Куприянова Ольга Викторовна магистрант ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» г. Красноярск, Красноярский край педагог-психолог МБОУ «Емельяновская СОШ №1» рп Емельяново, Красноярский край Научный руководитель Сафонова Марина Вадимовна канд. психол. наук, доцент ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» г. Красноярск, Красноярский край Ключевые слова: эмоциональная компетентность, родители, младшие школьники, эмпатия.
На современном этапе развития общества вопрос компетентности в понимании и выражении эмоций стоит достаточно остро, поскольку искусственно насаждается культ рационального отношения к жизни. Люди все чаще в столкновении с сильными эмоциями подавляют, вытесняют их из сознания, «запрещают» себе чувствовать. Именно поэтому, в современном обществе постоянно растет количество людей, которые страдают неврозами, психосоматическими заболеваниями. Решению данных проблем, а также профилактикой их возникновения может стать целенаправленная работа по развитию эмоциональной осведомленности, способности, которая в современных исследованиях называется эмоциональной компетентностью. На сегодняшний день эмоциональный интеллект, как смежное понятие эмоциональной компетентности, выступает одним из наиболее популярных понятий последнего десятилетия, он внесен в 2020 году экспертами Всемирного экономического форума в топ-10 наиболее важных навыков [12]. Как было отмечено выше, наряду с понятием «эмоциональный интеллект», широкое использование приобретает более новый феномен настоящего времени - эмоциональная компетентность личности. Для определения сущности и содержания объекта нашего исследования, мы столкнулись с необходимостью дифференциации понятий «эмоциональный интеллект» и «эмоциональная компетентность». По мнению Т.В. Пантелеевой, все чаще исследователи феномена, сходятся во мнении, что под термином «эмоциональный интеллект» следует считать ментальное образование, врожденное качество личности, проявляющееся в способности действовать в согласии с внутренней средой собственных чувств и эмоций, понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза и использовать эмоции для повышения эффективности мышления и поведения. В то время как под понятием «эмоциональная компетенция» стоит понимать навыки, способности личности к саморегуляции и регуляции интерперсональных отношений путём понимания собственных эмоций и эмоций окружающих, формируемые в процессе культурного и социального развития личности [8]. В нашей работе, вслед за В.В. Гриценко, мы придерживаемся следующего определения эмоциональной компетентности - это интегральное свойство личности, это совокупность знаний, умений и навыков, которые позволяют принимать адекватные решения и действовать на основе результатов интеллектуальной обработки внешней и внутренней эмоциональной информации, которую предоставляет человеку эмоциональный интеллект [2, с. 101-102]. Также мы разделяем мнение О.Н. Бобылевой, которая определяет эмоциональную компетентность родителей младших школьников как динамическую комбинацию взглядов, ценностей, знаний об эмоциях детей младшего школьного возраста, подразумевающую умение родителей выражать, понимать и управлять собственными эмоциями, а также эмоциональным состоянием детей [1, с. 18-19]. На следующем этапе, нами были проанализированы авторские модели эмоциональной компетентности отечественных исследователей (И.Н. Андреева, Г. Юсупова, Д.В. Люсин, М.А. Манойлова) и зарубежных (П. Сэ- ловей и Дж. Мэйер, Д. Г оулмен, Р. Бар-Он, К. Саарни) и выделена структура эмоциональной компетентности, представленная в таблице 1.
Таблица 1 Структура эмоциональной компетентности родителей
Эмоциональная компетентность
|
Личностный компонент
|
Межличностный компонент
|
Выражение родителем своих эмоций
|
Понимание родителем своих эмоций
|
Управление родителем своими эмоциями
|
Восприятие родителя эмоций своего ребенка
|
Понимание родителем эмоций своего ребенка
|
Управление родителем (влияние) эмоциями ребенка
|
Личностный компонент является ключом к самопознанию, пониманию, выражению, идентификации, стимулированию собственных эмоций и чувств в целях управления своим поведением. В структуру личностного компонента входят следующие элементы: 1) выражение собственных эмоций: способность адекватно проявлять свое эмоциональное состояние с помощью невербальных средств: мимики лица, жестов, интонаций речи, силы и высоты голоса. Знание и активное использование в речи лексических и грамматических средств выражения эмоций; 2) понимание собственных эмоций: распознавание, осознание собственных чувств и эмоций, причин их возникновения и последствий, к которым они приводят; 3) управление собственными эмоциями: умение управлять собственными внутренними состояниями, импульсами, ресурсами; определять источник и причину возникновения эмоций, уровень полезности; изменять интенсивность эмоций, заменять их на другие. Межличностный компонент - это способность воспринимать, понимать эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста, понимать причины эмоциональных проявлений, способность управлять эмоциями. В межличностный компонент входят: 1) восприятие эмоций - это способность адекватно воспринимать эмоции других людей, с помощью вербальных и невербальных средств распознавать их эмоциональное состояние; 2) понимание эмоций других (эмпатия) - это осознание эмоций других, определение эмоциональных состояний по вербальным и невербальным признакам; восприимчивость к чувствам и взглядам другого; 3) влияние на эмоции других людей - это умение вызвать желаемые реакции у других; владение эффективными тактиками убеждения, направленных на предотвращение неблагоприятных состояний других; вдохновение и целенаправленное воздействие на эмоции других людей; инициирование или управление изменениями. На подготовительном этапе констатирующего эксперимента мы определили критерии и уровни изучаемого феномена, которые представлены в таблице 2.
Критерии и уровни эмоциональной компетентности родителей младших школьников
Таблица 2
Компоненты
|
Уровни развития эмоциональной компетентности родителей младших школьников
|
|
|
высокий
|
средний
|
низкий
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Выражение своих эмоций
|
Родитель справляется с задачей вербального и невербального выражения своего эмоционального состояния
|
Родитель справляется с задачей вербального и невербального выражения своего эмоционального состояния в зависимости от ситуации
|
Родитель чаще всего затрудняется верно выразить своё эмоционального состояние с помощью вербальных и невербальных средств
|
Внутриличностный
компонент
|
Понимание своих эмоций
|
Родитель справляется с задачей определения своего эмоционального состояния и его причин
|
Родитель справляется с задачей определения своего эмоционального состояния и его причин в зависимости от ситуации
|
Родитель чаще всего затрудняется верно определить свое эмоциональное состояние и его причины
|
Управление своими эмоциями
|
Родитель эмоционально отходчив,
|
Родитель не всегда эмоционально отходчив, редко
|
Родитель эмоционально не отходчив, чаще
|
|
эмоционально
|
проявляет
|
всего
|
|
гибок,
|
эмоциональную
|
эмоционально
|
|
т.е. обладает
|
гибкость,
|
ригиден,
|
|
способностью
|
проявляет свою
|
затрудняется
|
|
произвольно
|
способность
|
управлять своими
|
|
управлять своими эмоциями
|
управлять эмоциями в зависимости от ситуации
|
эмоциями
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Межличностный
компонент
|
Восприятие эмоций
|
Родитель справляется с задачей понимания эмоционального состояния своего ребенка на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и содержания вербальной информации
|
Родитель справляется с задачей понимания эмоционального состояния своего ребенка на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и содержания вербальной информации в зависимости от ситуации
|
Родитель затрудняется в понимании эмоционального состояния своего ребенка на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и содержания вербальной информации
|
Понимание эмоций ребенка (эмпатия)
|
Родитель осознает эмоциональное состояние ребенка и возможные причины его вызвавшие. Часто проявляет сопереживание и чуткость к внутреннему состоянию ребенка, устанавливает эмоциональный контакт
|
Родитель ситуативно осознает эмоциональное состояние ребенка и возможные причины его вызвавшие. Проявляет сопереживание и чуткость к внутреннему состоянию ребенка, устанавливает эмоциональный контакт в зависимости от ситуации
|
Родитель не осознает эмоциональное состояние ребенка и возможные причины его вызвавшие. Затрудняется проявлять сопереживание и чуткость к внутреннему состоянию ребенка, устанавливать эмоциональный контакт
|
Управление эмоциями ребенка
|
Родитель обладает выраженной способностью вызывать у ребенка те или иные эмоции и снижать интенсивность нежелательных эмоций
|
Родитель не всегда способен вызывать у ребенка те или иные эмоции и/или снижать интенсивность нежелательных эмоций
|
Родитель не обладает способностью вызывать у ребенка те или иные эмоции и/или снижать интенсивность нежелательных эмоций
|
На этапе анализа диагностического инструментария мы столкнулись с проблемой его подбора. Несмотря на разнообразие методик измерения эмоционального интеллекта, они чаще всего являются отражением авторской модели, авторских представлений о структуре и содержании эмоционального интеллекта и эмоциональной компетентности как психологических феноменов. По мнению Е.А. Сергиенко, И.И. Ветровой, представленные на сегодняшний день методики условно можно разделить на 2 типа: опросники, основывающиеся на модели способностей и на смешанной модели эмоционального интеллекта. Первые, чаще всего, предполагают выполнение заданий, решении задач с правильными и неправильными вариантами ответа (MSCEITV2.0 Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test; LEAS Levels of Emotional Awareness и др.). Вторые - представлены в виде опросников, основанных на самоотчете, самооценке (опросник «EQ-i» Р. Бар-Она, опросник «EQ» Н. Холла, опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина, методика диагностики эмоционального интеллекта «МЭИ» М.А. Манойловой и др.) [9]. Мы, в своем исследовании в подборе диагностического инструментария исходили из логики конгруэнтного соотношения выделенных компонентов эмоциональной компетентности родителей младших школьников и представленного в методиках шкал, позволяющих измерить их уровень. В качестве основных методик выбраны: 1) методика диагностики эмоционального интеллекта «МЭИ» М.А. Манойловой [6]; 2) диагностика эмоционального интеллекта ЭмИн Д.В. Люсина [4]; 3) самооценка эмоциональной экспрессивности, авторы: Л.Е. Богина, А.Е. Ольшанникова [11]; 4) опросник эмоциональных отношений в семье (методика ОДРЭВ) Е.И. Захаровой [10]. В качестве дополнительной выбрали методику диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко [3]. В данной статье представлены результаты констатирующего среза по межличностному критерию: понимание чужих эмоций, эмпатия. В качестве диагностической методики выбран опросник В.В. Бойко «Диагностика эмпатических способностей». В исследовании приняли участие родители учащихся 1-го классов, в возрасте от 27-49 лет, в количестве 30 человек. Респондентам было предложено ответить «да» или «нет» на 36 утверждений. Методика позволяет определить 6 тенденций в структуре эмпатии, представленных в шкалах: рациональный канал эмпатии; 1) эмоциональный канал эмпатии; 2) интуитивный канал эмпатии; 3) установки, способствующие или препятствующие эмпатии; 4) проникающая способность в эмпатии; 5) идентификация. А также суммарный показатель, представленный в интегральной шкале, помогающий определить уровень эмпатичных способностей. Результаты исследования представлены на рис. 1.
|
Мы видим, что среди респондентов самым развитым из структурных компонентов эмпатии является идентификация, как умение понять другого на основе сопереживания, постановки себя на место партнера (21 респондент демонстрирует высокий уровень и 9 респондентов средний уровень). Достаточно высокий уровень сформированности «проникающей способности», продемонстрировали все респонденты (16 человек с высоким уровнем и 14 со средним). Под «проникающей способностью» B. В. Бойко подразумевает: коммуникативное свойство человека, помогающее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. С похожими характеристиками по уровню сформированности представлен - интуитивный канал эмпатии, который позволяет человеку предвидеть поведение партнера, действовать в условиях дефицита исходной информации, опираться на опыт, хранящийся в подсознании. Наиболее пристального внимания в данном исследовании требует рациональный канал эмпатии, т.к. 6 из 30 респондентов продемонстрировали низкий уровень сформированности данного компонента, эмоциональный канал эмпатии - низкий уровень продемонстрировали 2 из 30 респондентов. И у 3 из 30 респондентов отмечены негативные установки, препятствующие эмпатии. Представленные результаты будут положены в основу создания и реализации одного из разделов программы группового консультирования родителей младших школьников, направленного на формирование эмпатии.
Список литературы 1. Бабылева О.Н. Эмоциональная компетентность родителей воспитанников как объект представлений будущих педагогов дошкольного образования / О.Н. Бабылева // Научные труды Республиканского института высшей школы. - 2016. - №16-2. - С. 18-25. 2. Гриценко В.В. Эмоциональная компетентность как фактор повышения эффективности воспитательной работы / В.В. Гриценко // Педагогика: традиции и инновации. - 2016. - C. 101-104. 3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства: учебное пособие / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. - 782 с. 4. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн / Д.В. Люсин // Психологическая диагностика. - 2006. - №4. - С. 3-22. 5. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. - С. 29-36. 6. Манойлова М.А. Авторская методика диагностики эмоционального интеллекта МЭИ / М.А. Манойлова // Пед. диагностика. - 2007. - №3. - С. 95-109. 7. Наймушина Л.М. Социально-эмоциональное обучение как новое направление развития педагогической науки и практики / Л.М. Наймушина // Педагогика: история, перспективы. - 2019. - №3. - С. 41-47. 8. Пантелеева Т.В. Краткий очерк истории развития проблематики эмоционального интеллекта в отечественной психологии / Т.В. Пантелеева // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). - Челябинск, 2015. - С. 19-25. 9. Сергиенко Е.А. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEITv. 2.0): руководство / Е.А. Сергиенко. -М.: Институт психологии РАН, 2010. - 176 с. 10. Шинина Т.В. Семейная психология методика «оценка детско-родительского взаимодействия» evaluation of child-parent interaction (ecpi-2.0): практическое пособие / Т.В. Шинина, И.Н. Галасюк. - 2-е изд. - М.: Юрайт, 2019. - 240 с. 11. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. - 490 с. 12. Lau P.S.Y. Emotional competence as a positive youth development construct: conceptual bases and implications for curriculum development / P.S.Y. Lau // International Journal of Adolescent Medicine and Health. - 2006. - Vol. 18. №3. - P. 355-362.
Источник: Педагогика, психология, общество: от теории к практике : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 22 июля 2022 г.) / гл. ред. Ж. В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. - Чебоксары : Среда, 2022. - 340 с. |