Страница 2 из 4
Задачи профессиональной деятельности педагога-психолога
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.02. «Психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1457 от 14.12.2015 г. предполагает готовность выпускника решать следующие профессиональные задачи: 1) все виды профессиональной деятельности; 2) реализация прав ребенка на практике, 3) создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация обучающихся; 4) участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в организации; 5) повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса; 6) участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами; 7) использование здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности; 8) систематическое повышение своего профессионального мастерства; соблюдение норм профессиональной этики; 9) использование научно обоснованных методов и современных информационных технологий в организации собственной профессиональной деятельности; 10) повышение собственного общекультурного уровня; 11) соблюдение требование охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты [4]. Цель работы педагога-психолога ‒ повышение психологического благополучия детей, педагогов и других участников образовательного процесса. Среди основных задач работы по психологическому обеспечению образовательного процесса можно выделить: 1. Снижение уровня школьной дезадаптации. 2. Помощь педагогам в организации индивидуализации обучения. 3. Помощь педагогам в решении проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания учащихся. 4. Повышение учебной и педагогической мотивации учеников и педагогов. 5. Снижение тревоги выпускников школ перед будущим. 6. Повышение уровня профессиональной информированности, жизненного и профессионального самоопределения, формирование навыков эффективного поведения на рынке труда у выпускников школ и профессиональных учебных заведений. 7. Повышение психологической компетентности руководителей образовательных учреждений, педагогических работников и родителей. Профессиональная деятельность педагога-психолога предполагает обеспечение гармонизации социальной среды образовательного учреждения. Задачи, которые решает педагог-психолог, обеспечивая гармонизацию социальной среды образовательного учреждения: ‒ создание условий эффективного взаимодействия педагогического и ученического коллективов на основе субъектности включения как педагогов, так и учащихся в данный процесс; ‒ формирование положительной эмоциональной атмосферы в процессе взаимодействия всех социальных субъектов образовательного учреждения; ‒ совместное включение педагогов, учащихся и их родителей в разнообразные виды социальной деятельности; ‒ создание условий для развития детского самоуправления в образовательном учреждении; ‒ социальная помощь педагогам, учащимся и их родителям; ‒ нейтрализация негативных воздействий социума на субъектов образовательного учреждения; ‒ организация взаимодействия с различными социальными институтами. Обобщение данных о ребенке находит отражение в психолого-педагогических характеристиках, направляемых по запросу в различные социальные институты (Приложения 7, 8). Выделяют два направления гармонизации социальной среды образовательного учреждения. 1. Создание воспитывающей среды образовательного учреждения. Воспитывающая среда предполагает создание в образовательном учреждении таких отношений, которые будут способствовать формированию социальности ребенка. Основные механизмы реализации данного направления: ‒ выделение доминирующей цели коллектива, объединяющей педагогов и учащихся; ‒ определение ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива; ‒ развитие детского самоуправления; ‒ формирование позитивного отношения к творчеству; ‒ неповторимость учебного заведения; 2. Создание поля самореализации ребенка. Гармонизация социальной среды образовательного учреждения предполагает активизацию процесса самовоспитания со стороны самого ребенка. Главная задача деятельности педагога-психолога в образовательных учреждениях ‒ подготовить ребенка к жизни в обществе. Основные механизмы реализации данного направления: ‒ включение детей в решение различных социальных проблем в реальных и имитируемых ситуациях; ‒ диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений; ‒ стимулирование самопознания детей, определение собственной позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях; ‒ оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений; ‒ создание развитого информационного поля для каждого воспитанника; ‒ педагогическое стимулирование детских инициатив в процессе развития ученического самоуправления в образовательном учреждении. Социальная защита и самозащита учащихся. Социальная защищенность отражает реальное состояние дел по защите личности школьника, вообще любого человека, а также субъективный аспект, позволяющий фиксировать психологическое состояние личности. Для того чтобы школьник чувствовал себя комфортно в окружающей социальной действительности, ему необходимо обладать чувством социальной защищенности. Это обеспечивается системой психолого-педагогической работы в образовательном учреждении по социальной защите воспитанников, таким образом, социальная защита школьников ‒ это функция деятельности педагога-психолога. Объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все дети, независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности. Критерием эффективности деятельности педагога-психолога по социальной защите учащихся должна служить реальная социальная защищенность каждого конкретного ребенка, которая оценивается показателями объективными и субъективными. Объективные ‒ это показатели соответствия социальных, материальных, духовно-культурных условий жизни ребенка основным, принятым в современном обществе нормам питания, быта, отдыха, учебы, развития способностей, правовой защиты. Субъективные – это показатели, характеризующие степень удовлетворенности или неудовлетворенности в оценках детей, а также специалистов работой педагога-психолога по реализации функции социальной защиты. В. Т. Лисовский различат четыре основных направления деятельности педагога-психолога по социальной защите детей: 1. Социальная защита процесса формирования и развития лично сти ребенка и его индивидуальности. 2. Социальная защита среды формирования и развития ребенка. Можно выделить два аспекта деятельности по защите среды формирования личности ребенка: а) формирование самой среды обитания человека; б) стимулирование элементов среды, оказывающих благоприятное воздействие на процесс формирования личности. 3. Защита прав учащихся. 4. Целевая социальная защита. Под целевой социальной защитой понимается деятельность педагога-психолога, направленная на защиту детей, оказывающихся в особо трудном положении, а также социально-защитная работа со всеми детьми и их родителями по различным направлениям. Вторым компонентом реализации функции социальной защиты ребенка в деятельности педагога-психолога является подготовка школьников к социальной самозащите. Самозащита личности ‒ понятие комплексное. Существуют различные виды самозащиты, которые тесно взаимосвязаны друг с другом: юридическая, физическая, материальная, физиологическая, психологическая и социальная. Психологическая подготовка к социальной самозащите соотносится с таким психологическим образованием личности, как установка, и включает в себя положительную оценку и восприятие учеником умений социальной самозащиты как неотъемлемой части жизни современного человека. Теоретическая подготовка заключается в накоплении знаний о человеке, его поведении и реакциях, знаний об индивидуально-психологических особенностях своей личности, особенностях социальной обстановки, в которой молодому человеку предстоит строить свою жизнь, различных видах самозащиты личности и ее направленности. Практическая подготовка состоит в приобретении умений и навыков, с одной стороны, устойчивого, а с другой ‒ гибкого реагирования на различные социальные воздействия; формировании запаса творческих решений реальных социально-значимых задач; выработке уверенности в своих возможностях, потребности творческих исканий, принятии оптимальных решений.
Методы профессиональной деятельности педагога-психолога
В своей работе педагог-психолог применяет целый ряд методов. Понятие «метод» означает совокупность способов и приемов, используемых в работе. Наиболее используемыми в психологии являются наблюдение, опрос, интервью, эксперимент, моделирование, методы коррекции и развития. В педагогике ‒ это дидактические и воспитательные методы и подходы. Методологическая позиция педагога-психолога представляет собой систему принципов, лежащих в основе его работы, и способов организации его деятельности. В методологической позиции можно условно выделить три уровня: 1) общеметодологический, или общефилософский; 2) методологию отрасли знания; 3) конкретно-методологический. Общеметодологический уровень определяется философией, господствующей в обществе. Методы работы педагога-психолога можно разделить на исследовательские и консультативные (коррекционно-развивающие). Одну из наиболее полных классификаций психологических методов исследования дал болгарский ученый Г. Пирьов. Он выделил шесть групп методов: Наблюдение ‒ один из основных методов, относящихся к так называемым эмпирическим методам, т.е. основанным на практике, и заключается в систематическом и целенаправленном восприятии объектов, ситуаций, явлений. Цель наблюдения ‒ изучение воспринимаемых явлений и объектов, их изменений в зависимости от определенных условий и отыскание смысла явлений и происходящих с ними изменений. Наблюдение ‒ один из наиболее субъективных методов, в нем многое зависит от ценностных ориентации, особенностей личности и состояния наблюдателя, от его отношения к наблюдаемым, стереотипов суждений. Выделяют правила проведения наблюдения. 1. Перед началом наблюдения необходимо точно определить его цель и задачи. 2. Наблюдатель должен иметь точные теоретические представления о наблюдаемой ситуации.
Группа методов психологии
|
Методы, ее составляющие
|
Наблюдение
|
1) Объективное наблюдение (непосредственное, опосредованное); 2) Самонаблюдение (непосредственное, опосре дованное).
|
Эксперимент
|
1) Лабораторный; 2) Естественный; 3) Психолого-педагогический (констатирующий, формирующий).
|
Моделирование
|
Физическое, математическое, схематическое, имитационное, кибернетическое.
|
Психологическая характеристика
|
|
Вспомогательные методы
|
|
Специальные методические подходы
|
Генетический, филогенетический, биографический, сравнительный, патопсихологический.
|
3. Необходимо заранее разработать систему наблюдения и фиксации наблюдаемых явлений. В систему наблюдения могут входить конкретные ситуации, особенности деятельности, проявление черт характера. Фиксацию лучше проводить непосредственно в момент наблюдения, разработав систему специальных сокращений и знаков. 4. Исследователь должен иметь точную систему измерения и интерпретации наблюдаемых явлений. Измерение может проводиться по частоте проявления отдельных явлений, длительности, интенсивности и др. При интерпретации педагог-психолог должен уметь доказать, почему то или иное внешнее проявление поведения человека отражает определенную черту характера, особенность личности или состояние. 5. В процессе наблюдения лучше отказаться от преждевременных обобщений и выводов. Один из видов наблюдения ‒ самонаблюдение. Анализ продуктов деятельности. По продуктам и результатам деятельности можно судить об особенностях психики, развития личности ребенка, его общения с другими людьми. К таким результатам можно отнести, например, детские рисунки и сочинения, в которых выражены отношение ученика к себе, другим людям, моральным нормам и ценностям, его мысли о будущем. Педагог-психолог широко использует опросные методы: анкетирование, интервью, опрос, беседу. Анкетирование проводится для выявления биографических данных, мнений, установок, ценностных ориентации, социальных установок, личностных черт. Анкета представляет собой набор вопросов, которые предъявляются обследуемым в устной или письменной форме. Составление анкеты можно разделить на три этапа: 1. Определение содержания анкеты ‒ круга фактов, которые необходимо охватить, мотивов, мнений, интенсивности их выражения. 2. Выбор нужного типа вопросов: открытые или закрытые. 3. Определение числа и порядка задаваемых вопросов. Опросники также представляют собой вид анкеты, составленной для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Отличают опросники от анкеты цель проведения (изучение личности) и наличие заранее составленных вариантов ответов на каждый вопрос (чаще всего это ответы «да» или «нет»). Каждая группа вопросов носит название «шкала». Результаты опросников, как правило, переводятся в особые стандартизованные баллы, что дает возможность сравнивать опрашиваемых друг с другом или с заранее вычисленной нормой. Тестирование. Тест ‒ это система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности. Как правило, тесты создаются для измерения какого-то одного качества (они называются гомогенными). Тесты, объединенные одной теоретической концепцией или идеей, направленные на измерение различных качеств, называются гетерогенными, или батареей. Профессиональный уровень педагога-психолога проявляется на трех этапах работы с тестом. 1. На этапе выбора теста ‒ в том, что выбирается тест, позволяющий достичь максимума эффективности при минимуме затрат сил и времени. 2. На этапе проведения ‒ в соблюдении требований к проведению. 3. На этапе обработки и интерпретации результатов ‒ и то, и другое требует специальных знаний и навыков. Для обработки нужны и математические знания, и знания психологической теории, в русле которой разработан тест. Методы психологического консультирования. Отдельно выделяют методы индивидуального и группового консультирования. И в том, и в другом случае возможно использование диалогов, направленных на воспоминание, анализ, актуализацию представлений. При индивидуальном консультировании делается более глубокий анализ ученика. Также различают методы активного и пассивного консультирования. Первая группа основана на активном вовлечении учащихся в процесс обсуждения их проблем и направлений развития, преодоления негативных черт поведения и тренировки необходимых навыков. Вторая группа методов применяется в том случае, когда консультант разъясняет ученику особенности его личности и поведения, но ученик при этом пассивен. Дидактические методы. Кроме перечисленных методов работы (в качестве психолога) специалист занимается педагогической, преподавательской деятельностью. Ему следует в совершенстве владеть всеми современными методами обучения: рассказом, объяснением, лекционным изложением, ведением дискуссий.
|