На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Профессиональная деятельность и личность педагога-психолога
Профессиональная деятельность и личность педагога-психолога
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Профессиональная деятельность и личность педагога-психолога
Задачи и мотоды профессиональной деятельности психолога
Работа педагога-психолога с одаренными и «трудными» детьми
Приложения
Все страницы

Виды деятельности педагога-психолога

В соответствии с ФГОС ВО (утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1457 от 14.12.2015 г.) по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»), выделены объекты профессиональной деятельности выпускников. Таковыми являются: обучение, воспитание, социализация, индивидуально-личностное развитие обучающихся, здоровье обучающихся, психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, педагогических работников и родителей (законных представителей) в образовательных организациях различного типа.
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата: педагогическая в дошкольном образовании, педагогическая в начальном и общем образовании, социально-педагогическая, психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионально обучения, психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья [3].

Педагогическая деятельность в дошкольном образовании:
‒ осуществление процесса обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой дошкольного образования с использованием психологически обоснованных методов обучения и воспитания, ориентированных на развитие игровой деятельности;
‒ создание оптимальных условий адаптации детей к дошкольным образовательным организациям;
‒ обеспечение охраны жизни и здоровья детей в образовательном процессе;
‒ работа по обеспечению с другими специалистами (психологом, логопедом, педиатром) и семьей готовности ребенка к обучению в общеобразовательной организации.
Педагогическая деятельность в начальном общем образовании:
‒ реализация в учебном процессе образовательных программ начального общего образования с использованием современных психолого-педагогических методов, ориентированных на формирование и развитие учебной деятельности обучающихся;
‒ создание оптимальных условий для адаптации обучающихся к начальному периоду учебной деятельности;
‒ интеллектуальное, личностное и нравственное развитие обучающихся в процессе формирования учебной деятельности;
‒ взаимодействие с педагогическими работниками, руководством образовательной организации и родителями (законными представителями) в целях развития обучающихся с учетом возрастных норм;
‒ формирование у обучающихся учебно-познавательной мотивации и умения учиться как необходимого результата их подготовки к освоению образовательной программы основного общего образования.
Социально-педагогическая деятельность:
‒ осуществление комплекса мероприятий по социальной защите обучающихся из числа детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включая организацию взаимодействия социальных институтов;
‒ организация комплекса мероприятий по развитию и социальной защите обучающихся в образовательной организации и по месту жительства;
‒ организация социально-полезных видов деятельности обучающихся, развитие социальных инициатив, социальных проектов;
‒ выявление потребностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся, а также выявление и развитие их интересов;
‒ формирование у обучающихся профессионального самоопределения и навыков поведения на рынке труда;
‒ организация посредничества между обучающимся и социальными институтами [4].
Психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения:
‒ проведение психологического (диагностического) обследования детей с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов;
‒ проведение коррекционно-развивающих занятий по рекомендованным методикам;
‒ работа с педагогическими работниками с целью организации эффективного учебного взаимодействия детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье;
‒ создание во внешкольной деятельности благоприятных условий для развития творческих возможностей каждого ребенка;
‒ помощь школьникам в процессе профессиональной ориентации и профессионального самоопределения;
‒ участие в разработке индивидуальных траекторий развития детей и подростков;
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ:
‒ проведение дифференциальной диагностики для определения типа отклонений;
‒ проведение психологического обследования детей с сенсорными, речевыми и двигательными нарушениями разного возраста с использованием рекомендованного инструментария, включая первичную обработку результатов и умение формулировать психологическое заключение;
‒ проведение занятий с обучающимся по утвержденным рекомендованным коррекционным программам;
‒ работа с педагогами и родителями (законными представителями) с целью организации эффективных учебных взаимодействий детей с ОВЗ и их общения в образовательных учреждениях и в семье;
‒ создание благоприятной и психологически комфортной социальной среды с привлечением родителей (законных представителей) и членов семьи всех детей [4].
Реализация перечисленных выше видов профессиональной деятельности педагога-психолога (в соответствии с ФГОС ВО) предполагает осуществление конкретных видов работы:
‒ коррекционно-развивающей;
‒ преподавательской;
‒ научно-методической;
‒ социально-педагогической;
‒ воспитательной;
‒ культурно-просветительской;
‒ управленческой.
Перечисленные выше виды деятельности педагога-психолога особым образом регистрируются в журнале учета видов работ педагога-психолога (Приложение после статьи).
Коррекционно-развивающая работа. Коррекция в буквальном переводе с латинского означает «изменение, исправление, движение от простого к сложному». Для того чтобы осуществлять работу по коррекции или развитию того или иного качества, необходимо провести диагностику уровня развития умений, знаний, навыков, особенностей личности. Коррекционно-развивающая деятельность осуществляется педагогом-психологом в форме обучения, тренировки или консультации.
Консультирование ‒ это особым образом организованное общение педагога-психолога с учеником, педагогом, родителем или их группами. Консультации могут быть индивидуальными и групповыми. Как правило, педагоги-психологи во время консультации помогают решить такие вопросы, как преодоление затруднений в учебе, общении или поведении ребенка; развитие желания учиться; развитие отношений в детских коллективах; повышение уровня педагогического мастерства учителей. А также развитие способностей, черт характера, возможностей самоопределения, самоидентичности и личностного развития ребенка; оказание помощи старшеклассникам в выборе профессии; нормализация отношений в семье.
В консультации выделяют несколько этапов:
1. Установление контакта с консультируемым. Как правило, консультации затрагивают важные проблемы, и от того, насколько человек откровенен в их описании, будет зависеть результат работы педагога-психолога.
2. Определение запроса и постановка проблемы. Запрос ‒ это обращение к педагогу-психологу, которое поступает от человека, пришедшего на консультацию. Он не всегда сформулирован в психологических терминах, поэтому специалист уточняет суть запроса и переводит его в термины психологические.
3. Диагностика. После постановки проблемы проводится изучение того, на каком уровне у человека развиты те или иные качества или каковы его особенности, относительно которых сформулирована проблема.
4. Совместная работа по решению проблемы, которая проводится с помощью специальных консультативных методов и приемов.
Преподавательская и культурно-просветительская работа. Преподавательская и просветительская деятельность может осуществляться в нескольких формах (проведение уроков и факультативов для учащихся, лекториев и психологических клубов для родителей и педагогов, участие в работе методических объединений и педагогических советов, организация конференций и выставок литературы).
Психологическое просвещение ‒ самый первый этап приобщения педагогического коллектива, родителей и учащихся к психологическим знаниям. Смысл такого просвещения в следующем: знакомить педагогов с различными отраслями психологии ‒ педагогической, социальной, возрастной, а учащихся ‒ с основами самовоспитания; популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;
формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их как у педагогов, так и у детей.
Преподавание ‒ это специальным образом организованная деятельность по целенаправленной передаче общественно-исторического опыта, формированию умений и навыков. Для ее осуществления педагог-психолог должен обладать идеалами и ценностями, глубокими знаниями в своей области, способностями (организаторскими, коммуникативными, гностическими) и педагогической техникой.
В основе преподавательской работы педагога-психолога должны лежать педагогические принципы:
• активность учеников в образовательном процессе;
• развитие у детей интереса к изучаемому материалу;
• диалогичность общения;
• диагностичность;
• разделение учебного материала на организационно-содержательные учебные единицы;
• учет в преподавании особенностей восприятия детей;
• обучение с учетом когнитивного стиля и уровня умственного развития учащихся;
• применение различных форм групповой и индивидуальной работы;
• развитие инициативы и ответственности учеников в учебном процессе;
• развитие самооценки, личной и культурной идентичности детей в обучении.
На уроке педагог-психолог ставит и реализует следующие задачи:
‒ развитие мотивационных качеств учащихся, мотивов учебной деятельности;
‒ развитие интеллектуальных качеств учащихся, познавательного интереса;
‒ развитие эмоциональных качеств и чувств учащихся, создание на уроке ситуации удивления и радости, использования ярких примеров и иллюстраций;
‒ развитие волевых качеств учащихся, самостоятельности, умения преодолевать трудности, использования для этого дискуссий, наблюдений, проблемных ситуаций;
‒ формирование умения логически рассуждать, четко и кратко излагать свои мысли;
‒ формирование умения выделять существенные признаки понятий, переносить полученные знания в новую ситуацию;
‒ формирование умения наблюдать социальные явления, делать выводы, видеть проявления изученных социальных законов в жизни;
‒ развитие творческих способности учащихся, их познавательной активности;
‒ формирование готовности освещать материал всесторонне, применять знания, полученные из других наук (развитие межпредметных связей);
‒ формирование умения выделять главное от второстепенного;
‒ развитие умения раскрывать причинно-следственные связи, критически оценивать полученную информацию;
‒ развитие умения корректно вести дискуссию;
‒ развитие умения давать правильную и независимую оценку социальным событиям.
Научно-методическая работа. Научная работа педагога-психолога выражается в изучении детей и детских коллективов, формировании собственного «банка» диагностических и коррекционно-развивающих методов, обобщении результатов своей работы, а методическая ‒ в выборе и разработке методической темы, ведущей к совершенствованию навыков в той или иной области, фиксировании результатов коррекционно-развивающей деятельности, собственно в отработке и совершенствовании навыков.
Во внеурочной деятельности педагог-психолог должен стремиться к реализации следующих задач:
‒ развитию нравственности (патриотизма, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей);
‒ содействие учащемуся в самостоятельном и независимом определении жизненных целей и выборе будущей профессии;
‒ готовности к жизненному самоопределению (предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности);
‒ формированию уважения к противоположному мнению, чужим взглядам и образу жизни;
‒ развитию чувства ответственности за свои поступки;
‒ формированию любви к жизни во всех ее проявлениях.
Социально-педагогическая работа. Основная задача социально-педагогической деятельности специалиста ‒ поддержать, стимулировать и обеспечить условия развития способностей человека, создать сферу реализации имеющихся у него знаний, умений и навыков на основе включения детей и взрослых в социально значимую деятельность и стимулирования социальных инициатив.
Основной идеей социально-педагогической деятельности педагога-психолога является идея субъектности, предполагающая рассмотрение человека как активного участника защитного процесса, способного самостоятельно и адекватно оценивать складывающиеся ситуации и принимать оптимальные решения. Совместно с учителями-предметниками и классными руководителями педагог-психолог осуществляет анализ проведенных и предстоящих внеклассных мероприятий (Приложение 3).
Воспитательная работа. Значение и актуальность учения К. Д. Ушинского о воспитании человека с новой силой возрастает в кризисных условиях российской действительности начала ХХI века, когда образование, воспитание человека нового времени становятся реальными факторами выхода из состояния кризиса и факторами позитивного развития нашей страны. Именно воспитание Человека (а не только «личности») ‒ важнейшая задача российского современного образования, цели и ценности которого определены законом «Об образовании в Российской Федерации». По мнению Ушинского, идеал совершенного человека ‒ человек, физически, умственно и нравственно развитый.
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [31]. Эта мысль Ушинского определяет ценность, суть, содержание «педагогических правил воспитания человека». Это значит: знать природу человека во взаимодействии его физических, физиологических, психологических, телесных, душевных свойств, качеств, которые даны природой (память, разум, воля, чувства, потребности, способности) и обладают способностью саморазвития и самого различного проявления в условиях реальной жизни человека, а также знать природу человека на разных этапах его становления и развития; знать индивидуальные проявления и возможности индивидуума.
Ценность педагогических правил К. Д. Ушинского в его обоснованных взглядах на приоритетную роль гуманистического, демократического воспитания человека в системе образования.
В основе педагогических правил лежат сформулированные ученым основные принципы воспитания именно Человека (природосообразно-сти, народности, организованности и целеустремленности и др.). Под «народностью» Ушинский понимал стремление народа сохранить свое национальное Я и способствовать его поступательному развитию во всех сферах жизни. Идея народности в понимании Ушинского ‒ это стремление народа к сознанию своего прошлого, совершенству своего настоящего, будущего. Лучшим средством передачи национальных российских народных традиций К. Д. Ушинский считал родной язык. Для реализации принципа народности Ушинский считал необходимым:
а) основой воспитания сделать труд;
б) обучение и воспитание осуществлять на родном языке;
в) школу сделать центром обучения и воспитания в системе других факторов воспитания.
К. Д. Ушинский целью воспитания (объективного процесса) ставит развитие и совершенствование, прежде всего, человека в совокупности и во взаимодействии его физической, нравственной, социальной, психологической, духовной природы. Ушинский считал, что воспитание может быть лишь тогда процессом подготовки к жизни, если оно дает, прежде всего, истинные знания о действительности, и, на основе этого, развиваются, совершенствуются умственные силы ребенка. Педагогические правила и рекомендации обращены к профессиональному воспитателю-педагогу-исследователю: «Вверяя воспитателю чистые и впечатлительные души детей, вверяя для того, чтобы он провел в них первые и потому самые глубокие черты, мы имеем полное право спросить воспитателя, какую цель он будет преследовать в своей деятельности, и потребовать на этот вопрос ясного и категорического ответа. Мы не может в этом случае удовольствоваться общими фразами» [31].
Далее К. Д. Ушинский в познании предмета воспитания ‒ человека (ребенка) выделяет важность многосторонних знаний о ребенке (возрастных, психических, природных и т.д.): «Ни в чем, может быть, одностороннее направление знаний и мышления так не вредно, как в педагогической практике. Воспитатель, который глядит на человека сквозь призму физиологии, патологии, психиатрии, также дурно понимает, что такое человек и каковы потребности его воспитания, как и тот, кто изучил бы человека только в великих произведениях искусств и великих исторических деяний и смотрел бы на него вообще сквозь призму великих, совершенных им дел» [31].
Задачу сочетания цели, задач воспитания с психолого-педагогическими особенностями ребенка Ушинский считал самой сложной и самой необходимой задачей педагога и педагогики.
Главной задачей воспитания педагог определяет нравственное совершенство человека. Воспитание, лишенное моральной силы, разрушает личность, делает человека живым трупом для общества и народа. Моральное совершенство органично связывает с жизненными интересами человека (ребенка), трудом. Эту задачу воспитания в труде (учении, как особой трудовой деятельности) связывал с воспитанием у ребенка воли и характера как существенных личностных свойств, характеристик и качеств личности человека. Умственное развитие ребенка одна из основополагающих задач воспитания, которые Ушинский рассматривает во взаимосвязях, органичных в формировании целостной личности ребенка. «Учение есть труд и должно остаться трудом, но трудом полным мысли, так чтобы сам интерес учения зависел от серьезной мысли, а не от каких-нибудь не идущих к делу прикрас» [31].
Определив цели, задачи воспитания, конкретной воспитательной деятельности субъекта, Ушинский формулирует педагогические правила обоснования средств их реализации и подчеркивает, что «в этом отношении наука может оказать существенную помощь воспитателю». Наиважнейшим средством воспитания Ушинский называет «деятельность человека» как универсальную природную потребность развития человека на всех возрастных этапах, подчеркивая особую значимость ее максимальной реализации в детском возрасте.
Подходы к научному обоснованию средств воспитания в обобщенном виде представлены их соответствием:
‒ научным данным о ребенке ‒ субъекте и объекте воспитания (возрастным, индивидуальным физическим, телесным, психическим, душевным возможностям, потребностям); «ребенок есть субъект и одновременно объект воспитания; ребенок не пассивный элемент в процессе воспитания, а активное существо, имеющее большое влияние на ход процесса воспитания и его результаты»;
‒ ресурсам реальной социальной среды, ценностям-целям конкретной деятельности.
Следует помнить о том, что основная роль в воспитании ребенка, его социализации и развитии принадлежит семье. В процессе диагностической, коррекционной и консультативной работы педагог-психолог осуществляет анализ особенностей и недостатков семейного воспитания ребенка (приложение ниже).
Управленческая работа. Основная цель этой деятельности ‒ обеспечение гармонии в развитии коллектива и школы в целом.
Важнейшими принципами управления являются:
• целостность (коллектив рассматривается как целостная система);
• иерархичность;
• целевая направленность (достижение целей является важнейшим критерием эффективного развития коллектива);
• научная обоснованность;
• сочетание централизации и децентрализации (в коллективе возможно разделение полномочий, но при этом лидер несет единоличную ответственность за происходящее в нем);
• демократизация.
Управляя группой детей или учителей, педагог-психолог выполняет несколько функций:
‒ планирование (определяет, что, кем, когда, где и как будет выполнено);
‒ организацию ‒ обеспечение выполнения плана;
‒ мотивацию или стимулирование (побуждение педагогом-психологом себя и других к работе по достижению поставленных целей).

Опросник диагностики уровня эмпатии

Инструкция. Для выявления уровня эмпатии необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, оценивать ответы, следующим образом: при ответе «не знаю» ‒ 0 баллов, «нет, никогда» - 1 балл, «иногда» - 2 балла, «часто» - 3 балла, «почти всегда» - 4 балла, «да, всегда - 5 баллов». Отвечать нужно на все пункты.
1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».
2. Взрослых детей раздражает забота родителей.
3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.
4. Среди всех музыкальных телепередач предпочитаю современные ритмы.
5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.
6. Больному человеку можно помочь даже словом.
7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.
8. Старые люди, как правило, обидчивы без причины.
9. Когда я в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы. 10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.
11. Я равнодушен к критике в мой адрес.
12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.
13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были не правы.
14. Если лошадь плохо тянет, ее надо хлестать
15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, будто это происходит со мной.
16. Родители относятся к своим детям справедливо.
17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.
18. Я не обращаю внимание на плохое настроение своих родителей.
19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.
20. Фильмы и книги могут вызывать слезы только у несерьезных людей.
21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц, и поведением незнакомых людей.
22. В детстве я приносил домой бездомных кошек и собак.
23. Все люди необоснованно озлоблены.
24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.
25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.
26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-нибудь помочь.
27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.
28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.
29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.
30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.
31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.
32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.
33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.
34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники были так задумчивы.
35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.
36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
Обработка результатов
Подсчитывается сумма баллов. Но прежде нужно проверить степень откровенности обследуемого. Если он ответил «не знаю» на утверждения 3, 9, 11, 13, 28, 36 и «да, всегда» на утверждения 11, 12, 15, 27, это свидетельствует о его желании выглядеть лучше и о недостаточной откровенности. Результатам тестирования можно доверять, если опрашиваемый дал не больше 3 неискренних ответов.
Выводы. При сумме от 82 до 90 баллов у человека очень высокий уровень эмпатии, от 63 до 81 – высокий, от 37 до 62 – средний, от 12 до 36 баллов – низкий, 11 баллов и менее – очень низкий уровень эмпатии.

 


 

Задачи профессиональной деятельности педагога-психолога

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.02. «Психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1457 от 14.12.2015 г. предполагает готовность выпускника решать следующие профессиональные задачи:
1) все виды профессиональной деятельности;
2) реализация прав ребенка на практике,
3) создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация обучающихся;
4) участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в организации;
5) повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса;
6) участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами;
7) использование здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности;
8) систематическое повышение своего профессионального мастерства; соблюдение норм профессиональной этики;
9) использование научно обоснованных методов и современных информационных технологий в организации собственной профессиональной деятельности;
10) повышение собственного общекультурного уровня;
11) соблюдение требование охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты [4].
Цель работы педагога-психолога ‒ повышение психологического благополучия детей, педагогов и других участников образовательного процесса.
Среди основных задач работы по психологическому обеспечению образовательного процесса можно выделить:
1. Снижение уровня школьной дезадаптации.
2. Помощь педагогам в организации индивидуализации обучения.
3. Помощь педагогам в решении проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания учащихся.
4. Повышение учебной и педагогической мотивации учеников и
педагогов.
5. Снижение тревоги выпускников школ перед будущим.
6. Повышение уровня профессиональной информированности,
жизненного и профессионального самоопределения, формирование
навыков эффективного поведения на рынке труда у выпускников школ и
профессиональных учебных заведений.
7. Повышение психологической компетентности руководителей
образовательных учреждений, педагогических работников и родителей.
Профессиональная деятельность педагога-психолога предполагает обеспечение гармонизации социальной среды образовательного учреждения.
Задачи, которые решает педагог-психолог, обеспечивая гармонизацию социальной среды образовательного учреждения:
‒ создание условий эффективного взаимодействия педагогического и ученического коллективов на основе субъектности включения как педагогов, так и учащихся в данный процесс;
‒ формирование положительной эмоциональной атмосферы в процессе взаимодействия всех социальных субъектов образовательного учреждения;
‒ совместное включение педагогов, учащихся и их родителей в разнообразные виды социальной деятельности;
‒ создание условий для развития детского самоуправления в образовательном учреждении;
‒ социальная помощь педагогам, учащимся и их родителям;
‒ нейтрализация негативных воздействий социума на субъектов образовательного учреждения;
‒ организация взаимодействия с различными социальными институтами.
Обобщение данных о ребенке находит отражение в психолого-педагогических характеристиках, направляемых по запросу в различные социальные институты (Приложения 7, 8).
Выделяют два направления гармонизации социальной среды образовательного учреждения.
1. Создание воспитывающей среды образовательного учреждения.
Воспитывающая среда предполагает создание в образовательном
учреждении таких отношений, которые будут способствовать формированию социальности ребенка.
Основные механизмы реализации данного направления:
‒ выделение доминирующей цели коллектива, объединяющей педагогов и учащихся;
‒ определение ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива;
‒ развитие детского самоуправления;
‒ формирование позитивного отношения к творчеству;
‒ неповторимость учебного заведения;
2. Создание поля самореализации ребенка.
Гармонизация социальной среды образовательного учреждения
предполагает активизацию процесса самовоспитания со стороны самого ребенка. Главная задача деятельности педагога-психолога в образовательных учреждениях ‒ подготовить ребенка к жизни в обществе.
Основные механизмы реализации данного направления:
‒ включение детей в решение различных социальных проблем в реальных и имитируемых ситуациях;
‒ диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений;
‒ стимулирование самопознания детей, определение собственной позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
‒ оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений;
‒ создание развитого информационного поля для каждого воспитанника;
‒ педагогическое стимулирование детских инициатив в процессе развития ученического самоуправления в образовательном учреждении.
Социальная защита и самозащита учащихся. Социальная защищенность отражает реальное состояние дел по защите личности школьника, вообще любого человека, а также субъективный аспект, позволяющий фиксировать психологическое состояние личности.
Для того чтобы школьник чувствовал себя комфортно в окружающей социальной действительности, ему необходимо обладать чувством социальной защищенности. Это обеспечивается системой психолого-педагогической работы в образовательном учреждении по социальной защите воспитанников, таким образом, социальная защита школьников ‒ это функция деятельности педагога-психолога.
Объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все дети, независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности.
Критерием эффективности деятельности педагога-психолога по социальной защите учащихся должна служить реальная социальная защищенность каждого конкретного ребенка, которая оценивается показателями объективными и субъективными. Объективные ‒ это показатели соответствия социальных, материальных, духовно-культурных условий жизни ребенка основным, принятым в современном обществе нормам питания, быта, отдыха, учебы, развития способностей, правовой защиты. Субъективные – это показатели, характеризующие степень удовлетворенности или неудовлетворенности в оценках детей, а также специалистов работой педагога-психолога по реализации функции социальной защиты.
В. Т. Лисовский различат четыре основных направления деятельности педагога-психолога по социальной защите детей:
1. Социальная защита процесса формирования и развития лично
сти ребенка и его индивидуальности.
2. Социальная защита среды формирования и развития ребенка.
Можно выделить два аспекта деятельности по защите среды формирования личности ребенка:
а) формирование самой среды обитания человека;
б) стимулирование элементов среды, оказывающих благоприятное воздействие на процесс формирования личности.
3. Защита прав учащихся.
4. Целевая социальная защита.
Под целевой социальной защитой понимается деятельность педагога-психолога, направленная на защиту детей, оказывающихся в особо трудном положении, а также социально-защитная работа со всеми детьми и их родителями по различным направлениям.
Вторым компонентом реализации функции социальной защиты ребенка в деятельности педагога-психолога является подготовка школьников к социальной самозащите.
Самозащита личности ‒ понятие комплексное. Существуют различные виды самозащиты, которые тесно взаимосвязаны друг с другом: юридическая, физическая, материальная, физиологическая, психологическая и социальная.
Психологическая подготовка к социальной самозащите соотносится с таким психологическим образованием личности, как установка, и включает в себя положительную оценку и восприятие учеником умений социальной самозащиты как неотъемлемой части жизни современного человека.
Теоретическая подготовка заключается в накоплении знаний о человеке, его поведении и реакциях, знаний об индивидуально-психологических особенностях своей личности, особенностях социальной обстановки, в которой молодому человеку предстоит строить свою жизнь, различных видах самозащиты личности и ее направленности.
Практическая подготовка состоит в приобретении умений и навыков, с одной стороны, устойчивого, а с другой ‒ гибкого реагирования на различные социальные воздействия; формировании запаса творческих решений реальных социально-значимых задач; выработке уверенности в своих возможностях, потребности творческих исканий, принятии оптимальных решений.

Методы профессиональной деятельности педагога-психолога

В своей работе педагог-психолог применяет целый ряд методов. Понятие «метод» означает совокупность способов и приемов, используемых в работе. Наиболее используемыми в психологии являются наблюдение, опрос, интервью, эксперимент, моделирование, методы коррекции и развития. В педагогике ‒ это дидактические и воспитательные методы и подходы.
Методологическая позиция педагога-психолога представляет собой систему принципов, лежащих в основе его работы, и способов организации его деятельности. В методологической позиции можно условно выделить три уровня:
1) общеметодологический, или общефилософский;
2) методологию отрасли знания;
3) конкретно-методологический.
Общеметодологический уровень определяется философией, господствующей в обществе.
Методы работы педагога-психолога можно разделить на исследовательские и консультативные (коррекционно-развивающие). Одну из наиболее полных классификаций психологических методов исследования дал болгарский ученый Г. Пирьов. Он выделил шесть групп методов:
Наблюдение ‒ один из основных методов, относящихся к так называемым эмпирическим методам, т.е. основанным на практике, и заключается в систематическом и целенаправленном восприятии объектов, ситуаций, явлений. Цель наблюдения ‒ изучение воспринимаемых явлений и объектов, их изменений в зависимости от определенных условий и отыскание смысла явлений и происходящих с ними изменений.
Наблюдение ‒ один из наиболее субъективных методов, в нем многое зависит от ценностных ориентации, особенностей личности и состояния наблюдателя, от его отношения к наблюдаемым, стереотипов суждений.
Выделяют правила проведения наблюдения.
1. Перед началом наблюдения необходимо точно определить его цель и задачи.
2. Наблюдатель должен иметь точные теоретические представления о наблюдаемой ситуации.

Группа методов психологии

Методы, ее составляющие

Наблюдение

1)  Объективное наблюдение (непосредственное,
опосредованное);
2)  Самонаблюдение (непосредственное, опосре
дованное).

Эксперимент

1)  Лабораторный;
2)  Естественный;
3)  Психолого-педагогический (констатирующий,
формирующий).

Моделирование

Физическое, математическое, схематическое, имитационное, кибернетическое.

Психологическая характеристика

 

Вспомогательные методы

 

Специальные методические подходы

Генетический, филогенетический, биографический, сравнительный, патопсихологический.

3. Необходимо заранее разработать систему наблюдения и фиксации наблюдаемых явлений. В систему наблюдения могут входить конкретные ситуации, особенности деятельности, проявление черт характера. Фиксацию лучше проводить непосредственно в момент наблюдения, разработав систему специальных сокращений и знаков.
4. Исследователь должен иметь точную систему измерения и интерпретации наблюдаемых явлений. Измерение может проводиться по частоте проявления отдельных явлений, длительности, интенсивности и др. При интерпретации педагог-психолог должен уметь доказать, почему то или иное внешнее проявление поведения человека отражает определенную черту характера, особенность личности или состояние.
5. В процессе наблюдения лучше отказаться от преждевременных обобщений и выводов.
Один из видов наблюдения ‒ самонаблюдение.
Анализ продуктов деятельности. По продуктам и результатам деятельности можно судить об особенностях психики, развития личности ребенка, его общения с другими людьми. К таким результатам можно отнести, например, детские рисунки и сочинения, в которых выражены отношение ученика к себе, другим людям, моральным нормам и ценностям, его мысли о будущем.
Педагог-психолог широко использует опросные методы: анкетирование, интервью, опрос, беседу.
Анкетирование проводится для выявления биографических данных, мнений, установок, ценностных ориентации, социальных установок, личностных черт.
Анкета представляет собой набор вопросов, которые предъявляются обследуемым в устной или письменной форме. Составление анкеты можно разделить на три этапа:
1. Определение содержания анкеты ‒ круга фактов, которые необходимо охватить, мотивов, мнений, интенсивности их выражения.
2. Выбор нужного типа вопросов: открытые или закрытые.
3. Определение числа и порядка задаваемых вопросов.
Опросники также представляют собой вид анкеты, составленной
для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Отличают опросники от анкеты цель проведения (изучение личности) и наличие заранее составленных вариантов ответов на каждый вопрос (чаще всего это ответы «да» или «нет»). Каждая группа вопросов носит название «шкала». Результаты опросников, как правило, переводятся в особые стандартизованные баллы, что дает возможность сравнивать опрашиваемых друг с другом или с заранее вычисленной нормой.
Тестирование. Тест ‒ это система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности. Как правило, тесты создаются для измерения какого-то одного качества (они называются гомогенными). Тесты, объединенные одной теоретической концепцией или идеей, направленные на измерение различных качеств, называются гетерогенными, или батареей.
Профессиональный уровень педагога-психолога проявляется на трех этапах работы с тестом.
1. На этапе выбора теста ‒ в том, что выбирается тест, позволяющий достичь максимума эффективности при минимуме затрат сил и времени.
2. На этапе проведения ‒ в соблюдении требований к проведению.
3. На этапе обработки и интерпретации результатов ‒ и то, и другое требует специальных знаний и навыков. Для обработки нужны и математические знания, и знания психологической теории, в русле которой разработан тест.
Методы психологического консультирования. Отдельно выделяют методы индивидуального и группового консультирования. И в том, и в другом случае возможно использование диалогов, направленных на воспоминание, анализ, актуализацию представлений. При индивидуальном консультировании делается более глубокий анализ ученика. Также различают методы активного и пассивного консультирования. Первая группа основана на активном вовлечении учащихся в процесс обсуждения их проблем и направлений развития, преодоления негативных черт поведения и тренировки необходимых навыков. Вторая группа методов применяется в том случае, когда консультант разъясняет ученику особенности его личности и поведения, но ученик при этом пассивен.
Дидактические методы. Кроме перечисленных методов работы (в качестве психолога) специалист занимается педагогической, преподавательской деятельностью. Ему следует в совершенстве владеть всеми современными методами обучения: рассказом, объяснением, лекционным изложением, ведением дискуссий.

 


Работа педагога-психолога с одаренными и «трудными» детьми

Особого внимания педагога-психолога требуют несколько категорий учащихся: одаренные, педагогически запущенные, имеющие проблемы в эмоциональном развитии.

Одаренные дети. В нашей стране 20% детей можно отнести к числу одаренных, но в результате того, что они не получают необходимой поддержки для развития талантов, действительно одаренными после окончания школы остаются только 2‒5%.
Различают следующие признаки одаренности: развитая речь, больший словарный запас, богатство словесных ассоциаций, быстрое и точное выполнение умственных операций, ранняя увлеченность музыкой, рисованием, пением, спортом, стремление к творчеству, любознательность, высокая исследовательская и познавательная активность.
Основная отличительная черта одаренных детей ‒ оригинальность мышления и нестандартность решений.
Существуют и специальные методы диагностики одаренности, которыми были и остаются тесты интеллекта.
Выявлены следующие проблемы одаренных детей:
‒ психологические особенности (уязвимость в общении, интроверсия);
‒ высокая мотивация одаренных детей;
‒ отсутствие в общеобразовательной школе программ, рассчитанных на уровень понимания одаренных детей.
Основными направлениями поддержки одаренных детей являются:
1. Вселение в них уверенности в их способности жить в обществе, найти в нем свое место, сформировать адекватную Я-концепцию.
2. Коррекция эмоционального фона поведения, формирование адекватной Я-концепции, выработка у одаренного ребенка умения правильно себя оценивать и ставить реальные цели.
3. Разъяснительная работа с учителями и помощь в выборе материала, соответствующего уровню развития ребенка.
4. Преодоление психологической изоляции одаренных детей в ученических коллективах, проводимая в следующих направлениях:

1) одаренные дети должны понимать, что в людях можно ценить не только интеллект, но и другие качества;
2) развитие коммуникативных способностей и коммуникативной компетентности одаренных детей в специальных группах общения.
Дети с проблемами в поведении. «Трудные» дети ‒ это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. Выявлены две группы причин отклонений:
1) причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;
2) причины социального и психологического характера.
Симптомы причин, связанных с психическими и психофизиологическими расстройствами.
• Неадекватность поведения ребенка нормативам, соответствующим возрасту ребенка и его половой принадлежности.
• Длительность сохранения расстройства.
• Колебания в поведении и эмоциональном состоянии детей.
• Появление изменений в поведении ребенка по сравнению с его обычным поведением.
• Появление тяжелых и часто повторяющихся симптомов.
Причины социального и психологического характера:
1) дефекты правового и нравственного сознания;
2) содержание потребностей личности;
3) особенности характера;
4) особенности эмоционально-волевой сферы.
При работе с «трудными детьми» необходимо определить причину и длительность отклоняющегося поведения. Основные цели работы педагога-психолога заключаются в следующем:
• увеличение степени самостоятельности детей, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно решать возникающие проблемы;
• создание условий, в которых ребенок может максимально проявить свои возможности;
• адаптация ребенка в школе и среди сверстников.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Опираясь на знания, полученные из учебных, учебно-методических пособий и на лекционных занятиях, найдите правильное решение смоделированных профессиональных ситуаций.
1. В классе ребенок-беженец из Ближнего зарубежья. Учитель делает ему замечание. Ребенок отвечает на своем языке. Что делать учителю?
а) сделать вид, что ничего не произошло, и как ни в чем не бывало продолжить урок;
б) спросить заинтересованно: «Как ‒ как ты сказал? Что это значит? Переведи, пожалуйста!»;
в) сурово спросить: «Может, ты скажешь то же самое по-русски?»;
г) лучше ответить «делом» ‒ тут же вызвать ребенка к доске и заставить попотеть ‒ будет знать, как распускать язык!
2. В классе ‒ группа детей-беженцев, которых одноклассники сторонятся. Что делать?
а) не вникать, дети со временем сами разберутся;
б) обсудить ситуацию на классном часе, призвав класс отнестись к беженцам сочувственно;
в) попытаться сблизить детей, поручив им общее дело;
г) сблизить лидеров обеих «группировок» и через них повлиять на взаимоотношения детей;
д) реагировать спокойно, тем более что они в вашем городе надолго.
3. В классе ребята ополчились против мальчика-чеченца. Как вести себя классному руководителю?
а) ровно и спокойно, не акцентируя внимания на конфликте и как бы не замечая его;
б) проявлять к такому ребенку повышенное внимание и заботу;
в) убедить детей в бессмысленности их нападок, так как конкретный ребенок, против которого они ополчились, ни в чем не виноват;
г) коснутся этого вопроса на родительском собрании и попросить родителей поговорить со своими детьми, чтобы нейтрализовать их агрессивность.
4. Ребята смеются над девочкой из глубоко религиозной семьи. Как быть?
а) демонстративно поздравить с каким-либо крупным религиозным праздником ‒ пускай остальные задумаются;
б) проявлять неизменно уважительное отношение к убеждениям девочки, подавая другим пример терпимости и лояльности;
в) убедить девочку не обращать внимания на выпады одноклассников, не ведающих, что творят; г) посоветовать родителям перевести дочь в специализированную школу или на какую-либо другую форму обучения, например домашнее обучение или экстернат.
5. В классе: ‒ девочки-близнецы из многодетной семьи; они скромно одеты, никогда не приносят в школу завтраки, жвачки. Дети относятся к ним с пренебрежением. Как повлиять на ситуацию?
а) взять девочек под свою опеку и в обиду не давать;
б) поговорить с девочками, чтобы вели себя смелее и даже нахальнее, так они скорее обретут друзей;
в) дать девочкам ответственное поручение и, если нужно, помочь его выполнить;
г) потребовать от профкома школы оказать многодетной семье материальную помощь ‒ на государственные субсидии не очень-то разживешься!
6. В классе ‒ мальчик из многодетной семьи, который при каждом удобном случае напоминает о своих правах и привилегиях. Как на это реагировать?
а) на подобные «выступления» реагировать спокойно, но «на поводу» у бесцеремонного ребенка не идти;
б) однажды строго осадить мальчика, сказав, что его права весь класс уже выучил наизусть;
в) однажды резко сказать: «Я тоже из многодетной семьи, ну и что из этого?»;
г) остается апеллировать к гордости ребенка: «Веди себя достойно, ты же мужчина!»;
д) терпимо относится к притязаниям ребенка ‒ многодетные семьи у нас ‒ большая редкость, и школа должна таких детей всячески поддерживать.
7. В классе ‒ больной ребенок (с нарушением дикции, прихрамывающий и т. д.). Ребята сторонятся и осмеивают его. Как быть?
а) улучив подходящий момент (например, во время болезни ребенка), серьезно поговорить с остальными и убедить их вести себя деликатно и осмотрительно;
б) создать прецедент для проявления способностей такого ребенка, чтобы сверстники взглянули на него другими глазами;
в) поговорить с таким ребенком с глазу на глаз и убедить его не обращать внимания на невоспитанных одноклассников;
г) посоветовать родителям перевести такого ребенка в другую
(возможно, специализированную) школу.
8. В классе девочка, мечтающая о высоких помыслах и делах. Ребята над ней смеются, а как вести себя учителю, классному руководителю?
а) успокоить ребят и объяснить им, что у каждого человека есть свобода выбора и ее нужно уважать;
б) оградить девочку от преследователей, взяв ее под свою опеку и защиту;
в) запретить ребятам насмешки, а нарушивших этот запрет строго наказывать;
г) провести на классном часе беседу об историях знаменитостей,
чтобы реабилитировать ее и возвысить в глазах детей.
9. Одна из старшеклассниц готовится стать мамой. Вокруг нее пересуды ‒ сплетни, насмешки. А как вести себя учителю?
а) делать вид, что ничего особенного не происходит;
б) время от времени хвалить будущую маму за смелость;
в) время от времени обращаться к примеру беременной школьницы
как недопустимому;
г) прежде всего, необходимо выяснить, кто отец будущего ребенка и собирается ли он жениться на девушке?
д) поговорить с родителями ученицы и выработать совместную тактику щадящего отношения к ней;
е) посоветовать будущей маме уйти из школы и продолжить учебу после рождения ребенка;
ж) услышав пересуды и сплетни, пресекать их на корню, а к девушке относится ровно и спокойно.
10. В классе ‒ юная обольстительница или юный Дон Жуан, проявляющие повышенный интерес к противоположному полу. Как быть?
а) не обращать внимание, это возрастное скоро пройдет;
б) к этому нужно относиться с юмором;
в) сначала посоветоваться со специалистом-сексопатологом, а уж потом принимать меры;
г) в каждом классе должен быть секс-символ, это только способствует физическому и психологическому взрослению;
д) хорошо бы поговорить с ребятами о Ромео и Джульетте ‒ обстоятельствах их знакомства, возрасте, вступлении в брак, смерти... Только прежде сами внимательно перечитайте Шекспира ‒ тогда разговор может получиться доверительным и интересным;
е) не лучше бы сублимировать сексуальную энергию такого учащегося в какую-либо форму полезной активности?
11. В классе ‒ развязная, вызывающего поведения девочка из неблагополучной семьи. Она курит, пьет, сквернословит, вешается на шею мальчикам. Как вести себя с ней?
а) махнуть рукой ‒ тут уж ничего не изменишь!
б) проконсультироваться у нарколога и сексопатолога, а потом уж что-нибудь предпринимать;
в) попытаться «перевоспитать» девочку, опираясь на ее друзей;
г) попытаться «перевоспитать» девочку, опираясь на ее «врагов», в первую очередь активистов класса;
д) программу работы с такой «педагогически запущенной» ученицей следует детально обсудить в педагогическом коллективе, а затем согласованно действовать.
12. Учительница обнаруживает, что один из ее ребят ‒ наркоман.
Что делать?
а) одному учителю с этим не справиться. Прежде всего, следует обратиться за консультацией к врачу-наркологу;
б) главное ‒ сразу сообщить об этом директору школы, а уж он решит, что предпринять;
в) главное ‒ сразу же связаться с родителями ребенка-наркомана и обсудить с ними создавшуюся ситуацию;
г) в этой ситуации следует опираться на «трех китов»: вне школы ‒ врача-нарколога, в школе ‒ директора, в классе ‒ актив.
13. Возвращаясь с работы домой, учительница видит отсутствую щего на уроках ученика, который моет машины. Как поступить?
а) сделать вид, что ничего не видела: что тут поделаешь ‒ жизнь сейчас такая!;
б) подойти к ученику» выразительно на него посмотреть и, не говоря ни слова, уйти;
в) сурово спросить, что мальчик здесь делает и почему пропустил школу?
г) немедленно связаться с родителями мальчика, обсудить с ними ситуацию и предостеречь от последствий;
д) обратиться к ближайшему милиционеру и попросить препроводить мальчика домой.
14. Возвращаясь вечером домой, учительница встречает на улице своих учеников-старшеклассников, распивающих спиртное. Что делать?
а) не обращая внимания, пройти мимо; поговорить об этом можно после и в другом месте;
б) подойти, сурово отчитать учеников и потребовать выбросить недопитую бутылку в урну;
в) решительно подойти и забрать бутылку; вернуть ее родителям мальчиков, приглашенным в школу;
г) срочно вызвать (по телефону) к месту происшествия кого- нибудь из родителей учащихся;
д) сообщить о случившемся классному руководителю мальчиков, а тот сам решит, что предпринять;
е) в ближайшее время организовать для ребят интересную беседу о вреде курения и алкоголя, пригласив врача-нарколога.
15. Учительница видит в людном месте одну из старшеклассниц:
она вульгарно одета, ярко накрашена, ведет себя вызывающе, явно привлекая к себе внимание. Что делать?
а) да ничего, поговорите с девочкой завтра в школе;
б) решительно подойти к девочке и потребовать, чтобы немедленно шла домой;
в) при всех громко пристыдить девочку и с достоинством удалиться;
г) из ближайшего автомата позвонить родителям девочки и сообщить об увиденном;
д) такой случай требует анализа на педсовете и крутых мер, чтобы другим не повадно было;
е) увести девочку из «злачного» места, а по дороге поговорить по душам.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Практическая работа 1
1. Выяснить роль педагога-психолога в гармонизации социальной среды образовательного учреждения.
2. Объяснить суть понятий: педагогические способности (дидактические, конструктивные, экспрессивные, коммуникативные, организаторские).
3. Понять различия между педагогическими способностями, общегражданскими качествами, коммуникативными умениями, самообразовательными умениями.
Практическая работа 2
1. Выяснить роль педагога-психолога в преодолении трудностей
больных детей и детей-инвалидов.
2. Объяснить суть понятий: норма, здоровье, психическое здоровье,
«адаптация», «социальная адаптация», индивидуальный подход.
3. Понять различия между больным ребенком и ребенком-
инвалидом, «адаптацией», «социальной адаптацией».
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Подготовить сообщение на тему «Современное общество и учитель». Рекомендации к выполнению: используя записи лекционных занятий и данное учебно-методическое пособие, подготовьте сообщение с раскрытием как положительных, так и отрицательных сторон воздействия современного школьного учителя на общество.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Глуханюк Н.С. Психодиагностика : учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. ‒ М.: Академия, 2013.
2. Горбатов Д.С. Общепсихологический практикум : учебное пособие для бакалавров. ‒ М.: Юрайт, 2013.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. ‒ СПб.: Питер, 2013.

 


 

Приложение №1

Схема анализа особенностей и недостатков семейного воспитания учащихся

I. Общая характеристика семьи:
1. Состав семьи: полная, формально полная, неполная.
2. Характеристика семьи: гармоничная, проблемная (конфликтная, антипедагогическая, асоциальная, аморальная).
3. Типовое состояние семьи:
‒ эмоциональный комфорт;
‒ тревожность;
‒ эмоционально-психологический дискомфорт и нервно-психическое напряжение.
4. Стиль семейного воспитания: либеральный, демократический, авторитарный, неустойчивый.
5. Нарушения семейного воспитания:
‒ доминирующая гиперпротекция;
‒ потворствующая гиперпротекция;
‒ гипопротекция;
‒ эмоциональное отвержение;
‒ жестокое обращение;
‒ повышенная моральная ответственность.
6. Отношение к школе: поддерживают тесную связь, поддерживают контакты эпизодически, связи носят случайный характер, родители избегают контактов, противодействуют воспитанию.
II. Особенности семейного воспитания:
1. Родители создают условия для правильного развития ребенка:
‒ нормальные жилищно-бытовые условия;
‒ организация места для занятий;
‒ создание домашней библиотеки;
‒ наличие игровых уголков;
‒ контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима.
2. Родители развивают познавательные интересы ребенка:
‒ вместе с детьми слушают радиопередачи;
‒ просматривают и обсуждают телепередачи;
‒ читают книги, беседуют о прочитанном;
‒ ходят с детьми в театр;
‒ ходят с детьми в кино;
‒ поощряют любимые занятия ребенка.
3. Родители оказывают помощь в учении, организации домашнего учебного труда.
4. Дети имеют конкретные трудовые обязанности в семье.
5. Родители выполняют рекомендации педагогов по воспитанию ребенка.
6. Родители видят недостатки в воспитании своих детей.
7. Семья помогает педагогу в организации учебно-воспитательной работы.
8. Родители справляются с воспитанием ребенка.
III. Недостатки семейного воспитания (назвать).
IV. Причины недостатков (соответствующее подчеркнуть):
‒ неблагополучие семьи (микроклимат, здоровье);
‒ отсутствие единых требований;
‒ незнание психологических особенностей своего ребенка;
‒ низкий образовательный, культурный, психолого-педагогический уровень родителей;
отсутствие контроля, безнадзорность, психическая депривация ребенка;
‒ использование антипедагогических мер воздействия;
‒ неправильная оценка ребенка, его идеализация;
‒ невыполнение рекомендаций педагога;
‒ неверие в возможности ребенка, в свои силы;
‒ переоценка воспитательных возможностей семьи;
‒ гиперпроекция;
‒ другие причины (указать какие).

Приложение №2

Журнал учета видов работ педагога-психолога

Диагностика

Дата

ФИО, возраст, образовательное учреждение

Название
диагностической
методики

Примечания

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультирование

Дата

ФИО, возраст, другие данные

Причина обращения

Комментарий специалиста

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивающая и коррекционная работа

Дата

ФИО, возраст, другие данные

Тема занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГРУППОВАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

 

Количество занятий

в месяц

 

 

 

 

 

 

Дата

 

Название

 

Количество занятий

 

количество
участников

 

сентябрь

 

октябрь

 

ноябрь

 

декабрь

 

январь

 

февраль

 

март

 

апрель

 

май

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Дата

Содержание работы

Примечания

 

 

 

 

 

 

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Дата

Педагогический совет/ Родительское собрание

Тема и форма проведения

Примечания

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: Введение в психолого-педагогическую деятельность : Учебно-методическое пособие / С.А. Дюпина. – Орехово-Зуево: Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2018. ‒ 124 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.