На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Особенности профессиональной деятельности школьного психолога по коррекции психоэмоционального состояния учащихся 5-8 классов
Особенности профессиональной деятельности школьного психолога по коррекции психоэмоционального состояния учащихся 5-8 классов
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Юшкова Наталья Борисовна заместитель директора МБОУ «СОШ №19» г. Вышний Волочек, Тверская область
аспирант
ФГБОУ ВО «Тверской государственный технический университет» г. Тверь, Тверская область

Ключевые слова: психокоррекция, коррекционно-развивающая деятельность, эмоции, психоэмоциональное состояние, эмоционально-волевая сфера, психические процессы, психодиагностика.


История развития психологической службы в образовательной организации помогает оценить роль педагога-психолога в образовательном процессе, выявить его специфические цели и задачи. В круг таких задач традиционно входят «психологическая профилактика, психологическое просвещение, психодиагностика, развивающая и психокоррекционная работа, психологическое консультирование, психологическая реабилитация» [7, с. 45]. Однако существует потребность в решении принципиально новых задач, например, таких как психологическое сопровождение инновационного образовательного процесса, психологическая помощь при подготовке к экзаменам (ОГЭ, ЕГЭ), Всероссийским проверочным работам и другое.
Сложности, сопутствующие психическому развитию в среднем школьном возрасте, во многом связаны с тем, что существенные психологические изменения (становление рефлексии, самосознания, понимания личностной цельности и уникальности) не сопровождаются изменениями из вне, то есть материальном или социальном положении детей, а потому не всегда своевременно осознаются взрослыми. Особенности их поведения, манеры одеваться, способы общения объясняются во многом их маргинальным положением - еще не взрослые, но уже и не дети. Высокая эмоциональная возбудимость усиливает их сензитивность к негативным
реакциям взрослых, собственной неуспешности, внешней непривлекательности, часто вымышленной, а частично связанной с быстрым ростом и созреванием. Это делает их самооценку особенно неустойчивой, повышает вероятность изменений в поведении и общении [2, с. 13].
Родители хотят от ребенка нормативного поведения. И иногда не понимая, как это сделать, используют всякого рода наказания и запреты. Это часто приводит к возникновению трудностей и разногласий, что вызывает эмоциональные переживания, проявляющиеся в замкнутости ребенка и его незащищенности. В таких ситуациях он пытается найти понимание. В этот момент он является «ведомым»: его легко вовлечь в различные группы, организации, секты. Он может попробовать принимать алкоголь и другие запрещенные вещества.
В условиях современной жизни на детей обрушивается поток деструктивной информации: социальные сети, Интернет, компьютерные игры, которые оказывают негативное влияние на эмоциональную сферу. Также в возрасте 11-13 лет усиливается стремление к независимости от других и боязни ее по причине психологической неготовности к принятию ответственности за свои решения и поступки. Происходит процесс затруднения самопонимания: по мере «накопления» знаний о своей личности, приобретаемых в процессе общения со взрослыми и сверстниками, постоянного сравнения себя с «другими», усиливается внутреннее напряжение, обостряется чувство беспокойства. [1, с. 56]. Поэтому выявление психологических причин тех или иных проблем, трудностей в обучении и воспитании учащихся 5-8-х классов занимает в настоящее время одно из главных мест в работе школьного педагога-психолога. Чтобы вовремя среагировать на происходящие с обучающимся изменения, получить достоверную информацию об их психоэмоциональных проявлениях, определить причины неуспеваемости, поведенческих отклонений, изменений в развитии, педагог-психолог может использовать разные диагностические методы.
По определению К.М. Гуревича, задача психодиагностики состоит в сборе информации об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна и им самим и тем, кто с ними работает [5, с. 46]. Психодиагностика в системе психологической службы школы имеет свои принципиальные особенности. В ряде исследований отмечается прежде всего необходимость различать психодиагностику «научно-исследовательскую» и «научно-практическую» [3, с. 11]. Если задача первой - устанавливать определенные закономерности психического развития, то цель второй - давать ответы на конкретный вопрос, выявлять причину конкретного психологического явления или нарушения. При этом диагностика причин не является для практического психолога самоцелью. Ее главная задача - разработка рекомендаций по психическому развитию ребенка или коррекции этого развития. В диагностике важно умение выделять психологическую проблему, правильно задавать вопрос. При этом необходимо получить нужную информацию от учителей, родителей, учащихся, проанализировать эту информацию и сформулировать вывод.
Выбор метода обследования - один из наиболее сложных этапов диагностико-коррекционной работы психолога. Один из существенных недостатков использования любых стандартизированных методик заключается в кажущейся легкости проведения анализа и выявления результата. Начинающий практический психолог думает, что сопоставление полученных им данных с ключом стандартизированной методики само по себе дает диагноз. Это неверно.
Обратимся к мнению Лоуреиса Френка, который писал: «Нельзя надеяться, что стандартизованная процедура сможет широко осветить индивидуальную личность как уникальную индивидуальность. Она также не сможет способствовать проникновению в динамические процессы лично- сти»[4, с. 43]. Поэтому даже прекрасное знание тестовых методик не дает права на категорическое экспертное решение, необходим еще глубокий психологический анализ и грамотная интерпретация комплекса разных показателей в их динамике. Особенно это важно учитывать школьному психологу, так как полученные в результате тестовых испытаний данные полностью не раскрывают ближайших возможностей школьника.
Еще Л.С. Выготский утверждал, что наличное состояние возможностей ребенка не дает правильного представления о ходе его психического развития, поскольку существенно важным является не только то, что может выполнить ребенок в настоящее время, но и то, чего он сможет достичь в ближайшем будущем, какова его «зона ближайшего развития» [2, с. 34]. Именно поэтому возникает необходимость построения отдельных диагностических методик в форме обучающего, формирующего эксперимента.
Опыт работы школьных психологов показывает, что применение одних и тех же стандартных, даже очень надежных методов, как правило, не дает возможности получить ответ на конкретный вопрос, поставленный перед ними. Психолог должен владеть самыми разнообразными методами - как высокоформализованными (техниками типа теста Векслера, MMPI, опросника Кэттелла, теста Амтхауэра и другие), так и низкоформализованными (наблюдение, беседа, проективные методы и прочие) [4, с. 68].
К. Роджерс, обращал внимание, что в настоящее время нельзя утверждать, что какой-то один метод «самый лучший» и «единственно правильный»^, с. 89]. Также и Б.Г. Ананьев подчеркивал, что в диагностические методы должны быть эффективными и пригодными к массовому применению. [6, с. 24].Таким образом, применяя различные методики, психолог получает точную информацию об индивидуальных особенностях учащегося в том объеме, в котором это необходимо для выявления проблемы и ее психологической оценки.
Очень часто психолог должен получить такую информацию о ребенке быстро и оперативно. Отсюда острая потребность в методиках, не связанных с громоздкой процедурой обработки и позволяющих осуществить экспресс-диагностику. Экспресс-методики большей частью основаны на качественном анализе высказываний, продуктов деятельности, способов выполнения заданий и так далее. [4, с. 12]. В качестве таких психодиагностических средств могут быть использованы так называемые функциональные пробы. Чтобы более глубоко и тонко определить причины того или иного психологического явления, психолог должен уметь сочетать собственные впечатления с заключениями, полученными в результате применения тестовых и других объективных методик. Поэтому практический психолог должен постоянно искать связь между научно-диагности- руемым признаком состояния и наблюдаемыми реакциями в поведении, мимике, жестикуляции, в голосе, взгляде, в вегетативных проявлениях.
Работа психолога по изучению психического и личностного развития обучающихся 5-8-х классов обязательно должна приводить к выработке конкретных рекомендаций. Для осуществления развивающей и психокоррекционной работы педагог-психолог разрабатывает и осуществляет программы, направленные на формирование личности с учетом задач развития обучающегося на каждом возрастном этапе. Так, например, в 5 классе можно провести опрос о чувствах в школе, чтобы иметь представление об эмоциональном портрете класса. В 12 лет используют метод разноцветных писем, чтобы определить степень психоэмоционального комфорта подростков на разных занятиях. А в 7-8 классе практикуют экспрессоценку диагностики самочувствия, активности и настроения [3, с. 35].
Таким образом, диагностируется проблема психологического здоровья учащихся 5-8-х классов и выбирается методика их коррекции. А поскольку спектр психоэмоциональных состояний велик, то различные методы диагностики помогают вовремя выявить отклонения в поведении обучающегося.
Следовательно, система психологической коррекции, направлена на смягчение эмоционального дискомфорта ребенка, повышение его самостоятельности.
Психоэмоциональное состояние - основа здоровья личности. Умение понять и простить, терпение, выдержка, любовь и вера во взрослеющего ребенка дадут нам, взрослым силы, а ему - шанс оправдать наши надежды, стать в дальнейшем самодостаточным человеком, с крепким внутренним стержнем, с высоким уровнем эмоционального и социального интеллекта, настоящей личностью.


Список литературы
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: учеб. пособ. / В.А. Аверин. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 1998.
2. Выготский Л.С. Проблемы психического развития ребенка / Л.С. Выготский // Избранные психологические исследования. - М.: Изд-во Академит педагогических наук РСФСР, 1956.
3. Изотова Е.И. Психологическая служба в системе образования / Е.И. Изотова. - М.: Академия, 2012. - 304 с.
4. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2012.
5. Марютина Т.В. Психология развития: учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений / Т.В. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова [и др.]; под ред. Т.Д. Мар- цинковской. - М.: Академия, 2001.
6. Психологическая служба образования в России [Электронный ресурс].
7. Психология современного подростка / под ред. Л.А. Регуш. - СПб.: Речь, 2005

Источник: Педагогика, психология, общество: от теории к практике : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 22 июля 2022 г.) / гл. ред. Ж. В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. - Чебоксары : Среда, 2022. - 340 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.