Методики диагностики содержательного аспекта воли
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Под жизненными проявлениями волевой активности мы понимали проявление воли испытуемыми в поведении, поступках, степени развитости у них волевых качеств, в умении самостоятельно поставить цели и бороться за их осуществление, не взирая на препятствия и трудности.
О содержательном аспекте волевой активности судили на основании опросника, его название и истинное назначение испытуемым не сообщалось. Предварительный вариант опросника включал 196 вопросов и прошел все ступени математической обработки.

волевой контроль

Рис. Гистограмма и кривая распределения уровня волевого контроля
На рисунке представлена кривая нормального распределения опросника, который прошел все этапы статистической обработки, проверку на надежность и валидность.

Опросник "Воля"

Инструкция для испытуемых. Выразите свое согласие или несогласие при ответе на следующие вопросы в баллах.
Шкала оценок:
7 баллов – безусловно да, полностью согласен;
6 баллов – да, согласен;
5 баллов – возможно да, согласен частично;
4 балла – ответ нейтральный (прибегать не более 5–6 раз);
3 балла – возможно нет, не согласен частично;
2 балла – нет, не согласен;
1 балл – безусловно, нет, не согласен абсолютно.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1. Охотно ли вы беретесь за задания, требующие значительных усилий?
2. Можете ли вы отказаться от заманчивого предложения, зная, что вас ожидают неоконченные дела?
3. Способны ли вы прилюдно признаться в своих ошибках?
4. Всегда ли вы доводите начатое дело до конца?
5. Ответственны ли вы в своих делах и поступках?
6. Всегда ли вы способны удержать, скрыть свои эмоции?
7. Дав слово, всегда ли вы сдерживаете его?
8. Вы любите работу, связанную с преодолением трудностей?
9. Можете ли вы длительное время поддерживать свое внимание, не отвлекаться?
10. Способны ли вы в сложной ситуации принять решение немедленно?
11. Уверенность и спокойствие не покидает вас даже в трудной ситуации?
12. Вы остаетесь настойчивым и решительными при психическом утомлении?
13. Всегда ли ВЫ видите ясно и четко цель вашей работы?
14. Предпочитаете ли вы составлять план и действовать по нему?
15. Способны ли вы продолжать свою работу при негативных взглядах на нее со стороны окружающих?
16. Быстро ли вы справляетесь с отрицательными эмоциями?
17. Можете ли вы «бороться до конца», не смотря на трудности?
18. Можете ли вы удержаться от дурных поступков?
19. Беретесь ли вы за трудную работу, зная, что без посторонней помощи вам будет трудно с ней справиться?
20. Пытаетесь ли вы найти свой путь в решении проблемы?
21. Можете ли вы долго выполнять скучную и монотонную, но нужную работу?
22. Существует ли у вас активное стремление к преодолению собственных недостатков?
23. Способны ли вы, открыто противопоставить свое мнение мнению окружающих?
24. Можете ли вы себя отнести к отважным людям?
25. Относите ли вы себя к инициативным людям?
26. Ответственно ли вы выполняете поручения?
27. Удается ли вам эффективно регулировать свое настроение?
28. Продолжаете ли вы действовать, если нет приближения к цели?
29. Способны ли вы принять решение и следовать ему, несмотря ни на какие препятствия?
30. Любите ли вы работу, требующую значительных усилий?
31. Доводите ли вы до конца предыдущую работу, если вас ожидает другая, более интересная?
32. Склонны ли вы к быстрым и решительным действиям?
33. Обычно вы легко и свободно говорите в присутствии старших по служебному положению?
34. Для достижения цели вы используете разные приемы, методы, средства?
35. Заглядываете ли вы в конец остросюжетного детектива, повествования, чтобы узнать финал?
36. Можете ли вы в ущерб своим делам отдаться настроению и ничего не делать?
37. Трудно ли утром вам встать рано, если вы знаете, что вам не нужно никуда спешить?
38. Откладываете ли вы на завтра то, что можете сделать сегодня?
39. Часто ли вы отвлекаетесь, когда выполняете задания?
40. Наступает ли у вас в момент утомления состояние отрешенности и безразличия?
41. При неприятностях часто ли вы плачете?
42. Для облегчения делитесь ли вы с кем-то своими бедами и горем?
43. Часто ли вы отвлекаетесь от основной намеченной цели?
44. Часто ли вы в процессе работы отвлекаетесь и занимаетесь посторонними делами?
45. Долго ли вас преследуют неприятные чувства после пережитой неудачи?
46. Несправедливость, допущенная по отношению к вам, надолго выбивает вас из колеи?
47. Бывает ли у вас состояние, когда вы «теряете голову»?
48. Часто ли вы ловите себя на мысли, что решение к вам пришло слишком поздно?
49. Мучают ли вас сомнения после того, когда решение уже принято?
50. Сильно ли вам мешают сосредоточиться посторонний шум и разговоры?
51. Стремитесь ли вы побыстрее поделиться своими радостями и успехами?
52. Пытаетесь ли вы перенять чужие манеры, привычки?
53. При неожиданных трудностях отказываетесь ли вы от цели своей деятельности?
54. Случалось ли вам страдать от своей несдержанности?
55. Пытаетесь ли вы оправдать себя или найти виновных в собственной неудаче?
56. У вас бывают случаи невыполнения того, что вы обещали обязательно сделать?
57. Часто ли от возникшего волнения вы не находите себе места?
58. Случалось, что вы принимали решения слишком поздно?
59. Пытаетесь ли вы оттянуть подольше выполнение не интересных, но нужных дел?
60. Оправдываетесь ли вы перед собой в случае невыполнения задания?
61. Отдаетесь ли вы модному течению, даже если оно вам не по душе?
62. Много ли у вас на сегодня неоконченных дел?

ФИ__________________________________________________________________________
Пол_______ Возраст (дата рождения)__________ Гр.______________ Дата________ №_____

Воля.
7 – безусловно да, полностью согласен; 6 – да, согласен; 5 – возможно да, согласен частично; 4 – ответ нейтральный (прибегать не более 5–6 раз); 3 – возможно нет, не согласен частично; 2 – нет, не согласен; 1 – безусловно нет, не согласен абсолютно.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

Σ

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

Σ

Σ

КЛЮЧ ДЛЯ ОТВЕТОВ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ
Подсчитайте суммарный балл всех ответов с учетом того, что баллы за ответы с 35 по 62 вопросы подсчитываются по обратной шкале (за ответ в 7 баллов присуждается 1 балл, за 6 – 2; за 5 – 3; за 4 – 4; за 3–5; за 2 – 6 и за ответ в 1 балл присваивается 7 баллов.
Если у вас получилось:
от 310 до 434 баллов – у вас сильная воля и вы можете справиться с любыми задачами и трудностями;
от 187 до 309 баллов – проявление вашей воли ситуационно, вы не всегда доводите начатое цело до конца;
от 62 до 186 баллов — вам необходима самая серьезная работа на собой, по развитию волевых привычек и навыков.

Тест «Экспертная оценка ответственности, воли и симптомокомплексов качеств их составляющих»

Процесс реализации волевого действия на различных этапах своего осуществления может, как сопровождаться, так и не сопровождаться волевыми качествами, хотя существуют попытки распределения волевых качеств по всем этапам регуляции деятельности (М. Брихцин, 1983). Исходя из задач исследования и учитывая то, что достаточно подробный анализ волевых качеств дан Е.П. Щербаковым (1990), нас в большей мере интересовали те классификации, где наряду с другими качествами присутствовала и ответственность. Так, Н.А. Минкина выделяет «три компонента, характеризующих структуру ответственных действий субъекта: познавательную, волевую и практическую (ответственное поведение и деятельность) ответственность» (Н.А. Минкина 1990, с. 33). В.А. Иван-никовым и Е.В. Эйдман (1990) в структуре волевых качеств человека, вычленено три фактора: ответственность, решительность и выдержка. В первый, кроме ответственности, в порядке убывания факторных нагрузок, вошли также следующие качества: самостоятельный, энергичный, деловой, дисциплинированный, инициативный, обязательный, целеустремленный, смелый, принципиальный, упорный и спокойный с отрицательной нагрузкой. Этот фактор интерпретирован ими как фактор морально-волевой регуляции.
К. Муздыбаев (1983) среди существенных признаков ответственности личности в первую очередь выделяет – точность, пунктуальность, обязательность, что подразумевает честность, справедливость, принципиальность. Реализация этих качеств личности, в свою очередь, не возможна без эмоциональных (сопереживание, чуткость) и волевых (настойчивость, усердие, стойкость, смелость, выдержка) качеств. Аналогично, по сути, высказыванию К. Муздыбаева, высказывание А.В. Филиппова с соавторами: ответственность есть «результат многих психических функций личности: познавательной, эмоциональной и поведенческой. Существенные признаки ответственности, проявляющиеся в поведении, – точность, пунктуальность, обязательность… Ответственное поведение не может реализовываться успешно, если у человека не развиты эмоциональные качества: способность к самопереживанию, чуткость к состоянию другого человека. Осуществление ответственного поведения требует волевых качеств: настойчивости, терпеливости, выдержки, стойкости» (А.В. Филиппов, В.К. Липинский, В.Н. Князев, 1989, с. 59). К.А. Абульхановой-Славская говорит о гарантировании достижения результата ответственной личностью своими силами, не взирая на непредвиденные обстоятельства и трудности. Вместе с тем, она выдвигает комплекс существенных характеристик ответственности личности: самостоятельность, уверенность, способность к самоконтролю, обращенность требований к самому себе, готовность к преодолению трудностей, независимость от окружающих их оценок и влияний, способность оценивать свои возможности и недостатки (К.А. Абульханова-Славская, 1995). Высший уровень ответственности, как ведущее нравственное свойство, связывает В.Ф. Сафин с мировоззрением личности и такими моральными понятиями, как гуманизм, патриотизм, добросовестность, инициативность, честность, трудолюбие, аккуратность, творческая активность, готовность к разумному действию и самоограничению, исполнительность и дисциплинированность. Вместе с тем, он тут же вносит поправку в предложенную структуру. «Исполнительность и дисциплинированность ребенка и взрослого, как бы они ни казались привлекательными, могут оправдывать себя лишь на ранних этапах формирования личности, группы, коллектива. … Исполнительность и дисциплинированность могут скрывать приспособленчество, нейтральность и внутреннее безразличие» (В.Ф. Сафин, 1985, с. 116).
Помимо эмпирических концепций, ответственность субъекта изучалась с помощью соответствующих шкал в различных опросниках (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд, 1993; И.А. Ку-ренков, 1994; В.П. Прядеин, 1995, А.Л. Слободской, 1976 и др.).
Наиболее употребляемым из перечисленных, безусловно, является 16 – факторный опросник Р. Кеттелла, где ответственность (фактор G) раскрывается через стойкость, упорство, обязательность, дисциплинированность, добросовестность. Такие люди «точны и аккуратны в делах, во всем любят порядок, правил не нарушают, выполняют их буквально даже тогда, когда правила кажутся пустой формальностью. Эти лица глубоко порядочны не потому, что это может оказаться выгодным, а потому, что они не могут поступить иначе по своим убеждениям» (В.М. Мельников, Л.Т. Ямпольский, 1985, с. 39). Кстати, по мнению Г.Л. Тульчинского «не могу иначе» ориентирует именно на самостоятельность, инициативу и ответственность» (Г.Л. Тульчинский, 1990, с. 140).
На основе систематического упорядочивания по семантическому принципу дают перечень слов, обладающей устойчивой связью с ответственностью А.Г. Шмелев, В.И. Похилько и А.Ю. Козловская – Тельнова (1988). Так на основе ключевого слова «ответственность» и на основе убывания коэффициента включенности построен ряд статейных слов (качеств). Ниже приводим список только тех качеств, которые обнаружили значимую тождественность с ключевым словом – ответственностью: обязательный, организованный, добросовестный, собранный, трудолюбивый, последовательный, пунктуальный, требовательный, деловой.

ПРОТОКОЛ САМООЦЕНОК И ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК


ФИ Пол

Возраст (дата рождения)

Гр. _____________  Дата

Качества

Выраженность качества

1

Активность

2

Аккуратность

3

Бесстрашие

4

Выдержка

5

Выносливость

6

Внимательность

7

Воля

8

Дотошность

9

Инициативность

10

Исполнительность

11

Критичность

12

Мужество

13

Мобильность

14

Надёжность

15

Неутомляемость

16

Настойчивость

17

Непоколебимость

18

Невспыльчивость

19

Неболтливость

20

Находчивость

21

Невозбудимость

22

Отвага

23

Обязательность

24

Ответственность

25

Организованность

26

Оперативность

27

Последовательность

28

Послушание

29

Подвижность

30

Подчиняемость

31

Помехоустойчивость

32

Принципиальность

33

Решительность

34

Сила

35

Смелость

36

Самостоятельность

37

Самообладание

38

Самокритичность

39

Сосредоточенность

40

Справедливость

41

Сдержанность

42

Трудолюбие

43

Твёрдость

44

Требовательность

45

Усидчивость

46

Упорство

47

Уравновешенность

48

Усердие

49

Уверенность

50

Управляемость

51

Храбрость

52

Хладнокровие

53

Цепкость

54

Целеустремленность

55

Чёткость

56

Точность

57

Терпеливость

58

Пунктуальность

Инструкция. Испытуемым и членам экспертной группы (от 3 до 5 человек, хорошо знающих друг-друга) предлагалось последовательно, на горизонтальных линиях длиной 100 мм, отметить вертикальной чертой уровень развития различных качеств.
Испытуемые и эксперты предупреждались, что левый край линии означает полное отсутствие данного качества, его противоположность, а правый край – наивысший уровень развития качества. Каждый из испытуемых делал самооценку и оценивался по 58 качествам, предположительно отнесенным к волевым.
Показателями служили: самооценка (расстояние), среднее из оценок экспертов и их разница. Оценки делались на различных бланках.

Диагностика симптомокомплексов качеств отнесенных к ответственности и воле

Нами было проведено сопоставление 58 качеств (на основе среднего из субъективной и экспертной оценок) отнесенных или близких к волевым.
Ниже приводятся корреляционные связи качества ответственность с другими свойствами. Справа, рядом с качествами указаны коэффициенты корреляции (ноли опущены).
На 5% уровне значимости: настойчивость 34, самокритичность 34, непоколебимость 33, храбрость 31, подвижность 30, сдержанность 30, хладнокровие 30, справедливость 29, самообладание 28, мобильность 28, принципиальность 27, твердость 27, уравновешенность 27, помехоустойчивость 27.
На 1% уровне значимости: находчивость 42, усердие 41, терпеливость 39, невозбудимость 39, усидчивость 38, требовательность 38, оперативность 37, надежность 37, сила духа 36, отвага 35.
На 0,1% уровне значимости: обязательность 70, организованность 69, последовательность 67, исполнительность 65, послушание 62, точность 54, критичность 52, управляемость 50, уверенность 50, подчиняемость 49, неболтливость 49, четкость 48, пунктуальность 48, целеустремленность 47, упорство 47, сосредоточенность 45, невспыльчивость 45, трудолюбие 44.
Из всего многообразия полученных связей следует выделить 0,1% связи ответственности с целеустремленностью и упорством, то есть с качествами, относимых в традиционном смысле к волевым.
Факторный анализ рассматриваемых качеств представлен в таблице. В него, после вращения, вошли шесть факторов. Значения факторных весов, с опущенными нолями, расположены справа от соответствующих качеств. Как видно, только первые три фактора, в максимальном выражении факторных весов (не ниже 0,51) можно отнести к разряду собственно волевых качеств.
Ответственность представлена наибольшими факторными весами в пятом факторе. Думается, что данный фактор дает непротиворечивый набор качеств сопутствующих ответственности. Целеустремленность вошла в него с наименьшим факторным весом. Объяснение видится в том, что для ответственного человека, самостоятельно принявшего решение, цель как таковая является вторичной. Движущими силами, мотивами ответственного человека, по-видимому, в большей мере выступают мотивы долга, морали. Мотивы типа «не могу иначе».
Особую значимость для нас представляет соотношение параметров волевого контроля и ответственности с позиции многомерно-функционального анализа. Общий смысл связей регуляторно-динамического компонента ответственности с уровнем волевого контроля, диагностированного с помощью опросника и фактора Q3 по Р. Кеттеллу свидетельствует в пользу того, что волевой контроль способствует проявлению гармонических составляющих ответственности и чем он больше, тем меньше агармонические составляющие.
С мотивационно-смысловыми компонентами ответственности (ее гармоническими составляющими) прокоррелировал только параметр вопросника. Причем результативный компонент связан обеими переменными с параметром волевого контроля. Из суммарных показателей, по наибольшим корреляционным связям, можно выделить активностную и регулирующую стороны ответственности. В тоже время, суммарный и интегральный показатели ответственности оказались не связанными с уровнем волевого контроля. Это можно объяснить тем, что гармонические составляющие ответственности объединяют только один полюс ответственности, его более деятельностную, активную составляющую. Суммарный показатель дает представление об ответственности в целом.
Таким образом, как мы и предполагали выше, волевые характеристики субъекта имеют частное значение в механизмах реализации ответственности. Объяснение видится в поленезави-симости волевого поведения (Л.Ф. Алексеева, 1996). Дополнительным основанием для данного заключения послужило то, что деление испытуемых по показателю воли (фактор Q3) выявило: у волевых испытуемых наблюдается преобладание параметров только операционной сферы ответственности

2

Смелость

79

2

Активность

72

2

Сила воли

68

3

Отвага

75

3

Бесстрашие

68

3

Выдержка

64

4

Храбрость

74

4

Дотошность

67

4

Выносливость

62

5

Сила духа

67

5

Выносливость

53

5

Бесстрашие

46

6

Цепкость

66

6

Аккуратность

52

6

Неболтливость

39

7

Мобильность

62

7

Сила духа

51

7

Принципиальность

37

8

Решительность

62

8

Справедливость

48

8

Трудолюбие

33

9

Подвижность

57

9

Непоколебимость

37

9

Послушание

31

10

Настойчивость

52

10

Невозбудимость

37

10

Находчивость

27

11

Четкость

50

11

Надежность

34

11

Невозбудимость

27

12

Целеустремленность

44

12

Выдержка

31

12

Подчиняемость

27

13

Уверенность

43

13

Твердость

29

 

 

 

14

Неутомимость

41

 

Среднее

 

4 фактор

 

15

Хладнокровие

40

5 фактор

 

1

Усердие

81

16

Непоколебимость

37

1

Оперативность

78

2

Усидчивость

78

17

Точность

37

2

Ответственность

70

3

Управляемость

78

18

Управляемость

32

3

Последовательность

69

4

Упорство

75

19

Самостоятельность

30

4

Организованность

62

5

Уравновешенность

71

20

Находчивость

30

5

Критичность

61

6

Терпеливость

71

21

Критичность

29

6

Исполнительность

58

7

Послушание

69

22

Самообладание

28

7

Находчивость

55

8

Трудолюбие

68

23

Твердость

28

8

Обязательность

51

9

Подчинаемость

65

24

Терпеливость

27

9

Непоколебимость

44

10

Сдержанность

64

 

Среднее

 

10

Мобильность

43

11

Точность

63

6 фактор

 

11

Послушание

40

12

Сосредоточенность

62

1

Самообладание

67

12

Подчиняемость

38

13

Уверенность

60

2

Самостоятельность

62

13

Невспыльчивость

34

14

Неболтливость

57

3

Помехоустойчивость

55

14

Подвижность

34

15

Целеустремленность

57

4

Сдержанность

53

15

Надежность

33

16

Четкость

55

5

Принципиальность

51

16

Сосредоточенность

30

17

Обязательность

53

6

Уравновешенность

47

17

Точность

28

18

Организованность

53

7

Хладнокровие

46

18

Целеустремленность

27

19

Пунктуальность

53

8

Невспыльчивость

40

 

Среднее

 

20

Требовательность

51

9

Четкость

40

 

 

 

21

Невспыльчивость

49

10

Решительность

38

 

 

 

22

Ответственность

48

11

Точность

38

 

 

 

23

Самокритичность

46

12

Твердость

37

 

 

 

24

Твердость

46

13

Критичность

35

 

 

 

25

Храбрость

42

14

Терпеливость

34

 

 

 

26

Хладнокровие

41

15

Организованность

33

 

 

 

27

Справедливость

39

16

Самокритичность

33

 

 

 

28

Невозбудимость

38

17

Уверенность

32

 

 

 

29

Исполнительность

37

18

Надежность

30

 

 

 

30

Последовательность

37

19

Сосредоточенность

28

 

 

 

31

Цепкость

37

20

Цепкость
Среднее

27

 

 

 

32 33

Настойчивость Самообладание
Среднее

33 28

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

1 фактор

С%

2 фактор

С%

3 фактор

С%

1

Мужество

 

1

Инициативность

 

1

Внимательность

 

2

Смелость

 

2

Активность

 

2

Сила воли

 

3

Отвага

 

3

Бесстрашие

 

3

Выдержка

 

4

Храбрость

 

4

Дотошность

 

4

Выносливость

 

5

Сила духа

 

5

Выносливость

 

5

Бесстрашие

 

6

Цепкость

 

6

Аккуратность

 

6

Неболтливость

 

7

Мобильность

 

7

Сила духа

 

7

Принципиальность

 

8

Решительность

 

8

Справедливость

 

8

Трудолюбие

 

9

Подвижность

 

9

Непоколебимость

 

9

Послушание

 

10

Настойчивость

 

10

Невозбудимость

 

10

Находчивость

 

11

Четкость

 

11

Надежность

 

11

Невозбудимость

 

12

Целеустремленность

 

12

Выдержка

 

12

Подчиняемость

 

13

Уверенность

 

13

Твердость

 

 

Среднее

 

14

Неутомимость

 

 

Среднее

 

4 фактор

С%

15

Хладнокровие

 

5 фактор

С%

1

Усердие

 

16

Непоколебимость

 

1

Оперативность

 

2

Усидчивость

 

17

Точность

 

2

Ответственность

 

3

Управляемость

 

18

Управляемость

 

3

Последовательность

 

4

Упорство

 

19

Самостоятельность

 

4

Организованность

 

5

Уравновешенность

 

20

Находчивость

 

5

Критичность

 

6

Терпеливость

 

21

Критичность

 

6

Исполнительность

 

7

Послушание

 

22

Самообладание

 

7

Находчивость

 

8

Трудолюбие

 

23

Твердость

 

8

Обязательность

 

9

Подчинаемость

 

24

Терпеливость

 

9

Непоколебимость

 

10

Сдержанность

 

 

Среднее

 

10

Мобильность

 

11

Точность

 

6 фактор

с%

11

Послушание

 

12

Сосредоточенность

 

1

Самообладание

 

12

Подчиняемость

 

13

Уверенность

 

2

Самостоятельность

 

13

Невспыльчивость

 

14

Неболтливость

 

3

Помехоустойчивость

 

14

Подвижность

 

15

Целеустремленность

 

4

Сдержанность

 

15

Надежность

 

16

Четкость

 

5

Принципиальность

 

16

Сосредоточенность

 

17

Обязательность

 

6

Уравновешенность

 

17

Точность

 

18

Организованность

 

7

Хладнокровие

 

18

Целеустремленность

 

19

Пунктуальность

 

8

Невспыльчивость

 

 

Среднее

 

20

Требовательность

 

9

Четкость

 

 

 

 

21

Невспыльчивость

 

10

Решительность

 

 

 

 

22

Ответственность

 

11

Точность

 

 

 

 

23

Самокритичность

 

12

Твердость

 

 

 

 

24

Твердость

 

13

Критичность

 

 

 

 

25

Храбрость

 

14

Терпеливость

 

 

 

 

26

Хладнокровие

 

15

Организованность

 

 

 

 

27

Справедливость

 

16

Самокритичность

 

 

 

 

28

Невозбудимость

 

17

Уверенность

 

 

 

 

29

Исполнительность

 

18

Надежность

 

 

 

 

30

Последовательность

 

19

Сосредоточенность

 

 

 

 

31

Цепкость

 

20

Цепкость
Среднее

 

 

 

 

32 33

Настойчивость Самообладание
Среднее

 

Примечание:

1. С – самооценка в процентах, экспертная оценка и т.д.
2. Названия факторов образовываются из двух первых входящих в соответствующий симпто-мокомплекс качеств. Например, 5 фактор называется оперативность – ответственность.

Волевые субъекты в большей мере берут ответственность на себя, то есть у них преобладает интернальная регуляция. У них наблюдается большая поведенческая активность, а также общая активность и регуляция в ответственности. Однако это ни в коей мере не сказывается на достижении результатов в ответственной деятельности, в содержательном аспекте ответственности и ответственности в целом (отсутствие достоверно значимых различий).
В этом плане интересным представляется рассмотрение импульсивности, как антипода ответственности. Деление испытуемых по показателю импульсивности показало, что импульсивные студенты в ответственности руководствуются эгоцентрической мотивацией и у них меньшая направленность в ответственности. Преобладание агармонической составляющей наблюдается не только в направленности, но и в содержательной сфере ответственности в целом. Импульсивные испытуемые, на уровне тенденции, отличаются и своим не желанием брать ответственность на себя. Другими словами, можно говорить о том, что у импульсивных студентов нет параметров, свидетельствующих об ответственности. Менее волевые субъекты отличаются поведенческой пассивностью и отсутствием направленности в ответственности.
Инструкция экспериментатору. Существует три варианта проведения данной методики.
Первый – испытуемому предлагается в бланке для ответов оценить в процентах степень выраженности каждого из качеств входящих в 6 симптомокомплексов. Их средние значения дадут представление о преобладании одного–двух из них.
Второй – взять самооценки качеств из предыдущей методики и найти их средние значения.
Третий – найти полусуммы самооценки и средней оценки экспертов из предыдущей методики. Подставить их в соответствующие факторы. Найти средние значения, которые будут говорить о преобладании симптомокомплекса

Тест «Экспресс-диагностика симптомокомплексов качеств отнесенных к ответственности и воле

Инструкция для испытуемого. В каждой из 20 пар качеств выберите то, которое в большей мере свойственно вам. Соответствующую букву в протоколе обведите в кружок. Напишите также степень выраженности, наличия, у вас каждого из 40 качеств в баллах.
Шкала оценок:
7 баллов – выражено сильно;
6 баллов – выражено;
5 баллов – более выражено, чем не выражено;
4 балла – нечто среднее, когда как (к оценке «4» прибегать не чаще одного раза на 5 качеств);
3 балла – более не выражено, чем выражено;
2 балла – не выражено;
1 балл – совершенно не выражено, не проявляется.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

ФИ________________________________________________________________________________________
Пол________ Возраст (дата рождения)______________ Гр._________________ Дата_________ №________

Воля.
7 – выражено сильно; 6 – выражено; 5 – более выражено, чем не выражено;
4 – нечто среднее, когда как (к оценке «4» прибегать не чаще одного раза на 5 качеств);
3 – более не выражено, чем выражено; 2 – не выражено; 1 – совершенно не выражено, не проявляется.

 

Качество – балл

 

Качество – балл

 

Качество – балл

 

Качество – балл

 

1

А

мужество

 

Б

усердие

 

11

А

сила духа

 

Б

трудолюбие

 

2

А

смелость

 

Б

оперативность

 

12

А

самообладание

 

Б

цепкость

3

А

отвага

 

Б

управляемость

 

13

А

выдержка

 

Б

подчиняемость

4

А

храбрость

 

Б

усидчивость

 

14

А

решительность

 

Б

сдержанность

5

А

инициатива

 

Б

упорство

 

15

А

мобильность

 

Б

организованность

6

А

внимание

 

Б

уравновешенность

 

16

А

самостоятельность

 

Б

выносливость

7

А

активность

 

Б

терпеливость

 

17

А

подвижность

 

Б

критичность

8

А

сила воли

 

Б

ответственность

 

18

А

настойчивость

 

Б

исполнительность

9

А

бесстрашие

 

Б

последовательность

 

19

А

целеустремленность

 

Б

находчивость

10

А

дотошность

 

Б

послушание

 

20

А

уверенность

 

Б

обязательность

Количество обведенных в кружок букв «А» =

Сумма баллов после всех буквы «А»=

Количество обведенных в кружок букв «Б» =

Сумма баллов после всех буквы «Б»=

 


КЛЮЧ ДЛЯ ОБРАБОТКИ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ
Количество обведенных в кружок букв «А» говорит о выбранных волевых качествах. Количество обведенных в кружок букв «Б» говорит о качествах в диапазоне «ответственность -исполнительность ».
100-140 баллов - приоритет группы качеств.
60-99 баллов - ситуативное равенство групп качеств.
20-59 баллов - преобладание смежной группы качеств.

Тест «Характеристика воли»

Состоит из трех заданий:
1. «Характеристика» – которая составлялась на каждого испытуемого по характеристикам, написанным 2–3 товарищами по группе. Писали характеристики как друзья, так и не симпатизирующие друг-другу люди (на основе социометрической методики). Краткая характеристика давалась также преподавателем – куратором группы.
2. «Самохарактеристика» – предлагалось написать о себе самом в третьем лице, как бы посмотрев на себя со стороны.
3. «Опрос-сочинение» – при полной гарантии тайны изложенного предлагалось написать сочинение, включавшее в себя обязательную информацию, большая часть которой носила шокирующий, отвлекающий от «воли» характер. Перед написанием всем сообщалось, что данные опроса-сочинения в дальнейшем будут использоваться для профориентации. Опрос-сочинение писалось в домашних условиях и сдавалось в запечатанном конверте. Данные о написавшем сочинение сдавались также в запечатанном виде нейтральному лицу и были получены экспериментатором после выпускных экзаменов опрашиваемых лиц.

Тест «Анализ целеустремленности»

Испытуемым предлагалось перечислить главную (главные) и промежуточные цели их жизни.
1. Основная (основные), главная (главные) цель моей жизни 1) 2) 3)
2. Промежуточные цели, которое стоят передо мной 1) 2) 3)
3. Промежуточные цели, которые выполнил сразу же 1) 2) 3)
4. Промежуточные цели, которые вы выполнили со второго, третьего раза, цели, которые заставили
вас приложить известные усилия для их осуществления
1) 2) 3)
5. Укажите в какой сфере:
а) физическое;
б) интеллектуальной, вы лучше достигаете целей, связанных с преодолением трудностей,
препятствий.
6. Проанализируйте наиболее яркое, запомнившееся вам, выполненное волевое действие, с приведением «борьбы мотивов».
Пример «борьбы мотивов». Запись ив дневника учащегося 7 класса. «Была контрольная работа но алгебре. Дал себе слово: «что будет, то будет, а должен решить сам, ни у кого смотреть не буду. Решение последнего примера не удавалось. Вот внутренний голос и говорит: «Слово дал, а «двойку» получишь». Стали брать сомнения: «Слово – чепуха, лучше в другой раз что-нибудь сделаю», а другой голос твердит: «Владеть собой надо, и в трудные минуты делать все самому, а то никогда ничего не вы дет». Против первого все доводы привел, и помогло. Если бы дольше протянулось, может быть, не справился бы с собой и заглянул в тетрадь товарища, но звонок прозвенел. Так и не сделал последнего примера» (Крутецкий В.А. и Лукин Н.С., с. 37).
Источник: Прядеин В. П. Психодиагностика личности : избранные психологические методики и тесты : [монография] / В.П. Прядеин ; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» [и др.]. – Сургут : РИО СурГПУ, 2013. – 245, [1] с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.