На главную Профилактическая работа психолога в школе Здоровый образ жизни: модели, программы, проекты Здоровый образ жизни и ответственное поведение 7 класс - Тема: «Социальные последствия курения»
Здоровый образ жизни и ответственное поведение 7 класс - Тема: «Социальные последствия курения»
Профилактическая работа психолога в школе - Здоровый образ жизни: модели, программы, проекты
Индекс материала
Здоровый образ жизни и ответственное поведение 7 класс
Тренинг ответственного поведения
Тема: «От яйца к зародышу»
Тема: «Анатомия и физиология половой системы мужчины и женщины»
Тема: «Как научиться понимать и оценивать друг друга»
Тема: «Психологические особенности подростка»
Тема: «Эмоциональные и сексуальные проблемы подростков» (продолжение)
Тренинг ответственного поведения 2
Тема: «Нравственно-психологические основы взаимоотношений юношей и девушек»
Раздел 2 Здоровье и психоактивные вещества. Болезни, передающиеся половым путем
Тема: «Социальные последствия курения»
Тема: «Социальные последствия алкоголизма»
Тема: «Наркотики и здоровье»
Тема: «Кто и почему принимает наркотики?»
Тема: «Вступление в ранние сексуальные отношения и их последствия»
Тема: «Половые преступления»
Тема: «СПИД и его профилактика»
Тренинг ответственного поведения 3
Тема: «Болезни, передающиеся половым путем (БППП)»
Тема: «Рискованные ситуации для заражения венерическими заболеваниями» (практикум)
Все страницы

Тема: «Социальные последствия курения»

Цель занятия: дать представление учащимся о последствиях курения для общества и семьи.

Основные понятия: зависимость от курения, социальные последствия, никотин.

Каковы медицинские последствия курения? Давно известно, что курение влияет на половую систему и организм беременной женщины. Курение оказывает отрицательное воздействие на организм мужчины и женщины постепенно, однако последствия его не менее тяжелы, чем от употребления алкоголя и наркотика.

В отличие от алкоголиков и наркоманов люди, злоупотребляющие курением, не склонны к антиобщественному поведению, правонарушениям. Основные социальные последствия курения сводятся к росту заболеваемости, преждевременной смерти курильщиков, нарушению взаимоотношений между людьми, влиянию на здоровье окружающих, большими экономическими потерями, которые несет общество. Трудно привести пример, свидетельствующий о том, что выкуривание одной сигареты или пачки сигарет привело к смертельному исходу. Имеются только статистические данные о последствиях курения, полученные на основании исследований. Следует отметить, что курение большинство людей считают социально приемлемой привычкой в обществе. Однако в ряде развитых стран идет активная борьба с курением. И имидж делового человека – это прежде всего имидж некурящего.

«Потребление табака – единственная важнейшая причина преждевременной смерти взрослых людей во всем мире» (Материалы Всемирной организации здравоохранения).

Соединения, которые содержатся собственно в табаке, оказывают отрицательное влияние на здоровье человека. Помимо них в табаке содержится много веществ, которые добавляют при выращивании сборе урожая и обработке. Кроме того, при курении на горящем конце сигареты образуется множество химических соединений, которые поступают в окружающую среду и вдыхаются как самим курильщиком, так и окружающими. Вот только некоторые из этих веществ: никотин, окись углерода (угарный газ), аммиак, эфирные масла; синильная, уксусная, муравьиная кислоты; сажа (табачный деготь) н др. Их влияние не проходит бесследно для организма. В тех странах, где уже давно укоренилась привычка к курению, около 90% случаев рака легкого, 30% рака всех локализаций и свыше 80% случаев хронического бронхита и эмфиземы легких а также около 20–25% случаев смерти от ишемической болезни сердца и мозгового инсульта связываются с употреблением табака.

Употребление табака в форме жевания приводит к раку полости рта, включав рак губы, языка, десен, слизистой оболочки щек, твердого и мягкого неба, слюнных желез. В последнее время появились данные, свидетельствующие о том, что локализация рака, вызванного курением, разнообразна и поражает различные органы (мочевой пузырь, почки, поджелудочная железа, гортань, пищевод).

Помимо онкологической заболеваемости курение является одним из факторов риска возникновения язвенной болезни, атеросклероза, инфаркта миокарда. Курение оказывает отрицательное влияние я на половые органы. У мужчин появляется преждевременная половая слабость (импотенция), обусловленная вредным влиянием никотина и радиоактивного полония. Ослабевает двигательная активность сперматозоидов, повышается риск возникновения бесплодия.

Особенно опасным является курение для женщин, так как здоровье будущею потомства находится в прямой зависимости от здоровья матери. Установлена связь между курением и преждевременными родами, непроизвольными выкидышами, смертью плода и новорожденного. Дети, родившиеся от матерей, которые курили во время беременности, как правило, весят на 180-400 граммов меньше. Вероятность возникновения заболеваний у таких детей выше, и они начинают болеть практически с первые дней жизни. Если мать продолжает курить во время кормления грудью, то снижается выработка молока и она вынуждена переходить на искусственное кормление. В результате этого в организм ребенка не поступают защитные антитела и он становится более восприимчив к инфекционным болезням.

Степень выраженности вышеперечисленных явлений зависит как от возраста и стажа курения, так и от индивидуальной чувствительности организма к табачным веществам и исходного состояния здоровья.

Курение наносит большой экономический ущерб обществу. Общество несет расходы по лечению, оплате больничных листов, недополучает продукцию, которую могли бы изготовить заболевшие по причине курения люди.

Медленно разрушая физическое здоровье, курение оказывает отрицательное влияние на отношения между людьми. Прежде всего это связано с тем, что опасным является не только активное, но и пассивное курение. Человек некурящий в большей степени страдает от вредных паров табачного дыма, чем курильщик, так как его организм не адаптирован к воздействию ядовитых веществ. Это вызывает раздражение, злость, негодование, желание не общаться с курящими людьми. Многим неприятен запах от одежды курильщиков, особенно если это сослуживцы по работе и некурящие люди вынуждены находиться с ними в одном помещении. Возникают конфликты. Вторым важным моментом является то, что у заядлых курильщиков меняется внешность, теряется привлекательность (особенно у девушек). Это способствует развитию комплексов, осложняющих отношения с людьми. И, наконец, самым тяжелым последствием, отражающимся на взаимоотношениях людей, является распад семьи или потеря близкого человека по причинам бесплодия, половой импотенции, заболевания новорожденного ребенка.

Вопросы и задания:

1.     Каковы статистические данные о смертности, вызванной курением?

2.     Каково влияние курения на человека?

3.     Какова взаимосвязь курения и здоровья будущего ребенка?

4.     Вызовите двух желающих учеников к доске. Один будет выступать в качестве табачного магната, активно рекламируя свой товар. Другой приводит аргументы в защиту потребителей.

 

Тренинг ответственного поведения

Цель занятия: выработка коммуникативных навыков, тренировка аутоинструктированная и неагрессивных способов решения личных проблем.

 

«Разбор»

С помощью считалки или жребия выбирается первый «разбираемый». Остальные учащиеся разбиваются на две команды, первая из которых говорит «разбираемому» о положительных качествах его характера или о хороших поступках, вторая же – о недостатках характера или о плохих его поступках. Команды делают свои заявления по очереди 4–5 раз.

После этого слово получает «разбираемый». Он молча слушал и похвалу, и критику в свой адрес, а теперь может поделиться своими переживаниями, сказать, с чем согласен, а с чем – нет.

Игра принесет больше пользы, если ведущий воспользуется маленькой педагогической хитростью. К моменту проведения этой игры он уже приблизительно знает взаимоотношения между участниками группы. Лучше, если друзья «разбираемого» будут высказывать критические замечания, комплименты же – поручить его оппонентам. В одной из групп в роли «разбираемого» оказался мальчик, которого учителя считали трудным, неуравновешенный, одноклассники, соответственно, тоже. Девочкам, участницам данной игры, было рекомендовано сосредоточить свое внимание на его хороших качествах. Девочки задумались над тем, что можно сказать хорошего в данном случае? «Сергей хорошо рисует»,– сказала одна девочка, «Он всегда защищает девочек»,– сказала вторая, а третья вспомнила, что Сергей однажды поделился с ней принадлежностями для черчения. В обычной жизни девочки ничего подобного не сказали бы Сергею, да и не стали бы задумываться над его хорошими качествами. Умение видеть в человеке и хорошее, и плохое, а также сообщить ему свое мнение в тактичной форме и в приемлемой обстановке (лучше наедине) – все это весьма важные компоненты гармоничного общения.

Несмотря на то, что «разбираемому» приходится выслушать о себе ряд не очень лестных замечаний, обычно все без исключения дети стремятся побывать в этой роли. Каждому хочется использовать возможность побыть в центре внимания группы, стать предметом заинтересованного разговора, доброжелательного разбора качеств характера, почувствовать, что твои личные проблемы интересны еще кому-то.

«Я режиссер собственной жизни»

Участники ложатся на полу и закрывают глаза. По команде ведущего дети представляют себе наиболее вероятную ситуацию, которая вызывает гнев и агрессивное поведение. Однако сейчас они сами режиссеры собственной жизни, могут запроектировать свои мысли, свое поведение, когда они в гневе, То, что произойдет в данной ситуации, зависит только от них самих.

После завершения игры ведущий предлагает рассказать друг другу о своем поведении.

 

«Пункт проката идей»

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает всем вспомнить такую ситуацию, в которой они вели себя агрессивно, но по сей день представляют, что надо было бы повести себя иначе. Сейчас для них главное – одолжить у кого-то идею для решения этого вопроса. Лицо, желающее одолжить идею, всем рассказывает об этом случае, затем садится перед выбранным товарищем и говорит ему: «Не знаю, что можно было бы сделать по-другому в этой ситуации.– Можно я у тебя одолжу идею?» С такой просьбой он обращается к очередным товарищам до тех пор, пока не решится позаимствовать идею. «Карта моей жизни»

Задание заключается в том, чтобы нарисовать карту дорог своей жизни. На ней должны присутствовать: главный путь, развилка, второстепенные дороги, крутые дороги, окружные, прямые, асфальтированные, ухабистые, с препятствиями, объездами, со стоянками, с прекрасными видами и т.д. Затем дети рисуют трассу своей будущей жизни и сравнивают. Разбор опыта. «Разговор в кругу»

Участники обсуждают приобретенный опыт. Затем выбирают игру, которая больше всего им по нраву. После проведения игры – рефлексия. Каждый участник становится перед своим товарищем и говорит: «Спасибо тебе за...»

Прощание: «Невидимые глиняные скульптуры».

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.