Страница 3 из 4
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ И СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ПОДРОСТКОВ В ГРУППЕ. Диагностировались учащиеся 5-6 классов в возрасте от 12 до 15 лет. Общее число испытуемых составило 100 человек; из них: 42 человека – мальчики; и 58 человек - девочки.
2.1. Этапы проведения экспериментального исследования Экспериментальное исследование проводилось в два этапа:
- подготовительный;
- констатирующий.
Подготовительный этап включал:
- анализ психологической литературы по данной проблеме;
- разработка плана работы проведения диагностического исследования;
- подбор диагностические методики;
- выбор эмпирической базы исследования.
На констатирующем этапе:
- выявлен уровень личностной тревожности по методике Ч.Д. Спилбергера, определение самооценки личности и социального статуса с помощью социометрической методики.
- проанализированы полученные результаты;
- проверена поставленная гипотеза;
- сделаны выводы и сформулированы рекомендации для работы с подростками высоким уровнем тревожности и заниженной самооценкой для формирования положительного социального статуса.
В качестве методик исследования использовались:
Шкала самооценки личностной тревожности (Ч. Д. Спилбергера). Данная методика, предложенная Ч. Спилбергером, на русском языке и была адаптирована Ю.Л. Ханиным. Она позволяет, дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство (уровень личностной тревожности), и как состояние (уровень ситуативной тревожности).
Бланк шкал самооценки Спилбергера включает в себя инструкции и 40 вопросов – суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня личностной тревожности (ЛТ) и 20 – для оценки уровня ситуативной тревожности (СТ). На каждый вопрос даются четыре варианта ответа по степени интенсивности. Обработка результатов: подсчитывается сумма баллов по всем ответам соотнесенные с ключом. При интерпретации показателей применяются следующие ориентировочные оценки тревожности: Низкая………..до 30 баллов Умеренная……31-44 балла Высокая……….45 и более баллов
Методика исследования межличностных отношений в группе детей подросткового возраста.
Cоциометрический эксперимент: позволяет определить межличностных отношений в группе, что позволило выявить неформальных лидеров группы, распределение статусов, эмоциональную сплоченность группы, предпочтение в общении.
Обработка результатов социометрического изучения детской группы осуществляем следующим образом: в заготовленной социометрической таблице (матрице) мы фиксируем выборы детей. Потом осуществляем подсчет выборов, полученных каждым ребенком и находим взаимные выборы, которые подсчитываем и записываем.
Для определения социального статуса ребенка нами использованы следующие показатели:
а) социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений.
Статус ребенка определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:
1 – «звезды» : 5 и более выборов,
2 – «предпочитаемые» - 3-4 выбора,
3 – «принятые» - 1-2 выбора,
4 – «не принятые» - 0 выборов.
Методика определения самооценки личности.
Участникам исследования предлагался список личностных качеств, из которых необходимо выбрать 20 наиболее знакомых. Далее нужно расположить выбранные качества в столбик так, чтобы на первом месте находилось качество наименее желаемое в людях. За ним ставится качество, которое нравится меньше всего из оставшихся 19 и т. д. Таким образом, на последнем месте будет стоять наиболее привлекательное качество. Далее, с исходным списком необходимо проделать другую работу. На первое место поставить то качество, из 20, которое наименее выражено у вас. На второе место, наименее выраженное из оставшихся 19 и т. д. Тогда на последнем месте, будет стоять качество наиболее выраженное у вас. Результат сравнивается с оценочной шкалой: От 0 до 0,3 – заниженная самооценка; От 0,31 до 0,7 – адекватная; От 0,71 до 1 – завышенная.
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования взаимосвязи тревожности и самооценки с социальным статусом подростков. Таблица 2.2.1. Гендерные различия экспериментального исследования уровня личностной тревожности
Тревожность |
низкая
|
|
умеренная
|
|
высокая
|
|
Всего
|
|
чел
|
%
|
чел
|
%
|
чел
|
%
|
|
Девочки
|
35
|
60.3
|
10
|
17.2
|
13
|
22.4
|
58
|
Мальчики
|
10
|
23.8
|
15
|
35.7
|
17
|
40.5
|
42
|
Всего
|
45
|
45
|
25
|
25
|
30
|
30
|
100
|
По результатам исследования уровня тревожности, представленые в таблице 2.1 , можем сделать вывод, что во всей выборке доминирует низкий уровень тревожности у 45% испытуемых. За счет преобладание низкого уровня тревожности у 35 девочек (60.3%) В тоже время данное исследование свидетельствует об обратной зависимости у мальчиков – у них отличается высокий уровень тревожности – 40.5% (17 чел) и в меньшей степени выражен умеренный уровень – 35.7% (15 чел). У девочек разница в показателях между уровнем умеренной и высокой тревожности незначительная – 17.2% (10 чел) и 22.4% (13 чел) соответственно. Таким образом мы можем говорить, что на фоне низкого уровня личностной тревожности у девочек в нашей выборке мальчики характеризуются высоким и средним уровнем тревожности.
Таблица 2.2.2. Гендерные различия экспериментального исследования самооценки подростков
Самооценка
|
занижена
|
|
адекватная
|
|
завышена
|
|
Всего
|
|
чел
|
%
|
чел
|
%
|
чел
|
%
|
|
Девочки
|
17
|
29.3
|
19
|
32.8
|
22
|
37.9
|
58
|
Мальчики
|
12
|
28.6
|
10
|
23.8
|
20
|
47.6
|
42
|
Всего чел
|
|
29
|
|
29
|
|
42
|
100
|
В результате обработки методики по определению самооценки личности получены следующие результаты, которые приведены в таблице 2.2. Наибольшее количество испытуемых(42%) неадекватно завышенную самооценку из них (37.9%)-девочки и(47.6%) –мальчики. У (29%) испытуемых адекватная самооценка, из них (32.8%) –девочки и (23.8%) – мальчики. У оставшихся (29%) респондентов отмечается заниженная самооценка, из них (29.3%) –девочки и (28.6%) –мальчики. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в нашей выборке доминирует завышенная самооценка, а показатели заниженной и адекватной самооценки распределены равномерно, хотя у девочек эти характеристики наиболее выражены, чем у мальчиков.
Таблица 2.2.3. Взаимосвязь уровня тревожности и самооценки подростка
Самооценка |
Уровень тревожности
|
занижена
|
|
адекватна
|
|
завышена
|
|
Всего
|
|
%
|
|
%
|
|
%
|
|
низкий
|
8
|
17.7
|
17
|
35.6
|
21
|
46.7
|
45
|
умеренный
|
7
|
28
|
7
|
28
|
11
|
44
|
25
|
высокий
|
14
|
46.3
|
6
|
20
|
10
|
33.3
|
30
|
Всего
|
29
|
29
|
29
|
29
|
42
|
42
|
100
|
По результатам исследования взаимосвязи уровня личностной тревожности и самооценки, приведенные в таблице 2.3 можно сказать, что в нашей выборке у подростков обоего пола при завышенной самооценке наблюдается низкий (46.7%) и умеренный уровень личностной тревожности, которая отличается у (35.6%) опрошенных. При заниженной самооценке (29% опрошенных) наблюдается преобладание высокого уровня личностной тревожности по всей выборке – 46.3%, а между показателями низкого и умеренного уровня личностной тревожности при заниженной самооценке значимых различий не обнаружено. У подростков с адекватной самооценкой преобладает низкий уровень личностной тревожности. Хотя наблюдается определенная тенденция, что при высоком уровне тревожности преобладает заниженная самооценка, а при умеренном и низком уровне личностной тревожности – завышенная самооценка. Однако статистический анализ не подтверждает значимости данных различий, что может говорить о том, что личностная тревожность и самооценка выступают двумя независимыми друг от друга факторами.
Таблица 2.2.4. Данные соотношения уровня тревожности с социальным статусом подростков
Категория социального статуса |
Уровень тревожности
|
высокий
|
средний
|
низкий
|
Всего чел
|
чел
|
%
|
чел
|
%
|
чел
|
%
|
|
I
|
7
|
33.3
|
5
|
23.8
|
9
|
42.8
|
21
|
II
|
5
|
14.7
|
8
|
23.5
|
21
|
61.8
|
34
|
III
|
8
|
27.3
|
10
|
34.4
|
11
|
37.9
|
29
|
IV
|
10
|
62.5
|
2
|
12.5
|
4
|
25
|
16
|
Всего чел
|
30
|
|
25
|
|
45
|
|
100
|
На основе полученных данных соотношений социального статуса подростков с уровнем личностной тревожности, представленные в таблице 2 .2.4, можно сказать, что в нашей выборке, доминируют предпочитаемые (34%) и принимаемые (29%) члены группы, но при этом отличается и большое количество «звезд» (21%) и отвергаемых членов группы (16%), что может свидетельствовать об динамических изменениях межличностных отношений. При этом необходимо отметить, что у подростков «звезд», «предпочитаемых» и «принимаемых» - выявлен низкий уровень личностной тревожности, а у «отвергаемых» - высокий уровень тревожности. Таким образом наблюдается взаимосвязь между уровнем тревожности и социальным статусом: чем более низким социальным статусом обладает подросток, тем более низкой у него будет самооценка. Эта закономерность подтверждается статистическим анализом 5% уровне значимости. Наличие взаимосвязи между уровнем тревожности и социальным статусом можно объяснить двояким образом. С одной стороны, высокая личностная тревожность может максимально проявляться в ситуациях взаимодействия со сверстниками как в школьной деятельности, так и в межличностных отношениях, что может приводить к трудностям в установлении контактов, и тем самым к снижению социального статуса. С другой стороны, невысокий статус и связанные с ним трудности в общении могут способствовать повышению личностной тревожности.
Таблица 2.2.5 Данные соотношения уровня самооценки и социального статуса подростков
Категория социального статуса |
Уровень самооценки
|
высокий
|
адекватный
|
низкий
|
Всего чел
|
чел
|
%
|
чел
|
%
|
чел
|
%
|
|
I
|
11
|
52.5
|
6
|
28.5
|
4
|
19
|
21
|
II
|
16
|
57.1
|
11
|
52.4
|
7
|
20.5
|
34
|
III
|
13
|
54.9
|
9
|
31
|
7
|
24.1
|
29
|
IV
|
2
|
12.5
|
3
|
18.7
|
11
|
68.8
|
16
|
Всего чел
|
42
|
|
29
|
|
29
|
|
100
|
Анализ приведенных в таблице 2.2.5 данных позволяет сделать вывод, что среди опрошенных выбранных как предпочитаемые и принимаемыми, в первую очередь преобладают подростки с высокой самооценкой (57.1% и 54.9% соответственно), а во вторую очередь, - с низкой самооценкой (20.5% и 24.1% соответственно). При этом различия в показателях между высокой (57.1%) и низкой (20.5%) самооценкой у предпочитаемых подростков, более выражены, чем у принимаемых (54.9%) и (24.1%) соответственно. Анализ полученных результатов для подростков с социальным статусом «звезд» показывает, что среди них доминируют те, у кого выявлен высокий уровень самооценки. В группе отвергаемых подростков выявлен показатель заниженной самооценкой. На основании этого можно сделать вывод, что у подростков с заниженной самооценкой складывается неблагоприятный статус в группе, что говорит о взаимосвязи самооценки и социального статуса, и это подтверждается статистическим анализом на 5% уровне значимости. Связь этих факторов также может быть взаимной: низкая самооценка может приводить к неуверенности в социальных контактах, трудностям в совместной деятельности, тем самым снижая статус подростка в группе. С другой стороны, сам по себе статус отверженного способствует формированию сниженной самооценки, так как именно внешние оценки выступают той основой, на которой закладывается фундамент самооценки. Таким образом, поставленные экспериментальные гипотезы исследования, в общем, подтвердились, т. е взаимосвязь существует между уровнем личностной тревожности и социальным статусом, а также между уровнем самооценки и социальным статусом у подростков на 95% уровне доверительности.
Выводы Анализ и интерпретация полученных в ходе экспериментального исследования данных позволил сделать следующие выводы: 1. в нашей выборке отмечается преобладание уровня личностной тревожности – 45% 2. гендерные различия по показателям личностной тревожности показали, что у девочек в нашей выборке доминируют низкие показатели эмоциональной нестабильности – 60,3%, а у мальчиков, наоборот, высокие – 40,5% и умеренные – 35,7% 3. исследование самооценки свидетельствуют об преобладании завышенных представлений о себе – 42% опрошенных, что свидетельствует о недостаточной сформированности Я – концепции в этом возрасте. 4. рассмотрение гендерных особенностей при исследовании самооценки показали, что завышенная самооценка характерна для представителей обоих полов в нашей выборке, но при этом у мальчиков отмечена более выраженная тенденция к завышенным представлениям о себе. 5. в исследовании было выявлено, что у подростков с высоким уровнем личностной тревожности, преобладает заниженная самооценка (46,7%), а при умеренном и низким уровнях тревожности – завышенная самооценка (44% и 45,7% соответственно). 6. исследование межличностных отношений показали, что в данной выборке преобладают подростки с социальным статусом предпочитаемых – 34,0% и принимаемых – 29,0% 7. наличие в данной социальной группе большого количество “звезд” (21%) и отвергаемых (16%) свидетельствует о нестабильности группы и стихийности протекающих в них социальных процессов 8. при этом среди «звезд» доминируют низкотревожные (42,8%), а среди отвергаемых – высоко тревожные (62,5%) 9. среди подростков с социальным статусом «предпочитаемых» и «принимаемых» доминируют низкотревожные (61,8% и 37,9% соответственно). 10. анализ результатов взаимосвязи самооценки с социальным статусом показал, что в нашей выборке преобладает в категории «звезд» и «принимаемых» высокий уровень самооценки (52,5% и 57,1%), а у детей относящихся к категории «не принимаемых» преобладает заниженная самооценка (68,8%) 11. можно сделать общее заключение о том, что поставленная экспериментальная гипотеза исследования, в общем, подтвердилась, т. е взаимосвязь существует между уровнем личностной тревожности и самооценкой с социальным статусом подростков на 95% уровне доверительности. Статистической взаимосвязи между уровнем тревожности и самооценки выявлено не было.
Рекомендации На основе полученных результатов мы можем предложить следующие рекомендации по работе с тревожными детьми и имеющими низкую самооценку, для нормального функционирования в конкретной группе сверстников.
- Чтобы существенно снизить тревожность ребенка, можно порекомендовать педагогам и родителям создать условия для достижения ребенком реальных положительных результатов действие (игра, помощь на дому и хобби). Необходимо избегать резко критических замечаний касающихся личностных особенностей ребенка. Желательно установить положительное эмоционально насыщенное отношение с ребенком, оказывая ему моральную поддержку в сложных для него ситуаций.
- Больше обращать внимание на обстановку, которая складывается дома и в школе. Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослыми тоже могут способствовать снижению общей тревожности ребенка.
- Необходимо изучить систему личных отношений детей в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, с целью создания для благоприятного эмоционального климата в группе подростков.
- Особое внимание следует уделить детям , отвергаемым группой. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. При этом педагог не должен проявлять по отношению к таким детям личных негативных эмоций.
Заключение В ходе проведённого теоретического и эмпирического исследования были решены поставленные в данной работе, задачи. 1. Анализ психологической литературы показал, что среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется изучению проблемы определения тревожности (З.Фрейд, Ч.Д.Спилбергер, Ю.Л.Ханин, А.М.Прихожан, В.М.Астапов, Р.Лазарус), формирования детской тревожности (Е.Ю.Брель, А.И.Захаров), места эмоций в структуре личности (К.Э.Изард и др.). В настоящее время существуют исследования (В.М.Астапов), показывающие, что тревога, сформированная у ребёнка 7-месячного возраста, при неблагоприятном стечении обстоятельств в старшем дошкольном возрасте трансформируется в личностную тревожность – как устойчивая характеристика личности. 2. В процессе проведенного исследования влияния личностной тревожности и самооценки на статусное положение детей в группе можно сказать, что выдвинутая нами в ходе исследования гипотеза, подтвердилась, так как, чем выше уровень тревожности, тем больший процент детей имеет неблагоприятный статус в группе, особенно это характерно для детей с высоким уровнем тревожности, или чем ниже уровень самооценки, тем ярче проявляется личностная тревожность и неблагоприятный статус в группе. 2. На основании полученных результатов и их анализа, можно сделать вывод о том, что поставленная экспериментальная гипотеза исследования, в общем, подтвердилась, т. е. существует взаимосвязь между уровнем тревожности, самооценкой, и социальным статусом на 5% уровне значимости.. 3. На основе проведенного исследования были сделаны выводы, на основании которых нами сформулированы рекомендации для работы психологов и педагогов с подростками с различным уровнем развития факторов тревожности, эти рекомендации позволяют повысить эффективность взаимодействия педагогов и учащихся, в групповом взаимодействии, что обеспечит повышение успеваемости школьников и созданию благоприятного климата в коллективе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Астапов В. М. Тревожность у детей – М, 2001 – 160с 2. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр – СПб: Союз, 1997. -224с. 3. Захарова А.В. Психология формирования самооценки – Мн 1993 – 99с. 4. Изард К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я.Гозмана, 5 М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е.Ольшанниковой.- М.:Изд-во МГУ, 1980г. 5. Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: Минск, ’Унiверсiтэцкае’, 1997г. 6. Я. Л. Коломинский Психология взаимоотношения в малых группах, Мн.2000 – 432с 7. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М., 1998. – 488с 8. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. -М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995г. -576с. 9. Наш проблемный подросток. – Е.В. Алексеева, О.Е. Байтингер, О.Б.Долгинова. – СПб.,1999. – 144с. 10. Петровский А.В. Педагогич. энциклопедия: В 2 т. – М., 1993-1999. т.2. – 745с. 11. Прихожан А. М Тревожность у детей и подростков – М.:2000 – 348с. 12. Психология. Словарь/ Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М., 1990. – 535с. 13. Психология личности в трудах отечественных психологов/Сост. и общ. ред. Л.В.Куликова. – СПб.:, 2001. – 480 с. 14. Психологический словарь/ под ред В. П. Зинченко - М.:1999 – 440с 15. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.- 624с. 16. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология – Спб1999 – 416с. 17. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти – Спб, 2000 –856с. 18. Рождественская Н.А. Как понять подростка. – М., 1998. – 86с. 19. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное посоие. -М. : ВЛАДОС, 1996г. -529с. 20. М. Роло Проблема тревоги – м.2001 – 567с. 21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000. – 712 с. 22. Сапогова Е. Е. Психологоя развития человека – Мн,2001 – 460с 23. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб., 2000. – 350 с. 24. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю.Головин. – Мн., 2003. – 976 с. 25. Тревога и тревожность / Сост. и общ. ред. В.М.Астапова. – СПб., 2001.-256с. 26. Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л.М.Семенюк. – М., 1998. – 347с. 27. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности – Спб,2000 – 608с. 28. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. М, 1995- 544с. 29. Шибутани Т. Социальная психология. М, 1969 – 368с. 30. Ильин Е. П. Эмоции и чувства,:Спб,2002 –598с
|