процесс обучения детей специалистами. Помимо традиционных институтов создаются особые учреждения для трудных подростков, склонных к девиантному поведению (комиссии по делам несовершеннолетних, воспитательные колонии).
Таким образом, в культурно антропологической концепции М. Мид важным оказывается, кто передает социокультурный опыт (родители, старики), как передается социокультурный опыт (непосредственное наблюдение и подражание или с помощью специалистов в особом социальном институте). От носителя социально-культурного опыта и характера его передачи зависит не только тип культуры, но и поведение взрослых представителей данной культуры в определенных социокультурных ситуациях. На первый план, по мысли Т. Парсонса [1] выходит социально значимый взрослый. Именно они, являясь авторитетами в глазах подростка, формируют его мировоззрение, нормы, правила и образцы поведения.
Современные общество, согласно концепции М. Мид, находятся на префигуративном этапе развития. Потому при исследовании подростковой социализации важными оказываются родители, их образование, положение в обществе, частотность отношений с ребенком, эмоциональная насыщенность этих отношений, тональность отношений и уровень доверия с ребенком. Отношения родители - подростки, подростки - учителя в подростковом периоде осложняются стремлением подростков к самостоятельности, независимости, демонстрации образцов поведения взрослых, стремлении к коммуникации с другими подростками, поиск социально значимых взрослых (педагоги, руководители кружков, клубов, тренера, музыкальные кумиры). В отсутствии социально значимых взрослых
подростки замыкаются в своей среде, создают дворовые компании, попадают под влияние субкультурных и криминальных групп, увлекаются курением, употреблением алкогольных напитков. Данные асоциальные формы воспринимаются как образцы поведения взрослых.
В современном обществе ответственность за социализацию подростков лежит на родителях, поскольку представители старшего поколения отстраняются от процесса коммуникации. Однако родители неизбежно вынуждены совмещать функции по воспитанию и социализации подростков с работой, которая не позволяет полностью сконцентрироваться на социализации подростков, контролировать процесс социализации. В этих условиях занятости обоих родителей в сфере труда возникает особый социальный институт образования, на который перелагается ответственность за обучение, воспитание, социализацию подростков. В задачи данного института входит не просто организация времяпровождения подростка, но и контроль, информирование родителей о жизнедеятельности подростка, особенностях его социального развития, мировоззрения, поведения. При этом родители обязаны обеспечить доступ к институту образования, создать условия для обучения подростка. Так коммуникация с родителями дополняется общением с учителями, классным руководителем как социально значимыми взрослыми, носителями значимого социокультурного опыта. При этом родители выбирают социокультурную среду, которая создается конкретной образовательной организацией, выбирают педагогов, чей социокультурный опыт представляется им наиболее ценным, социально значимым.
Таким образом, коммуникация с социально значимым взрослым, где взрослый и подросток являются полноправными субъектами, находятся в состоянии обмена информацией, знаниями, навыками становится основой социализации. При этом от социальных характеристик взрослых, их мировоззрения, ценностей, норм, образцов поведения во многом зависит осваиваемый подростком социокультурный опыт, те ценности, нормы, образцы поведения, на которые он ориентируется в социокультурной практике.
Список литературы
1. Волосков И.В. Социальная антропология. - М.: НИЦ Инженер, 2011. - С. 209-211.
Источник: Педагогика, психология, общество: от теории к практике : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 22 июля 2022 г.) / гл. ред. Ж. В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. - Чебоксары : Среда, 2022. - 340 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.