Здоровый образ жизни и ответственное поведение 7 класс
Профилактическая работа психолога в школе - Здоровый образ жизни: модели, программы, проекты
Индекс материала
Здоровый образ жизни и ответственное поведение 7 класс
Тренинг ответственного поведения
Тема: «От яйца к зародышу»
Тема: «Анатомия и физиология половой системы мужчины и женщины»
Тема: «Как научиться понимать и оценивать друг друга»
Тема: «Психологические особенности подростка»
Тема: «Эмоциональные и сексуальные проблемы подростков» (продолжение)
Тренинг ответственного поведения 2
Тема: «Нравственно-психологические основы взаимоотношений юношей и девушек»
Раздел 2 Здоровье и психоактивные вещества. Болезни, передающиеся половым путем
Тема: «Социальные последствия курения»
Тема: «Социальные последствия алкоголизма»
Тема: «Наркотики и здоровье»
Тема: «Кто и почему принимает наркотики?»
Тема: «Вступление в ранние сексуальные отношения и их последствия»
Тема: «Половые преступления»
Тема: «СПИД и его профилактика»
Тренинг ответственного поведения 3
Тема: «Болезни, передающиеся половым путем (БППП)»
Тема: «Рискованные ситуации для заражения венерическими заболеваниями» (практикум)
Все страницы

А.Н.Сизанов

 

 

 

Здоровый образ жизни и ответственное поведение

7 класс

Раздел 1

Тема: «Возрастные изменения в организме  девочки» (для девочек)

Цель занятия: ознакомить девочек с признаками полового созревания.

Основные понятия: акселерация, половое созревание, менструация.

 

Об особенностях вашего организма вы уже многое знаете из собственных наблюдений, бесед с родителями, из книг и журналов, телевидения и интернета. Сегодня мы попытаемся систематизировать эти знания. Прежде всего многие из вас заметили прибавку, и значительную, в росте. Длина тела увеличивается на 5–8 см см в год. У девочек этот интенсивный рост приходится на 11-12 лет, у мальчиков чуть позднее, – на 13–14 лет. Конечно, мальчики после 15 лет обгонят своих сверстниц в росте. Увеличение роста идет в основном за счет трубчатых костей конечностей.

Масса тела также быстро растет (но не столь быстро, как скелет, поэтому для вас характерен вытянутый, «нескладный» вид). Девочки прибавляют 4–8 кг в год (особенно заметна прибавка в 14-15 лет); мальчики – 7–8 кг в год.

Следует заметить, что современные подростки значительно выше и крупнее своих сверстников начала XX века. Как показывают наблюдения, подростки увеличились в среднем в росте примерно на 10 см, в массе – на 10 кг, окружность груди возросла на 5 см. Ученые назвали такое явление акселерацией. В связи с этим раньше начинается и период полового созревания подростков.

Что означает половое созревание?

Половое созревание – это процесс, в результате которого достигается ярко выраженная принадлежность к женскому или мужскому полу не только в биологическом, но и в социальном плане.

Половое развитие происходит непрерывно, начиная с рождения. На определенном этапе развитие резко ускоряется, и в течение короткого периода наступает половая зрелость. Это так называемый подростковый возрастпериод полового созревания.

Начинается половое созревание с повышения активности центральной нервной системы, а затем эндокринных желез. Возрастающее количество гормонов, вырабатываемых и выделяемых в кровь этими железами, приводит к развитию всех признаков и проявлений полового созревания.

Первым признаком полового созревания девочек является ускоренное развитие таза, молочных желез, голос становится более «грудным», появляются обыкновенные (юношеские) угри.

Первая менструация у современных девочек начинается в 12–13 лет. Время наступления зависит от физического развития организма, перенесенных заболеваний, питания, социально-бытовых условий, климата, наследственности и т.п.

В яичнике девушки каждый месяц созревает яйцеклетка. Если яйцеклетка не оплодотворяется, через 3–4 суток она погибает, а внутренняя оболочка матки отторгается. Проявляется это выделением крови и слизи из половых путей, которые вытекают через влагалище и отверстие в девственной плеве. Это называется менструацией.

Обычно она длится от 3 до 5 дней. Время от начала одной менструации до начала последующей называется менструальным циклом. Девочкам рекомендуется завести календарь, в который следует вносить срок появления менструации, ее продолжительность и интенсивность. От начала одной менструации до начала последующей может пройти не менее 21 и не более 36 дней.

Таким образом, в течение всего детородного периода в яичниках ритмично (1 раз в месяц) созревают яйцеклетки, их гибель заканчивается кровотечением – менструацией.

Для девочек недопустимы резкие ограничения в питании (следование разнообразным диетам с целью изменения фигуры), которые могут привести к истощению организма и другим последствиям. Пища должна быть богата клетчаткой: содержать разнообразные фрукты и овощи, тогда опорожнение кишечника будет происходить своевременно. Кроме того, в пище должно быть достаточно кальция (молочные продукты, курага), что способствует нормальному состоянию свертывающей системы крови. Яблоки, богатые железом, помогут восстанавливать красные кровяные клетки – эритроциты. Полезно в эти дни принимать отвар крапивы, улучшающий кроветворение.

Вопросы и задания:

1.     Что означает период полового созревания?

2.     Какие изменения в организме девушки наблюдаются в период полового созревания?

3.     В чем трудности менструального периода?

 

Тренинг ответственного поведения

 

Цель занятия: выработка внутреннего самоконтроля и неагрессивных способов решения личностных проблем.

«Запретный плод»

На стул в центре круга кладут какой-то предмет, обычно это листок бумаги. Ведущий обращается к группе со словами: «Ребята, представьте себе, что на стуле лежит что-то очень желанное, но запретное. Сейчас каждый из вас с помощью пантомимы, без слов, покажет, как он поступил бы по отношению к этому предмету».

Листок бумаги, лежащий на стуле, символизирует для каждого участника игры что-то свое. Один представил себе, что он недавно переболел ангиной, идет по летней знойной улице, а все прохожие едят мороженое, да такое аппетитное, самых разных сортов, в хрустящих вафельных стаканчиках. Другой представил себе персики, бархатные, розовые, кажется, что сок вот-вот брызнет из них. Но, увы, растут они в чужом саду. А третий нарисовал себе такую картину: он шел по улице и увидел кошелек, который валялся под ногами; подняв его, мальчик обнаружил в нем купюры. Что делать? Можно на эти деньги сходить в кино, покататься на карусели, купить мороженое и пепси-колу. Но тут же появляется мысль: «А вдруг хозяин денег – пенсионер или многодетная мать? Потеря этих денег будет означать для них потерю самого необходимого: хлеба, молока...»

Сначала все участники выполняют задание ведущего, т.е. с помощью пантомимы показывают свои действия по отношению к «запретному плоду». Например, одна девочка потрогала листок бумаги, ударила себя по руке и отвернулась. Этим она показала, что намерена воздержаться от приобретения запретной вещи. Из пантомимы другой девочки стало ясно, что она сначала спросит всех окружающих, нужна ли им воображаемая вещь, а потом, если убедится, что не нужна, возьмет ее себе. Один из мальчиков показал, что тайно возьмет себе воображаемую вещь.

Затем каждый раскрывает свою тайну – рассказывает, что конкретно представлял и что изображал своими движениями. Игра постепенно переходит в общий разговор, во время которого дети делятся своими впечатлениями и мыслями о том, как порой бывает трудно заставить себя поступать хорошо. Наблюдательному ведущему игра даст много новой информации об учащихся. Детям она поможет задуматься над своими поступками.

«Разговор в кругу»

Ведущий просит каждого закончить предложение: «Я думаю, что у меня получится...», «Предполагаю, что у меня будут трудности...» Обсуждение результатов самонаблюдения.

«Переговоры»

Инсценировка «переговоров» заключается в следующем.

Участники разделяются на две группы. Предметом переговоров являются футбольные страсти на спортплощадке. Спор возник потому, что две группы футболистов не любят друг друга и, хотя площадка принадлежит группе А, группа Б заняла ее раньше. Между группами были конфликты, которые заканчивались руганью, бранью и дракой. Задачей каждой из групп является принятие решения, как вести себя по отношению к противнику в заранее определенной ситуации. В принятии решения участвует «Ангел-Хранитель», избранный в каждой из групп.

Согласно инструкции, полученной конфиденциально от ведущего, он осуществляет контроль за принятием решения. Затем группы приступают к обсуждению условий возможного соглашения. После окончания инсценировки разбор упражнения.

«Ангел говорит»

В начале игры роль «Ангела» исполняет ведущий. «Ангел» выполняет различные действия, которым подражают участники, но только тогда, когда этому действию предшествует высказанная «Ангелом» фраза, начинающаяся словами: «Ангел говорит». «Например, подумай, прежде чем сделать что-то». Если действию не предшествует фраза «Ангел говорит...», никому нельзя подражать этому действию. Если кто-то ошибся, то выбывает из игры. «Ангел» в своих распоряжениях должен учесть хотя бы два аутозаключения.

«Поверь мне»

Участники выбирают комиссию в составе 3 человек, которую один из участников должен убедить в том, что это именно он навел порядок в классе, ранее им же приведенным в разгромленное состояние. Исходным моментом является следующая ситуация: «Один из учеников интенсивно готовился к контрольной работе. Он очень хотел получить хорошую оценку. Однако он допустил несколько ошибок. На неудовлетворительную оценку он отреагировал с такой злостью и гневом, что после уроков он разгромил весь класс. Потом, неизвестно почему, навел порядок, однако учителя ему не верят». Комиссия каждому отвечающему присуждает очки (единогласно), от 0 до 5 баллов. Победитель получает приз, придуманный комиссией.

Подведение итогов:

Рефлексия: «Я думаю, что...»

Прощание: «Невидимые глиняные скульптуры».

Члены группы сидят в кругу. Ведущий сообщает, что это упражнение должно проводиться в полной тишине. Он показывает жестами, что нагибается и берет глиняную массу, и говорит: «Представьте, что это глина. Я сделаю из нее скульптуру, а потом передам ее своему соседу». Он изображает, что лепит свое творение. Закончив «лепить», он изображает, что сминает в массу свою глиняную скульптуру и передает кусок глины своему соседу. Тот лепит свою скульптуру. Затем второй участник также превращает свое творение в кусок глины и передает его своему соседу дальше и так далее по кругу.

Руководитель следит за тишиной. В конце игры он подчеркивает важность внимательного отношения к другому человеку, к его творчеству.

Большинству участников на процесс творения необходимо от 0,5 до 1 минуты.

Подростки могут делать это упражнение, сохраняя тишину. Младшие школьники любят вслух догадываться о фигуре, которую лепит их товарищ из глины.

 

Тема: «Возрастные изменения в организме мальчика» (для мальчиков)

Цель занятия: ознакомление мальчиков с признаками полового созревания.

Основные понятия: акселерация, половое созревание, поллюции, угри, эрекция.

Об особенностях вашего организма вы уже многое знаете из собственных наблюдений, бесед с родителями, из книг и журналов, телевидения и интернета. Сегодня мы попытаемся систематизировать эти знания. Прежде всего многие из вас заметили прибавку, и значительною, в росте. Длина тела увеличивается на  5–8 см в год. У девочек этот интенсивный рост приходится на 11–12 лет, у мальчиков чуть позднее, – на 13–14 лет. Конечно, мальчики после 15 лет обгонят своих сверстниц в росте. Увеличение роста идет в основном за счет трубчатых костей конечностей.

Масса тела также быстро растет (но не столь быстро, как скелет, поэтому для вас характерен вытянутый, «нескладный» вид). Девочки прибавляют 4–8 кг в год (особенно заметна прибавка в 14–15 лет); мальчики – 7–8 кг в год.

Следует заметить, что современные подростки значительно выше и крупнее своих сверстников начала XX века. Как показывают наблюдения, подростки увеличились в среднем в росте примерно на 10 см, в массе – на 10 кг, окружность груди возросла на 5 см. Ученые называют такое явление акселерацией. В связи с этим раньше начинается и период полового созревания подростков.

Что означает половое созревание?

Половое созреваниеэто процесс, в результате которого достигается яркозыраженная принадлежность к женскому или мужскому полу не только в биологическом, но и в социальном плане.

Половое развитие происходит непрерывно, начиная с рождения. На определенном этапе развитие резко ускоряется, и в течение короткого периода наступает половая зрелость. Это так называемый подростковый возрастпериод полового созревания.

Начинается половое созревание с повышения активности центральной нервной системы, а затем эндокринных желез. Возрастающее количество гормонов, вырабатываемых и выделяемых в кровь этими железами, приводит к развитию всех признаков и проявлений полового созревания.

У юноши четким признаком полового созревания является первое семяизвержение (эякуляция) в любой ее форме. Почти половина подростков отмечает, что первая в их жизни эякуляция произошла у них ночью во сне, что явилось причиной просыпания с незнакомым ранее чувством сексуального восторга. Другие отмечают изменения в своем организме лишь по пятнам на нижнем белье или постели.

Поллюции (от лат. polluo, pollutum – осквернять, пачкать) – это непроизвольное извержение семени (чаще во время сна), сопровождаемые эротическими фантазиями. Ночные поллюции – явление абсолютно нормальное.

У взрослого человека, не живущего половой жизнью, считается нормальным появление поллюций в диапазоне от 1–2 раз в неделю до 1 раза в месяц. Такая природная разрядка является своеобразным клапаном, предохраняющим человеческую сексуальность от психофизического дискомфорта при половом воздержании.

Иногда могут иметь место и дневные поллюции (например, при поцелуях, просмотре фильмов, тряске в транспорте, лазании по канату и т.п.). Волноваться по этому поводу тоже не следует.

Обычный возраст появления первых поллюций – 13–15 лет. Замечено, что примерно за год до этого происходит интенсивный рост яичек.

В конце периода полового созревания, чаще в 14–16 лет, у подростков появляются так называемые обыкновенные (юношеские) угри. Они возникают в результате возрастных изменений секреции сальных желез и обостряются под влиянием нарушений желудочно-кишечного тракта, вегетативной, нервной, эндокринной  систем. Наиболее типичное  местонахождение юношеских угрей – лицо, грудь, верхняя часть спины. Угри могут быть преходящим явлением, всего несколько месяцев, но могут быть и настоящим заболеванием кожи в течение нескольких лет, иногда до 20–25-летнего возраста.

Профилактика угрей сводится к тщательному соблюдению чистоты кожи и своевременному очищению протоков сальных желез. При усиленной активности умываться надо чаще и обязательно с мылом, массировать лицо: сначала следует умыться горячей водой, затем сполоснуть лицо прохладной водой. Эта процедура способствует лучшему отхождению секрета сальных желез. Обострению угрей способствует употребление в пищу острых, пряных продуктов, кофе, какао, крепкого чая, избыток и пище углеводов и жиров.

Есть еще одна особенность полового созревания мальчиков. Это появление эрекции. Эрекция (лат. «эригере», что значит быть выпрямленным, твердым, эректус – «почтенный», «благородный»). Эрекция связана с увеличением кровоснабжения пениса.

Большие неудобства доставляла бы эрекция, если бы она была непрекращающейся. Поэтому пенис устроен так, что в состоянии покоя в него поступает не слишком много крови.

Нервные центры, управляющие эрекцией, находятся в го-ло1ном мозге и нижней части спинного мозга.

1. Психогенная эрекция вызывается:

а) слуховыми раздражителями: музыка, смех, учащенное дыхание;

б) обонянием: запах чистой кожи, вымытых волос;

в) вкусовыми раздражителями: вкус слюны и т.д.;

г) осязанием: прикосновения, поглаживания;

д) воображением: мечты, фантазии, воспоминания;

е) зрительными раздражителями: обнаженное женское тело.

2. Рефлекторная эрекцияна прикосновение.

3. Спонтанная эрекция возникает без участия сознания, во сне.

 

Вопросы и задания:

1.     Что означает период полового созревания?

2.     Какие изменения в организме юноши происходят в период полового созревания?

3.     Что такое поллюции?

4.     Чем вызваны юношеские угри и как уменьшить их количество?

5.     Что означает эрекция?

 

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.