На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Профессиональная деятельность и личность педагога-психолога - Задачи и мотоды профессиональной деятельности психолога
Профессиональная деятельность и личность педагога-психолога - Задачи и мотоды профессиональной деятельности психолога
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Профессиональная деятельность и личность педагога-психолога
Задачи и мотоды профессиональной деятельности психолога
Работа педагога-психолога с одаренными и «трудными» детьми
Приложения
Все страницы

 

Задачи профессиональной деятельности педагога-психолога

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.02. «Психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1457 от 14.12.2015 г. предполагает готовность выпускника решать следующие профессиональные задачи:
1) все виды профессиональной деятельности;
2) реализация прав ребенка на практике,
3) создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация обучающихся;
4) участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в организации;
5) повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса;
6) участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами;
7) использование здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности;
8) систематическое повышение своего профессионального мастерства; соблюдение норм профессиональной этики;
9) использование научно обоснованных методов и современных информационных технологий в организации собственной профессиональной деятельности;
10) повышение собственного общекультурного уровня;
11) соблюдение требование охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты [4].
Цель работы педагога-психолога ‒ повышение психологического благополучия детей, педагогов и других участников образовательного процесса.
Среди основных задач работы по психологическому обеспечению образовательного процесса можно выделить:
1. Снижение уровня школьной дезадаптации.
2. Помощь педагогам в организации индивидуализации обучения.
3. Помощь педагогам в решении проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания учащихся.
4. Повышение учебной и педагогической мотивации учеников и
педагогов.
5. Снижение тревоги выпускников школ перед будущим.
6. Повышение уровня профессиональной информированности,
жизненного и профессионального самоопределения, формирование
навыков эффективного поведения на рынке труда у выпускников школ и
профессиональных учебных заведений.
7. Повышение психологической компетентности руководителей
образовательных учреждений, педагогических работников и родителей.
Профессиональная деятельность педагога-психолога предполагает обеспечение гармонизации социальной среды образовательного учреждения.
Задачи, которые решает педагог-психолог, обеспечивая гармонизацию социальной среды образовательного учреждения:
‒ создание условий эффективного взаимодействия педагогического и ученического коллективов на основе субъектности включения как педагогов, так и учащихся в данный процесс;
‒ формирование положительной эмоциональной атмосферы в процессе взаимодействия всех социальных субъектов образовательного учреждения;
‒ совместное включение педагогов, учащихся и их родителей в разнообразные виды социальной деятельности;
‒ создание условий для развития детского самоуправления в образовательном учреждении;
‒ социальная помощь педагогам, учащимся и их родителям;
‒ нейтрализация негативных воздействий социума на субъектов образовательного учреждения;
‒ организация взаимодействия с различными социальными институтами.
Обобщение данных о ребенке находит отражение в психолого-педагогических характеристиках, направляемых по запросу в различные социальные институты (Приложения 7, 8).
Выделяют два направления гармонизации социальной среды образовательного учреждения.
1. Создание воспитывающей среды образовательного учреждения.
Воспитывающая среда предполагает создание в образовательном
учреждении таких отношений, которые будут способствовать формированию социальности ребенка.
Основные механизмы реализации данного направления:
‒ выделение доминирующей цели коллектива, объединяющей педагогов и учащихся;
‒ определение ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива;
‒ развитие детского самоуправления;
‒ формирование позитивного отношения к творчеству;
‒ неповторимость учебного заведения;
2. Создание поля самореализации ребенка.
Гармонизация социальной среды образовательного учреждения
предполагает активизацию процесса самовоспитания со стороны самого ребенка. Главная задача деятельности педагога-психолога в образовательных учреждениях ‒ подготовить ребенка к жизни в обществе.
Основные механизмы реализации данного направления:
‒ включение детей в решение различных социальных проблем в реальных и имитируемых ситуациях;
‒ диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений;
‒ стимулирование самопознания детей, определение собственной позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
‒ оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений;
‒ создание развитого информационного поля для каждого воспитанника;
‒ педагогическое стимулирование детских инициатив в процессе развития ученического самоуправления в образовательном учреждении.
Социальная защита и самозащита учащихся. Социальная защищенность отражает реальное состояние дел по защите личности школьника, вообще любого человека, а также субъективный аспект, позволяющий фиксировать психологическое состояние личности.
Для того чтобы школьник чувствовал себя комфортно в окружающей социальной действительности, ему необходимо обладать чувством социальной защищенности. Это обеспечивается системой психолого-педагогической работы в образовательном учреждении по социальной защите воспитанников, таким образом, социальная защита школьников ‒ это функция деятельности педагога-психолога.
Объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все дети, независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности.
Критерием эффективности деятельности педагога-психолога по социальной защите учащихся должна служить реальная социальная защищенность каждого конкретного ребенка, которая оценивается показателями объективными и субъективными. Объективные ‒ это показатели соответствия социальных, материальных, духовно-культурных условий жизни ребенка основным, принятым в современном обществе нормам питания, быта, отдыха, учебы, развития способностей, правовой защиты. Субъективные – это показатели, характеризующие степень удовлетворенности или неудовлетворенности в оценках детей, а также специалистов работой педагога-психолога по реализации функции социальной защиты.
В. Т. Лисовский различат четыре основных направления деятельности педагога-психолога по социальной защите детей:
1. Социальная защита процесса формирования и развития лично
сти ребенка и его индивидуальности.
2. Социальная защита среды формирования и развития ребенка.
Можно выделить два аспекта деятельности по защите среды формирования личности ребенка:
а) формирование самой среды обитания человека;
б) стимулирование элементов среды, оказывающих благоприятное воздействие на процесс формирования личности.
3. Защита прав учащихся.
4. Целевая социальная защита.
Под целевой социальной защитой понимается деятельность педагога-психолога, направленная на защиту детей, оказывающихся в особо трудном положении, а также социально-защитная работа со всеми детьми и их родителями по различным направлениям.
Вторым компонентом реализации функции социальной защиты ребенка в деятельности педагога-психолога является подготовка школьников к социальной самозащите.
Самозащита личности ‒ понятие комплексное. Существуют различные виды самозащиты, которые тесно взаимосвязаны друг с другом: юридическая, физическая, материальная, физиологическая, психологическая и социальная.
Психологическая подготовка к социальной самозащите соотносится с таким психологическим образованием личности, как установка, и включает в себя положительную оценку и восприятие учеником умений социальной самозащиты как неотъемлемой части жизни современного человека.
Теоретическая подготовка заключается в накоплении знаний о человеке, его поведении и реакциях, знаний об индивидуально-психологических особенностях своей личности, особенностях социальной обстановки, в которой молодому человеку предстоит строить свою жизнь, различных видах самозащиты личности и ее направленности.
Практическая подготовка состоит в приобретении умений и навыков, с одной стороны, устойчивого, а с другой ‒ гибкого реагирования на различные социальные воздействия; формировании запаса творческих решений реальных социально-значимых задач; выработке уверенности в своих возможностях, потребности творческих исканий, принятии оптимальных решений.

Методы профессиональной деятельности педагога-психолога

В своей работе педагог-психолог применяет целый ряд методов. Понятие «метод» означает совокупность способов и приемов, используемых в работе. Наиболее используемыми в психологии являются наблюдение, опрос, интервью, эксперимент, моделирование, методы коррекции и развития. В педагогике ‒ это дидактические и воспитательные методы и подходы.
Методологическая позиция педагога-психолога представляет собой систему принципов, лежащих в основе его работы, и способов организации его деятельности. В методологической позиции можно условно выделить три уровня:
1) общеметодологический, или общефилософский;
2) методологию отрасли знания;
3) конкретно-методологический.
Общеметодологический уровень определяется философией, господствующей в обществе.
Методы работы педагога-психолога можно разделить на исследовательские и консультативные (коррекционно-развивающие). Одну из наиболее полных классификаций психологических методов исследования дал болгарский ученый Г. Пирьов. Он выделил шесть групп методов:
Наблюдение ‒ один из основных методов, относящихся к так называемым эмпирическим методам, т.е. основанным на практике, и заключается в систематическом и целенаправленном восприятии объектов, ситуаций, явлений. Цель наблюдения ‒ изучение воспринимаемых явлений и объектов, их изменений в зависимости от определенных условий и отыскание смысла явлений и происходящих с ними изменений.
Наблюдение ‒ один из наиболее субъективных методов, в нем многое зависит от ценностных ориентации, особенностей личности и состояния наблюдателя, от его отношения к наблюдаемым, стереотипов суждений.
Выделяют правила проведения наблюдения.
1. Перед началом наблюдения необходимо точно определить его цель и задачи.
2. Наблюдатель должен иметь точные теоретические представления о наблюдаемой ситуации.

Группа методов психологии

Методы, ее составляющие

Наблюдение

1)  Объективное наблюдение (непосредственное,
опосредованное);
2)  Самонаблюдение (непосредственное, опосре
дованное).

Эксперимент

1)  Лабораторный;
2)  Естественный;
3)  Психолого-педагогический (констатирующий,
формирующий).

Моделирование

Физическое, математическое, схематическое, имитационное, кибернетическое.

Психологическая характеристика

 

Вспомогательные методы

 

Специальные методические подходы

Генетический, филогенетический, биографический, сравнительный, патопсихологический.

3. Необходимо заранее разработать систему наблюдения и фиксации наблюдаемых явлений. В систему наблюдения могут входить конкретные ситуации, особенности деятельности, проявление черт характера. Фиксацию лучше проводить непосредственно в момент наблюдения, разработав систему специальных сокращений и знаков.
4. Исследователь должен иметь точную систему измерения и интерпретации наблюдаемых явлений. Измерение может проводиться по частоте проявления отдельных явлений, длительности, интенсивности и др. При интерпретации педагог-психолог должен уметь доказать, почему то или иное внешнее проявление поведения человека отражает определенную черту характера, особенность личности или состояние.
5. В процессе наблюдения лучше отказаться от преждевременных обобщений и выводов.
Один из видов наблюдения ‒ самонаблюдение.
Анализ продуктов деятельности. По продуктам и результатам деятельности можно судить об особенностях психики, развития личности ребенка, его общения с другими людьми. К таким результатам можно отнести, например, детские рисунки и сочинения, в которых выражены отношение ученика к себе, другим людям, моральным нормам и ценностям, его мысли о будущем.
Педагог-психолог широко использует опросные методы: анкетирование, интервью, опрос, беседу.
Анкетирование проводится для выявления биографических данных, мнений, установок, ценностных ориентации, социальных установок, личностных черт.
Анкета представляет собой набор вопросов, которые предъявляются обследуемым в устной или письменной форме. Составление анкеты можно разделить на три этапа:
1. Определение содержания анкеты ‒ круга фактов, которые необходимо охватить, мотивов, мнений, интенсивности их выражения.
2. Выбор нужного типа вопросов: открытые или закрытые.
3. Определение числа и порядка задаваемых вопросов.
Опросники также представляют собой вид анкеты, составленной
для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Отличают опросники от анкеты цель проведения (изучение личности) и наличие заранее составленных вариантов ответов на каждый вопрос (чаще всего это ответы «да» или «нет»). Каждая группа вопросов носит название «шкала». Результаты опросников, как правило, переводятся в особые стандартизованные баллы, что дает возможность сравнивать опрашиваемых друг с другом или с заранее вычисленной нормой.
Тестирование. Тест ‒ это система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности. Как правило, тесты создаются для измерения какого-то одного качества (они называются гомогенными). Тесты, объединенные одной теоретической концепцией или идеей, направленные на измерение различных качеств, называются гетерогенными, или батареей.
Профессиональный уровень педагога-психолога проявляется на трех этапах работы с тестом.
1. На этапе выбора теста ‒ в том, что выбирается тест, позволяющий достичь максимума эффективности при минимуме затрат сил и времени.
2. На этапе проведения ‒ в соблюдении требований к проведению.
3. На этапе обработки и интерпретации результатов ‒ и то, и другое требует специальных знаний и навыков. Для обработки нужны и математические знания, и знания психологической теории, в русле которой разработан тест.
Методы психологического консультирования. Отдельно выделяют методы индивидуального и группового консультирования. И в том, и в другом случае возможно использование диалогов, направленных на воспоминание, анализ, актуализацию представлений. При индивидуальном консультировании делается более глубокий анализ ученика. Также различают методы активного и пассивного консультирования. Первая группа основана на активном вовлечении учащихся в процесс обсуждения их проблем и направлений развития, преодоления негативных черт поведения и тренировки необходимых навыков. Вторая группа методов применяется в том случае, когда консультант разъясняет ученику особенности его личности и поведения, но ученик при этом пассивен.
Дидактические методы. Кроме перечисленных методов работы (в качестве психолога) специалист занимается педагогической, преподавательской деятельностью. Ему следует в совершенстве владеть всеми современными методами обучения: рассказом, объяснением, лекционным изложением, ведением дискуссий.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.