Страница 3 из 4
Работа педагога-психолога с одаренными и «трудными» детьми
Особого внимания педагога-психолога требуют несколько категорий учащихся: одаренные, педагогически запущенные, имеющие проблемы в эмоциональном развитии.
Одаренные дети. В нашей стране 20% детей можно отнести к числу одаренных, но в результате того, что они не получают необходимой поддержки для развития талантов, действительно одаренными после окончания школы остаются только 2‒5%. Различают следующие признаки одаренности: развитая речь, больший словарный запас, богатство словесных ассоциаций, быстрое и точное выполнение умственных операций, ранняя увлеченность музыкой, рисованием, пением, спортом, стремление к творчеству, любознательность, высокая исследовательская и познавательная активность. Основная отличительная черта одаренных детей ‒ оригинальность мышления и нестандартность решений. Существуют и специальные методы диагностики одаренности, которыми были и остаются тесты интеллекта. Выявлены следующие проблемы одаренных детей: ‒ психологические особенности (уязвимость в общении, интроверсия); ‒ высокая мотивация одаренных детей; ‒ отсутствие в общеобразовательной школе программ, рассчитанных на уровень понимания одаренных детей. Основными направлениями поддержки одаренных детей являются: 1. Вселение в них уверенности в их способности жить в обществе, найти в нем свое место, сформировать адекватную Я-концепцию. 2. Коррекция эмоционального фона поведения, формирование адекватной Я-концепции, выработка у одаренного ребенка умения правильно себя оценивать и ставить реальные цели. 3. Разъяснительная работа с учителями и помощь в выборе материала, соответствующего уровню развития ребенка. 4. Преодоление психологической изоляции одаренных детей в ученических коллективах, проводимая в следующих направлениях:
1) одаренные дети должны понимать, что в людях можно ценить не только интеллект, но и другие качества; 2) развитие коммуникативных способностей и коммуникативной компетентности одаренных детей в специальных группах общения. Дети с проблемами в поведении. «Трудные» дети ‒ это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. Выявлены две группы причин отклонений: 1) причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами; 2) причины социального и психологического характера. Симптомы причин, связанных с психическими и психофизиологическими расстройствами. • Неадекватность поведения ребенка нормативам, соответствующим возрасту ребенка и его половой принадлежности. • Длительность сохранения расстройства. • Колебания в поведении и эмоциональном состоянии детей. • Появление изменений в поведении ребенка по сравнению с его обычным поведением. • Появление тяжелых и часто повторяющихся симптомов. Причины социального и психологического характера: 1) дефекты правового и нравственного сознания; 2) содержание потребностей личности; 3) особенности характера; 4) особенности эмоционально-волевой сферы. При работе с «трудными детьми» необходимо определить причину и длительность отклоняющегося поведения. Основные цели работы педагога-психолога заключаются в следующем: • увеличение степени самостоятельности детей, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно решать возникающие проблемы; • создание условий, в которых ребенок может максимально проявить свои возможности; • адаптация ребенка в школе и среди сверстников. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ Опираясь на знания, полученные из учебных, учебно-методических пособий и на лекционных занятиях, найдите правильное решение смоделированных профессиональных ситуаций. 1. В классе ребенок-беженец из Ближнего зарубежья. Учитель делает ему замечание. Ребенок отвечает на своем языке. Что делать учителю? а) сделать вид, что ничего не произошло, и как ни в чем не бывало продолжить урок; б) спросить заинтересованно: «Как ‒ как ты сказал? Что это значит? Переведи, пожалуйста!»; в) сурово спросить: «Может, ты скажешь то же самое по-русски?»; г) лучше ответить «делом» ‒ тут же вызвать ребенка к доске и заставить попотеть ‒ будет знать, как распускать язык! 2. В классе ‒ группа детей-беженцев, которых одноклассники сторонятся. Что делать? а) не вникать, дети со временем сами разберутся; б) обсудить ситуацию на классном часе, призвав класс отнестись к беженцам сочувственно; в) попытаться сблизить детей, поручив им общее дело; г) сблизить лидеров обеих «группировок» и через них повлиять на взаимоотношения детей; д) реагировать спокойно, тем более что они в вашем городе надолго. 3. В классе ребята ополчились против мальчика-чеченца. Как вести себя классному руководителю? а) ровно и спокойно, не акцентируя внимания на конфликте и как бы не замечая его; б) проявлять к такому ребенку повышенное внимание и заботу; в) убедить детей в бессмысленности их нападок, так как конкретный ребенок, против которого они ополчились, ни в чем не виноват; г) коснутся этого вопроса на родительском собрании и попросить родителей поговорить со своими детьми, чтобы нейтрализовать их агрессивность. 4. Ребята смеются над девочкой из глубоко религиозной семьи. Как быть? а) демонстративно поздравить с каким-либо крупным религиозным праздником ‒ пускай остальные задумаются; б) проявлять неизменно уважительное отношение к убеждениям девочки, подавая другим пример терпимости и лояльности; в) убедить девочку не обращать внимания на выпады одноклассников, не ведающих, что творят; г) посоветовать родителям перевести дочь в специализированную школу или на какую-либо другую форму обучения, например домашнее обучение или экстернат. 5. В классе: ‒ девочки-близнецы из многодетной семьи; они скромно одеты, никогда не приносят в школу завтраки, жвачки. Дети относятся к ним с пренебрежением. Как повлиять на ситуацию? а) взять девочек под свою опеку и в обиду не давать; б) поговорить с девочками, чтобы вели себя смелее и даже нахальнее, так они скорее обретут друзей; в) дать девочкам ответственное поручение и, если нужно, помочь его выполнить; г) потребовать от профкома школы оказать многодетной семье материальную помощь ‒ на государственные субсидии не очень-то разживешься! 6. В классе ‒ мальчик из многодетной семьи, который при каждом удобном случае напоминает о своих правах и привилегиях. Как на это реагировать? а) на подобные «выступления» реагировать спокойно, но «на поводу» у бесцеремонного ребенка не идти; б) однажды строго осадить мальчика, сказав, что его права весь класс уже выучил наизусть; в) однажды резко сказать: «Я тоже из многодетной семьи, ну и что из этого?»; г) остается апеллировать к гордости ребенка: «Веди себя достойно, ты же мужчина!»; д) терпимо относится к притязаниям ребенка ‒ многодетные семьи у нас ‒ большая редкость, и школа должна таких детей всячески поддерживать. 7. В классе ‒ больной ребенок (с нарушением дикции, прихрамывающий и т. д.). Ребята сторонятся и осмеивают его. Как быть? а) улучив подходящий момент (например, во время болезни ребенка), серьезно поговорить с остальными и убедить их вести себя деликатно и осмотрительно; б) создать прецедент для проявления способностей такого ребенка, чтобы сверстники взглянули на него другими глазами; в) поговорить с таким ребенком с глазу на глаз и убедить его не обращать внимания на невоспитанных одноклассников; г) посоветовать родителям перевести такого ребенка в другую (возможно, специализированную) школу. 8. В классе девочка, мечтающая о высоких помыслах и делах. Ребята над ней смеются, а как вести себя учителю, классному руководителю? а) успокоить ребят и объяснить им, что у каждого человека есть свобода выбора и ее нужно уважать; б) оградить девочку от преследователей, взяв ее под свою опеку и защиту; в) запретить ребятам насмешки, а нарушивших этот запрет строго наказывать; г) провести на классном часе беседу об историях знаменитостей, чтобы реабилитировать ее и возвысить в глазах детей. 9. Одна из старшеклассниц готовится стать мамой. Вокруг нее пересуды ‒ сплетни, насмешки. А как вести себя учителю? а) делать вид, что ничего особенного не происходит; б) время от времени хвалить будущую маму за смелость; в) время от времени обращаться к примеру беременной школьницы как недопустимому; г) прежде всего, необходимо выяснить, кто отец будущего ребенка и собирается ли он жениться на девушке? д) поговорить с родителями ученицы и выработать совместную тактику щадящего отношения к ней; е) посоветовать будущей маме уйти из школы и продолжить учебу после рождения ребенка; ж) услышав пересуды и сплетни, пресекать их на корню, а к девушке относится ровно и спокойно. 10. В классе ‒ юная обольстительница или юный Дон Жуан, проявляющие повышенный интерес к противоположному полу. Как быть? а) не обращать внимание, это возрастное скоро пройдет; б) к этому нужно относиться с юмором; в) сначала посоветоваться со специалистом-сексопатологом, а уж потом принимать меры; г) в каждом классе должен быть секс-символ, это только способствует физическому и психологическому взрослению; д) хорошо бы поговорить с ребятами о Ромео и Джульетте ‒ обстоятельствах их знакомства, возрасте, вступлении в брак, смерти... Только прежде сами внимательно перечитайте Шекспира ‒ тогда разговор может получиться доверительным и интересным; е) не лучше бы сублимировать сексуальную энергию такого учащегося в какую-либо форму полезной активности? 11. В классе ‒ развязная, вызывающего поведения девочка из неблагополучной семьи. Она курит, пьет, сквернословит, вешается на шею мальчикам. Как вести себя с ней? а) махнуть рукой ‒ тут уж ничего не изменишь! б) проконсультироваться у нарколога и сексопатолога, а потом уж что-нибудь предпринимать; в) попытаться «перевоспитать» девочку, опираясь на ее друзей; г) попытаться «перевоспитать» девочку, опираясь на ее «врагов», в первую очередь активистов класса; д) программу работы с такой «педагогически запущенной» ученицей следует детально обсудить в педагогическом коллективе, а затем согласованно действовать. 12. Учительница обнаруживает, что один из ее ребят ‒ наркоман. Что делать? а) одному учителю с этим не справиться. Прежде всего, следует обратиться за консультацией к врачу-наркологу; б) главное ‒ сразу сообщить об этом директору школы, а уж он решит, что предпринять; в) главное ‒ сразу же связаться с родителями ребенка-наркомана и обсудить с ними создавшуюся ситуацию; г) в этой ситуации следует опираться на «трех китов»: вне школы ‒ врача-нарколога, в школе ‒ директора, в классе ‒ актив. 13. Возвращаясь с работы домой, учительница видит отсутствую щего на уроках ученика, который моет машины. Как поступить? а) сделать вид, что ничего не видела: что тут поделаешь ‒ жизнь сейчас такая!; б) подойти к ученику» выразительно на него посмотреть и, не говоря ни слова, уйти; в) сурово спросить, что мальчик здесь делает и почему пропустил школу? г) немедленно связаться с родителями мальчика, обсудить с ними ситуацию и предостеречь от последствий; д) обратиться к ближайшему милиционеру и попросить препроводить мальчика домой. 14. Возвращаясь вечером домой, учительница встречает на улице своих учеников-старшеклассников, распивающих спиртное. Что делать? а) не обращая внимания, пройти мимо; поговорить об этом можно после и в другом месте; б) подойти, сурово отчитать учеников и потребовать выбросить недопитую бутылку в урну; в) решительно подойти и забрать бутылку; вернуть ее родителям мальчиков, приглашенным в школу; г) срочно вызвать (по телефону) к месту происшествия кого- нибудь из родителей учащихся; д) сообщить о случившемся классному руководителю мальчиков, а тот сам решит, что предпринять; е) в ближайшее время организовать для ребят интересную беседу о вреде курения и алкоголя, пригласив врача-нарколога. 15. Учительница видит в людном месте одну из старшеклассниц: она вульгарно одета, ярко накрашена, ведет себя вызывающе, явно привлекая к себе внимание. Что делать? а) да ничего, поговорите с девочкой завтра в школе; б) решительно подойти к девочке и потребовать, чтобы немедленно шла домой; в) при всех громко пристыдить девочку и с достоинством удалиться; г) из ближайшего автомата позвонить родителям девочки и сообщить об увиденном; д) такой случай требует анализа на педсовете и крутых мер, чтобы другим не повадно было; е) увести девочку из «злачного» места, а по дороге поговорить по душам. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Практическая работа 1 1. Выяснить роль педагога-психолога в гармонизации социальной среды образовательного учреждения. 2. Объяснить суть понятий: педагогические способности (дидактические, конструктивные, экспрессивные, коммуникативные, организаторские). 3. Понять различия между педагогическими способностями, общегражданскими качествами, коммуникативными умениями, самообразовательными умениями. Практическая работа 2 1. Выяснить роль педагога-психолога в преодолении трудностей больных детей и детей-инвалидов. 2. Объяснить суть понятий: норма, здоровье, психическое здоровье, «адаптация», «социальная адаптация», индивидуальный подход. 3. Понять различия между больным ребенком и ребенком- инвалидом, «адаптацией», «социальной адаптацией». ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Подготовить сообщение на тему «Современное общество и учитель». Рекомендации к выполнению: используя записи лекционных занятий и данное учебно-методическое пособие, подготовьте сообщение с раскрытием как положительных, так и отрицательных сторон воздействия современного школьного учителя на общество. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Глуханюк Н.С. Психодиагностика : учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. ‒ М.: Академия, 2013. 2. Горбатов Д.С. Общепсихологический практикум : учебное пособие для бакалавров. ‒ М.: Юрайт, 2013. 3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. ‒ СПб.: Питер, 2013.
|