На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Организация работы с одарёнными младшими школьниками в условиях городской общеобразовательной школы: постановка проблемы
Организация работы с одарёнными младшими школьниками в условиях городской общеобразовательной школы: постановка проблемы
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Кальвиери С.А., г. Абакан, ХГУ им. Н.Ф. Катанова
Научный руководитель: Мирошниченко В.В., канд. пед. наук, доцент
В современном мире всё большую актуальность приобретает проблема детской одарённости. На данном этапе развития современного общества перед учителями начальной школы стоит задача по выявлению и развитию детей с определёнными способностями, которые будут полезны социуму для развития мира в целом. Но так как проблема выявления одарённых младших школьников ещё не достигла широкого распространения в образовательной практике, поэтому сохраняется актуальность проведения исследований, направленных на выявление одарённых младших школьников в общеобразовательной школе и психолого-педагогических условий работы с такими детьми.


На данный момент интерес к одарённым детям возрастает, так как обществу необходимы творчески активные люди, которые в дальнейшем будут приносить пользу государству своей страны. Так в настоящее время в России создаётся множество программ, различных форумов, конкурсов, направленных на развитие детской одарённости: Международный Московский форум «Одарённые дети - будущее России», национальный проект РФ «Образование», всероссийский форум «Одарённые дети», Всероссийский форум молодых талантов и многие другие.


Младший школьный возраст - это возраст, в который дети накапливают и усваивают новые знания. Так очень важной проблемой школы является развитие одарённости, поэтому перед каждым учителем начальных классов стоит цель содействовать развитию каждой личности. Для одарённых детей нужно создавать благоприятную среду для полноценного развития. Для начала следует установить уровень способностей детей и их разнообразие. Учителю очень важно уметь правильно осуществлять развитие тех способностей, которые имеются у ребёнка.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования делается акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, ученик становится творцом своей жизни, когда сам ставит цели и ищет способы их достижения. Таким образом, необходимо направлять одарённого ребёнка на творческую переработку знаний, а не на получение определённого объёма знаний.
Развивать возможности одарённых детей можно как на уроке, так и на внеурочной деятельности. На уроках используются элементы различных технологий, которые развивают познавательную активность. А на внеурочной деятельности создаются условия свободного выбора интересов, где ребёнок сам решает, чем ему интересно заниматься и в дальнейшем совершенствует свои навыки.


Существует две важнейшие проблемы в общеобразовательной школе:
1. Профессиональным долгом педагога является обучение детей в соответствии с тем темпом, который ему доступен, но чаще всего одарённые дети опережают своих сверстников в развитии и им необходимо получать больше знаний.
2. Нужно искать педагогические возможности для поддержания уровня и темпа развития одарённых детей.


Для того, чтобы успешно развивать одарённых детей современной школе нужны подготовленные и заинтересованные в этом педагоги.
В современной литературе появляется всё больше публикаций посвящённых детской одарённости. Но это только малая часть тех ответов на вопросы, которые появляются у родителей и учителей. Также, существует большое количество различных теоретических подходов к исследованию природы одарённости, её развитию и реализации к деятельности. Данной проблемой занимались великие педагоги и психологи, и даже философы.
Философский аспект одарённости и связанные с ним теории развития одарённости как социального явления раскрывается в работах отечественных учёных - философов таких как И. Кант, Конфуций, Платон, М.М. Бахтин, В.С. Библер, Н.А. Бердяев и некоторых других. Психологические подходы к формированию одарённости прослеживаются в работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и других. Педагогический аспект рассматривается в работах Н.В. Дружинина, А.И. Савенкова, О.В. Цесаренко и многих других.
В числе самых интересных и удивительных явлений природы ведущее место занимает детская одарённость. Проблемы её диагностики и развития интересуют педагогов на протяжении уже многих лет. Одарённость является распространённым понятием не только в образовании, но и в других различных сферах жизнедеятельности. В процессе исследования термина одарённости, выясняется, что в педагогической теории и практике установились две противоположные точки зрения. Сторонники первой точки зрения считают, что все дети являются одарёнными. Необходимо только вовремя обнаружить это явление и начать развивать ребёнка в нужном направлении. Сторонники другой точки зрения полагают, что одарённость - это уникальное явление, которым обладают только единицы. Благодаря своему складу ума, они значительно опережают своих сверстников в развитии.
Все одарённые дети обладают рядом особенностей развития познавательной сферы, но невозможно определить полный список таких признаков, так как все дети разные.
На протяжении многого времени учёные пытались определить сущность понятия одарённости. Они проделали огромную работу по обоснованию предпосылок, принципов, способов, этапов развития одарённости. Так известный американский учёный Дж. П. Гилфорд предложил определение одарённости, которое продолжительное время считалось базовым определением одарённости. Он считал, что одарённость - это свойство личности, которое определяется творческой продуктивностью, что и является решающим фактором для научно-технического прогресса.
В словаре русского языка С.И. Ожегова [4] термин одарённость трактуется, как «тоже, что талантливый». Понятие талантливый объясняется как обладающий талантом, проявляющий талант.
Известный русский психолог Л.С. Выготский раскрывает одарённость как генетически обусловленный компонент способностей, которые развиваются в данной деятельности или регрессируют при её отсутствии. 
Советский психолог А.В. Петровский считает, что одарённость - это совокупность задатков, природных данных, а также характеристика степени выраженности и своеобразие природных предпосылок способностей.
Д.Б. Богоявленская определяет одарённость как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видов деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённость - это целенаправленный процесс развития определённых задатков, способностей, качеств личности, которые могут быть скрыты у отдельных детей и их необходимо раскрыть через создание благоприятных условий и включения в деятельность.
Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения и изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Выявление и развитие одарённых детей является одной из важнейших задач школы.
Выявление одарённых детей представляет собой сложную и многоплановую проблему. Это долговременный процесс, который связан с изучением развития конкретного ребёнка. Распознать одарённого ребёнка путём одноразового тестирования невозможно, поэтому необходимо поэтапно распознавать одарённых детей в процессе обучения. Чтобы диагностировать индивидуальные возможности детей необходимо провести психологические методики. Сочетание различных методик позволяет объективно осуществлять мониторинг развития одарённых детей.
Дети с определёнными способностями имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности. Они имеют доминирующую активную познавательную потребность и испытывают радость от добывания знаний.


Условно можно выделить три категории одарённых детей:
1. Дети с очень высоким общим уровнем умственного развития при равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
2. Дети с признаками специальной умственной одарённости - в предназначенной обрасти науки (подростковый возраст).
3. Дети, не достигающие по каким-либо причинам успехов в обучении, но которые обладают познавательной активностью, оригинальностью психического склада (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Таким детям не нравится сидеть за книжками, им не интересно работать на уроке, но зато они любят читать словари, энциклопедии, специальную литературу. Они находят ответы на свои вопросы в различных областях знаний, поэтому очень важно именно в школе на начальных этапах выявить тех, кто интересуется различными областями науки и помогать раскрывать свои способности в дальнейшем. Именно на таких детей возлагаются надежды общества в решении актуальных проблем цивилизации.
Учителю просто необходимо заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей детей, для того чтобы раскрыть способности каждого ребёнка, ведь это важно не только для самого ученика, но и общества в целом. Творческие и интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере человеческой жизни.
Важно отметить, что главную роль в работе с одарёнными младшими школьниками занимает высококвалифицированный педагог. Учителю необходимо постоянно обновлять свои знания, осуществлять личностный рост, педагогическую гибкость и тесно сотрудничать с психологами, администрацией, другими учителями, и, конечно же, родителями для успешного воспитания и развития одарённых детей. Образование по своей природе обязано заботиться об учениках. Но, к сожалению, на данный момент создано мало условий, для выявления и развития одарённых детей в общеобразовательных школах.
Таким образом, организация работы педагога имеет большое значение для выявления и развития одарённости. И для того, чтобы учитель смог правильно организовать деятельность учащихся ему необходимо осуществлять личностный рост и постоянно обновлять свои знания в различных областях.
Работа с одарёнными детьми - это очень сложный и ответственный процесс как для самих учеников, так для учителей и родителей. Вовремя выявленная одарённость может привести к большим достижениям и успехам.


Библиографический список
1. Азизова, Л. Х. Педагогическая поддержка одаренных младших школьников в условиях дополнительного образования / Л. Х. Азизова. - Махачкала, 2019. - 178 с.
2. Асмолов, А. Г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / А. Г. Асмолов. - Москва : Просвещение, 2011. - 20 с.
3. Богоявленская, Д. Б. Одаренность: природа и диагностика / Д. Б. Богоявленская,
М. Е. Богоявленская. - Москва : АНО «ЦНПРО», 2013. - 208 с.
4. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - Москва : ИТИ Технологии, 2015. - 944 с.
5. Словарь-справочник терминологии в дополнительном образовании детей / Отв. ред. М. Н. Поволяева. - Москва : ЦРСДОД, 2002. - 192 с.
Источник: Актуальные вопросы педагогики и психологии образования : материалы XI Всероссийской научнопрактической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов, студентов c международным участием, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, г. Барнаул, 28-29 мая 2020 года / под науч. ред. О. Г. Холодковой, Л. И. Сигитовой. - Барнаул : АлтГПУ, 2020.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.