На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Исследование ситуативной тревожности у детей 5-6 лет
Исследование ситуативной тревожности у детей 5-6 лет
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Кондрашова Светлана Александровна
студентка
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область

Аннотация: в статье рассматривается проблема ситуативной тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Представлены возрастные особенности ситуативной тревожности, причины возникновения тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Раскрываются гендерные особенности проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Приведены результаты исследования уровня ситуативной тревожности у детей 5-6 лет.


Ключевые слова: тревожность, ситуативная тревожность, старший дошкольный возраст, страх.


Проблема тревожности у детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных проблем в современном обществе. Среди негативных переживаний тревожность занимает особое место, часто она приводит к проблемам во взаимодействии с окружающими, снижению работоспособности и концентрации. На данный момент у большинства детей наблюдается, неуверенность в себе, беспокойство, робость, эмоциональная неустойчивость.
На основании психолого-педагогической литературы рассмотрим разные определения понятия «тревожность».
По определению Р.С. Немова, «тревожность - постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [3].
По определению А.М. Прихожан, «тревожность - переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» [4].
В отечественной психологии выделяют два основных вида тревожности: личностная и ситуативная.
Личностную тревожность рассматривают как ситуативно-устойчивые проявления тревожности, связанные с наличием у субъекта личностной черты.
Ситуативная тревожность рассматривается, как эмоциональная реакция на определенную стрессовую ситуацию, которая имеет различия по интенсивности во времени протекания. Ситуативная тревожность проявляется в напряжении, беспокойстве в конкретной ситуации.
Тревожность в старшем дошкольном возрасте проявляется следующим образом. У детей старшего дошкольного возраста в сравнении со взрослыми в большей степени выражены эмоционально-психологические и физиологические проявления тревожности. Данные явления обусловлены физической и психической незрелостью детей 5-6 лет, а также повышенной восприимчивостью к воздействиям окружающей среды и ситуациям вызывающих стрессовое состояние [1].
Немаловажное место в психологии занимает изучение гендерных аспектов тревожного поведения. Отмечено, что восприимчивость к определенным ситуациям вызывающие тревожное чувство у мальчиков и девочек разная. В дошкольном возрасте девочки менее тревожны, чем мальчики. Это связано с тем, что в старшем дошкольном возрасте мальчики и девочки по-разному реагируют на обстановку, создающие тревожность. У девочек чувство тревоги часто возникает по отношению к другим людьми. Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, наказаний от взрослых [2].
Тревожность как определенный эмоциональный настрой с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо неправильно, развивается ближе к старшему дошкольному возрасту.
Наиболее частые причины повышенной тревожности у детей дошкольного возраста, являются: авторитарный тип воспитания, страхи и тревожность взрослых, повышенные требования, гиперопека.
Диагностика выявления ситуативной тревожности у детей старшего дошкольного возраста осуществлялась с использованием трех проективных методики. Были получены результаты. По методике «Тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена были получены следующие результаты: высокий уровень тревожности наблюдается у 2 детей (8%); средний уровень тревожности у 4 детей (16%); низкий уровень тревожности у 19 детей (76%). По результатам методики М.З. Дукаревич «Несуществующее животное» высокий уровень тревожности наблюдается у 3 детей (8%); средний уровень у 4 детей (16%); низкий уровень у 19 детей (76%). По результатам методики «Паровозик» В.С. Велиева высокий уровень тревожности наблюдается у 3 детей (12%); средний уровень у 6 детей (24%); низкий уровень у 16 детей (64%).
Исследование показало, что в экспериментальной группе присутствуют дети с повышенной ситуативной тревожностью. Причина тому являлась конфликтные ситуации в семье, неправильный стиль воспитания и неправильные действия со стороны родителей.
Результаты исследования тревожности старших дошкольников указывают на потребность проведения профилактической и коррекционной работы с детьми, а также с родителями по предупреждению и снижению ситуативной тревожности дошкольников.
Итак, тревожность - это эмоциональное состояние, возникающее в определенных ситуациях неоднозначной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Но стоит учитывать, что у детей дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий.

Список литературы

1. Астапов В.М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. - М.: Когито-Центр, 2008. - 240 с.
2. Горянина В.А. Психология общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Горянина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с.
3. Немов Р.С. Психология: словарь-справочник / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2007. - 303 с.
4. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. - 2-е изд. / А.М. Прихожан. - СПб.: Питер, 2009. - 192 с., илл. (Серия: Детскому психологу).

Источник: Психолого-педагогические исследования - Тульскому региону : сборник материалов II Региональной научно-практической конференции магистрантов, аспирантов, стажеров (Тула, 18 мая 2022 г.) / редкол.: С.В. Пазухина [и др.]; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. - Чебоксары: Среда, 2022. - 356 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.