Романова Елена Владимировна канд. психол. наук, доцент ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область Стариковская Лариса Геннадьевна учитель МБОУ «Центр образования №40 им. Героя Советского Союза Ивана Андреевича Дементьева» г. Тула, Тульская область Аннотация: в статье рассматривается тема сохранения и укрепления психологического здоровья подрастающего поколения, которое в настоящее время является основой современного общества. Необходимость решения данной проблемы возрастает особенно на данный момент, когда стремительно растет количество детей, переживающих эмоциональное неблагополучие, которое приводит их к соматическому ослаблению, развитию неврозов, а также к появлению высокого уровня тревожности. В психологической науке разработано большое количество техник, методов и приемов работы с различными уровнями и видами тревожности, но проблема психолого-педагогического сопровождения младших школьников с высоким уровнем тревожности остается до конца не изученной.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, тревожность, младший школьник.
Тревожность рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности. По определению А.В. Петровского, «тревожность - склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги» [1, с. 13]. В настоящее время тревожность является распространенным явлением. Успехи в учебной деятельности, взаимоотношения со сверстниками в школе, адаптации к новым условиям, все это, зависит от того, насколько ярко выражено состояние тревоги. И тому мы находим подтверждение в работах В.Р. Кисловской, А.В. Лукасик, А.М. Прихожан и ряда других авторов. Психологическое сопровождение - это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание социальнопсихологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка в ситуациях школьного взаимодействия [1, с. 14]. Главной целью психолого-педагогического сопровождения учебновоспитательного процесса в образовательном учреждении считается поддержание комфортной, оптимальной, позитивной образовательной среды, способствующей развитию творческого, личностного и интеллектуального потенциала субъектов всего образовательного процесса. Необходимо отметить, то, что влияние переживаний детьми, обучающихся в начальной школе, тревоги и эмоционального дискомфорта на учебную деятельность отмечено многими исследователями. При этом психологи указывают на то, что для младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий [2]. Несомненно, особый эффект на развитие психологической готовности младших школьников оказывают занятия подготовительного характера, проводимые с дошкольниками. Именно они дают возможность наблюдать за их вхождением в коллектив, помогают будущим школьникам познакомиться друг с другом, формируют доброжелательные и доверительные взаимоотношения учащихся с учителями, также во время подобных занятий дети более быстрее привыкают к школьной обстановке и приучаются к выполнению школьных требований. Занятия носящие подготовительный характер необходимо проводить в форме игровой деятельности. Именно игра позволяет младшему школьнику полностью открыться и завести дружеские отношения с другими детьми. Имеющаяся на сегодняшний день ситуация возрастающей тревожности детей младшего школьного возраста в ситуации обучения выявляет необходимость разработки психолого-педагогических условий по оптимизации их психоэмоционального состояния. Нужно отметить, что индивидуальный подход к детям с повышенным уровнем тревожности основывается на создании доверительных отношений между ребенком и учителями. В процессе таких отношений ребенок становится в меру спокойным, открытым, благодаря чему и достигает значительных успехов в процессе обучения [3, с. 158]. Необходимо сказать о том, что учащиеся с повышенным уровнем тревожности очень остро реагируют на профессиональный стиль учителя. К таким школьникам нужен особый подход. С такими детьми нужно обращаться мягко и осторожно. Дети с высоким уровнем тревожности не терпят авторитарного стиля, темпераментного, властного отношения к себе. Усилению в ребенке тревожности способствуют также неадекватно повышенные требования со стороны учителя и родителей. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ученик испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность. Как правило, у детей с повышенным уровнем тревожности достаточно хорошопроходит адаптация к условиям школы, в которой они учатся. Обучение младших школьников должно проходить в соответствии с их возрастными, индивидуальными и умственными особенностями. Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно, поскольку познание всегда сопровождается тревогой. Познание - это всегда открытие чего-то нового, а все новое таит в себе беспокоящую школьника неопределенность. Несомненно, формированию и дальнейшему закреплению уровня школьной тревожности способствуют такие причины как: учебные перегрузки; неадекватные ожидания родителей; неспособность ребенка освоить учебную программу; неблагоприятные отношения с учителями; смена детского коллектива или неприятие ребенка сверстниками; конфликт между потребностями ребенка; неадекватные требования, не соответствующие психофизиологическому развитию ребёнка. Многие педагоги, психологи уделяют большое внимание вопросу проведения коррекционной работы с учащимися, у которых наблюдался высокий уровень тревожности. Это определяется тем, что уровень тревожности детей зависит от влияния разных факторов, которые определяют адаптационный период ребенка к окружающей среде, окружению, познавательное и физическое развитие. Поэтому, надо отметить то, что именно педагог-психолог, определяет направление и форму коррекционной работы на основе выявленных причин, возникших трудностей в процессе адаптации. Также психологами разрабатываются различные профилактические программы, которые реализуются с младшими школьниками, у которых наблюдается высокий уровень тревожности. В данную программу могут включаться как индивидуальные, так и групповые занятия. Таким образом, тревожность детей, обучающихся в младших классах, связана с недовольством ведущих потребностей возраста и реализуется в поведении с преобладанием компенсаторных и защитных проявлений. Тревожность детей разрушительно влияет на их деятельность. В младшем школьном возрасте повышенный уровень тревожности является показателем школьной дезадаптации. Несмотря на то, что школьная тревожность является очень распространенной и актуальной проблемой, с которой тяжело и трудно справляться, каждый квалифицированный психолог ищет и находит наиболее оптимальные пути психолого-педагогического сопровождения тревожных детей.
Список литературы 1. Апетян М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М.К. Апетян // Молодой ученый. - 2014. - № 14. - С. 13-14. 2. Исследование тревожности в психолого-педагогической литературе [Электронный ресурс]. 3. Микляева А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева. - СПб.: Речь, 2008. - 248 с. 4. Пургина А.А. Коррекция тревожности младших школьников / А.А. Пургина, В.В. Онуфриева // Молодой ученый. - 2015. - № 7. - С. 700-702. 5. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: РГСУ, 2010. - 795 с. Источник: Психолого-педагогические исследования - Тульскому региону : сборник материалов II Региональной научно-практической конференции магистрантов, аспирантов, стажеров (Тула, 18 мая 2022 г.) / редкол.: С.В. Пазухина [и др.]; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. - Чебоксары: Среда, 2022. - 356 с.
|