Шаад Ирина Николаевна магистрант ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» г. Красноярск, Красноярский край учитель МКОУ «Чуноярская средняя школа №13» с. Чунояр, Красноярский край Научный руководитель Сафонова Марина Вадимовна канд. психол. наук, доцент ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» г. Красноярск, Красноярский край
Ключевые слова: подросток, родители, межличностные отношения, психологические характеристики, психологическое консультирование, диада «подросток - родитель».
В настоящее время происходит трансформация общества, важность сохранения доверительных отношений, особенно в период, когда подросток стремится к эмансипации от родителей, друзья становятся более значимыми, чем семья, формируется собственная картина мира. Взросление подростка требует от родителя и самого подростка перестройки взаимоотношений на новом уровне развития. Исследование посвящено изучению психологических особенностей отношений в диаде «родитель - подросток» в процессе психологического консультирования. На этапе констатирующего эксперимента перед нами стояла задача подобрать диагностический материал и описать психологические особенности отношений в диаде «родитель-подросток». На основании проанализированной литературы о психологических особенностях отношений в диаде «родитель - подросток» (Н.Н. Авдеева, Т.В. Архиреева, С.В. Батунина-Гретчаная, Н.С. Боровникова и др.) нами были выделены и сформулированы критерии изучаемого феномена. Цель исследования заключалась в разработке практической апробации программы консультирования в диаде «подросток - родитель» как средство оптимизации отношений. Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что работа психолога консультанта по оптимизации отношений в диаде «подросток - родитель» будет эффективна, если в процессе консультирования: 1) будет учтено своеобразие семейной ситуации, 2) в целях оптимизации отношений в диаде «подросток - родитель» будет использована в рамках психологического консультирования программа «Связующее звено». В целях исследования психологических особенностей отношений в диаде «подросток - родитель» было проведено исследование, которое проводилось на базе муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Чуноярская средняя школа №13», в нем принимали участие 40 подростков в возрасте 11-13 лет и их родители. Огромный диапазон воспитательного влияния семьи - базового фактора в социализации ребенка, в формировании его личности и осуществлении ценностно-ориентационной деятельности. Многообразие отношений между членами семьи, эмоциональная насыщенность и глубина чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, реакция родителей на переживания и поведение ребёнка - всё это создаёт среду для эмоционального и духовно-нравственного формирования личности. Семья поощряет одни личностные влечения ребенка, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет одни потребности, пресекая другие - в результате ребенок усваивает определенные нормы поведения и морально-нравственные ценности. Смысложизненные ориентации родителей и других ближайших родственников оказывают существенное влияние на формирование смысложизненных ориентаций взрослеющего ребенка. Психологическое консультирование в диаде «подросток-родители» выстраивается на грамотном плане, созданном психологом - консультантом, в соответствии с возможностями участников пары. Работая с проблемой взаимоотношений подростка и родителей, консультационный процесс будет наиболее эффективен, так как в парной работе просматривается взаимодействие участников пары друг с другом не только в результате простого диалога, но и в процессе игр, выполнении творческих заданий и т. п. Если психолог работает со всей семьей, цели психологической помощи должны быть ясными и значимыми для каждого из ее членов. Важно, чтобы на промежуточных стадиях консультирования психолог акцентировал внимание на достигнутых позитивных эффектах, поддерживая мотивацию членов семьи к дальнейшей работе. На первом этапе работы стояла задача выбора критериев для оценки взаимодействия родителей с детьми, которые могли бы в дальнейшем стать шкалами опросника. Литературные данные свидетельствовали о том, что большинство авторов выделяют такие параметры взаимодействия родителя с ребенком: эмоциональные отношения, особенности общения и взаимодействия, противоречивость/непротиворечивость отношений. На основе данных критериев нами были выбраны следующие методики. Методика «Взаимодействие родитель - ребенок» (И.М. Марковская) предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей [Марковская, 2005]. В качестве второй методики был подобран тест «Подростки о родителях» ADOR (Шафер), который изучает установки родителей, их поведение и методы воспитания так, как их видят дети в подростковом и младшем юношеском возрасте [Вассерман и др., 2004]. Третья методика, которая была применена в исследовании - опросник эмоциональных отношений в семье Е. И. Захаровой. Таким образом, используя проанализированные методы, психологу, педагогу возможно выявить особенности межличностных отношений подростков и их родителей и своевременно помочь в корректировке данных отношений. Результаты исследования взаимодействия родитель - ребенок представлены на рисунке 1.
 |
Рис. 1. Результаты опросника «Взаимодействие родитель - ребенок» (ВРР) И.М. Марковской
Проанализируем результаты исследования по методике «Моя семья» (модификация методики М. Егоровой). Наглядно результаты представлены на рисунке 2. По результатам исследования свои семьи благополучными считают 60% родителей, в то время как только 50% подростков считают взаимоотношения в семье благополучными. Посредственными отношения в семьи считают 30% родителей и 30% подростков, а вот неблагополучными отношения считают всего 10% родителей, в то же время такого мнения придерживаются 20% подростков. Таким образом, отношения в диаде подросток-родитель нуждаются в оптимизации. Главной причиной возникновения психологического консультирования считается потребность в оказании психологической помощи психологически здоровым людям, не имеющим серьезных клинических нарушений, но испытывающих трудности в ходе повседневной жизни.
Рис. 2. Результаты исследования по методике «Моя семья» (модификация методики М. Егоровой)
Главная задача психолога-консультанта - создать для психически здорового клиента условия, в которых он начал бы создавать осознанные способы действия, которые позволили бы ему действовать в соответствии с возможностями культуры. В целях оптимизации отношений в диаде «подросток - родитель» была разработана и реализована в рамках психологического консультирования программа «Связующее звено». В отечественной науке и практике взаимодействие психолога с родителями сводится к психологической консультации. Понимание сути проблем детей и улучшение взаимоотношений родителей с подростками, которое происходит в процессе работы именно в паре, повышает эффективность профилактических, психокоррекционных мероприятий с подростками. При работе с диадой «подросток-родители» психологу-консультанту необходимо создать условия, для того чтобы осознание родителями и подростком самих себя и своих потребностей было возможно. Во -первых, важно информировать родителей и подростка о том, что у каждого человека свои интересы и потребности и это не просто нормально, это прекрасно. Если интересы противоречат друг другу, то это повод для начала взаимодействия, а не для ссор. Во-вторых, психологу-консультанту очень важно поддерживать любое проявление собственных желаний, потребностей, чувств, мнений и т. д. у каждого из диады «подросток-родители» и пресекать их смешение. Такая работа бывает продуктивной тогда, когда психологу удается создать безопасную ситуацию для самоисследования, как родителей, так и подростка, а также взаимного исследования ими друг друга. Таким образом, создание условий, в которых диада «подросток-родители» начали бы воплощать план действий, составленный психологом - консультантом в соответствии с их возможностями, является главной задачей консультационного процесса. Работа специалиста с диадой «подросток-родители» является наиболее эффективной формой психологического консультирования, поскольку процесс работы строится конкретно на взаимоотношениях участников и их взаимодействии между собой, за которым психолог-консультант наблюдает в процессе их общения, игры, совместного выполнения творческого задания и т. п. Консультирование диады «подросток-родители», включает не только рекомендации психолога-консультанта, оно имеет определенную организационную форму. Процедура консультирования диада «подросток-родители» состоит из определённых этапов, на которых строится весь процесс работы консультативного процесса. После проведения консультаций и реализации программы «связующее звено» вновь было проведено исследования тех же подростков и их семей с целью выявления эффективности проведенных консультаций по тем же диагностикам. Наибольшая согласованность взаимоотношения родителей и подростков была получена по следующим параметрам: «требовательность», «контроль» и «удовлетворенность». При анализе данных методики «Опросник взаимодействие родитель - ребенок» (ВРР) И.М. Марковской получены следующие результаты, отличающиеся от результатов констатирующего этапа: 75% родителей полностью удовлетворены отношениями с детьми (в отличие от предыдущих 68%) и 25% родители, которые частично удовлетворены отношениями со своими детьми ( на констатирующем этапе -32%). Дети после консультаций показали результаты: полностью удовлетворен отношениями - 60% (на констатирующем этапе - 50%, частично удовлетворен взаимоотношениями с родителями - 40% (на констатирующем этапе- 50%). Для более наглядного отображения данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты опросника «Взаимодействие родитель - ребенок» (ВРР) И.М. Марковской
Параметры
|
Мать - подросток
|
Отец - подросток
|
Требовательность
|
85%
|
85%
|
Мягкость
|
90%
|
30%
|
Эмоциональная близость
|
80%
|
50%
|
Контроль
|
90%
|
90%
|
С отрудничество
|
75%
|
75%
|
Удовлетворенность отношениями
|
70%
|
60%
|
Наглядно сравнительные результаты исследования представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Результаты опросника «Взаимодействие родитель - ребенок» (ВРР) И.М. Марковской на контрольном этапе
Так были проанализированы согласованность параметров детско-родительских отношений как со стороны матери и ребенка, так и со стороны отца и ребенка. Наибольшая согласованность между оценками матери и ребенка была получена по следующим параметрам: «требовательность», «мягкость», «эмоциональная близость», «сотрудничество», «принятие» и «удовлетворенность». Проанализируем результаты исследования по методике «Моя семья» (модификация методики М. Егоровой). Наглядно сравнительные результаты представлены на рисунке 4.
Рис. 4. Сравнительные результаты исследования по методике «Моя семья» (модификация методики М. Егоровой)
По результатам исследования свои семьи благополучными считают 70% родителей, что на 20% выше результата констатирующего этапа и 60% подростков (констатирующий этап - 50%) считают взаимоотношения в семье благополучными. Посредственными отношения в семьи считают 30% родителей и 30% подростков, результат остался на прежнем уровне, однако, повысился результат по показателю благополучные и понизился результат по показателю неблагополучные, а вот неблагополучными отношения родители теперь не считают (на контрольном этапе - 10% родителей), также на 10% понизился этот показатель и у подростков - 10%, в то же время такого мнения на констатирующем этапе придерживались 20% подростков. Суммируя полученные результаты проведенного исследования, выявлено, что, после проведенного психологического консультирования преобладает благополучный уровень детско-родительских отношений, где ребенок чувствует себя комфортно и уютно. Список литературы 1. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. - СПб.: Речь, 2005. - 150 с.Источник: Педагогика, психология, общество: от теории к практике : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 22 июля 2022 г.) / гл. ред. Ж. В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. - Чебоксары : Среда, 2022. - 340 с. |