На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Основы профессионального самоопределения детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной культурно-творческой деятельности
Основы профессионального самоопределения детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной культурно-творческой деятельности
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Усачёва К.А., г. Барнаул, АлтГПУ
Научный руководитель: Ерохин В.В., старший преподаватель

Знакомство с миром профессий начинается в дошкольном возрасте и осуществляется за счет развития эмоционального отношения к окружающим, к профессиональной деятельности родителей. Но именно в школьном возрасте ребенок расширяет свои познания профессионального мира не только через знакомство с профессиями, но и через вовлечение в различного рода культурно-творческую деятельность. Профессиональная ориентация направлена на расширение представлений о мире труда и профессий, формировании ценностного и уважительного отношения к труду.

В современных условиях стремительно изменяющегося мира раннее профессиональное самоопределение приобретает особую актуальность. Овладение миром информационных технологий, раскрытие творческого потенциала в области рукоделия, хореографии, вокала, журналистики, технических специальностей - все это важно и необходимо сделать в школьные годы, при этом именно в период младшего школьного возраста, так как дети данного возраста наиболее обучаемы и готовы к раскрытию своих данных. Несмотря на то, что работа по данным направлениям ведется в рамках школьной образовательной программы, результаты ее остаются достаточно низкими. Сказывается бюрократическая и методическая загруженность педагогов школы, а также условия класса, в которых всем детям уделяется равное внимание и стандартизированный подход.
В связи с этим нами разработан комплекс занятий, призванный вовлечь детей младшего школьного возраста в занятия культурно-творческой деятельностью с целью раскрытия своих способностей и выявления основ профессионального самоопределения. Реализация разработанного комплекса занятий предполагается во второй половине дня, после учебного процесса. Участники отбираются по принципу добровольности, проведение занятий будет осуществляться на территории школы при предварительном согласовании всех юридических тонкостей с администрацией школы и одобрении родителей. Продолжительность одного занятия рассчитана на 30 минут, общая продолжительность реализации комплекса - 3 месяца. Содержание комплекса представлено несколькими блоками. Первый блок предполагает знакомство с профессиями и выявление способностей, которыми обладают учащиеся. Второй блок представлен практическими занятиями, ориентированными на раскрытие и развитие способностей учащихся по отдельным направлениям:

• Журналистика. Предполагается знакомство с текстами и сказками, различными жанрами, где учащиеся смогут попробовать свои силы в качестве юного журналиста и познакомиться с основами профессии, научиться задавать вопросы и брать интервью, сочинять сказки, делать заметки о своей жизни и жизни своих товарищей.


• Спортивно-оздоровительное направление. Данное направление включает в себя реализацию комплекса игр и упражнений для укрепления здоровья детей. Целью данного направления является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой активности, приобщение школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом. Данное направление работы способствует развитию волевых качеств, смелости, решительности, целеустремленности и выдержке.


• Хореография. Осуществление работы в данном направлении способствует развитию интереса к занятию танцами, развивает двигательные навыки и креативность, воспитывает уважительное отношение к культурным традициям разных народов; способствует повышению самооценки. Нами предполагается проведение выездных мероприятий, обеспечивающих встречу с действующими танцевальными коллективами и ведущими хореографами г. Барнаула.


• Изобразительная деятельность. Предполагается проведение знакомства с набором «Юного художника» и спецификой данной деятельности, а также обучение простым «хитростям» изобразительного искусства с целью повышения интереса к данному направлению. Кроме того, нами будут проводиться конкурсы изобразительного мастерства, а лучшие работы будут представлены на школьных и районных выставках.


• Вокал. Осуществление знакомства детей с музыкальным искусством через пение - самый доступный и понятный для всех детей вид деятельности. Предполагается индивидуальная и групповая форма работы с учащимися. Совместная творческая деятельность способствует формированию чувства ответственности за общее дело, совершенствует навыки работы в коллективе.


• Рукоделие. Деятельность в данном направлении позволяет развивать творческие задатки и навыки самостоятельной работы. С детьми ведется работа по обучению основам вышивания, вязания, шитья. Отдельное внимание будет уделяться работе в сфере декоративно-прикладного искусства, обучению дизайнерскому мастерству.


• Театр. Лучшая возможность раскрыть весь творческий потенциал младших школьников, существенно обогатить словарный запас, сформировать нравственно-эстетические чувства и способствовать личностной самореализации предоставляется через обучение актерскому мастерству. Нами предполагается организация встреч с актерами г. Барнаула, создание собственных постановок и их презентация на школьных фестивалях и творческих интерактивных площадках города.


Полученные знания школьником мы нашли в своё отражение в подготовке ученика к выступлению, который называется «Моё любимое дело». Целью выступления является самовыражение, самоопределение, развитие и интерес к такому виду деятельности, который ему ближе.
Все вышеперечисленные направления работы с детьми младшего школьного возраста имеют важное значение: во-первых - способствуют профориентации и формированию основ профессионального самоопределения, во-вторых - способствуют развитию высших психических функций и творческого потенциала учащихся.


Библиографический список
1. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. - Санкт-Петербург : «Питер», 2007. - 365 с.
2. Богданова, О. С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками : пособие для учителя / О. С. Богданова, О. Д. Калинина. - Москва : Просвещение, 1985. - 176 с.

Источник: Актуальные вопросы педагогики и психологии образования : материалы XI Всероссийской научнопрактической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов, студентов c международным участием, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, г. Барнаул, 28-29 мая 2020 года / под науч. ред. О. Г. Холодковой, Л. И. Сигитовой. - Барнаул : АлтГПУ, 2020.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.