На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Профессиональная деятельность и личность педагога-психолога
Профессиональная деятельность и личность педагога-психолога
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Профессиональная деятельность и личность педагога-психолога
Задачи и мотоды профессиональной деятельности психолога
Работа педагога-психолога с одаренными и «трудными» детьми
Приложения
Все страницы

Виды деятельности педагога-психолога

В соответствии с ФГОС ВО (утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1457 от 14.12.2015 г.) по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»), выделены объекты профессиональной деятельности выпускников. Таковыми являются: обучение, воспитание, социализация, индивидуально-личностное развитие обучающихся, здоровье обучающихся, психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, педагогических работников и родителей (законных представителей) в образовательных организациях различного типа.
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата: педагогическая в дошкольном образовании, педагогическая в начальном и общем образовании, социально-педагогическая, психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионально обучения, психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья [3].

Педагогическая деятельность в дошкольном образовании:
‒ осуществление процесса обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой дошкольного образования с использованием психологически обоснованных методов обучения и воспитания, ориентированных на развитие игровой деятельности;
‒ создание оптимальных условий адаптации детей к дошкольным образовательным организациям;
‒ обеспечение охраны жизни и здоровья детей в образовательном процессе;
‒ работа по обеспечению с другими специалистами (психологом, логопедом, педиатром) и семьей готовности ребенка к обучению в общеобразовательной организации.
Педагогическая деятельность в начальном общем образовании:
‒ реализация в учебном процессе образовательных программ начального общего образования с использованием современных психолого-педагогических методов, ориентированных на формирование и развитие учебной деятельности обучающихся;
‒ создание оптимальных условий для адаптации обучающихся к начальному периоду учебной деятельности;
‒ интеллектуальное, личностное и нравственное развитие обучающихся в процессе формирования учебной деятельности;
‒ взаимодействие с педагогическими работниками, руководством образовательной организации и родителями (законными представителями) в целях развития обучающихся с учетом возрастных норм;
‒ формирование у обучающихся учебно-познавательной мотивации и умения учиться как необходимого результата их подготовки к освоению образовательной программы основного общего образования.
Социально-педагогическая деятельность:
‒ осуществление комплекса мероприятий по социальной защите обучающихся из числа детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включая организацию взаимодействия социальных институтов;
‒ организация комплекса мероприятий по развитию и социальной защите обучающихся в образовательной организации и по месту жительства;
‒ организация социально-полезных видов деятельности обучающихся, развитие социальных инициатив, социальных проектов;
‒ выявление потребностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся, а также выявление и развитие их интересов;
‒ формирование у обучающихся профессионального самоопределения и навыков поведения на рынке труда;
‒ организация посредничества между обучающимся и социальными институтами [4].
Психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения:
‒ проведение психологического (диагностического) обследования детей с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов;
‒ проведение коррекционно-развивающих занятий по рекомендованным методикам;
‒ работа с педагогическими работниками с целью организации эффективного учебного взаимодействия детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье;
‒ создание во внешкольной деятельности благоприятных условий для развития творческих возможностей каждого ребенка;
‒ помощь школьникам в процессе профессиональной ориентации и профессионального самоопределения;
‒ участие в разработке индивидуальных траекторий развития детей и подростков;
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ:
‒ проведение дифференциальной диагностики для определения типа отклонений;
‒ проведение психологического обследования детей с сенсорными, речевыми и двигательными нарушениями разного возраста с использованием рекомендованного инструментария, включая первичную обработку результатов и умение формулировать психологическое заключение;
‒ проведение занятий с обучающимся по утвержденным рекомендованным коррекционным программам;
‒ работа с педагогами и родителями (законными представителями) с целью организации эффективных учебных взаимодействий детей с ОВЗ и их общения в образовательных учреждениях и в семье;
‒ создание благоприятной и психологически комфортной социальной среды с привлечением родителей (законных представителей) и членов семьи всех детей [4].
Реализация перечисленных выше видов профессиональной деятельности педагога-психолога (в соответствии с ФГОС ВО) предполагает осуществление конкретных видов работы:
‒ коррекционно-развивающей;
‒ преподавательской;
‒ научно-методической;
‒ социально-педагогической;
‒ воспитательной;
‒ культурно-просветительской;
‒ управленческой.
Перечисленные выше виды деятельности педагога-психолога особым образом регистрируются в журнале учета видов работ педагога-психолога (Приложение после статьи).
Коррекционно-развивающая работа. Коррекция в буквальном переводе с латинского означает «изменение, исправление, движение от простого к сложному». Для того чтобы осуществлять работу по коррекции или развитию того или иного качества, необходимо провести диагностику уровня развития умений, знаний, навыков, особенностей личности. Коррекционно-развивающая деятельность осуществляется педагогом-психологом в форме обучения, тренировки или консультации.
Консультирование ‒ это особым образом организованное общение педагога-психолога с учеником, педагогом, родителем или их группами. Консультации могут быть индивидуальными и групповыми. Как правило, педагоги-психологи во время консультации помогают решить такие вопросы, как преодоление затруднений в учебе, общении или поведении ребенка; развитие желания учиться; развитие отношений в детских коллективах; повышение уровня педагогического мастерства учителей. А также развитие способностей, черт характера, возможностей самоопределения, самоидентичности и личностного развития ребенка; оказание помощи старшеклассникам в выборе профессии; нормализация отношений в семье.
В консультации выделяют несколько этапов:
1. Установление контакта с консультируемым. Как правило, консультации затрагивают важные проблемы, и от того, насколько человек откровенен в их описании, будет зависеть результат работы педагога-психолога.
2. Определение запроса и постановка проблемы. Запрос ‒ это обращение к педагогу-психологу, которое поступает от человека, пришедшего на консультацию. Он не всегда сформулирован в психологических терминах, поэтому специалист уточняет суть запроса и переводит его в термины психологические.
3. Диагностика. После постановки проблемы проводится изучение того, на каком уровне у человека развиты те или иные качества или каковы его особенности, относительно которых сформулирована проблема.
4. Совместная работа по решению проблемы, которая проводится с помощью специальных консультативных методов и приемов.
Преподавательская и культурно-просветительская работа. Преподавательская и просветительская деятельность может осуществляться в нескольких формах (проведение уроков и факультативов для учащихся, лекториев и психологических клубов для родителей и педагогов, участие в работе методических объединений и педагогических советов, организация конференций и выставок литературы).
Психологическое просвещение ‒ самый первый этап приобщения педагогического коллектива, родителей и учащихся к психологическим знаниям. Смысл такого просвещения в следующем: знакомить педагогов с различными отраслями психологии ‒ педагогической, социальной, возрастной, а учащихся ‒ с основами самовоспитания; популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;
формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их как у педагогов, так и у детей.
Преподавание ‒ это специальным образом организованная деятельность по целенаправленной передаче общественно-исторического опыта, формированию умений и навыков. Для ее осуществления педагог-психолог должен обладать идеалами и ценностями, глубокими знаниями в своей области, способностями (организаторскими, коммуникативными, гностическими) и педагогической техникой.
В основе преподавательской работы педагога-психолога должны лежать педагогические принципы:
• активность учеников в образовательном процессе;
• развитие у детей интереса к изучаемому материалу;
• диалогичность общения;
• диагностичность;
• разделение учебного материала на организационно-содержательные учебные единицы;
• учет в преподавании особенностей восприятия детей;
• обучение с учетом когнитивного стиля и уровня умственного развития учащихся;
• применение различных форм групповой и индивидуальной работы;
• развитие инициативы и ответственности учеников в учебном процессе;
• развитие самооценки, личной и культурной идентичности детей в обучении.
На уроке педагог-психолог ставит и реализует следующие задачи:
‒ развитие мотивационных качеств учащихся, мотивов учебной деятельности;
‒ развитие интеллектуальных качеств учащихся, познавательного интереса;
‒ развитие эмоциональных качеств и чувств учащихся, создание на уроке ситуации удивления и радости, использования ярких примеров и иллюстраций;
‒ развитие волевых качеств учащихся, самостоятельности, умения преодолевать трудности, использования для этого дискуссий, наблюдений, проблемных ситуаций;
‒ формирование умения логически рассуждать, четко и кратко излагать свои мысли;
‒ формирование умения выделять существенные признаки понятий, переносить полученные знания в новую ситуацию;
‒ формирование умения наблюдать социальные явления, делать выводы, видеть проявления изученных социальных законов в жизни;
‒ развитие творческих способности учащихся, их познавательной активности;
‒ формирование готовности освещать материал всесторонне, применять знания, полученные из других наук (развитие межпредметных связей);
‒ формирование умения выделять главное от второстепенного;
‒ развитие умения раскрывать причинно-следственные связи, критически оценивать полученную информацию;
‒ развитие умения корректно вести дискуссию;
‒ развитие умения давать правильную и независимую оценку социальным событиям.
Научно-методическая работа. Научная работа педагога-психолога выражается в изучении детей и детских коллективов, формировании собственного «банка» диагностических и коррекционно-развивающих методов, обобщении результатов своей работы, а методическая ‒ в выборе и разработке методической темы, ведущей к совершенствованию навыков в той или иной области, фиксировании результатов коррекционно-развивающей деятельности, собственно в отработке и совершенствовании навыков.
Во внеурочной деятельности педагог-психолог должен стремиться к реализации следующих задач:
‒ развитию нравственности (патриотизма, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей);
‒ содействие учащемуся в самостоятельном и независимом определении жизненных целей и выборе будущей профессии;
‒ готовности к жизненному самоопределению (предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности);
‒ формированию уважения к противоположному мнению, чужим взглядам и образу жизни;
‒ развитию чувства ответственности за свои поступки;
‒ формированию любви к жизни во всех ее проявлениях.
Социально-педагогическая работа. Основная задача социально-педагогической деятельности специалиста ‒ поддержать, стимулировать и обеспечить условия развития способностей человека, создать сферу реализации имеющихся у него знаний, умений и навыков на основе включения детей и взрослых в социально значимую деятельность и стимулирования социальных инициатив.
Основной идеей социально-педагогической деятельности педагога-психолога является идея субъектности, предполагающая рассмотрение человека как активного участника защитного процесса, способного самостоятельно и адекватно оценивать складывающиеся ситуации и принимать оптимальные решения. Совместно с учителями-предметниками и классными руководителями педагог-психолог осуществляет анализ проведенных и предстоящих внеклассных мероприятий (Приложение 3).
Воспитательная работа. Значение и актуальность учения К. Д. Ушинского о воспитании человека с новой силой возрастает в кризисных условиях российской действительности начала ХХI века, когда образование, воспитание человека нового времени становятся реальными факторами выхода из состояния кризиса и факторами позитивного развития нашей страны. Именно воспитание Человека (а не только «личности») ‒ важнейшая задача российского современного образования, цели и ценности которого определены законом «Об образовании в Российской Федерации». По мнению Ушинского, идеал совершенного человека ‒ человек, физически, умственно и нравственно развитый.
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [31]. Эта мысль Ушинского определяет ценность, суть, содержание «педагогических правил воспитания человека». Это значит: знать природу человека во взаимодействии его физических, физиологических, психологических, телесных, душевных свойств, качеств, которые даны природой (память, разум, воля, чувства, потребности, способности) и обладают способностью саморазвития и самого различного проявления в условиях реальной жизни человека, а также знать природу человека на разных этапах его становления и развития; знать индивидуальные проявления и возможности индивидуума.
Ценность педагогических правил К. Д. Ушинского в его обоснованных взглядах на приоритетную роль гуманистического, демократического воспитания человека в системе образования.
В основе педагогических правил лежат сформулированные ученым основные принципы воспитания именно Человека (природосообразно-сти, народности, организованности и целеустремленности и др.). Под «народностью» Ушинский понимал стремление народа сохранить свое национальное Я и способствовать его поступательному развитию во всех сферах жизни. Идея народности в понимании Ушинского ‒ это стремление народа к сознанию своего прошлого, совершенству своего настоящего, будущего. Лучшим средством передачи национальных российских народных традиций К. Д. Ушинский считал родной язык. Для реализации принципа народности Ушинский считал необходимым:
а) основой воспитания сделать труд;
б) обучение и воспитание осуществлять на родном языке;
в) школу сделать центром обучения и воспитания в системе других факторов воспитания.
К. Д. Ушинский целью воспитания (объективного процесса) ставит развитие и совершенствование, прежде всего, человека в совокупности и во взаимодействии его физической, нравственной, социальной, психологической, духовной природы. Ушинский считал, что воспитание может быть лишь тогда процессом подготовки к жизни, если оно дает, прежде всего, истинные знания о действительности, и, на основе этого, развиваются, совершенствуются умственные силы ребенка. Педагогические правила и рекомендации обращены к профессиональному воспитателю-педагогу-исследователю: «Вверяя воспитателю чистые и впечатлительные души детей, вверяя для того, чтобы он провел в них первые и потому самые глубокие черты, мы имеем полное право спросить воспитателя, какую цель он будет преследовать в своей деятельности, и потребовать на этот вопрос ясного и категорического ответа. Мы не может в этом случае удовольствоваться общими фразами» [31].
Далее К. Д. Ушинский в познании предмета воспитания ‒ человека (ребенка) выделяет важность многосторонних знаний о ребенке (возрастных, психических, природных и т.д.): «Ни в чем, может быть, одностороннее направление знаний и мышления так не вредно, как в педагогической практике. Воспитатель, который глядит на человека сквозь призму физиологии, патологии, психиатрии, также дурно понимает, что такое человек и каковы потребности его воспитания, как и тот, кто изучил бы человека только в великих произведениях искусств и великих исторических деяний и смотрел бы на него вообще сквозь призму великих, совершенных им дел» [31].
Задачу сочетания цели, задач воспитания с психолого-педагогическими особенностями ребенка Ушинский считал самой сложной и самой необходимой задачей педагога и педагогики.
Главной задачей воспитания педагог определяет нравственное совершенство человека. Воспитание, лишенное моральной силы, разрушает личность, делает человека живым трупом для общества и народа. Моральное совершенство органично связывает с жизненными интересами человека (ребенка), трудом. Эту задачу воспитания в труде (учении, как особой трудовой деятельности) связывал с воспитанием у ребенка воли и характера как существенных личностных свойств, характеристик и качеств личности человека. Умственное развитие ребенка одна из основополагающих задач воспитания, которые Ушинский рассматривает во взаимосвязях, органичных в формировании целостной личности ребенка. «Учение есть труд и должно остаться трудом, но трудом полным мысли, так чтобы сам интерес учения зависел от серьезной мысли, а не от каких-нибудь не идущих к делу прикрас» [31].
Определив цели, задачи воспитания, конкретной воспитательной деятельности субъекта, Ушинский формулирует педагогические правила обоснования средств их реализации и подчеркивает, что «в этом отношении наука может оказать существенную помощь воспитателю». Наиважнейшим средством воспитания Ушинский называет «деятельность человека» как универсальную природную потребность развития человека на всех возрастных этапах, подчеркивая особую значимость ее максимальной реализации в детском возрасте.
Подходы к научному обоснованию средств воспитания в обобщенном виде представлены их соответствием:
‒ научным данным о ребенке ‒ субъекте и объекте воспитания (возрастным, индивидуальным физическим, телесным, психическим, душевным возможностям, потребностям); «ребенок есть субъект и одновременно объект воспитания; ребенок не пассивный элемент в процессе воспитания, а активное существо, имеющее большое влияние на ход процесса воспитания и его результаты»;
‒ ресурсам реальной социальной среды, ценностям-целям конкретной деятельности.
Следует помнить о том, что основная роль в воспитании ребенка, его социализации и развитии принадлежит семье. В процессе диагностической, коррекционной и консультативной работы педагог-психолог осуществляет анализ особенностей и недостатков семейного воспитания ребенка (приложение ниже).
Управленческая работа. Основная цель этой деятельности ‒ обеспечение гармонии в развитии коллектива и школы в целом.
Важнейшими принципами управления являются:
• целостность (коллектив рассматривается как целостная система);
• иерархичность;
• целевая направленность (достижение целей является важнейшим критерием эффективного развития коллектива);
• научная обоснованность;
• сочетание централизации и децентрализации (в коллективе возможно разделение полномочий, но при этом лидер несет единоличную ответственность за происходящее в нем);
• демократизация.
Управляя группой детей или учителей, педагог-психолог выполняет несколько функций:
‒ планирование (определяет, что, кем, когда, где и как будет выполнено);
‒ организацию ‒ обеспечение выполнения плана;
‒ мотивацию или стимулирование (побуждение педагогом-психологом себя и других к работе по достижению поставленных целей).

Опросник диагностики уровня эмпатии

Инструкция. Для выявления уровня эмпатии необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, оценивать ответы, следующим образом: при ответе «не знаю» ‒ 0 баллов, «нет, никогда» - 1 балл, «иногда» - 2 балла, «часто» - 3 балла, «почти всегда» - 4 балла, «да, всегда - 5 баллов». Отвечать нужно на все пункты.
1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».
2. Взрослых детей раздражает забота родителей.
3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.
4. Среди всех музыкальных телепередач предпочитаю современные ритмы.
5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.
6. Больному человеку можно помочь даже словом.
7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.
8. Старые люди, как правило, обидчивы без причины.
9. Когда я в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы. 10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.
11. Я равнодушен к критике в мой адрес.
12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.
13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были не правы.
14. Если лошадь плохо тянет, ее надо хлестать
15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, будто это происходит со мной.
16. Родители относятся к своим детям справедливо.
17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.
18. Я не обращаю внимание на плохое настроение своих родителей.
19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.
20. Фильмы и книги могут вызывать слезы только у несерьезных людей.
21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц, и поведением незнакомых людей.
22. В детстве я приносил домой бездомных кошек и собак.
23. Все люди необоснованно озлоблены.
24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.
25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.
26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-нибудь помочь.
27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.
28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.
29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.
30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.
31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.
32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.
33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.
34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники были так задумчивы.
35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.
36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
Обработка результатов
Подсчитывается сумма баллов. Но прежде нужно проверить степень откровенности обследуемого. Если он ответил «не знаю» на утверждения 3, 9, 11, 13, 28, 36 и «да, всегда» на утверждения 11, 12, 15, 27, это свидетельствует о его желании выглядеть лучше и о недостаточной откровенности. Результатам тестирования можно доверять, если опрашиваемый дал не больше 3 неискренних ответов.
Выводы. При сумме от 82 до 90 баллов у человека очень высокий уровень эмпатии, от 63 до 81 – высокий, от 37 до 62 – средний, от 12 до 36 баллов – низкий, 11 баллов и менее – очень низкий уровень эмпатии.

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.