Здоровый образ жизни и ответственное поведение 7 класс - Тема: «Как научиться понимать и оценивать друг друга» |
Профилактическая работа психолога в школе - Здоровый образ жизни: модели, программы, проекты |
Страница 5 из 20
Тема: «Как научиться понимать и оценивать друг друга»
Цель занятия: показать ребятам значимость дружеских отношений для развития личности, ознакомить с культурой взаимоотношений мальчиков и девочек. Основные понятия: дружба, общение, взаимоотношения, культура поведения, вежливость, кокетство, застенчивость, стыдливость.
Очень важной особенностью развития каждого человека является познание самого себя. Насколько хорошо вы знаете себя? Всегда ли вы понимаете друг друга? Познание себя происходит в процессе общения во взаимоотношениях со сверстниками. Общение со сверстниками этим и притягательно, что оно дает возможность сравнить себя с другими, равными по возрасту, опыту, силам, умениям. Сравнить – по-новому взглянуть на себя, оценить себя. А это очень важно. Потому что оценка самого себя – необходимое условие развития каждого человека. Часто можно наблюдать, что к одним одноклассникам тянутся многие ребята, хотят с ними дружить, играть, прислушиваться к их мнению, оценкам. С другими же меньше общаются, сторонятся их, хотя в общем они неплохие ребята. В чем же секрет? Оказывается дело в том, умеем мы или не умеем дружить друг с другом? Понимаем ли мы, что является основой наших дружеских отношений? Справедливость, отзывчивость, желание и умение прийти на помощь или же подчинение одного другому, эгоизм? От благополучия дружеских отношений зависит наше настроение. Мы глубоко переживаем разрыв в дружбе. Нам не хочется гулять, все валится из рук, не хочется ни с кем говорить, начинаем грубить. Под влиянием товарищей вы можете сильно измениться, неожиданным образом для окружающих. При этом как в хорошую, так и в плохую сторону. Попробуйте вспомнить, как влияют на вас ваши друзья? При этом не забудьте, что плохого вы переняли у своих товарищей и друзей (грубые и нецензурные слова, вредные привычки, плохие манеры поведения и т.п.). Вам интересно будет узнать, что ценят ваши сверстники и что осуждают в своих товарищах? Вот что говорят ваши сверстники о хорошем друге: во всем помогает, никогда не отказывает в просьбе, не бросит в беде, заступится за слабых, сочувствует при неприятностях, не сваливает вину на других, не подведет, не предаст, добросовестно относится к делу, не жадный, может дать толковый совет, не ссорится из-за пустяков, хранит тайну, откровенен и, наконец, вообще, «умеет дружить по-настоящему». Важное место в дружеских отношениях придается вежливости, вежливым манерам. Ведь вежливость – это такая форма обращения с окружающими, в которой проявляется уважение к достоинству человека. Вежливость начинается с простых слов: «спасибо» и «пожалуйста». Причем сказанных внятно и доброжелательно. К старшим и незнакомым людям надо обращаться на «вы», а к людям, которых вы знаете, по имени-отчеству. Вежливый человек не ждет, когда его попросят об услуге, а оказывает ее сам: уступает место в транспорте (инвалиду, пожилому человеку, женщине, маленькому ребенку); помогает женщине с маленьким ребенком. Не просто невежливо, а совершенно недопустимо смеяться над физическими недостатками товарищей, давать им обидные прозвища вроде: «очкарик», «косой». Невежливо не здороваться со старшими, со сверстниками, если даже ты чем-то обижен на них. Невежливо не отвечать на письма, забывать благодарить за оказанную услугу. Попробуйте в связи со сказанным объяснить смысл выражения знаменитого изречения Сервантеса: «Ничто не дается нам гак дешево и не ценится так дорого как вежливость». Правила вежливости касаются и взаимоотношений мальчиков и девочек. Мальчики должны быть внимательными и предупредительным к девочкам, уступить место, помочь выйти из транспорта. Помощь девочкам следует предлагать, не дожидаясь их просьбы: защитить, если их кто-то обижает, помочь нести тяжести и т.п. Девочки же должны знать, что, принимая помощь or мальчиков, они не должны забывать поблагодарить за нее. В обращении с девочками недопустимы грубость и фамильярность – эту заповедь мальчикам следует соблюдать неукоснительно. Девочка же в свою очередь должна уметь оберегать свое достоинство, не позволять в своем присутствии никакой грубости и пошлости. Если вы заметили, то в подростковом возрасте меняются взаимоотношения между мальчиками и девочками. Если раньше взаимные «затрагивания» мальчиков и девочек нередко являлись источником конфликтов, то сейчас они воспринимаются вами как проявление к себе интереса и внимания, и воспринимаются бег всякой обиды. У девочек начинает меняться поведение в присутствии мальчиков. При этом они начинают говорить преувеличенно громко, с особыми интонациями, обнимают одна другую, ходят, нежно прижавшись и т.д. Во всем этом начинает проявляться кокетство девочек. Это способ привлечь к себе внимание. Кокетство может проявляться в особой позе, сочетающей в себе внешнюю пассивность с внутренним напряжением. Это и особый взгляд. Это и использование другого человека для демонстрации своих стремлений к интересующему объекту, но как бы не для него. Кокетство -это нормальное поведение девочки, девушки, женщины. В основе кокетства лежит стремление привлечь к себе внимание представителей мужского пола Каждая нормальная девушка, женщина испытывает стремление нравиться, быть замеченной. Дело заключается в том, что женщине принадлежит в общении с мужчиной пассивная роль. Не принято, чтобы девушка, женщина сама начинала ухаживать за юношей, мужчиной. Это противоречит и женской природе, и конкретно-историческим особенностям женской психики. Однако, для того чтобы мужчина мог проявить свою активность, женщина должна привлечь его внимание, а для этого ей необходимо в достаточной степени продемонстрировать свою специфически нежную восприимчивость. Еще одна особенность поведения девочек, девушек, женщин – застенчивость. Смысл ее заключается в том, что девушка отвечает на внимание юноши как бы вынужденно, как бы: уступая его желанию. Под взглядом юноши девушка краснеет, смущается, опускает глаза и т.д., показывая тем самым, что присутствие и внимание юноши для нее небезразличны. Застенчивость – специфически женская особенность поведения, реагирования на присутствие представителей противоположного пола, причем особенность, достаточно высоко ценимая. К застенчивости близка стыдливость. Сначала она проявляется у девочек по отношению ко всем людям, в последующем – лишь по отношению к представителям мужского пола. Проявляется стыдливость в совокупности своеобразных движений оборонительного характера – опускании или отведении глаз, закрывании лица руками, отворачивании головы, вообще в движениях ускользания, увертывания и т.д. Вместе с тем стыдливость – не оборона в чистом виде, это и реакция на притяжение, а тот, кого стыдятся, не просто неприятель, но вместе с тем и человек, привлекающий внимание. Стыдливость – характерное проявление женского поведения. Стыдливость привлекательна в девушке, женщине, но неприемлема для юноши, мужчины (не путать стыдливость со стыдом, угрызениями совести). Мальчикам, юношам во взаимоотношениях с девочками и девушками необходимо учитывать и с пониманием относиться к особенностям женского поведения. Вопросы и задания: 1. В чем ценность и значимость для человека дружеских отношений? 2. Каковы качества хорошего друга? 3. Назовите правила вежливости. 4. В чем проявляется вежливость во взаимоотношениях между мальчиками и девочками? 5. Как проявляется у девочек кокетство, застенчивость и стыдливость? Почему они характерны только для девочек? 6. Прослушайте и обсудите отрывок из повести Анатолия Алексина «Звоните и приезжайте».
Двадцать девятое февраля (Отрывок из повести «Звоните и приезжайте»)
Говорят, что любовь облагораживает человека. С того дня, как я полюбил, мне все время приходилось кому-нибудь врать. Я делал это не нарочно. Г.росто мне задавали вопросы, на которые я не мог отвечать честно. – Почему ты столько времени уделяешь прическе? И рубашки стал менять чуть ли не каждый день? – У нас в школе работает санитарная комиссия. – О чем ты все время думаешь? У тебя отсутствующие глаза. Из-за чего ты вздыхаешь? – Из-за отметок... У пеня появились тройки. – Их же не было! Откуда они? – Вот об этом как раз я и думаю. Но на самом деле я думал о Лиле Тарасовой. Она пришла к нам из другой школы. Помню, на большой перемене подбежал ко мне Владик Бабкин и таким безразличным-безразличным голосом говорит: – Да, кстати... Ты новенькую видел? – Какую новенькую? – Тут одна... ученица. Рядом с тобой есть свободное место. Если она захочет на нею сесть, ты скажи, что око уже занято. Ладно? И пошли ее ко пне. Я тоже один сижу... Ладно? – А зачем это? – Я не могу объяснять... Но поверь – это важно! Минут через пять новенькая подошла ко мне и сказала: – Здесь свободное место? Я посмотрел на нее – и на миг потерял сознание. По крайней мере я совершенно забыл о Владике и о его просьбе. – Можно, я сяду? – спросила она. – Можно, – прошептал я. И на том же уроке схватил первую двойку. Я схвати! ее потому, что очень хотел получить пятерку. Получить на глазах у Лили Тарасовой! С тех пор я все время хотел, чтобы у нее на глазах со мной произошло что-нибудь необычайное или просто хорошее. Одним словом, хотел, как говорится, предстать перед ней в выгодном свете. Но наконец я понял, что в таком свете я могу предстать перед ней только на катке. Потому что я хорошо катался! И я пригласил ее на каток Я где-то читал, что выдающийся человек всегда имеет «свое лицо». Лиля ни в чем не была похожа на остальных. Портфель у нее был мягкий, вишневого цвета, с двумя золотыми замочками. Тетрадки и книжки были обернуты в розовую бумагу с разводами, и не было на них ни одной кляксы и вообще ми одного пятнышка. Самописка была, как говорится, миниатюрная, карандаш с оранжевым ластиком на конце, блокнотик изящный, с календарем на обложке. А уж о глазах я и не говорю! Лиля заглянула в этот самый блокнотик с календарем и сказала: – Двадцать восьмое февраля – это суббота. Вот и прекрасно! Пойдем на каток в воскресенье – двадцать девятого. – А почему так не скоро? – Чтобы ты успел заслужить это право! – Какое... право? – Пойти со мной на каток! – Она взглянула мне прямо в глаза и спросила: – На что ты способен ради меня? Я ответил: – На все! – Вот и прекрасно! Я буду тебя испытывать. Для начала выполни одну мою просьбу. – Любую! – воскликнул я. – Я раньше дружила с Валей. А потом мы поссорилжсь. И у меня осталась Валина книжка. Я не хочу сама заходить... – Понимаю! – воскликнул я.– Где живет Валя? Укажи только адрес. Я отнесу книгу, чего бы мне это ни стошо! – Вот и прекрасно. Валя живет прямо подо мной, на втором этаже... – А ты, значит, на третьем? – быстро сообразил я. А еще я сразу сообразил, что увижу дом, в котором живет она, поднимусь по той самой лестнице, по которой каждый день ходит она... Все это имело для меня очень большое значение! Такое большое, что я сначала поднялся на седьмой этаж, потом спустился на третий, постоял немного возле ее квартиры, вздохнул и спустился еще на один этаж... Дверь мне открыл парень лет тринадцати или четырнадцати. Я слышал, что внешность для мужчин не имеет большого значения. И все же сразу подумал о том, что парень этот выше меня и гораздо красивее. Мне стало грустно... Но я взял себя в руки и спросил: – Валя дома? Мне нужно отдать ей книжку. – Не ей, а ему! – сказал парень. И протянул руку. 66 Гак, значит, это с ним она раньше дружила? Мне стало совсем тяжело. – Ты что, ее паж? – спросил Валя. Высокие и красивые люди могут залазать любые вопросы. Я молча удалился к себе домой. Примерно через неделю Лиля сказала мне: – Не хочешь ли подежурить в моем подъезде? – Хочу! А что это значит? – Ну, вдруг мне в чем-нибудь понадобится твоя помощь? А ты рядом в подъезде... – Я готов стоять там круглые сутки! – Зачем же так много? Часа полтора или два в день. И хватит! Она продолжала меня испытывать. – Не бойся. Тебе гам не будет скучно, – сказала Лиля. – Вместе с тобой будет дежурить и Владик Бабкин! Значит, и он тоже проходил испытания. Мы с Владиком стали дежурить. Лиля спускалась сверху, и мы сопровождали ее в магазин или на рынок. Мы шли сзади и несли сумки. Она проходила через двор, где Валя со второго этажа как раз в это время играл в хоккей. Он останавливался, махал клюшкой и обязательно как-нибудь нас с Владиком называл. То «почетным эскортом», то «музыкальным сопровождением», то «прилипалами»... Встречая нас в подъезде, он каждый раз спрашивал – Ну что? Заступили?.. Я все терпел. Я ждал двадцать девятое февраля!.. Однажды, спустившись сверху, Лиля сказала: – А не кажется ли вам, что здесь, в подъезде, должен остаться кто-то один? – Кто?! – спросил я. – Вы должны решить это в честном бою. Как мужнины! Владик подошел я стукнул меня по носу... В один миг Лиля взлетела на второй этаж и закричала: – Валя! Разними их! Они же убьют друг друга! Валя неторопливо спустился, увидел мой нос и сказал: – Ну вот, Лиля, из-за тебя уже пролилась кровь! Он посмотрел на нее не то с уважением, не то далее как-то еще серьезнее... Мой платок был в крови, но я не замечал ни крови, ни боли, потому что все это произошло в субботу, двадцать восьмого февраля. Вечером я позвонил Лиле Тарасовой и сказал: – Сегодня двадцать восьмое? Значит, завтра двадцать девятое... Мы с тобой идем на каток! – Ты ошибся,– ответила Лиля.– Завтра первое марта! Я забыл... Я совсем забыл, что год этот не високосный и что нет в этом году двадцать девятого февраля. – Я тоже забыла,– сказала Лиля. И рассмеялась. – Ну и что же?.. Но ведь завтра все равно воскресенье? – сказал я.– Двадцать девятое февраля или первое марта – какая же разница? – Очень большая! – сказала Лиля. – Первое марта у меня уже занято. Я обещала пойти на каток... – Кому? – перебил я. В ответ она опять рассмеялась. А я, к сожалению, не смог ей ответить тем же. На следующий день утром я спрятался за углом Лилиного дома и стал наблюдать. Было холодно. Но мне было жарко... Она вышла на улицу вместе с Валей, который жил на втором этаже. Я так и думал! Он держал в руках две пары коньков – ее и свои. В ту минуту я понял, что любить нужно только того человека, который достоин любви! Я понял это очень ясно и твердо... Но мне от этого было ничуть не легче. |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |