На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Профессиональная деятельность и личность педагога-психолога - Работа педагога-психолога с одаренными и «трудными» детьми
Профессиональная деятельность и личность педагога-психолога - Работа педагога-психолога с одаренными и «трудными» детьми
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Профессиональная деятельность и личность педагога-психолога
Задачи и мотоды профессиональной деятельности психолога
Работа педагога-психолога с одаренными и «трудными» детьми
Приложения
Все страницы

Работа педагога-психолога с одаренными и «трудными» детьми

Особого внимания педагога-психолога требуют несколько категорий учащихся: одаренные, педагогически запущенные, имеющие проблемы в эмоциональном развитии.

Одаренные дети. В нашей стране 20% детей можно отнести к числу одаренных, но в результате того, что они не получают необходимой поддержки для развития талантов, действительно одаренными после окончания школы остаются только 2‒5%.
Различают следующие признаки одаренности: развитая речь, больший словарный запас, богатство словесных ассоциаций, быстрое и точное выполнение умственных операций, ранняя увлеченность музыкой, рисованием, пением, спортом, стремление к творчеству, любознательность, высокая исследовательская и познавательная активность.
Основная отличительная черта одаренных детей ‒ оригинальность мышления и нестандартность решений.
Существуют и специальные методы диагностики одаренности, которыми были и остаются тесты интеллекта.
Выявлены следующие проблемы одаренных детей:
‒ психологические особенности (уязвимость в общении, интроверсия);
‒ высокая мотивация одаренных детей;
‒ отсутствие в общеобразовательной школе программ, рассчитанных на уровень понимания одаренных детей.
Основными направлениями поддержки одаренных детей являются:
1. Вселение в них уверенности в их способности жить в обществе, найти в нем свое место, сформировать адекватную Я-концепцию.
2. Коррекция эмоционального фона поведения, формирование адекватной Я-концепции, выработка у одаренного ребенка умения правильно себя оценивать и ставить реальные цели.
3. Разъяснительная работа с учителями и помощь в выборе материала, соответствующего уровню развития ребенка.
4. Преодоление психологической изоляции одаренных детей в ученических коллективах, проводимая в следующих направлениях:

1) одаренные дети должны понимать, что в людях можно ценить не только интеллект, но и другие качества;
2) развитие коммуникативных способностей и коммуникативной компетентности одаренных детей в специальных группах общения.
Дети с проблемами в поведении. «Трудные» дети ‒ это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. Выявлены две группы причин отклонений:
1) причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;
2) причины социального и психологического характера.
Симптомы причин, связанных с психическими и психофизиологическими расстройствами.
• Неадекватность поведения ребенка нормативам, соответствующим возрасту ребенка и его половой принадлежности.
• Длительность сохранения расстройства.
• Колебания в поведении и эмоциональном состоянии детей.
• Появление изменений в поведении ребенка по сравнению с его обычным поведением.
• Появление тяжелых и часто повторяющихся симптомов.
Причины социального и психологического характера:
1) дефекты правового и нравственного сознания;
2) содержание потребностей личности;
3) особенности характера;
4) особенности эмоционально-волевой сферы.
При работе с «трудными детьми» необходимо определить причину и длительность отклоняющегося поведения. Основные цели работы педагога-психолога заключаются в следующем:
• увеличение степени самостоятельности детей, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно решать возникающие проблемы;
• создание условий, в которых ребенок может максимально проявить свои возможности;
• адаптация ребенка в школе и среди сверстников.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Опираясь на знания, полученные из учебных, учебно-методических пособий и на лекционных занятиях, найдите правильное решение смоделированных профессиональных ситуаций.
1. В классе ребенок-беженец из Ближнего зарубежья. Учитель делает ему замечание. Ребенок отвечает на своем языке. Что делать учителю?
а) сделать вид, что ничего не произошло, и как ни в чем не бывало продолжить урок;
б) спросить заинтересованно: «Как ‒ как ты сказал? Что это значит? Переведи, пожалуйста!»;
в) сурово спросить: «Может, ты скажешь то же самое по-русски?»;
г) лучше ответить «делом» ‒ тут же вызвать ребенка к доске и заставить попотеть ‒ будет знать, как распускать язык!
2. В классе ‒ группа детей-беженцев, которых одноклассники сторонятся. Что делать?
а) не вникать, дети со временем сами разберутся;
б) обсудить ситуацию на классном часе, призвав класс отнестись к беженцам сочувственно;
в) попытаться сблизить детей, поручив им общее дело;
г) сблизить лидеров обеих «группировок» и через них повлиять на взаимоотношения детей;
д) реагировать спокойно, тем более что они в вашем городе надолго.
3. В классе ребята ополчились против мальчика-чеченца. Как вести себя классному руководителю?
а) ровно и спокойно, не акцентируя внимания на конфликте и как бы не замечая его;
б) проявлять к такому ребенку повышенное внимание и заботу;
в) убедить детей в бессмысленности их нападок, так как конкретный ребенок, против которого они ополчились, ни в чем не виноват;
г) коснутся этого вопроса на родительском собрании и попросить родителей поговорить со своими детьми, чтобы нейтрализовать их агрессивность.
4. Ребята смеются над девочкой из глубоко религиозной семьи. Как быть?
а) демонстративно поздравить с каким-либо крупным религиозным праздником ‒ пускай остальные задумаются;
б) проявлять неизменно уважительное отношение к убеждениям девочки, подавая другим пример терпимости и лояльности;
в) убедить девочку не обращать внимания на выпады одноклассников, не ведающих, что творят; г) посоветовать родителям перевести дочь в специализированную школу или на какую-либо другую форму обучения, например домашнее обучение или экстернат.
5. В классе: ‒ девочки-близнецы из многодетной семьи; они скромно одеты, никогда не приносят в школу завтраки, жвачки. Дети относятся к ним с пренебрежением. Как повлиять на ситуацию?
а) взять девочек под свою опеку и в обиду не давать;
б) поговорить с девочками, чтобы вели себя смелее и даже нахальнее, так они скорее обретут друзей;
в) дать девочкам ответственное поручение и, если нужно, помочь его выполнить;
г) потребовать от профкома школы оказать многодетной семье материальную помощь ‒ на государственные субсидии не очень-то разживешься!
6. В классе ‒ мальчик из многодетной семьи, который при каждом удобном случае напоминает о своих правах и привилегиях. Как на это реагировать?
а) на подобные «выступления» реагировать спокойно, но «на поводу» у бесцеремонного ребенка не идти;
б) однажды строго осадить мальчика, сказав, что его права весь класс уже выучил наизусть;
в) однажды резко сказать: «Я тоже из многодетной семьи, ну и что из этого?»;
г) остается апеллировать к гордости ребенка: «Веди себя достойно, ты же мужчина!»;
д) терпимо относится к притязаниям ребенка ‒ многодетные семьи у нас ‒ большая редкость, и школа должна таких детей всячески поддерживать.
7. В классе ‒ больной ребенок (с нарушением дикции, прихрамывающий и т. д.). Ребята сторонятся и осмеивают его. Как быть?
а) улучив подходящий момент (например, во время болезни ребенка), серьезно поговорить с остальными и убедить их вести себя деликатно и осмотрительно;
б) создать прецедент для проявления способностей такого ребенка, чтобы сверстники взглянули на него другими глазами;
в) поговорить с таким ребенком с глазу на глаз и убедить его не обращать внимания на невоспитанных одноклассников;
г) посоветовать родителям перевести такого ребенка в другую
(возможно, специализированную) школу.
8. В классе девочка, мечтающая о высоких помыслах и делах. Ребята над ней смеются, а как вести себя учителю, классному руководителю?
а) успокоить ребят и объяснить им, что у каждого человека есть свобода выбора и ее нужно уважать;
б) оградить девочку от преследователей, взяв ее под свою опеку и защиту;
в) запретить ребятам насмешки, а нарушивших этот запрет строго наказывать;
г) провести на классном часе беседу об историях знаменитостей,
чтобы реабилитировать ее и возвысить в глазах детей.
9. Одна из старшеклассниц готовится стать мамой. Вокруг нее пересуды ‒ сплетни, насмешки. А как вести себя учителю?
а) делать вид, что ничего особенного не происходит;
б) время от времени хвалить будущую маму за смелость;
в) время от времени обращаться к примеру беременной школьницы
как недопустимому;
г) прежде всего, необходимо выяснить, кто отец будущего ребенка и собирается ли он жениться на девушке?
д) поговорить с родителями ученицы и выработать совместную тактику щадящего отношения к ней;
е) посоветовать будущей маме уйти из школы и продолжить учебу после рождения ребенка;
ж) услышав пересуды и сплетни, пресекать их на корню, а к девушке относится ровно и спокойно.
10. В классе ‒ юная обольстительница или юный Дон Жуан, проявляющие повышенный интерес к противоположному полу. Как быть?
а) не обращать внимание, это возрастное скоро пройдет;
б) к этому нужно относиться с юмором;
в) сначала посоветоваться со специалистом-сексопатологом, а уж потом принимать меры;
г) в каждом классе должен быть секс-символ, это только способствует физическому и психологическому взрослению;
д) хорошо бы поговорить с ребятами о Ромео и Джульетте ‒ обстоятельствах их знакомства, возрасте, вступлении в брак, смерти... Только прежде сами внимательно перечитайте Шекспира ‒ тогда разговор может получиться доверительным и интересным;
е) не лучше бы сублимировать сексуальную энергию такого учащегося в какую-либо форму полезной активности?
11. В классе ‒ развязная, вызывающего поведения девочка из неблагополучной семьи. Она курит, пьет, сквернословит, вешается на шею мальчикам. Как вести себя с ней?
а) махнуть рукой ‒ тут уж ничего не изменишь!
б) проконсультироваться у нарколога и сексопатолога, а потом уж что-нибудь предпринимать;
в) попытаться «перевоспитать» девочку, опираясь на ее друзей;
г) попытаться «перевоспитать» девочку, опираясь на ее «врагов», в первую очередь активистов класса;
д) программу работы с такой «педагогически запущенной» ученицей следует детально обсудить в педагогическом коллективе, а затем согласованно действовать.
12. Учительница обнаруживает, что один из ее ребят ‒ наркоман.
Что делать?
а) одному учителю с этим не справиться. Прежде всего, следует обратиться за консультацией к врачу-наркологу;
б) главное ‒ сразу сообщить об этом директору школы, а уж он решит, что предпринять;
в) главное ‒ сразу же связаться с родителями ребенка-наркомана и обсудить с ними создавшуюся ситуацию;
г) в этой ситуации следует опираться на «трех китов»: вне школы ‒ врача-нарколога, в школе ‒ директора, в классе ‒ актив.
13. Возвращаясь с работы домой, учительница видит отсутствую щего на уроках ученика, который моет машины. Как поступить?
а) сделать вид, что ничего не видела: что тут поделаешь ‒ жизнь сейчас такая!;
б) подойти к ученику» выразительно на него посмотреть и, не говоря ни слова, уйти;
в) сурово спросить, что мальчик здесь делает и почему пропустил школу?
г) немедленно связаться с родителями мальчика, обсудить с ними ситуацию и предостеречь от последствий;
д) обратиться к ближайшему милиционеру и попросить препроводить мальчика домой.
14. Возвращаясь вечером домой, учительница встречает на улице своих учеников-старшеклассников, распивающих спиртное. Что делать?
а) не обращая внимания, пройти мимо; поговорить об этом можно после и в другом месте;
б) подойти, сурово отчитать учеников и потребовать выбросить недопитую бутылку в урну;
в) решительно подойти и забрать бутылку; вернуть ее родителям мальчиков, приглашенным в школу;
г) срочно вызвать (по телефону) к месту происшествия кого- нибудь из родителей учащихся;
д) сообщить о случившемся классному руководителю мальчиков, а тот сам решит, что предпринять;
е) в ближайшее время организовать для ребят интересную беседу о вреде курения и алкоголя, пригласив врача-нарколога.
15. Учительница видит в людном месте одну из старшеклассниц:
она вульгарно одета, ярко накрашена, ведет себя вызывающе, явно привлекая к себе внимание. Что делать?
а) да ничего, поговорите с девочкой завтра в школе;
б) решительно подойти к девочке и потребовать, чтобы немедленно шла домой;
в) при всех громко пристыдить девочку и с достоинством удалиться;
г) из ближайшего автомата позвонить родителям девочки и сообщить об увиденном;
д) такой случай требует анализа на педсовете и крутых мер, чтобы другим не повадно было;
е) увести девочку из «злачного» места, а по дороге поговорить по душам.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Практическая работа 1
1. Выяснить роль педагога-психолога в гармонизации социальной среды образовательного учреждения.
2. Объяснить суть понятий: педагогические способности (дидактические, конструктивные, экспрессивные, коммуникативные, организаторские).
3. Понять различия между педагогическими способностями, общегражданскими качествами, коммуникативными умениями, самообразовательными умениями.
Практическая работа 2
1. Выяснить роль педагога-психолога в преодолении трудностей
больных детей и детей-инвалидов.
2. Объяснить суть понятий: норма, здоровье, психическое здоровье,
«адаптация», «социальная адаптация», индивидуальный подход.
3. Понять различия между больным ребенком и ребенком-
инвалидом, «адаптацией», «социальной адаптацией».
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Подготовить сообщение на тему «Современное общество и учитель». Рекомендации к выполнению: используя записи лекционных занятий и данное учебно-методическое пособие, подготовьте сообщение с раскрытием как положительных, так и отрицательных сторон воздействия современного школьного учителя на общество.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Глуханюк Н.С. Психодиагностика : учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. ‒ М.: Академия, 2013.
2. Горбатов Д.С. Общепсихологический практикум : учебное пособие для бакалавров. ‒ М.: Юрайт, 2013.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. ‒ СПб.: Питер, 2013.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.