На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Методы изучения психологических особенностей отношений в диаде «родитель - подросток»
Методы изучения психологических особенностей отношений в диаде «родитель - подросток»
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Шаад Ирина Николаевна магистрант
ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» г. Красноярск, Красноярский край
учитель
МКОУ «Чуноярская средняя школа №13» с. Чунояр, Красноярский край Научный руководитель Сафонова Марина Вадимовна канд. психол. наук, доцент ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» г. Красноярск, Красноярский край



Ключевые слова: подросток, родители, межличностные отношения, психологические характеристики, психологическое консультирование, диада «подросток - родитель».


В настоящее время происходит трансформация общества, важность сохранения доверительных отношений, особенно в период, когда подросток стремится к эмансипации от родителей, друзья становятся более значимыми, чем семья, формируется собственная картина мира. Взросление подростка требует от родителя и самого подростка перестройки взаимоотношений на новом уровне развития.
Исследование посвящено изучению психологических особенностей отношений в диаде «родитель - подросток» в процессе психологического консультирования. На этапе констатирующего эксперимента перед нами стояла задача подобрать диагностический материал и описать психологические особенности отношений в диаде «родитель-подросток».
На основании проанализированной литературы о психологических особенностях отношений в диаде «родитель - подросток» (Н.Н. Авдеева, Т.В. Архиреева, С.В. Батунина-Гретчаная, Н.С. Боровникова и др.) нами были выделены и сформулированы критерии изучаемого феномена.
Цель исследования заключалась в разработке практической апробации программы консультирования в диаде «подросток - родитель» как средство оптимизации отношений.
Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что работа психолога консультанта по оптимизации отношений в диаде «подросток - родитель» будет эффективна, если в процессе консультирования:
1) будет учтено своеобразие семейной ситуации,
2) в целях оптимизации отношений в диаде «подросток - родитель» будет использована в рамках психологического консультирования программа «Связующее звено».
В целях исследования психологических особенностей отношений в диаде «подросток - родитель» было проведено исследование, которое проводилось на базе муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Чуноярская средняя школа №13», в нем принимали участие 40 подростков в возрасте 11-13 лет и их родители.
Огромный диапазон воспитательного влияния семьи - базового фактора в социализации ребенка, в формировании его личности и осуществлении ценностно-ориентационной деятельности.
Многообразие отношений между членами семьи, эмоциональная насыщенность и глубина чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, реакция родителей на переживания и поведение ребёнка - всё это создаёт среду для эмоционального и духовно-нравственного формирования личности. Семья поощряет одни личностные влечения ребенка, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет одни потребности, пресекая другие - в результате ребенок усваивает определенные нормы поведения и морально-нравственные ценности. Смысложизненные ориентации родителей и других ближайших родственников оказывают существенное влияние на формирование смысложизненных ориентаций взрослеющего ребенка.
Психологическое консультирование в диаде «подросток-родители» выстраивается на грамотном плане, созданном психологом - консультантом, в соответствии с возможностями участников пары. Работая с проблемой взаимоотношений подростка и родителей, консультационный процесс будет наиболее эффективен, так как в парной работе просматривается взаимодействие участников пары друг с другом не только в результате простого диалога, но и в процессе игр, выполнении творческих заданий и т. п.
Если психолог работает со всей семьей, цели психологической помощи должны быть ясными и значимыми для каждого из ее членов. Важно, чтобы на промежуточных стадиях консультирования психолог акцентировал внимание на достигнутых позитивных эффектах, поддерживая мотивацию членов семьи к дальнейшей работе.
На первом этапе работы стояла задача выбора критериев для оценки взаимодействия родителей с детьми, которые могли бы в дальнейшем стать шкалами опросника. Литературные данные свидетельствовали о том, что большинство авторов выделяют такие параметры взаимодействия родителя с ребенком: эмоциональные отношения, особенности общения и взаимодействия, противоречивость/непротиворечивость отношений. На основе данных критериев нами были выбраны следующие методики.
Методика «Взаимодействие родитель - ребенок» (И.М. Марковская) предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей [Марковская, 2005]. В качестве второй методики был подобран тест «Подростки о родителях» ADOR (Шафер), который изучает установки родителей, их поведение и методы воспитания так, как их видят дети в подростковом и младшем юношеском возрасте [Вассерман и др., 2004]. Третья методика, которая была применена в исследовании - опросник эмоциональных отношений в семье Е. И. Захаровой.
Таким образом, используя проанализированные методы, психологу, педагогу возможно выявить особенности межличностных отношений подростков и их родителей и своевременно помочь в корректировке данных отношений.
Результаты исследования взаимодействия родитель - ребенок представлены на рисунке 1.

 

взаимодействие родители - подросток

Рис. 1. Результаты опросника
«Взаимодействие родитель - ребенок» (ВРР) И.М. Марковской

Проанализируем результаты исследования по методике «Моя семья» (модификация методики М. Егоровой). Наглядно результаты представлены на рисунке 2.
По результатам исследования свои семьи благополучными считают 60% родителей, в то время как только 50% подростков считают взаимоотношения в семье благополучными. Посредственными отношения в семьи считают 30% родителей и 30% подростков, а вот неблагополучными отношения считают всего 10% родителей, в то же время такого мнения придерживаются 20% подростков.
Таким образом, отношения в диаде подросток-родитель нуждаются в оптимизации.
Главной причиной возникновения психологического консультирования считается потребность в оказании психологической помощи психологически здоровым людям, не имеющим серьезных клинических нарушений, но испытывающих трудности в ходе повседневной жизни.

взаимодействие родители – подросток 2

Рис. 2. Результаты исследования по методике «Моя семья» (модификация методики М. Егоровой)

Главная задача психолога-консультанта - создать для психически здорового клиента условия, в которых он начал бы создавать осознанные способы действия, которые позволили бы ему действовать в соответствии с возможностями культуры.
В целях оптимизации отношений в диаде «подросток - родитель» была разработана и реализована в рамках психологического консультирования программа «Связующее звено».
В отечественной науке и практике взаимодействие психолога с родителями сводится к психологической консультации. Понимание сути проблем детей и улучшение взаимоотношений родителей с подростками, которое происходит в процессе работы именно в паре, повышает эффективность профилактических, психокоррекционных мероприятий с подростками.
При работе с диадой «подросток-родители» психологу-консультанту необходимо создать условия, для того чтобы осознание родителями и подростком самих себя и своих потребностей было возможно. Во -первых, важно информировать родителей и подростка о том, что у каждого человека свои интересы и потребности и это не просто нормально, это прекрасно. Если интересы противоречат друг другу, то это повод для начала взаимодействия, а не для ссор. Во-вторых, психологу-консультанту очень важно поддерживать любое проявление собственных желаний, потребностей, чувств, мнений и т. д. у каждого из диады «подросток-родители» и пресекать их смешение. Такая работа бывает продуктивной тогда, когда психологу удается создать безопасную ситуацию для самоисследования, как родителей, так и подростка, а также взаимного исследования ими друг друга.
Таким образом, создание условий, в которых диада «подросток-родители» начали бы воплощать план действий, составленный психологом - консультантом в соответствии с их возможностями, является главной задачей консультационного процесса.
Работа специалиста с диадой «подросток-родители» является наиболее эффективной формой психологического консультирования, поскольку процесс работы строится конкретно на взаимоотношениях участников и их взаимодействии между собой, за которым психолог-консультант наблюдает в процессе их общения, игры, совместного выполнения творческого задания и т. п.
Консультирование диады «подросток-родители», включает не только рекомендации психолога-консультанта, оно имеет определенную
организационную форму. Процедура консультирования диада «подросток-родители» состоит из определённых этапов, на которых строится весь процесс работы консультативного процесса.
После проведения консультаций и реализации программы «связующее звено» вновь было проведено исследования тех же подростков и их семей с целью выявления эффективности проведенных консультаций по тем же диагностикам.
Наибольшая согласованность взаимоотношения родителей и подростков была получена по следующим параметрам: «требовательность», «контроль» и «удовлетворенность».
При анализе данных методики «Опросник взаимодействие родитель - ребенок» (ВРР) И.М. Марковской получены следующие результаты, отличающиеся от результатов констатирующего этапа: 75% родителей полностью удовлетворены отношениями с детьми (в отличие от предыдущих 68%) и 25% родители, которые частично удовлетворены отношениями со своими детьми ( на констатирующем этапе -32%). Дети после консультаций показали результаты: полностью удовлетворен отношениями - 60% (на констатирующем этапе - 50%, частично удовлетворен взаимоотношениями с родителями - 40% (на констатирующем этапе- 50%).
Для более наглядного отображения данные представлены в таблице 1.


Таблица 1

Результаты опросника «Взаимодействие родитель - ребенок» (ВРР) И.М. Марковской

Параметры

Мать - подросток

Отец - подросток

Требовательность

85%

85%

Мягкость

90%

30%

Эмоциональная близость

80%

50%

Контроль

90%

90%

С отрудничество

75%

75%

Удовлетворенность отношениями

70%

60%

Наглядно сравнительные результаты исследования представлены на рисунке 3.

взаимодействие родители – подросток 3

Рис. 3. Результаты опросника «Взаимодействие родитель - ребенок» (ВРР) И.М. Марковской на контрольном этапе

Так были проанализированы согласованность параметров детско-родительских отношений как со стороны матери и ребенка, так и со стороны отца и ребенка. Наибольшая согласованность между оценками матери и ребенка была получена по следующим параметрам: «требовательность», «мягкость», «эмоциональная близость», «сотрудничество», «принятие» и «удовлетворенность».
Проанализируем результаты исследования по методике «Моя семья» (модификация методики М. Егоровой). Наглядно сравнительные результаты представлены на рисунке 4.

взаимодействие родители – подросток 4

Рис. 4. Сравнительные результаты исследования по методике «Моя семья» (модификация методики М. Егоровой)

По результатам исследования свои семьи благополучными считают 70% родителей, что на 20% выше результата констатирующего этапа и 60% подростков (констатирующий этап - 50%) считают взаимоотношения в семье благополучными. Посредственными отношения в семьи считают 30% родителей и 30% подростков, результат остался на прежнем уровне, однако, повысился результат по показателю благополучные и понизился результат по показателю неблагополучные, а вот неблагополучными отношения родители теперь не считают (на контрольном этапе - 10% родителей), также на 10% понизился этот показатель и у подростков - 10%, в то же время такого мнения на констатирующем этапе придерживались 20% подростков.
Суммируя полученные результаты проведенного исследования, выявлено, что, после проведенного психологического консультирования преобладает благополучный уровень детско-родительских отношений, где ребенок чувствует себя комфортно и уютно.
Список литературы
1. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. - СПб.: Речь, 2005. - 150 с.Источник: Педагогика, психология, общество: от теории к практике : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 22 июля 2022 г.) / гл. ред. Ж. В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. - Чебоксары : Среда, 2022. - 340 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.