Козлова Е.А., г. Барнаул, АлтГПУ Научный руководитель: Гиенко Л.Н., канд. пед. наук, доцент Школа играет большую роль в формировании личности ученика. Задача общеобразовательных учреждений состоит не только в том, чтобы дать знания, но и воспитать честных, порядочных людей, которые умеют конструктивно разрешать возникающие конфликты. Конфликт - это специальная организация взаимодействия, позволяющая удерживать единство столкнувшихся действий за счет процесса поиска или создания средств и ресурсов разрешения представленного в столкновении противоречия. Ученые выделяют следующие виды конфликтов: личностные, межличностные, межгрупповые и внутригрупповые [2].
И.В. Гурьянова считает, что возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием трех групп факторов [3]: • объективные факторы, причинами таких конфликтов являются обстоятельства, которые приводят к столкновению мыслей, интересов, ценностей и т.п.; • социально-психологические факторы, в которых особое место занимает психологическая несовместимость людей, их несбалансированное взаимодействие. • личностные факторы, обусловленные особенностями психики человека: степени ее возбудимости, эгоцентризма, устойчивости к стрессам, уровнем самооценки и т. д).
Выделяют основные этапы работы социального педагога по разрешению конфликтных ситуаций [3]: 1 этап - диагностический. Главная задача социального педагога - видеть и осознавать конфликт, определять условия возникновения и протекания конфлкикта, а также понимать и принимать суть конфликта. 2 этап - конструктивный. На данном этапе социальный педагог выявляет причины, поводы и предлоги возникновения конфликта, выделяет приемы и методы влияния на конфликт, моделирует способы выхода из конфликта. 3 этап - исполнительский. На данном этапе деятельность социального пеагога предполагает наличие следующих профессиональных навыков: умение анализировать конфликт: осмысливать, оценивать, сравнивать результаты разрешения в теории и реальной практике; умение использовать возникший или специально созданный конфликт в целях формирования социального опыта подростка.
М.В. Клименских определяет стадии конфликта [4]: 1. Формирование противоречивых интересов, ценностей, норм, которые являются потенциально конфликтными. 2. Переход потенциального конфликта в реальный (осознание одним участником конфликта факта ущемления его интересов другим, состояние фрустрации). 3. Конфликтные действия и эмоциональные проявления (обида, гнев, оскорбления, агрессивные насильственные действия и т. п.). 4. Урегулирование или разрешение конфликта.
Важным моментом является то, что социальный педагог в профилактике конфликтов принимает непосредственное участие. Организация профилактической работы, в том числе профилактика конфликтных ситуаций, применение социально-педагогической технологии профилактики межличностных конфликтов в подростковой среде, является целью его деятельности. Так одной из трудовых функций социального педагога, согласно приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10 н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания», является выявление особенностей взаимоотношений обучающихся и причин конфликтных ситуаций в группе [1].
Стоит отметить, что при работе с учащимися на каждой стадии педагогического конфликта социальному педагогу необходимо соблюдать этапность. Специалист должен четко понимать, что следует сказать, как сказать, когда сказать, чтобы достигнуть цели обращенной к ребенку речи. В общении социального педагога с учениками большое значение имеют тон, интонация, мимика, так как в процессе общения с конфликтующими учениками воздействие интонации существенно увеличивается.
В Статегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года одним из механизмов профилактики конфликтов в условии школы является метод медиации. В настоящее время активно создаются школьные службы примирения (медиации), основная цель которых - способствовать развитию в школьном сообществе способности к взаимопониманию, к мирному разрешению споров и конфликтных ситуаций и закреплению данного опыта как культурной традиции [5]. Такие службы - это один из методов профилактики и коррекции взаимодействия конфликтующих сторон, который позволяет научить учащихся конструктивному поведению в конфликте.
Процесс медиации состоит из восьми этапов: вступительный, этап представления сторон, этап вентиляции эмоций, этап формирования «повестки переговоров», этап выработки предложений, этап подготовки соглашения, этап выхода из медиации, этап постконфликта. Процедура медиации, в первую очередь, направлена на диалог между конфликтующими сторонами. В основе работы школьной службы медиации лежат следующие принципы: добровольность участия, равноправие сторон, нейтральность медиации, конфиденциальность, информированность сторон, независимость сторон и ответственность [5]. Медиатор отвечает за безопасность участников, за соблюдением принципов, но, в то же время, он не несет ответственности за примирение сторон или выработку решения. Медиатор помогает каждый стороне услышать мнение друг друга и прийти к способу выхода из ситуации, который устраивал бы каждую из сторон. Медиатором не может стать случайный человек, для этого нужна специальная подготовка. Нами был проведен количественный мониторинг школьных служб медиации в городе Барнаул. Мы изучали сайты школ каждого района с целью выявления общеобразовательных учреждений, которые в настоящее время используют метод медиации. Таких школ оказалось достаточно много: МБОУ «Лицей №3», МБОУ «СОШ №37», МБОУ СОШ №103, МБОУ «Лицей №2», МБОУ «Гимназия №79», МБОУ «СОШ №75», МБОУ «Лицей «Сигма», МБОУ «СОШ №133» и другие. Это показатель того, что школьные службы примирения активно развиваются в нашем регионе.
Школьная служба медиации - это эффективный способ разрешения конфликтов в условиях образовательной среды. Этим способом могут и должны владеть все участники учебновоспитательного процесса. При этом нет необходимости вводить специальную штатную единицу «школьного медиатора» в образовательном учреждении. Социальный педагог, как лицо, заинтересованное в благоприятном климате школы, может выступать куратором данной службы. Таким образом, одним из конструктивных способов разрешения конфликтов в условиях современной школы является метод медиации.
Библиографический список 1. Гиенко, Л. Н. Положения современного стандарта «социальный педагог» при организации межведомственного взаимодействия в профилактической работе / Л. Н. Гиенко // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. - Барнаул, 2018. - № 1. - С. 39-42. 2. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 544 с. 3. Гурьянова, И. В. Роль социального педагога в профилактике и регулировании подростковых конфликтов / И. В. Гурьянова // Профилактика саморазрушающего поведения детей и подростков: история, теория и практика. - 2017. - С. 243-248. 4. Клименских, М. В. Педагогические конфликты в школе : учебное пособие / М. В. Клименских, И. А. Ершова. - Екатеринбург : Урал, 2015. - 76 с. 5. Коновалов, А. Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство / А. Ю. Коновалов, Л. М. Карнозова - Москва : МОО Центр «Судебноправовая реформа», 2012. - 256 с. 6. Методические рекомендации для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по применению медиативных и восстановительных практик в работе с детьми и подростками. - Санкт-Петербург : Новый формат, 2016. - 39 с. Источник: Актуальные вопросы педагогики и психологии образования : материалы XI Всероссийской научнопрактической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов, студентов c международным участием, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, г. Барнаул, 28-29 мая 2020 года / под науч. ред. О. Г. Холодковой, Л. И. Сигитовой. - Барнаул : АлтГПУ, 2020.
|