Здоровый образ жизни и ответственное поведение 7 класс - Тема: «Социальные последствия алкоголизма» |
Профилактическая работа психолога в школе - Здоровый образ жизни: модели, программы, проекты |
Страница 12 из 20
Тема: «Социальные последствия алкоголизма»
Цель занятия: сформировать у учащихся отрицательное отношение к употреблению алкоголя. Основные понятия: алкоголь, алкоголизм, мотивы алкоголизации личности, трезвый образ жизни, симптомы алкоголизма. Как алкоголь влияет на здоровье? Алкоголь, попадая в организм, оказывает отрицательное воздействие на внутренние органы, обостряет имеющиеся хронические заболевания (сахарный диабет, гипертоническая болезнь, туберкулез и т.д.). В результате воздействия алкоголя на организм возникают язвенная болезнь желудка и кишечника, гастриты и энтероколиты, болезни сердца и почек, гипертония, цирроз печени, злокачественные заболевания, неминуемо ведущие к преждевременной смерти. Очень опасным является употребление алкоголя в момент зачатия, беременности и кормления грудью. Многочисленными научными исследованиями установлено, что даже однократное употребление спиртных напитков оказывает пагубное действие на половую клетку, готовую к оплодотворению. Зачатие в момент, когда один из родителей был пьян, может привести к рождению ребенка с различными физическими дефектами. Клинические наблюдения за детьми у женщин, принимавших алкоголь во время беременности, показали тесную связь с нарушением развития ребенка (задержка внутриутробного развития, меньше размер головки, нарушение органов зрения, скелета, суставов, системы кровообращения, половых органов). У беременных женщин, употребляющих алкоголь, чаще бывают выкидыши и рождаются недоношенные дети. Дети часто отстают в психическом развитии, страдают эпилепсией, шизофренией, слабоумием. Швейцарские ученые, обследовав более 8000 детей, страдающих идиотией, выявили, что все они были зачаты во время праздников, когда родители употребляли большое количество спиртного. Опасным является и употребление алкоголя для женщин, кормящих грудью. Попадая к младенцу с молоком матери, алкоголь начинает свое разрушающее действие в еще не окрепшем и не сформировавшемся организме. Как уже говорилось ранее, алкоголь в первую очередь поражает нервную систему. Воздействуя на важнейшие отделы коры больших полушарий, алкоголь нарушает четкость и точность мыслительных процессов. Алкоголь усиливает процесс возбуждения и ослабляет процесс торможения. В результате этого нарушается ориентация в пространстве утрачивается разумный контроль над своим поведением. Легкая степень опьянения характеризуется возбуждением, улучшением настроения, ощущением благополучия, радости, появляются небольшие головокружения. Человек становится болтливым, повышается самоуверенность, ослабевает самоконтроль. По мере увеличения дозы спиртного возникает средняя степень опьянения, когда усиливается болтливость, склонность к хвастовству, оскорбительные намеки в адрес окружающих людей, появляются попытки вмешиваться в чужие дела, нарушается координация движений. Затем наступает тяжелая степень опьянения. Она характеризуется тем, что наступает бурная стадия возбуждения, речь становится несвязной, движения некоординированными, походка шаткой. Человек совершает бессмысленные поступки, часто агрессивные. Возбуждение сравнительно быстро «меняется заторможенностью, вялостью, слабостью. Затем наступает сон, близкий к наркозу. Такое состояние может иметь ' смертельный исход, так как это уже не просто опьянение, а от-Iпиление алкоголем. Воздействие алкоголя на психику человека наносит вред не только его здоровью. Употребление алкоголя становится социально опасным: – увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий; – нарушается правопорядок (возникают драки, ограбления, насилие, убийства); – разрушаются семьи, теряются друзья и близкие люди; рождается неполноценное потомство; – совершаются самоубийства; – увеличивается риск возникновения венерических болезней, СПИДа, нежелательной беременности. Дорожно-транспортные происшествия Одна из наиболее частых причин гибели и инвалидизации населения. У водителя, принимавшего алкогольные напитки, снижено внимание и точность восприятия окружающей обстановки, замедлены двигательные реакции (150 г водки увеличивают время реакции в 2–2,5 раза, 200 г – в 2–4 раза, 280 г – в 3,5 раза, 330 г – в 6–9 раз). Выпившему водителю кажется, что он нажал на тормоза мгновенно, а фактически на это ушли дополнительные, часто роковые доли секунды. Выпитые 80 г водки или 500 г пива действуют сутки, поэтому если водитель выпил вечером, то утром его нельзя считать трезвым. Действие алкоголя прекращается только после его полного выведения из организма. Нарушение правопорядка По данным статистики более 80% правонарушений совершается в состоянии алкогольного опьянения. Человек в нетрезвом состоянии теряет контроль над своим поведением, лишается чувства ответственности. Согласно Уголовному кодексу лицо, совершившее преступление в состоянии алкогольного опьянения, не освобождается от уголовной ответственности. Сам факт опьянения является отягощающим вину обстоятельством. В таком состоянии люди склонны совершать насилие над собой, и далеко не всегда медикам удается сохранить им жизнь. Нарушение взаимоотношений с людьми Кроме угрозы для жизни окружающих алкоголизм имеет и тяжелые нравственные последствия. Живя в окружении близких людей, человек, злоупотребляющий алкоголем, разрушает их жизнь. В семьях, где есть пьющие, всегда царит страх, напряжение, раздражительность. Разрушается благосостояние, так как постепенно приобретенные вещи меняются на спиртное. Теряются друзья и знакомые. Люди, некогда любившие друг друга, становятся врагами. Особенно тяжелые последствия возникают, если пьют оба родителя. Дети из таких семей либо сами привыкают к алкоголю, либо оказываются в детских домах. Человек остается один, преследуемый целью достать алкоголь и постепенно деградирует как личность. Следует знать, что семьи могут распадаться, даже если человек употребляет алкоголь не так часто. Это связано прежде все-i о с тем, что алкоголь усиливает половое влечение и люди легко вступают в случайные половые связи. Вот один из примеров. В женскую консультацию обратилась женщина, были- назначены необходимые обследования и выявлен диагноз – сифилис. Когда стали искать причины заражения, то выяснилось, что муж ездил в командировку, где подобралась хорошая компания, устраивающая застолье по вечерам после работы. И он не смог «устоять» перед незнакомой женщиной. В результате семья распалась. Мужчина потерял жену и ребенка, хотя и не злоупотреблял алкоголем регулярно. Проживая в обществе, где употребляются спиртные напитки, нужно очень грамотно подходить к этой проблеме. Существует множество причин по которым люди употребляют алкоголь. Их можно разбить на три группы: 1) для того, чтобы с чем-нибудь справиться; 2) для удовольствия; 3) в силу привычек и обычаев. Потребление алкоголя для того, чтобы справиться с эмоциями, такими как тревога, подавленность, скука, раздражительность, печаль, чувство вины, одиночество, иногда способствует достижению ожидаемого результата. Но это не решает проблем, из-за которых возникло подобное состояние. Кроме того, в определенных случаях алкоголь способен усилить эмоции, и тогда, в состоянии глубокой депрессии, человек способен к необдуманным поступкам. Существует и другая опасность, если человеку удастся несколько раз справиться с эмоциями посредством алкоголя, то в последующем он не будет искать других путей, тем самым обрекая себя на возникновение зависимости от алкоголя, т.е. возникновение болезни – алкоголизма. Вторую группу составляют причины употребления алкоголя для удовольствия: чтобы испытать приятное ощущения «кайфа», в качестве вознаграждения самого себя, на праздниках, во время проведения досуга, при общении с другими людьми, из-за приятного вкуса, в качестве дополнения к блюдам во время приема пищи. Эта группа причин является наиболее сложной для объяснения, т.к. некоторые аспекты имеют под собой положительную почву. Здесь необходимо учитывать следующее. Употребление алкоголя должно быть умеренным и контролируемым. Начинать прием его можно во взрослом возрасте, когда сформировались все органы и системы, когда есть, умение контролировать себя и обстоятельства, есть понимание того, что алкоголь вреден для здоровья. В силу своих генетических особенностей не каждый человек способен принимать алкоголь кроме того и дозы приема должны быть индивидуальны. Уровень потребления алкоголя характеризует степень образованности человека. Уметь употреблять алкоголь, не нанося вред своему здоровью и здоровью окружающих, это большое искусство, овладеть которым может только зрелый человек. Употребление большого количества алкоголя в силу обычаев и традиций приводит к тому, что ежегодно увеличивается количество лиц, зависимых от алкоголя. Потребление алкоголя в подростковом возрасте особенно опасно. Алкоголизм у подростков формируется в сжатые сроки и отличается тем, что прогрессирует гораздо быстрее. Подросток имеет меньше шансов избавиться от пристрастия к алкоголю. Психическая зависимость у подростков возникает через 3–6 месяцев, а физическая – через 1–1,5 года. В отличие от взрослых похмельный синдром у подростков представлен физическими расстройствами: тошнота, рвота, головокружение. Впоследствии присоединяются и психические расстройства: страх, тревога, нарушение сна. Подросток частично или полностью забывает события, происходившие в состоянии опьянения, снижается память на текущие события. Значительно быстрее наступает деградация личности (у взрослого через 10–15 лет, у подростка через 3–4 года). Вот почему во всем мире регламентируется продажа алкогольных напитков лицам, не достигшим определенного возраста, особенно для лиц женского пола. Что же делать, чтобы избежать столь страшных возможных последствий? 1. Не начинать пить алкогольные напитки в детском и подростковом возрасте. 2. Стараться решать проблемы своих эмоциональных состояний другим путем: искать причины проблем и устранять их. Это достаточно сложный процесс и один человек с ним может не справиться. Нужно обратиться за помощью к друзьям, родителям, взрослым, которым доверяешь. 3. При состоянии внутреннего напряжения займитесь спортом, физкультурой, физической работой, послушайте музыку, сходите в гости к друзьям. Это позволит расслабиться. 4. Находясь в компании, где все пьют, постарайтесь сказать нет, объясняя это плохим самочувствием либо срочными делами. Если все же не удалось отказаться, не пейте сразу всю дозу, а лишь пригубите. Затем, не привлекая к себе внимания, постарайтесь уйти. Таким образом, следует подчеркнуть, что алкоголизм – это болезнь, характеризующаяся частым, неконтролируемым приемом алкоголя, наличием «синдрома отмены», поражением внутренних органов и нарушениями в поведении человека. Тем, у кого существуют проблемы с употреблением алкоголя, необходимо обратиться за помощью к врачам-наркологам, психологам, социальным педагогам. Вопросы и задания: 1. Каково влияние алкоголя на здоровье? 2. Как изменяется личность, употребляющая алкоголь? 3. В чем социальная опасность употребления алкоголя? 4. По каким причинам люди употребляют алкоголь? 5. Почему особенно опасно употреблять алкоголь детям и подросткам? 6. Как избежать ситуаций, связанных с употреблением алкоголя?
|
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |