На главную Подросток Личностное развитие Взаимосвязь личностных факторов с социальным статусом подростков - Глава 1. Проблемы изучения тревожности и социального статуса в психологии.
Взаимосвязь личностных факторов с социальным статусом подростков - Глава 1. Проблемы изучения тревожности и социального статуса в психологии.
Подросток - Личностное развитие
Индекс материала
Взаимосвязь личностных факторов с социальным статусом подростков
Глава 1. Проблемы изучения тревожности и социального статуса в психологии.
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи личностных факторов и социального статуса подростков в группе
Приложения
Все страницы


Глава 1
Проблемы изучения тревожности и социального статуса
в психологии.

С развитием общества возникает множество различных проблем, связанных с личностью. В том числе, одной из них, является, изучение тревожности, ее связь с социальным статусом в межличностном взаимодействии.
1.1. Общая характеристика понятия тревожности в психологии.

1. 1.1.Определение понятий тревога и тревожность.

Тревога - переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. В отличие от страха, как реакция на конкретную, реальную опасность, тревожность – переживание неопределенной, диффузной, безобъективной угрозы. Согласно другой точки зрения, страх испытывается при «витальной» угрозе (целостности и существованию человека как живого существа), а тревога – при угрозе социальной (личности, представление о себе, потребностями Я, межличностными отношениями). Различают ситуативную тревогу, характеризующую состояние субъекта в определенный момент, и тревожность, как относительно устойчивое образование (Р. Кеттел, Ч. Спилберг, Ю. Л. Ханин). В зависимости от наличия в ситуации объективной угрозы выделяется также «объективная», «реальная тревога» и тревога «неадекватная», или, собственно, тревога, проявляющаяся при нейтральных, не угрожающих условиях.

Понятие «тревога» было введено в психологию З. Фрейдом (1925).
На психологическом уровне тревога ощущается как напряжение, озабоченность, нервозность, чувство неопределенности и грозящей неудачи, невозможность принятия решения. Оптимальный уровень тревоги необходим для эффективного приспособления к действительности. Чрезмерно высокий уровень, как и чрезмерно низкий – дезадаптативная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизованности поведения и деятельности.
Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.
Тревожность, имея природную основу, складывается прижизненно, в результате действия социальных и личностных факторов. Может тревожность порождаться внутренними конфликтами, преимущественно самооценочного характера. Выделяется устойчивая тревожность, в какой либо сфере, частная (школьная, межличностная и другие) и общая. Различается также адекватная тревожность, являющаяся отражением неблагополучия человека в той или иной области, хотя конкретная ситуация может не содержать угрозы.
Тревожность является показателем неблагополучного личностного развития и, в свою очередь, оказывает на него отрицательное влияние. Такое же влияние имеет и нечувствительность к реальному неблагополучию, «защищенность», возникающая под действием защитных механизмов и проявляющаяся в отсутствии тревоги даже в потенциально угрожающих ситуациях. Тревожность может явиться предвестником невроза, а также его симптомом и механизмом развития. Впервые была описана Фрейдом.
Таким образом, разграничение понятий «тревога» и «тревожности» заключается в следующем: тревожность, составляющая понятия тревоги, связанная с относительно устойчивыми личностными образованьями.

1.1.2. Тревожность, как проявление эмоциональной сферы.

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и другие) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека.
Выделяют такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. По классификации, предложенной К. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относят: 1)интерес-волнение, 2)радость, 3)удивление, 4)горе-страдание, 5)гнев, 6)отвращение, 7) презрение, 8)страх, 9)стыд, 10)вину
Остальные эмоции - их производные. Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение.
«Тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий».
Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Тревожные люди живут, ощущая постоянный беспричинный страх. Они часто задают себе вопрос: ”А вдруг что-нибудь случится?” Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность (особенно значимую), что в свою очередь, приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе (“Я же ничего не мог!”). Таким образом, это эмоциональное состояние может выступать в качестве одного из механизмов развития невроза, так как способствует углублению личностных противоречий (например, между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой).
Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности. Когда же этот уровень превышает оптимальный, можно говорить о появлении повышенной тревожности. Повышенный уровень тревожности у ребенка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. У детей с данным уровнем тревожности формируется установочное отношение к себе как к слабому, неумелому. В свою очередь это порождает общую установку на неуверенность в себе. Ребенок боится совершить ошибку, в нем нет уверенности цельного человека.
Возникает внутренний конфликт — это столкновение позиций сознания и установок в неосознаваемой сфере психики. Так, к примеру, у ребенка сложился осознаваемый принцип: «Надо помочь другу в беде, потому что он в беде».В сознании повелительный стимул — «на­до», а из неосознаваемого установка: «не надо, опас­но» — и ребенок растерялся. Или, наоборот, в неосозна­ваемом звучит внушенная отцом установка: «товарища надо выручать из беды любой ценой». Однако сознание этого ребенка ориентировано на невмешательство. И он, решая умом, остается в стороне, не вмешивается, но внушенная отцом установка будоражит его, вызывает у него стыд. И ребенка му­чают угрызения совести. Так рождаются нерешительность, тревожность. Ребенок боится совершить ошибку, он не уверен в себе. Внутренний конфликт порождает у него тревогу и депрессию.
Тревожность окрашивает в мрачные тона отношения к себе, другим людям и действительности. Ребенок уже не только неуверен в себе, но и недоверчив ко всем и к каждому. Для себя тревожный ребенок не ожи­дает ничего хорошего. И все это при обостренном и больном чувстве достоинства. Теперь он все преломляет через призму тревожности, мнительности. Трое сверст­ников в коридоре школы говорят о своем, но тревож­ный ребенок полагает, что говорят о нем и, конечно, только плохое. Он подходит, упорно стоит, вызывая недоумение ребят и испытывая чувство стыда. Но отой­ти в сторону, отрешиться от тревожной мнительности он не в силах. Са­мое важное для тревожного человека — а вдруг он еще и упустит информацию, угрожающую его безопасности.
Тревожные дети, если у них хорошо развиты игровые навыки, могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции, они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто такие дети крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или же напротив, сверхобщительные, назойливые, озлобленные. Также причиной непопулярности является их безынициативность из-за своей неуверенности в себе, следовательно, эти дети не всегда могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности тревожных детей является то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. Также в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Такой ребенок будет обижаться, и жаловаться, фальшивить и обманывать. Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительность, враждебность, стремление к уединению.
Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств. Выделяют два основных вида тревожности. Первым из них – это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может возникнуть у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.
Другим видом является так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера тревожность создает основу для формирования заниженной самооценки и мрачного пессимизма.
Ситуативно - устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты (так называемая «личностная тревожность»). Это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению. [17, стр. 234]
Ситуативно - изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности проявляющей такого рода тревожность, обозначают как «ситуационная тревожность». Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности. [17,стр. 238].
Поведение повышенно тревожных людей в деятельности направленной на достижение успехов, имеет следующие особенности:

  1. Высокотревожные индивиды эмоционально острее реагируют на сообщения о неудаче, чем низкотревожные,
  2. Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи.
  3. Боязнь неудачи — характерная черта высокотревожных людей. Эта боязнь у них доминирует над стремлением к достижению успеха.
  4. Мотивация достижения успехов преобладает у низкотревожных людей. Обычно она перевешивает опасение возможной неудачи.
  5. Для высокотревожных людей большей стимулирующей силой обладает сообщение об успехе, чем о неудаче, в то время как низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче.
  6. Личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу. 8
  7. Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи.

Деятельность человека в конкретной ситуации зависит не только от самой ситуации, от наличия или отсутствия у индивида личностной тревожности, но и от ситуационной тревожности, возникающей у данного человека в данной ситуации под влиянием складывающихся обстоятельств.
Воздействие сложившейся ситуации, собственные потребности, мысли и чувства человека, особенности его эмоционального реагирования влияет на определенные им когнитивные оценки возникшей ситуации. Эта оценка, в свою очередь, вызывает определенные эмоции (активизация работы автономной нервной системы и усиление состояния ситуационной тревожности вместе с ожиданиями возможной неудачи). Информация обо всем этом через нервные механизмы обратной связи передается в кору головного мозга человека, воздействуя на его мысли, потребности и чувства.
Таким образом, деятельность человека в порождающей тревожность ситуации непосредственно зависит от силы ситуационной тревожности, действенности контрмер, предпринятых для ее снижения, точности когнитивной оценки ситуации.
Понятие тревожности и особенности ее проявления в группе. Индивиды с высокими показателями тревоги, более предрасположены испытывать повышение состояния тревоги в тех ситуациях, которые несут в себе угрозу для их самооценки: особенно в ситуациях межличностных отношений, в которых оценивается их личностная адекватность.
При изучении тревожности, большое внимание уделяют не общей, а частной или специфической тревожности, которая возникает как реакция на определенные ситуации, связанные с публичным выступлением, общением, обучением плаванию, участием в конкурсах. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность.
1.1.3. Возрастные особенности проявления тревожности
В отечественной и зарубежной психологической литературе большое внимание уделяется исследование возрастных особенностей проявления состояния тревожности и их специфическим проявлениям. Это одна из актуальных проблем нашего времени, с которой в большей степени сталкиваются школьные психологи, которая связана с изучением и исследованием школьной тревожности. Работы многие авторов посвящены разработки данной проблемы: например, Филлипс разработал методику по выявлению школьной тревожности; исследования А. М. Прихожан по изучению школьной тревожности и ее проявление у детей различного возраста и половой дифференциации.
Личность ребенка находится в непрерывном развитии. На каждом возрастном этапе проявляется специфическая потребность, которая является движущей силой его развития, не удовлетворение которой ведет к внутриличностному конфликту, что означает появление тревожности.
У младших школьников превалируют социальные страхи как угроза благополучию индивида в контексте его отношения с окружающей средой. Ведущий страх в данном возрасте – это страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь это школа, среда сверстников или семья. Нарастает социальная активность, упрочнение чувства ответственности, долга, обязанности т.е формируется такое центральное психологическое образование данного возраста, как совесть Поступление в школу является серьезным испытанием для детей, которая совместно с появлением нового окружения, новых требований, умений многое делать – внимательно слушать учителя, концентрировать внимание, отвечать на вопросы преподавателя. Первоклассники часто не справляться с учебной нагрузкой, и попадают в разряд неуспевающих учеников, что приводит к появлению тревоги и нежеланию посещать школу. У них формируется чувство неуверенности в своих силах, сомнения в своих возможностях овладеть знаниями и т.д. Больше всего школьники бояться отвечать у доски, там они чувствуют свою незащищенность. Они боятся сделать ошибку, что бы ни упасть в глазах сверстников, учителя, и, прежде всего родителей. Часто страх перед школой может быть вызван конфликтам со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны.
Подростковый возраст От10 до 16 лет чрезвычайно важный период в становлении личности. Главное приобретение данного периода – формирования устойчивого представления о себе или самооценки, которая связана с чувством самоуважения, уверенностью в себе, стремление усовершенствовать свое «я». Поэтому они боятся не только психического, но и физического уродства, что иногда выражается в навязчивых мыслях о собственной уродливой фигуре, некрасивых и обращающих на себя внимания чертах лица. Позднее развитие вызывает тревожность, она фокусируется на физических проблемах подростка. Социально психологический климат в семье, также может формировать неадекватную самооценку и невозможность нормально общаться со сверстниками. Потребность быть собой требует быть принятым среди других и оборачивается страхом быть отвергнутым, изгоем. Для подростка это непереносимо. Из чего и проявляется агрессивное поведение. Задачей всех, является помочь приспособиться школьнику к новой среде, направлять их активность на формирование адекватной самооценки. Что поможет ему нормально развиваться и функционировать в данном обществе.
Тревожность как черта и как свойства проявляется на различных этапах жизненного пути.
1.1.4. Изучение истории вопроса о тревожности.
Понятие «тревожность» было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние. Врожденные влечения-инстинкты являются движущей силой поведения человека. Столкновение биологических влечений с социальными запретами и порождает неврозы и тревожность. Младенцы и дети по теории З. Фрейда-существа с неподавленными инстинктами, и у них заметно проявление тревоги.Ученик З. Фрейда А.Адлер, выдвинул положение о том что в основе невроза лежат несексуальные влечения, в частности - страх, боязнь жизни, трудностей, а также неудач в достижении определенного положения в группе людей, которого индивид не смог добиться. Чувство неполноценности и слабости становятся причиной его тревожности. Проблема тревожности стала предметом специального исследования неофрейдистов и прежде всего К. Хорни. Она ввела понятие «основная тревога», которая по ее мнению, является результатом неправильных человеческих отношений. В целом причиной тревоги может быть все, что нарушает в ребенке чувство уверенности, надежности в его взаимоотношениях с родителями. В результате тревог и беспокойства вырастает личность раздираемая конфликтами.
Г. Салливен считает, что у человека есть исходное беспокоиство, тревога, которые являются продуктом межличностных отношений. Он рассматривает тревожность, как одно из основных свойств личности, как фактор, определяющий ее развитие. В каждом возрастном периоде развития, по его мнению, возникает потребность. Так, у младенца – потребность в нежности матери, в детстве – потребность во взрослом, в отрочестве – потребность в общении со сверстниками, в юношеском возрасте – потребность в любви. Неудовлетворение этих потребностей порождает тревогу и мешает нормальному развитию.
Американские психолиги Муссер, Конжер и Каган пришли к выводу о том, что тревожность основана на реакциях страха, но страх является врожденной реакцией на определенной ситуации, связанные с сохранением целостности организма на этом основании они выделяют источники тревоги:
Тревога из-за потенциального физического вреда;
Тревога из-за потери любви;
Тревога может быть из - за вызвано чувством вины, которая обычно появляется не раньше 4-х лет. (У старших детей чувство вины характеризуется чувствами самоунижения, досады на себя, переживание себя как недостойного);
Тревога из - за неспособности овладеть средой. (Она проявляется, когда человек чувствует, что не может справиться с проблемами, которые выдвигает среда).
У каждого периода развития человека характерны свои преобладающие источники беспокойства. Психологи считают, что тревога может возникнуть и в состоянии фрустрации. Фрустрация определяется как переживание, возникающее при наличии препятствий к достижению желаемой цели или сильной потребности. Таким образом, Муссен, Конжер и Каган, с одной стороны, рассматривают тревогу, как врожденная реакция на опасность, присущую каждой личности, с другой стороны ставят степень тревожности человека в зависимости от степени интенсивности обстоятельств, вызывающих чувство тревоги, с которыми сталкивается человек, взаимодействуя с окружающей средой.
К. Роджерс, представитель гуманистического направления в психологии определяет личность как продукт развития человеческого опыта или как результат усвоения общественных форм сознания и поведения. Если у человека возникает чувство несоответствия своего поведения с социальными нормами среды, то у него формируется тревожность. Другой источник тревожности К. Роджерс видит в том, что существует ряд явления, которые лежат ниже уровня сознания, и если эти явления носят угрожающий для личности характер, то они могут быть восприняты подсознательно, еще до того, как они осознаны. Причина тревоги в столкновении двух уровней сознания личности – сознательного и бессознательного.
В отечественной литературе почти нет работ, специально посвященных изучению тревожности, однако были разработаны другие проблемы, касающиеся состояния тревожности.
В исследовании уровня притязания у подростков М.С.Неймарк обнаружила отрицательное эмоциональное состояние в виде беспокойства, страха, агрессии, которое было вызвано неудовлетворением их притязаний на успех. Такое эмоциональное неблагополучие как тревожность, наблюдалось у детей с высокой самооценкой. При неудачах дети пытаются перенести их на других людей, если это не происходит, самооценка занижается. Тревога возникает из- за трудностей.
Исследование Л.С.Славиной, посвященное изучению детей с аффективным поведением, показало, что сложные эмоциональные переживания у детей связаны с аффектом неадекватности. При изучение «трудных» детей, было выявлено, что за плохим поведением ребенка часто скрыты аффективные переживания, связанные с каким – либо неблагополучием в его взаимоотношениях с окружающими, либо в учебной деятельности. И если ученик становится неуспевающим или отвергаемым членам группы - это приводит к острым переживаниям, тревоги, которые обуславливают срывы поведения.
Исследования отечественных психологов дают основание сделать вывод о том, что в основе отрицательных форм поведения ребенка лежит какое – то эмоциональное переживание, неспокойство, тревожность, неуверенность за свое благополучие. Эти исследования можно рассматривать как теоретическую базу для понимания тревожности как явления социального, а не биологического. Все это в дальнейшем можно применить в работе по выявлению особенностей проявления школьной тревожности.
У многих людей имеется высокая тревожность, т.е выраженное эмоциональное свойство личности, предрасполагающее к частым проявлениям состояния тревоги (беспокойства) в самых различных жизненных ситуациях. В.С. Мерлин определяет тревожность как высокую эмоциональную возбудимость в угрожающей ситуации. По определению К. Изарда, тревожность понимается как комплекс отрицательных эмоций: страха, гнева и печали [29 стр.370].
Состояние тревоги возникает, когда индивид воспринимает определенный раздражитель или ситуацию как несущие в себе потенциально элементы опасности, угрозы, вреда. Состояние тревоги может изменяться во времени как функция стресса, которому подвергается индивид.
Термин «тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать это состояние. В этом случае тревожность означает черту личности. Тревожность, как черта, или личностная тревожность, не проявляется непосредственно в поведении. Но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникает состояния тревоги. Индивиды с высоким уровнем тревожности более подвержены влиянию стресса и склонны переживать состояния тревоги большей интенсивности и значительно чаще, чем индивиды с низким уровнем тревожности. [15 стр.98].
Высокая тревожность проявляется в тенденции оценивать явления, предметы, события, объективно не опасные, как угрожающие, с последующим переживанием состояния тревоги. Тревожные люди боятся трудностей и избегают их [1, стр. 86].

1.2.  Самооценка, как социально-психологический фактор, влияющий на становление личности

1.2.1. Понятие самооценки и особенности ее формирование.

    «Самосознание - осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, [14 стр.328] Каждый человек способен сформировать Я-образ - иными словами он может представить, как он выглядит в глазах других людей, включённых в данную ситуацию, и таким образом проверить, с точки зрения других участников, всё, что он собирается делать.

Самоосознание делает людей более восприимчивыми к своим собственным установкам и диспозициям. Представления о себе, субъективный образ своего Я складывается под влиянием оценочного отношения других людей при соотнесении мотивов, целей и результатов своих поступков и действий с канонами и социальными нормами поведения, принятыми в обществе.
Самооценка подразумевает познание своих качеств, свойств и возможностей. Она возможна благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми человеку приходится находиться в непосредственном контакте. Движущим мотивом самооценки является мотив самосовершенствования, здоровое чувство самолюбия и стремление к успеху.
Маслоу утверждал, что удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности в себе, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы в мире. Напротив, фрустрация этих потребностей приводит к чувству неполноценности, бессмысленности, слабости, пассивности и зависимости. Это негативное самовосприятие, в свою очередь, может вызвать существенные трудности, чувство пустоты и беспомощности в столкновении с жизненными требованиями и низкую оценку себя по сравнению с другими [27 стр.493].
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованьям личности, в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям. [5 стр. 125]
В литературе принято различать общую и частную самооценку. Частной самооценкой будет, например, оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общей, или глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе.
Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения). Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности. [3, стр. 55]
Процесс формирования глобальной самооценки противоречив и неравномерен. Это обусловлено тем, что частные оценки, на основе которых формируется глобальная самооценка, могут находится на разных уровнях устойчивости и адекватности. Кроме того, они могут по-разному взаимодействовать между собой: быть согласованными, взаимно дополнять друг друга или противоречивыми, конфликтными. В глобальной самооценке отражается сущность личности.
Итоговым измерением личности Я, формой существования глобальной самооценки является самоуважение личности. Самоуважение — устойчивая личностная черта, и поддержание его на определенном уровне составляет важную заботу личности. Самоуважение личности определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует, какие цели перед собой ставит.
Совокупность таких целей образует уровень притязаний личности. В его основе лежит такая самооценка, сохранение которой стало для личности потребностью. [14, стр. 126] Уровень притязаний – это тот практический результат, которого субъект рассчитывает достичь в работе. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации. Как фактор, определяющий удовлетворенность или неудовлетворенность деятельностью, уровень притязаний имеет большое значение для лиц, ориентированных на избежание неудач, а не на достижение успехов. Существенные изменения в самооценке появляются в том случае, когда сами успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей. [10, стр. 418]
Следовательно, функции самооценки и самоуважения психической жизни личности состоят в том, что они выступаю внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельнос­ти.
Таким образом, важнейший компонент целостного самосознания личности, каким является самооценка, выступает необходимым условием гармонических отношении человека как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие.[15, стр.76]
В процессе взросления многие ведущие мотивы поведения со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. К их числу следует отнести мотивацию достижения, или мотивацию избежания неудачи, мотив власти, мотив оказания помощи другим людям, агрессивные мотивы поведения и др. Доминирующие мотивы становятся одной из основных характеристик личности, влияющей на проявление других личностных черт. Экспериментально установлено, что у людей, ориентированных на успех, чаще преобладают реалистические, а у индивидов, ориентированных на избежание неудач, - нереалистические, (завышенные или заниженные) самооценки. Уровень самооценки в значительной степени связан с удовлетворённостью или неудовлетворённостью человека собой, своей деятельностью, возникающей в результате достижения успеха или появления неудачи. Сочетание жизненных успехов и неудач, преобладание одного над другим постоянно оказывает влияние на самооценку личности. В свою очередь, особенности самооценки личности выражаются в целях и общей направленности деятельности человека, поскольку в практической деятельности он, как правило, стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют её укреплению. Самооценка относится к наиболее устойчивым характеристикам личности. С самооценкой личности тесно связан уровень притязаний - результат, которого субъект рассчитывает достичь в ходе своей деятельности. Существенные изменения в самооценке происходят в том случае, когда сами успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей.[12, стр.528]
«Самооценка — ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей» [14 стр.344]
Самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, её взаимоотношения с другими людьми. Отражая степень удовлетворённости или неудовлетворённости собой, уровень самоуважения, самооценка создаёт основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, достижения целей определённого уровня, т.е. уровня притязаний личности. Самооценка во многом определяет самоощущение человека в мире, отношение к своим успехам и неудачам. Самооценка на всех этапах развития существенно влияет на становление личности и эффективность деятельности. Самооценка характеризуется по следующим параметрам:
1. уровню - высокая, средняя и низкая самооценка. При завышенной самооценке у человека проявляется комплекс превосходства, идеализированное представление о себе, о своей значимости. Он часто игнорирует неудачи, истолковывает свои слабые стороны, как сильные. Неуспех он связывает с внешними факторами, чужими происками и т.д. Теряется (ослабляется) обратная связь с окружающими, он становится недосягаемым для людей.
Заниженная самооценка приводит к неуверенности в себе, излишней застенчивости и нерешительности. Человек предъявляет к себе и другим завышенные требования. Цели, которые он ставит перед собой обычно ниже реальных его возможностей.[9 стр.205]
2. соотношению с реальной успешностью - адекватная и неадекватная самооценка; При любых отклонениях от адекватной самооценки, личность испытывает психологический дискомфорт, такой же дискомфорт испытывают общающиеся с этой личностью люди. Чаще всего индивид не осознаёт того факта, что его оценка не адекватна
3. особенностям строения - конфликтная и бесконфликтная самооценка.
Самооценка развитого индивида образует сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую самооценку, которая отражает уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциональные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. Самооценка может быть разного уровня осознанности.
Для развития личности эффективным является такой характер самоотношения, когда достаточно высокая общая самооценка сочетается с адекватными, дифференцированными парциальными самооценками разного уровня. Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представления о себе.

1.2.2. РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ.
Самооценка проявляется, начиная со второй половины дошкольного детства (от 3 до 7 лет) на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребёнок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения.
О моральных качествах ребёнок судит главным образом по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений. Его самооценка, поэтому практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего с оценкой близких взрослых.
Оценивая собственные практические умения, 5-летний ребёнок преувеличивает свои достижения. К 6 годам сохраняется завышенная самооценка, но в это время дети хвалят себя уже не в такой открытой форме, как раньше. Не меньше половины их суждений о своих успехах содержит какое-то обоснование. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.
В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнений и страха включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе. В тоже время более дифференцированные представления о себе могут быть более или менее верными. Адекватный образ «Я» формируется у ребёнка при гармоничном сочетании знаний, почерпнутых им из собственного опыта (что я могу сделать, как я поступил) и из общения с взрослыми и сверстниками [8 стр.225]
Представления о себе в младшем школьном возрасте (от 7 до 11 лет) формируются в процессе оценочной деятельности самого ребёнка, в процессе его общения с другими людьми. Младшие школьники различают в себе больше качеств, чем дошкольники. Происходит обогащение психологического словаря, оценки и самооценки дифференцируются. Появляется способность анализировать и объяснять своё поведение, аргументировать собственную и чужую оценку.
У младших школьников обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. Причём с каждым годом возрастает умение правильно оценивать себя, свои возможности и в тоже время снижается тенденция переоценивать себя. Всё это говорит о том, что самооценка младшего школьника динамична и в тоже время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения, влияет на формирование определённых качеств личности.
Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, бодры, находчивы, общительны, обладают чувством юмора. Они обычно с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям.
Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в каждом виде деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха. Это - оптимисты. Причём их оптимизм и уверенность в себе основываются на правильной самооценке своих возможностей и способностей,
Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников ярко проявляется в их поведении и чертах личности. Характерной особенностью таких детей является неуверенность в себе и в их планах на будущее. Они склонны «уходить в себя», выискивать в себе слабости, зацикливаясь на них. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неудачи. Очень ранимы, тревожны, застенчивы, робки.
Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им явно не по силам. Они не обязательно расхваливают себя, но зато охотно бракуют всё, что делают другие, критичны к другим. Высокомерие, снобизм, бестактность, чрезмерная самоуверенность — эти черты личности легко формируются у детей с завышенной самооценкой.[3 стр.143]
Проблема школьной успеваемости, оценки результатов учебной работы детей - центральная в младшем школьном возрасте. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжёлые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками и троечниками, хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребёнка. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях. Их самооценка развивается своеобразно. Нереализованная потребность выйти из числа отстающих, приобрести более высокий статус постепенно ослабевает. Количество отстающих в учении детей, считающих себя ещё более слабыми, чем они есть на самом деле, возрастает почти в три раза от 1-го к 4-му классу. Самооценка, завышенная в начале обучения, резко снижается.
У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности, и даже безнадёжности. Снижает остроту этих переживаний компенсаторная мотивация - направленность не на учебную деятельность, а на другие виды занятий. Утверждаясь в посильных для него видах деятельности, ребёнок приобретает неадекватно завышенную самооценку, имеющую компенсаторный характер. Но даже в тех случаях, когда дети компенсируют свою низкую успеваемость в других областях, «приглушённое» чувство неполноценности, ущербности, принятие позиции отстающего приводят к негативным последствиям..
Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости, большое значение имеют стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности и особенности общения учителя с классом.
Родители задают исходный уровень притязанийребёнка - то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех и вместе с мамой переживают четвёрку как трагедию. Их представления о будущем столь же оптимистичны. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в настоящем, ни в будущем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения. Планы их будущей взрослой жизни просты и туманны.
Таким образом, формируясь в учебной деятельности и процессе общения, самооценка младшего школьника может стать устойчивым свойством личности и оказывать влияние на возникновение других особенностей личности. Устойчивая привычная самооценка накладывает отпечаток на все стороны жизни ребёнка.
.В подростковом возрасте возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства, и отчасти близкие и взрослые. Взаимодействуя с окружающими, подросток постоянно сравнивает себя с другими и познаёт себя на основе этого сравнения. На основе оценки окружающих и формирует самооценку. Если внешняя оценка не только адекватная, но и поддерживающая, то формируется адекватная самооценка, если же подростка недооценивают или переоценивают, то у него формируется неадекватная самооценка. Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесником, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии. Самоанализ, иногда чрезмерный, переходящий в самокопание, приводит к недовольству собой. [4 стр.291] Первоначально самооценка носит неустойчивый характер, затем она становится всё более и более устойчивой. В связи с этим подросток постепенно освобождается от непосредственных влияний ситуации, становится всё более и более самостоятельным.
Характерная особенность личности старшего школьника - рост его самосознания. Уровень самосознания определяет и уровень требований старшеклассников к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными и самокритичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника. Особенно высокие требования учащиеся предъявляют к моральным, нравственным качествам одноклассников.
В самооценке старшеклассники проявляют известную осторожность. Они охотнее высказываются о своих недостатках, чем о добродетелях. И девушки и юноши отмечают у себя «вспыльчивость», «грубость», «эгоизм». Среди положительных черт наиболее часто встречаются такие самооценки: «верен в дружбе», «не подвожу друзей», «помогаю в беде», т.е. на первый план выступают те качества, которые нужны для установления контактов со сверстниками, или те, которые этому мешают.
Завышенная самооценка обнаруживается в преувеличении своих умственных сил. Это проявляется по-разному: кому легко даётся учение, считают, что и в любой умственной работе они будут на высоте положения; кто выделяется успехами по определённому предмету, готовы верить в свой специальный талант; даже слабо успевающие учащиеся обычно указывают на какие-либо другие свои достижения [10 стр.237].
К концу подросткового возраста возрастает тревожность, связанная с самооценкой. Оценивает свои особенности и возможности по сравнению с другими. Дети чаще воспринимают относительно нейтральные ситуации как содержащие угрозу их представлениям о себе и из-за этого переживают страх, сильное волнение. Повышение уровня такого рода тревожности по сравнению с 9-м классом вызвано главным образом особым положением выпускного класса, предстоящими впереди экзаменами, отбором в 10-й класс и, возможно, началом нового жизненного пути [5 стр.316].

1.2.3. Я-концепция и самооценка.

Знания, накопленные человеком о самом себе, а также глобальная самооценка, формирующаяся на основе таких знаний, позволяют сформировать многомерное образование, которое называется Я – концепцией, которая составляет ядро личности. Я - концепция — это более или менее осознанная, пе­реживаемая как неповторимая система представлений чело­века о себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми, осуществляет регуляцию своего поведе­ния и деятельности.
Первым шагом на пути формирования Я-концепции является осознание того, что человек- это отдельный от других индивидов. Понимание этого начинает формироваться в раннем детстве.
Формирование адекватной Я-концепции очень важно. У каждого человека существует шесть различных Я: реальное Я человека; собственное Я в представлении самого человека; его Я в представлении других людей; представления человека о том, что о нем думают другие; представления человека о том, каким ему хотелось бы стать, и о том каким его хотят видеть другие. Я-концепция может моделировать реальность с разной степенью адекватности и постоянно изменяется, особенно в детстве.
Составной частью Я-концепции является чувство социального статуса, то есть текущее или будущее положение в социальной системе в представлении индивида. Например, индивид из группы с низким социоэкономическим статусом, который не считает себя принадлежащим к ней, а относит себя более высокому социоэкономическому классу, формирует новую идентичность на основе своих более высоких устремлений.
Составив представления о себе, индивид должен оценить полученную картину. Как он оценивает самого себя в собственном восприятии? Способствует ли эта оценка самопринятию и самоодобрению, появлению чувства собственной ценности? Если да, то его самооценка достаточна для того, чтобы принять самого себя и жить с этим представлениями о себе. Поскольку людям необходима самооценка, то должна существовать связь между Я-концепцией и идеальным Я.
В начале периода полового созревания большинство людей начинают проводить тщательную оценку самих себя, сравнивая свои внешние данные, физическое развитие, двигательные навыки, интеллектуальные способности и социальные умения с аналогичными качествами своих сверстников и идеальных героев. Эта критическая самооценка обычно сопровождается периодом застенчивости, когда индивид чрезвычайно уязвим, и легко смущается. Поэтому они очень озабочены тем, чтобы как-то примирить воспринимаемое собственное Я с идеальным Я. Уже к старшему подростковому возрасту им, как правило, удается разобраться в себе, определить, что они могут делать с максимальной эффективностью, и соединить свои цели с идеальным Я.
Карл Роджерс был одним из самых выдающихся современных ученых в области теоретических и экспериментальных исследований структуры идеального Я. Он видел конечную цель развития в достижения областей явлений и жизненного опыта концептуальной структуре Я. Достижение такого соответствия приводит к освобождению от внутренних конфликтов и тревоги. Представления о себя.
Я в собственном восприятии и идеальное Я начинают сливаться, поэтому индивид может бесконфликтно принять самого себя. Его самовосприятие и отношения с другими людьми приводит к принятию самого себя и самоуважению. Если между образом Я во взаимоотношениях с другими и Я в собственном восприятии индивида или идеальным Я возникает расхождение, то это приводит к психологическим проблемам.
Психическое здоровье.
У индивидов со слабой идентичностью или с недостаточным развитием самооценки могут наблюдаться симптомы эмоциональных расстройств, что часто находит выражение в психосоматических заболеваниях. Низкая самооценка проявляется в расстройствами аппетита, такими как анорексия и булимия. Она также является фактором, способствующим возникновению депрессии и тревожности.
Иногда люди со слабой идентичностью и с низкой самооценкой могут создать обманчивый образ, некую видимость и показывать миру именно ее. Срабатывает компенсационный механизм, задача которого — помочь индивиду преодолеть чувство собственной малозначимости, убедив других в своей важности: «Я играю роль, чтобы произвести впечатление на людей». Но притворство ведет к напряжению. Изображать уверенного в себе, дружелюбного и веселого человека, испытывая при этом противоположные чувства, — это значит постоянно бороться с собой. Человек испытывает сильное напряжение из-за того, что боится сделать неверный шаг и сбросить защитную маску.
Еще одна причина повышенной тревожности заключается в том, что у индивидов с низкой самооценкой идентичность бывает неустойчивой и часто меняется. Люди с низкой самооценкой застенчивы и чрезмерно уязвимы для критики или проявлении неприятия, что служит для них доказательством их неадекватности, некомпетентности и непригодности. Когда над ними смеются, в чем-либо обвиняют или когда у других людей складывается о них плохое мнение, они глубоко страдают. Чем более они уязвимы, тем выше уровень их тревожности. Такие люди говорят: «Критика страшно меня обижает», «Я не могу вынести, когда надо мной смеются или обвиняют меня, если что-то не так». В результате они стесняются и ощущают неловкость в обществе, и всеми силами стараются не оконфузиться.
Физические недостатки. Известно, что людям, имеющие физические недостатки или негативный телесный образ Я, труднее сформировать положительную Я-концепцию и самооценку, чем людям со средними внешними и физическими данными. Несомненно, что степень физической привлекательности и принятие индивидом своего телесного Я являются факторами, влияющими на формирование общей Я-концепции. Слабое чувство собственной ценности может в значительной степени препятствовать реализации внутреннего потенциала индивида.
Навыки межличностных отношений и социальная адаптация.
Окружающие часто отвергают людей с низкой самооценкой. Принятие других людей и принятие индивида другими людьми, особенно близкими друзьями, связано с уровнем самооценки; самый высокий уровень принятия отмечается в группах с умеренной самооценкой, а самый низкий — в группах с низкой самооценкой. Между принятием себя, принятием других и другими существует сильная положительная корреляция. Следовательно, самоприятие и социальная адаптация тесно взаимосвязаны. Одним из признаков нарушений, возможных в юношеском возрасте, является неспособность дружить или знакомиться с новыми людьми.
Плохая социальная адаптация, которая связана с негативной Я-концепцией и низкой самооценкой, может проявляться по-разному. Люди с низкой самооценкой имеют тенденцию к полной незаметности в обществе. Их не «видят» и не выбирают в лидеры, они редко участвуют в общественной деятельности. Они не умеют постоять за себя и не высказывают своего мнения по волнующим их вопросам. У таких людей чаще обычного развиваются чувства изоляции и одиночества. Застенчивые люди в обществе часто испытывают неловкость и напряжение, что затрудняет их общение с окружающими. Поскольку эти люди хотят нравиться другим, на них легче оказывать влияние и управлять ими; они обычно позволяют другим принимать за них решения, так как им не хватает уверенности в себе.
Успехи в учёбе.
Школьное обучение формирует у ребенка не только знания, умения, и навыки, но и глубокие личностные образования, с которыми связано развитие его когнитивных способностей, к числу которых относится и самооценка.
Я-концепция заложенная в дошкольном возрасте, оказывает, непосредственное влияние, на успешность обучения ребенка в школе. С другой стороны, сам учебный процесс воздействует на школьника, играя тем самым заметную роль в формировании личности в целом в том числе и на эмоциональную сферу и самооценку в частности.
Существует определённая зависимость между Я-концепцией и достижениями в учебе. Хорошие ученики чаще испытывают чувство собственной значимости и несколько лучше относятся к самим себе. Однако эта связь является двусторонней. Учащиеся с высокой самооценкой имеют более высокую успеваемость, а те, кто хорошо учится, имеют более высокую самооценку. Обычно, чем выше средний балл учащегося, тем более вероятно, что этот ученик имеет высокий уровень самопринятие. Одной из причин этой взаимозависимости является то, что у уверенных в себе учащихся существует мотивация подтвердить то, что они о себе думают, и они обладают смелостью, чтобы попытаться это сделать. Ученики с негативными установками по отношению к себе ограничивают свои достижения. Они считают, что «никак не могут этого сделать», или_ они «недостаточно способны».
Так, дети с отрицательной самооценкой, склонны чуть ли не в каждом деле, видеть непреодолимые, препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с напряжением. Таким образом, негативная оценка своих учебных способностей ребенком повышает вероятность формирования у него общей негативной самооценки. У мальчиков взаимозависимость между достижениями и образом Я более выражена по сравнению с девочками, и с возрастом эта корреляция у мальчиков усиливается, а у девочек ослабевает. Это открытие согласуется с гипотезой о том, что на мальчиков, по мере их взросления, усиливается общественное давление, связанное с достижениями. В то же самое время возрастает давление сверстников на девочек, которые должны установить социальные связи; поэтому они сосредоточиваются скорее на установлении отношений в обществе, а не на достижении успехов в учебе. При переходе из начальной школы в среднюю, девочки становятся менее прилежными, школа начинает им нравиться меньше, а отношение к школе мальчиков не изменяется. Изменение отношения к школе сказывается на успехах в учебе.
Связь между негативной Я-концепцией и школьными достижениями появляется уже в раннем возрасте. Неблагоприятное отношение к себе может выработаться еще до того, как ребенок начнет учиться в первом классе. Такие дети приступают к учебе с убеждением, что у них ничего не получится, и в результате действительно не добиваются успеха.
Мальчики с заниженной самооценкой реже формируют положительную Я-концепцию на основе высоких достижений в учебе из-за отношения своей группы к хорошим оценкам. Следовательно, чтобы понять, как успехи в учебе влияют на социальный образ Я, нужно рассматривать индивида в контексте группы сверстников, то есть учитывать, как их отношение к достижениям в учебе повлияет на социальный образ Я индивида. Влияние ровесников может как способствовать, так и мешать успехам в учебе, в зависимости от ценностей, доминирующих в данной группе. Учащиеся, которые придают большую ценность учебе, положительно влияют друг на друга в этом плане. На учебную Я-концепцию учащихся также может оказывать большое влияние отношение значимых других — матерей, отцов, дедушек и бабушек, старших братьев и сестер, близких друзей, учителей. Таким образом, Я-концепция, как основная составляющая характеристика подросткового возраста, имеет свои особенности. Воздействие на них неопределенных факторов (отрицательных), приводит к формированию неадекватной Я-концепции.

1.3. Анализ научных подходов к изучению социального статуса

1.3.1. Понятие социального статуса в структуре межличностных отношений.

Социальный статус является одним из самых существенных параметров положения личности в группе сверстников. Наличие в группе лиц, занимающих различные положения, неизбежно ставит вопрос о детерминации данных различий, который является важнейшей междисциплинарной проблемой, находящейся на стыке возрастной, социальной и педагогической психологии, психологии личности и педагогики. Прежде чем рассмотреть вопрос статусной структуры неизбежно сталкиваемся с понятием «взаимоотношение в группе». Под взаимоотношениями понимают личностно значимое эмоциональное образное и интеллектуальное отражение людьми друг друга, которое представляет собой их внутреннее состояние и допускает взаимность. Отсюда следует, межличностное взаимоотношение – это специфический вид отношения человека к человеку. Предметом изучения психологии развития межличностных отношений являются, его более общие аспекты: возникновение самого феномена межличностных отношений и общения на определенном этапе индивидуальной истории человека; развитие содержательных и динамических компонентов этих явлений; развитие средств реализации межличностных отношений; развитиеосознания и переживания человеком своих взаимоотношений с окружающими; возникновение и развитие подсистем взаимоотношения. При анализе взаимоотношений выделяют подсистемы, в которых образуются статусные структуры. В каждой из подсистем взаимоотношений существует своя статусно - ролевая структура, в которой закреплены формальные и неформальные члены группы. Интегральным понятием для характеристики места личности в системе внутригрупповых социально-психологических координат является понятие “позиция”, в котором слиты воедино объективные факторы положения личности и субъективное отражение, рефлексия, интеллектуально-эмоциональный отклик личности, который выражается в осознании и переживании этого своего положения.

Л. И. Божович в своих исследованиях выявил такое понятие, которое непосредственно связано с социальным статусом – «внутренняя позиция». Она складывается из того, как ребенок на основе своего предшествующего опыта, своих возможностей, своих ранее возникших потребностей и стремлений относиться к тому объективному положению, какое он занимает в жизни в настоящее время и какое положение он хочет занимать. Именно эта внутренняя позиция обуславливает определенную структуру его отношения к действительности, к окружающим и самому себе[7 cтр. 188].
Таким образом, в понятие позиции включается и объективное положение человека, и его отношение к социальному положению, его притязания в данной области. С этой точки зрения положение человека в группе сверстников входит в структуру его позиции. Положение в группе интегрирует роли и статусы личности во всех подструктурах группы. Социометрический статус-это один из основных факторов положения личности в подсистеме личных отношений, который характеризуется уровнем эмоционального предпочтения данного индивида по сравнению с остальными членами группы.
Социометрический статус близок к личному статусу, представляющему собой, по определению И Шибутани, “положение, которое человек занимает в первичной группе в зависимости от того, как он оценивается в качестве человеческого существа. Личный статус, как и положение человека в обществе, есть социальный процесс, и он может быть определен только в связи с взаимоотношениями, которые устанавливаются между людьми в первичных группах” [28 стр. 342].
В теоретических и прикладных исследованиях социометрический статус личности трактуется как глобальный показатель ее положения в группе. Одним из самых популярных методов исследования по измерению и изучению данной проблемы, наиболее использованной советскими и зарубежными специалистами, является социометрия. Социометрическое измерение характеризует субординацию позиций индивида в системе внутригрупповых межличностных предпочтений и представляется в классическом социометрическом варианте структуры группы.
В социометрическом опросе личность оценивается как желательный партнер по деятельности. При анализе социометрического критерия, при сильном и неопределенном критерии выбора выявляется обобщенное эмоционально- оценочное отношение выбирающего к выбираемому. Следовательно, социометрический статус измеряется числом полученных выборов. Чем больше сверстников выбирают данного индивида, тем выше его социометрический статус. Соотношение числа членов группы, получивших разное число выборов, квалифицируется как статусная структура личных взаимоотношений.
В зарубежной социометрии выработана специальная терминологическая система, описывающая уровни статуса. В соответствии с количеством полученных выборов испытуемых относятся к категории “звезд”, “изолированных”, “пренебрегаемых” и “отверженных”.
В отечественной социометрической литературе применяется модифицированная терминология, которая еще не может считаться окончательно установившейся. Приведенная терминология вызывала внутренний протест в связи с тем, “что здесь уже в самих названиях заключен как бы готовый психологический приговор лицам, относящимся к разным категориям. Для этого надо еще специально изучать этих людей и реальные взаимоотношения их с другими членами группы, чтобы сделать окончательный вывод”[7 cтр.190]. В настоящее время применяется терминология выработанная Я. Л. Коломинским совместно с Х. Й. Лийметсом и И. П. Волковым. Термином “звезда” обозначают индивидов, которые получают наибольшее число выборов. Если количество выборов, полученное членом группы, находится ниже среднего уровня, его относят к категории “пренебрегаемых”. К изолированным относят тех испытуемых, которые в эксперименте не получили ни одного выбора. “Отверженными” считается испытуемый, который в эксперименте, где используется отрицательные критерии, получает отрицательные выборы. Необходимо учитывать, что социометрический статус является элементом подструктуры личных взаимоотношений, и его уровни описывают положение члена группы именно в этой подсистеме [7 стр. 191].
Личность может иметь иное положение в других групповых подструктурах. В связи с этим нельзя, к примеру, отождествлять понятие лидер и понятие звезда. Лидерство относится к подсистеме общения, а не личных взаимоотношений. “ Звезда”, т.е. наиболее эмоционально-притягательный член группы, не обязательно выступает в качестве доминирующего в процессе общения. Точно так же лидер не обязательно является социометрической “звездой”. “Звезда” чаще всего исполняет другую социальную роль- “любимец класса”.
При социометрическом выборе группа предъявляет разные требования к качествам личности тех и других. В тоже время не исключено, что лидер может одновременно быть и социометрической “звездой”. В связи с тем, что социометрический статус является элементом подструктуры личных взаимоотношений, а не общения, следует учитывать и при анализе других социометрических категорий. Так, статус “изолированный” совсем не означает, что данный член группы реально не общается со сверстниками. Он означает лишь то, что в ситуации выбора ни у кого из товарищей по группе по отношению к нему не обнаружено симпатий. При изучении возможных различий статусов в различных подструктурах, учитываются глубокие и неразрывные взаимосвязи этих подструктур, а следовательно, и статусов. Член группы с высоким социометрическим статусом и в процессе общения находится чаще всего в более благоприятном положении, чем тот, у кого статус низок. Так же при социометрическом исследовании определяется уровень благополучия взаимоотношении в группе.
1.3.2. Взаимосвязь социального статуса с качествами личности и особенностями поведения подростков.
Многочисленные социометрические исследования показали, что наиболее характерной особенностью статусной структуры личных взаимоотношений является неравномерность количественного состава статусных категорий. Неравномерность численности членов группы с разным статусом, связана с неравномерностью распределения социометрических выборов внутри группы.
Дж. Морено в своих исследованиях обратил внимание, что небольшое число испытуемых получало преобладающее количество выборов, в то время как остальные члены группы получали минимальное число выборов, или не получали их вовсе. Дж. Морено утверждает, что неравномерное распределение членов группы аналогична неравномерности распределения богатств в обществе [17 стр. 263].
Н. Гронланд, обобщая многочисленные данные, дает характеристику статусного распределения: наименьшее число членов группы находиться в крайних статусных категориях (“звезды” и “изолированные”); численность членов группы со статусом ниже среднего почти в два раза превышает численность членов группы с высокими статусами. Изолированные имеются во всех возрастных группах [7 стр. 195].
В подростковом возрасте меняется структура мотивировок. Большую роль начинают играть нравственно - психологические черты личности товарища. Учитываются такие понятия - “волевой”, “честный”, “смелый”, “скромный”, “простой”, “трудолюбивый”, “веселый”. В качестве мотива выбора партнера появляется идея высказывания, свидетельствующая об осознании потребности внутреннего общения, сопереживания (“вместе мечтать”, “вместе строить разные планы в жизни”). Различия в наборах качества повышают и понижают положение индивида в группе. А. Б. Широкова отмечает, для того, чтобы завоевать благоприятное положение среди сверстников, ребенку необходимо обладать многими положительными чертами и наоборот[7 cтр. 297].
По данным В. Г. Хроменка, среди черт личности подростка, выступающего как объект симпатии, выделяются, в первую очередь, эмоциональные качества (чуткость, отзывчивость, скромность и простота и т.д.) (63%); во вторую очередь, выделяют волевые качества личности (23%), в третью, интеллектуальные (14%) [7 cтр. 281]. По данным многочисленных исследований межличностных отношений можно сделать вывод о том, что подростки с личной направленностью чаще оказываются в неудовлетворенном положении в группе, чем подростки с другими видами направленности.
Несмотря на то, что в подростковом возрасте меняется система мотивировок, в большинстве исследований подростковых групп, было выявлено, что на выбор одного из партнеров оказывают влияния его внешние данные. Эмоциональное переживание и неудовлетворенность подростка своей внешности, что передается коллективу. И влияет на рейтинг данного члена группы. Оценка личности по мотивам в подростковом возрасте осуществляется лишь в том случае, если группа характеризуется более высоким уровнем развития коллектива.

1.4. Выводы

Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. Уровень тревожности показывает внутреннее отношение ребенка к определенному типу ситуаций и дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми
Личность с повышенным уровнем тревожности, а именно с личностной тревожностью склонна воспринимать угрозу своей самооценке. Как правило, у нее формируется неадекватная заниженная самооценка (см. выше). Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе в таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Очевидно, что дети, имеющие такую самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости.
Как известно, что в большинстве случаев, дети, испытывающие тревожное расстройство, становятся либо агрессивными, конфликтными, драчливыми, либо более замкнутыми, апатичными, что в свою очередь влияет на их взаимоотношения со сверстниками, т.е на социальный статус. На низкий социальный статус влияют некоторые трудности психологического характера: негативный образ «Я», чувство социальной отверженности и чувство зависимости.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.