Проблема социальной тревожности и ее влияния на психическое здоровье человека |
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии |
© Сарапова Елена Станиславовна магистрант ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова» Россия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: esarapova75 собачка mail.ru В статье рассматривается проблема социальной тревожности и ее влияния на психическое здоровье человека. Социальная тревожность как психическое явление характеризуется сложным строением и затрагивает нейроэндокринный, соматический и психологический уровни жизнедеятельности человека. Автор считает, что данную проблему целесообразно рассматривать как цельное, системное, интегрированное явление. Вместе с тем, отмечается структурная сложность самого состояния социальной тревожности и множественность входящих в него компонентов. Каждое научное направление стремится учесть те аспекты или компоненты, которые вытекают из его теоретических построений. Справедливо подчеркивается, что число научных работ, посвященных изучению проблемы социальной тревожности, неуклонно растет, данная проблема относится к числу острых и значимых в современной науке. Особую актуальность приобретает проведение системных междисциплинарных исследований, позволяющих проанализировать процесс возникновения и закрепления социальной тревожности как результата сложного взаимодействия разных факторов: биологических, физиологических, психофизиологических, личностных, социальных. Ключевые слова: тревожность, социальная тревожность, психическое здоровье, строение тревожности. Тревожность, повышенная тревожность, социальная тревожность — каждый из нас встречается с этими понятиями практически каждый день. Наша жизнь полна тревожных сигналов. Постоянный рост цен, повышение пенсионного возраста, неуверенность в своем стабильном будущем и будущем своих детей и родителей, растущий уровень безработицы, отсутствие перспектив карьерного роста, чувство одиночества, нестабильная политическая обстановка, ситуация с коронавирусом со всеми вытекающими последствиями — все это является поводом для нашего беспокойства. Не проходит и дня, чтобы мы не слышали или каким-то другим образом не соприкоснулись с этим. Каждый день на нас обрушивается огромный поток информации, что невозможно, как бы мы не старались ограничить (а кто-то даже и не пытается!), отстраниться и не обращать внимание на все это. В наше время скоростных информационных потоков невозможно быть в стороне и не быть в курсе любых новостей. Волей или неволей, мы постоянно слышим обо всем, что происходит в мире. И это, конечно, вполне объяснимые вещи, потому что все мы живем в обществе и не можем закрываться от всего происходящего или делать вид, что нас это не касается. Уровень распространения новостей ошеломляет: вот что-то происходит на другом континенте, и через считанные минуты, благодаря многообразию социальных сетей, это становится известно нам. И это не всегда только приятные и интересные новости, но и порой неприемлемые, пугающие нас вещи. Мы не можем эмоционально не реагировать на эти события, не откликаться на них. И вот, мы уже чувствуем напряжение, начинаем нервничать, чувство тревожности поселяется в нас и, как следствие, наша жизнь меняется не в лучшую сторону. Означает ли это, что тревожность может как-то влиять на нас? Мы живем в такое время, что многим уже кажется странным быть спокойным. На самом деле, чувство тревоги призвано помогать нам оценивать риски, осознавать их и сохранять стабильность собственного мировоззрения в отношениях с родственниками и друзьями, в быту и на работе, и, в том числе своего здоровья и самочувствия. Но что, если тревога начинает негативно сказываться на нашей повседневной жизни? Если она не дает полноценно жить, любить, общаться, работать, и спокойно принимать окружающий нас мир и события, происходящие в нем? Если нас начинают одолевать какие-то неопределенные предчувствия о том, что плохое неизбежно и вот- вот произойдет с нами или с нашими близкими и дорогими нам людьми? А отчего, что именно произойдет и как это предотвратить — неизвестно, и чувство тревоги поселяется в нас. Это чувство вселяет в наше сознание беспомощность, мы становимся еще более неуверенными в себе, начинаем чувствовать свое бессилие перед окружающим нас миром и событиями, происходящими вокруг нас. Этот мир, такой знакомый и понятный нам с детства, становится вдруг враждебным и таящим опасность. И вместо того, чтобы радоваться и жить полноценной жизнью, мы начинаем тревожиться, искать причины своей тревоги, анализируем опасности, а если вдруг не находим, то все вокруг становится неопределенным и расплывчатым, и наша тревога становится еще сильнее. Такое явление как социальная тревожность способно оказать серьезное негативное влияние на процесс социальной и эмоциональной адаптации и на качество жизни. В настоящее время феномен социальной тревожности стал предметом интенсивных эмпирических исследований в клинической психологии. Сама же тревожность является традиционным предметом исследований отечественной и зарубежной психологии. Под термином социальной тревожности принято понимать тревожность, триггером которой выступают разного рода ситуации социального взаимодействия. Это широкое понятие включает в себя целый ряд явлений — от наиболее мягкой формы — застенчивости до такого серьезного расстройства как социальная фобия. Преимущественно, люди подверженные социальной тревожности, стараются устраиваться на работу туда, где не нужно активно контактировать с людьми, где социальные коммуникации ограничены. У таких людей обычно есть проблемы с общением, им сложно заводить знакомства, тем более строить глубокие отношения. Имея повышенную тревожность, таким людям сложно вести себя уверенно, непринужденно, спонтанно и выражать свои эмоции в полной мере. И вот уже это состояние начинает влиять на качество жизни, тревога никак не помогает справляться с непредсказуемостью жизни, начинает тяготить и постепенно жизнь начинает казаться невыносимой. Такая тревога может быть началом самых разных психических расстройств, она является частым симптомом различных неврозов, психозов, депрессии, а также может стать пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. Проблема психического здоровья в последние годы все чаще признается одной из приоритетных областей научного познания и оказывается в фокусе комплексного изучения. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предлагает следующий термин, определяющий понятие психического здоровья. Психическое здоровье — это состояние благополучия, при котором каждый человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. Если отталкиваться от этого определения, то можно сделать вывод о том, что людям с повышенной тревожностью, действительно сложнее реализовать свой жизненный потенциал, справляться со стрессами и так далее. С точки зрения психологической науки исследование психического здоровья человека в современном обществе всегда было предметом внимания и изучения. Согласно данным отечественных и зарубежных исследователей, в современном мире растет количество тревожных людей вне зависимости от половых, возрастных, региональных и других характеристик. Глобальные задачи, выдвигаемые в ходе общественного развития, эмоциональные и физические перегрузки, обострение социальных проблем приводят к повышению значимости стрессового фактора в человеческой жизни, выдвигая тем самым феномен тревожности на одно из важнейших мест среди переменных, обусловливающих развитие и существование личности [1]. Более того, меняется «качество» тревожности: она принимает форму глубинной тревоги, в наименьшей степени поддающейся преодолению. Налицо потеря жизненных ориентиров, растерянность перед завтрашним днем. Все это создает психическую неустойчивость, легкую подверженность срывам и невротическим реакциям, симптомами которых является постоянное ощущение неопределенности, внутренней тревоги и беспокойства. На сегодняшний день проблеме социальной тревожности посвящено большое количество работ не только в психологии, но и в физиологии, психофизиологии, психиатрии, биохимии, философии, социологии. Количество вопросов, которые являются очень важными как с научной, так и с практической точки зрения, и мнения исследователей, по которым значительно расходятся, очень широк. Наиболее существенными из них являются проблемы интерпретации тревоги как психического состояния, и тревожности как стойкого качества личности; проблемы соотношения тревожности как переживания, не связанного с каким-либо конкретным объектом (общая тревожность) и тесно связанной с какой-либо сферой жизни (ситуативная тревожность); проблема различия между тревогой и страхом; проблема определения нормальной и патологической тревожности. Следует отметить, что при анализе проблемы соотношения понятий «тревожность» и «тревога» взгляды отечественных и зарубежных исследователей расходятся. С позиции многих зарубежных исследователей понятие «тревога» является достаточно объемным и многогранным, а тревожность выступает в качестве одного из ее видов. С позиции отечественной науки взаимосвязь понятий «тревога» и «тревожность» представляется более линейной, а проблемы формирования и развития высокой личностной тревожности вызывают значительный интерес у исследователей разных областей научного знания. Наиболее распространенным является понимание тревожности как устойчивой черты, предполагающей повышенную склонность индивида испытывать состояние тревоги. Эта черта личности предрасполагает индивида к восприятию широкого круга объективно безопасных обстоятельств, как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них состоянием тревоги, интенсивность которой не соответствует объективной опасности. Н. Д. Левитов прямо указывает, что тревожное состояние — показатель слабости нервной системы, хаотичности нервных процессов. В этом контексте тревожность выступает как свойство темперамента, при котором высокие показатели тревожности всегда сочетаются с относительно высокими показателями нейротизма и, по-видимому, обусловлены именно этим врожденным показателем типологии высшей нервной деятельности. Другие исследования оценивают тревожность в качестве приобретенной поведенческой диспозиции и считают, что она формируется только в результате накопления у индивида определенного негативного опыта переживания тревожных состояний. Это устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени и имеющее собственную побудительную силу и устойчивые формы реализации в поведении с преобладанием компенсаторных и защитных проявлений. Существуют и компромиссные точки зрения, обозначающие, что некоторые свойства темперамента и их сочетания содержат в себе особенности, которые при неблагоприятных условиях могут способствовать развитию личностной тревожности. Проблема природных предпосылок тревожности как устойчивого личностного как устойчивого личностного образования, анализ ее соотношения с нейрофизиологическими, биохимическими особенностями организма, является одной из сложнейших. Среди вопросов, по которым точки зрения исследователей существенно расходятся, можно также отметить проблему между тревогой и страхом. Некоторые авторы рассматривают тревогу и страх как синонимы, другие пытаются определить их как взаимоподчиненные состояния. Одной из причин, обусловливающих трудности разграничения тревоги и страха, является морфофункциональное единство мозговых структур, ответственных за организацию этих состояний. Тревожность следует рассматривать как конечный продукт взаимодействия систем, включающих ядра ствола головного мозга, лимбическую систему, кору больших полушарий и мозжечок. Поскольку тревога и страх — это древнейшие эмоции, которые повышают шансы организма на выживание, то и мозговые структуры, отвечающие за их возникновение, находятся преимущественно в более старых, центральных областях головного мозга. Тревога вызывает физиологические изменения, которые подготавливают организм к реакции на опасность. Эти изменения дают возможность использовать физиологические корелляты для диагностики и изучения тревожности. Наиболее распространенными критериями измерения активности автономной нервной системы можно считать кожную реакцию и частоту сердечных сокращений. Кроме того, используются такие показатели, как величина кровяного давления, электрическая активность мышц и мозга, температура поверхности тела и параметры дыхания. Вегетативные проявления тревожности включают усиленное сердцебиение, изменение цвета кожных покровов, ощущение повышения температуры тела, влажность ладоней, сухость во рту, сдавливание в груди, ощущение нехватки воздуха, учащенное дыхание и т. д. Наиболее распространенной физиологической реакцией (по мнению некоторых исследователей), сопровождающей как состояние тревоги, так и личностную тревожность, является повышенное мышечное напряжение, обусловленное центральным возбуждением. Таким образом, социальная тревожность как психическое явление характеризуется сложным строением и затрагивает нейроэндокринный, соматический и психологический уровни жизнедеятельности человека. В связи с этим, наиболее целесообразно рассматривать ее как цельное, системное, интегрированное явление. Значительной интеграции в теории и практике исследовательской стратегии изучения тревожности на сегодняшний день не наблюдается. Основной причиной этого является структурная сложность самого состояния тревожности и множественность входящих в него компонентов. Каждое научное направление стремится учесть те аспекты или компоненты, которые вытекают из его теоретических построений. Вместе с этим число научных работ, посвященных изучению тревожности, неуклонно растет, а решение проблем тревожности относится к числу острых и значимых задач современной науки. Поэтому особую актуальность приобретает проведение системных междисциплинарных исследований, позволяющих проанализировать процесс возникновения и закрепления тревожности как результата сложного взаимодействия разных факторов: биологических, физиологических, психофизиологических, личностных, социальных. Источник: Практическая психология: вызовы и риски современного общества: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 20-летию социально-психологического факультета (Улан-Удэ, 25 сентября 2020 г.) / отв. ред. Т. Ц. Тудупова. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2020. — 280 с. |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |