На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Исследование учебной мотивации подростков во взаимосвязи с их личностными особенностями
Исследование учебной мотивации подростков во взаимосвязи с их личностными особенностями
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Ломова Дарья Николаевна бакалавр, студентка Научный руководитель Куликова Татьяна Ивановна канд. психол. наук, доцент
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область

Аннотация: в статье рассматривается проблема взаимосвязи учебной мотивации и личностных особенностей в подростковом возрасте. Автором рассматриваются понятия учебной мотивации и личностных особенностей, аргументируются особенности их взаимосвязи, а также характеризуются особенности мотивации учения в подростковом возрасте. Докладываются также результаты проведенного экспериментального исследования.

Ключевые слова: учебная мотивация, подростки, личностные особенности.

Образовательное учреждение является одним из важнейших институтов, развивающим личность ребенка через учебную деятельность. При этом задача школы просматривается не в механической трансляции знаний, а в формировании познавательного интереса школьников и развитии их учебной мотивации.
В научной литературе существует множество взглядов на определение понятия мотивации. Но нас больше интересует понятие, данное Т. О. Гордеевой: «Учебная мотивация - это сложная изменчивая система, включающая ряд компонентов, начиная с иерархию мотивов и заканчивая ожиданиями ребенка относительно оценки его потенциала, успехов и неудач» [1]. Рассматривая мотивацию как систему, мы тем самым подтверждаем мысль о том, что на практике она вступает во взаимосвязь с другими явлениями психики. Это касается в том числе и личностных особенностей ребенка - отличительных свойств, проявляющихся в процессе деятельности и являющихся основой его индивидуальности.
Рассмотрим взаимосвязь учебной мотивации с некоторыми особенностями личности - волей, самооценкой и эмоциональным отношением к учению. Воля действует как дополнительная сила в ситуации недостаточной мотивации [3]. Особенности типа самооценки прямо взаимосвязаны с целе- полаганием подростков - адекватная самооценка позволяет объективно оценить собственный потенциал и правильно поставить перед собой цель [5]. Эмоциональное отношение к учению складывается на основе самочувствия ребенка в школе и от этого зависит его стремление к одному из «полюсов» учебной мотивации (достижение успеха или избегание неудач) [2].
Исследование учебной мотивации в подростковом возрасте (11-15 лет) значимо по той причине, что именно на этом возрастном этапе она характеризуется двойственностью. С одной стороны, психологи отмечают заметное снижение уровня познавательной мотивации в силу смены ведущего вида деятельности с учения на общение, а с другой - подрост- ничество является сензитивным периодом формирования у ребенка более зрелых и совершенных форм мотивации, иерархии мотивов [4]. Именно поэтому с подростками необходимо организовывать соответствующую развивающую работу, а учет личностных особенностей значительно повысит ее эффективность.
Нами было проведено экспериментальное исследование взаимосвязи личностных особенностей и учебной мотивации на выборке учащихся 6 класса в количестве 30 человек. Для диагностики мы использовали следующие методики: диагностика эмоционального отношения к учению (Ч.Д. Спилбергер, А.Д. Андреева), опросник «Учебная мотивация» (Г. А. Карпова), опросник «Воля» (В.П. Прядеин), методика изучения самооценки (Г.Н. Казанцева). Кратко охарактеризуем полученные результаты.
На констатирующем этапе исследования было выявлено, что у большей части класса (73% испытуемых) наблюдается сниженный и низкий уровень развития учебной мотивации, а также им свойственно позитивное или диффузное эмоциональное отношение учебе. У отдельных учащихся отмечены школьная тревожность, неудовлетворение социогенных потребностей, чувствительность к оценочному аспекту обучения, повышенная эмоциональность на уроке и т. д. В исследуемом классе также определено наличие основных мотивов учебной деятельности, развитых на разных уровнях, но у некоторых испытуемых отсутствует равномерность их развития.
Большая часть респондентов (74%) обладает развитием воли на среднем и высоком уровне, но при этом у них наблюдается повышенная склонность к лени в учебных ситуациях.
87% шестиклассников имеют неадекватный тип самооценки (низкий или высокий), что непосредственно влияет на формирование мотивов их собственной деятельности и целеполагание.
На основе результативности проведенной диагностики с помощью критерия корреляции Спирмена мы определили наличие и силу взаимосвязи изученных параметров. Так была подтверждена прямая, заметная (по шкале Чеддока) взаимосвязь учебной мотивации с волей, самооценкой и эмоциональным отношением подростков к учению.
С опорой на результаты проведенного исследования нами была составлена и впоследствии апробирована программа развития положительной учебной мотивации учащихся подросткового возраста, которая учитывает их личностные особенности. Она состоит из 20 занятий, которые направлены не только на развитие мотивации и отдельных мотивов, но и на формирование позитивного отношения шестиклассников к школе (снижение проявлений тревожности и гнева), повышение адекватности их самооценки, развитие силы воли подростков и др. Работа проводилась с теми учащимися, учебная мотивация которых была ниже среднего уровня развития (78% - 22 человека).
Результаты проведенного повторного диагностического исследования (контрольный этап) позволило выявить отличия по основным показателям. Представим краткие выводы об основных изменениях отобранной группы. 
Среди подростков в выделенной группе повысился общий процент учащихся с продуктивным и средним уровнем развития учебной мотивации (с 64% до 73% на констатирующем и контрольном этапе соответственно), снизилось число учащихся с низким уровнем развития мотивации (23% - на констатирующем, 4% - на контрольном). Изменилось и эмоциональное состояние испытуемых: отношение к учебе большинства характеризуется диффузностью, у некоторых школьников отмечено переживание «школьной скуки». Но при этом есть отдельные учащиеся с позитивным эмоциональным отношением к школе.
В отобранной группе у большинства шестиклассников гармонизировалось развитие позитивных мотивов учения (преимущественно средний уровень), снизился уровень выраженности отрицательных мотивов, мешающих учебе.
Развитие волевой сферы подростков осталось неизменным (73%) - у большей части учащихся воля развита на высоком и среднем уровне.
Самооценка большей части подростков в выделенной группе стала адекватной, что подтверждает процентный показатель (36% - на констатирующем, 68% - на контрольном).
Полученная динамика выборки после реализации программы развития учебной мотивации подростков подтвердилась нами с помощью метода математической статистики (Т-критерий Вилкоксона). Проведя необходимые вычисления, мы определили эмпирическое значение критерия (Тэмп = 26,5), а также критические точки (при р < 0,01 Ткрит = 37; при р < 0,05 Ткрит = 53). Затем была построена «ось значимости» (рис. 1).

ось значимости2


Из представленного графика видно, что эмпирическое значение критерия попадает в зону значимости, что объясняет закономерность произошедших изменений. Реализованная нами программа развития учебной мотивации подростков с учетом их личностных особенностей подтвердила свою эффективность.
Таким образом, изучение и развитие учебной мотивации невозможно реализовывать в отрыве от других психических явлений. Поэтому педагогам и психологам стоит учитывать, что для повышения эффективности, результативности развивающей работы необходимо учитывать не только возрастные особенности школьников (в частности подростков), но и особенности их личности.

Список литературы
1. Гордеева ТО. Внутренняя и внешняя учебная мотивация академически успешных школьников / Т.О. Гордеева, Е. А. Шепелева // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2011. - №3. - С. 33-45 [Электронный ресурс]
2. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - переизд. и доп. - М.: Просвещение, 2015. - 352 с.
3. Ильин Е.П. Психология воли. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2014. - 368 с.
4. Психология развития / под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. - М.: ЧеРо, 2015. - 620 с.
5. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 864 с.
6. Шляпникова О. А. Мотивация образовательной деятельности: учебное пособие. - Ярославль: ЯрГУ, 2014. - 124 с.

Источник: Психолого-педагогические исследования - Тульскому региону : сборник материалов II Региональной научно-практической конференции магистрантов, аспирантов, стажеров (Тула, 18 мая 2022 г.) / редкол.: С.В. Пазухина [и др.]; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. - Чебоксары: Среда, 2022. - 356 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.