Ткачева Елена Викторовна педагог-психолог МАОУ СОШ № 38 Россия, г. Улан-Удэ Е-mail: letotk66 собачка gmail.com
В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема — многоаспектность и сложность деятельности педагога-психолога в образовательной организации, а также раскрытие значимости и напряженной работы к личности самого специалиста, предъявляемых высокими и разнообразными требованиями к объектам современной школы. Подчеркивается, что профессиональная деятельность психолога может быть представлена в виде примерной модели. Это комплекс взаимосвязанных деятельностей, направленных на разные объекты, для осуществления которых необходимы определенные профессиональные знания, умения и навыки, а также профессионально важные качества. Сложность и многоаспектность объектов деятельности педагога-психолога делают его работу очень значимой и напряженной, а к личности самого специалиста предъявляются высокие и разнообразные требования. Ключевые слова: тактика, модель профессиональной деятельности психолога, содержание и формы работы педагога-психолога.
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье обучающихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельностью школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса. С приходом психолога в систему образования связаны большие социальные ожидания.
Как социальный организм школа находится в общем вихре тенденций нашего бурного века, отражает идеологические и социально-экономические проблемы общества. Увеличение объема информации, развитие форм массовой культуры, рост темпов жизни, объема человеческих контактов, кризисные явления в обществе, природе, в семье -эти и многие другие факторы повышают «температуру» общества. Вероятно, наступило такое время, когда психологическая помощь должна сопровождать человека на всех этапах его жизненного пути. Как самая чувствительная часть социума педагоги и подрастающее поколение больше других нуждаются в поддержке психолога. Вместе с психологом в школу приходят новые знания и отношения, научная диагностика, серьезные исследования и гуманные формы помощи ученику. Все это помогает педагогам решать проблемы индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса школы.
Помочь педагогическому коллективу в целом и каждому учителю в отдельности «очеловечить»знания об эффективных путях оптимизации школьного образования, сберечь при этом силы от неграмотного и пустого распыления, очистить источники лучшего опыта от налета дилетантизма, помочь школе стать планетой людей, где каждый чувствует себя личностью,-эти и многие другие задачи призвана решать школьная психологическая служба. Специфика психологической службы направлена на работу с учащимися, учителями, родителями, администрацией. Следует отметить, что ожидания педагогов, родителей и детей не всегда адекватны статусу психолога и задачам психологической службы. Школа с нарушенной системой взаимоотношений видит в школьном психологе помощника в борьбе с трудными педагогами и трудными учащимися, ожидает от него карательных санкций. Она пугает им провинившихся, просит сделать с ними «что- нибудь» и «как можно быстрее».
Школа с низким уровнем обучения и воспитания попытается переложить на психолога ответственность за свою педагогическую несостоятельность. Она предоставит ему на первых порах обширное поле деятельности. Многие начинающиеся психологи быстро поддаются соблазну самоутверждения. Они начинают проводить все педсоветы, выступать на всех общешкольных родительских собраниях, проводить вместо классных руководителей классные часы, вместо учителей — уроки, тем более что являются специалистами по какому-то предмету и знают многие аспекты человековедения, основы выбора профессии. Однако ни одному психологу не удается решить проблему учителя, который плохо учит, классного руководителя, который не работает с классом, директора, не умеющего управлять коллективом. И снова приходит разочарование в психологе, недовольство им: «не понимает», «не умеет». Вариантов ожиданий такое множество, что, пожалуй, не стоит перечислять все возможные их сочетания. Просто надо понимать, что помимо субъективных есть еще и объективные требования к статусу педагога- психолога.
Как же быть начинающему специалисту? На мой взгляд, наиболее рациональными представляются такие пути:
- Формирование адекватных ожиданий педколлектива, ознакомление его с правами, обязанностями, основными направлениями и формами работы психолога, стратегией психологической службы;
- Диагностическое общение со всеми категориями учреждения, предполагающее эмпатию, позицию партнерства и опору на положительное в личности;
- Сотрудничество и взаимодействие с педагогами на основе общих позиций, школьных планов и программ, их реализации, анализа результатов деятельности [1, с. 6]. Важно знать, если психолог работает в одиночку, рассчитывать на изменения в педагогическом процессе трудно, даже если его кабинет станет своеобразным оазисом в школе. В нормативных документах психологической службы подчеркнута основная ориентация психолога на работу с учащимися и вспомогательный характер работы с администрацией, педагогами, родителями. Из моей практики и практики других психологов показано, что психолог оказывается бессильным помочь ребенку, если не перестроит педагогов или родителей, не впишется в коллектив, не обретет себе поддержку в лице администрации и творческих педагогов. Только тесный контакт с педколлективом и администрацией обеспечит ему успех дела. Профессиональное взаимодействие, взаимодополняемость, взаимная осведомленность в вопросах педагогики и психологии необходимы на всех стадиях работы со школьным коллективом и отдельными его представителями. Объективные требования к личности и деятельности психолога, а именно личностные характеристики школьного психолога.
- Психолог должен иметь высокие (общие)умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, скрупулезным аналитиком, экспериментатором.
- Психолог социабелен, поэтому предпочитает работать с людьми, радуется социальному признанию(одобрению), любит идти в ногу с событиями. Это общительный человек, он великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении.
- Он любит совместные действия, подчиняет интересы личности групповым интересам, совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности, сильный, энергичен, умеет подчинить себе. Он смел, быстро решает практические вопросы.
- Психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу.
Совершенно оправдано в требованиях к личности педагога-психолога наиболее ярко выделены четыре доминанты: интеллектуальность, социабельность, эмоциальная стабильность и практичность. Итак, какие личностные проявления несовместимы с работой педагога- психолога? Это незрелость личности, невротичность личности, низкая сила «эго», низкий интеллект, отсутствие эмпатии, недостаточная независимость мысли, невозможность решать свои проблемы, излишняя заторможенность, низкая организованность, плохое сопротивление стрессу, потребность в гиперопеке, высокая тревожность и чувство виновной ничтожности, то есть комплекс неполноценности или превосходства [1, с. 79-81]. Профессиональная деятельность психолога может быть представлена в виде примерной модели. Это комплекс взаимосвязанных деятельностей, направленных на разные объекты, для осуществления которых необходимы определенные профессиональные знания, умения и навыки, а также профессионально важные качества. Модель профессиональной деятельности психолога предполагает формирование у каждого специалиста индивидуального стиля деятельности как меры соответствия индивидуально-типологических и психологических особенностей личности требованиям профессиональной деятельности [1, с. 150157]. В работе с учащимися особую роль играют следующие профессиональные умения: организационные, коммуникативные, психодиагностические, возрастно-индивидуального и семейного консультирования, прогнозирования вариантов развития, психопрофилактики и психокоррекции. Знание педагогического процесса также многогранно. Следует глубоко изучить психологию учебной и воспитательной деятельности, вникнуть в психологическую характеристику учебных предметов и специфику их преподавания, видов, методов, средств и форм обучения. Его умения в этой области связаны с организацией педагогически целесообразного и психологически оправданного общения в системе «учитель-ученик», «ученик-класс», планированием, прогнозированием и моделированием педагогической системы школы, как развивающей и развивающейся. Работа с учениками строится на основе соблюдения следующих принципов: доверие, сотрудничество и конфиденциальность.
Психологическое сопровождение ведется со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса:
- работа с обучающими: профилактическая работа с целью формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, проведение тренингов по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формирования мотивации к учебному процессу, консультирование учащихся;
- работа с педагогами школы: активизация профессиональной рефлексивной позиции деятельности учителя, преодоление психологических барьеров деятельности учителя, активация инновационной деятельности учителя, освоение новых технологий и методов работы
- работа с родителями: просвещение и обучение родителей поддержке развития УУД школьников, профилактическая работа с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми.
Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы. Таким образом, сложность и многоаспектность объектов деятельности педагога-психолога делают его работу очень значимой и напряженной, а к личности самого специалиста предъявляются высокие и разнообразные требования. Главное и неоспоримое, с чего должен начинаться педагог- психолог — это любовь к детям, школе, желание помочь им стать лучше, Когда каждый день идет на встречу с ними с радостью, а завершив свой трудный день, хочет к ним возвращаться еще и еще, все его существование наполняется большим человеческим смыслом, и каждый раз вместе со своими подопечными он будет подниматься на ступеньку выше. Литература
- Мельников В. М. Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. — М., 1985.
- Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1996.
- Укке Ю. В. Диагностика сознательного выбора профессии у японских школьников // Вопросы психологии. — 1990. — № 5. — С. 150—157.
- Школьному психологу Инфоурок сайт
Источник: Практическая психология: вызовы и риски современного общества: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 20-летию социально-психологического факультета (Улан-Удэ, 25 сентября 2020 г.) / отв. ред. Т. Ц. Тудупова. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2020. — 280 с. |