На главную Подросток Личностное развитие Взаимосвязь личностных факторов с социальным статусом подростков - Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи личностных факторов и социального статуса подростков в группе
Взаимосвязь личностных факторов с социальным статусом подростков - Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи личностных факторов и социального статуса подростков в группе
Подросток - Личностное развитие
Индекс материала
Взаимосвязь личностных факторов с социальным статусом подростков
Глава 1. Проблемы изучения тревожности и социального статуса в психологии.
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи личностных факторов и социального статуса подростков в группе
Приложения
Все страницы

 


ГЛАВА 2.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ И СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ПОДРОСТКОВ В ГРУППЕ.
Диагностировались учащиеся 5-6 классов в возрасте от 12 до 15 лет.
Общее число испытуемых составило 100 человек; из них:
42 человека – мальчики; и
58 человек - девочки.

2.1. Этапы проведения экспериментального исследования
Экспериментальное исследование проводилось в два этапа:

  • подготовительный;
  • констатирующий.

Подготовительный этап включал:

  • анализ психологической литературы по данной проблеме;
  • разработка плана работы проведения диагностического исследования;
  • подбор диагностические методики;
  • выбор эмпирической базы исследования.

На констатирующем этапе:

  • выявлен уровень личностной тревожности по методике Ч.Д. Спилбергера, определение самооценки личности и социального статуса с помощью социометрической методики.
  • проанализированы полученные результаты;
  • проверена поставленная гипотеза;
  • сделаны выводы и сформулированы рекомендации для работы с подростками высоким уровнем тревожности и заниженной самооценкой для формирования положительного социального статуса.

В качестве методик исследования использовались:

Шкала самооценки личностной тревожности   (Ч. Д. Спилбергера). Данная методика, предложенная Ч. Спилбергером, на русском языке и была адаптирована Ю.Л. Ханиным. Она позволяет, дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство (уровень личностной тревожности), и как состояние (уровень ситуативной тревожности).

Бланк шкал самооценки Спилбергера включает в себя инструкции и 40 вопросов – суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня личностной тревожности (ЛТ) и 20 – для оценки уровня ситуативной тревожности (СТ). На каждый вопрос даются четыре варианта ответа по степени интенсивности.
Обработка результатов: подсчитывается сумма баллов по всем ответам соотнесенные с ключом. При интерпретации показателей применяются следующие ориентировочные оценки тревожности:
Низкая………..до 30 баллов
Умеренная……31-44 балла
Высокая……….45 и более баллов

 

Методика исследования межличностных отношений в группе детей подросткового возраста.

Cоциометрический эксперимент: позволяет определить межличностных отношений в группе, что позволило выявить неформальных лидеров группы, распределение статусов, эмоциональную сплоченность группы, предпочтение в общении.

Обработка результатов социометрического изучения детской группы осуществляем следующим образом: в заготовленной социометрической таблице (матрице) мы фиксируем выборы детей. Потом осуществляем подсчет выборов, полученных каждым ребенком и находим взаимные выборы, которые подсчитываем и записываем.

Для определения социального статуса ребенка нами использованы следующие показатели:

а) социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений.

Статус ребенка определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:

1 – «звезды» : 5 и более выборов,

2 – «предпочитаемые» - 3-4 выбора,

3 – «принятые» - 1-2 выбора,

4 – «не принятые» - 0 выборов.

Методика определения самооценки личности.


Участникам исследования предлагался список личностных качеств, из которых необходимо выбрать 20 наиболее знакомых. Далее нужно расположить выбранные качества в столбик так, чтобы на первом месте находилось качество наименее желаемое в людях. За ним ставится качество, которое нравится меньше всего из оставшихся 19 и т. д. Таким образом, на последнем месте будет стоять наиболее привлекательное качество.
Далее, с исходным списком необходимо проделать другую работу. На первое место поставить то качество, из 20, которое наименее выражено у вас. На второе место, наименее выраженное из оставшихся 19 и т. д. Тогда на последнем месте, будет стоять качество наиболее выраженное у вас.
Результат сравнивается с оценочной шкалой:
От 0 до 0,3 – заниженная самооценка;
От 0,31 до 0,7 – адекватная;
От 0,71 до 1 – завышенная.

 

2.2 Анализ результатов экспериментального исследования взаимосвязи тревожности и самооценки с социальным статусом подростков.
Таблица 2.2.1.
Гендерные различия экспериментального исследования уровня личностной тревожности


Тревожность

низкая

 

умеренная

 

высокая

 

Всего

чел

%

чел

%

чел

%

 

Девочки

35

60.3

10

17.2

13

22.4

58

Мальчики

10

23.8

15

35.7

17

40.5

42

Всего

45

45

25

25

30

30

100

По результатам исследования уровня тревожности, представленые в таблице 2.1 , можем сделать вывод, что во всей выборке доминирует низкий уровень тревожности у 45% испытуемых. За счет преобладание низкого уровня тревожности у 35 девочек (60.3%) В тоже время данное исследование свидетельствует об обратной зависимости у мальчиков – у них отличается высокий уровень тревожности – 40.5% (17 чел) и в меньшей степени выражен умеренный уровень – 35.7% (15 чел). У девочек разница в показателях между уровнем умеренной и высокой тревожности незначительная – 17.2% (10 чел) и 22.4% (13 чел) соответственно. Таким образом мы можем говорить, что на фоне низкого уровня личностной тревожности у девочек в нашей выборке мальчики характеризуются высоким и средним уровнем тревожности.

Таблица 2.2.2.
Гендерные различия экспериментального исследования самооценки подростков

Самооценка

занижена

 

адекватная

 

завышена

 

Всего

чел

%

чел

%

чел

%

 

Девочки

17

29.3

19

32.8

22

37.9

58

Мальчики

12

28.6

10

23.8

20

47.6

42

Всего чел

 

29

 

29

 

42

100

В результате обработки методики по определению самооценки личности получены следующие результаты, которые приведены в таблице 2.2. Наибольшее количество испытуемых(42%) неадекватно завышенную самооценку из них (37.9%)-девочки и(47.6%) –мальчики. У (29%) испытуемых адекватная самооценка, из них (32.8%) –девочки и (23.8%) – мальчики. У оставшихся (29%) респондентов отмечается заниженная самооценка, из них (29.3%) –девочки и (28.6%) –мальчики. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в нашей выборке доминирует завышенная самооценка, а показатели заниженной и адекватной самооценки распределены равномерно, хотя у девочек эти характеристики наиболее выражены, чем у мальчиков.

Таблица 2.2.3.
Взаимосвязь уровня тревожности и самооценки подростка


Самооценка

Уровень тревожности

занижена

адекватна

завышена

Всего

 

%

 

%

 

%

низкий

8

17.7

17

35.6

21

46.7

45

умеренный

7

28

7

28

11

44

25

высокий

14

46.3

6

20

10

33.3

30

Всего

29

29

29

29

42

42

100

По результатам исследования взаимосвязи уровня личностной тревожности и самооценки, приведенные в таблице 2.3 можно сказать, что в нашей выборке у подростков обоего пола при завышенной самооценке наблюдается низкий (46.7%) и умеренный уровень личностной тревожности, которая отличается у (35.6%) опрошенных. При заниженной самооценке (29% опрошенных) наблюдается преобладание высокого уровня личностной тревожности по всей выборке – 46.3%, а между показателями низкого и умеренного уровня личностной тревожности при заниженной самооценке значимых различий не обнаружено. У подростков с адекватной самооценкой преобладает низкий уровень личностной тревожности. Хотя наблюдается определенная тенденция, что при высоком уровне тревожности преобладает заниженная самооценка, а при умеренном и низком уровне личностной тревожности – завышенная самооценка. Однако статистический анализ не подтверждает значимости данных различий, что может говорить о том, что личностная тревожность и самооценка выступают двумя независимыми друг от друга факторами.

Таблица 2.2.4.
Данные соотношения уровня тревожности с социальным статусом подростков


Категория социального статуса

Уровень тревожности

высокий

средний

низкий

Всего чел

чел

%

чел

%

чел

%

 

I

7

33.3

5

23.8

9

42.8

21

II

5

14.7

8

23.5

21

61.8

34

III

8

27.3

10

34.4

11

37.9

29

IV

10

62.5

2

12.5

4

25

16

Всего чел

30

 

25

 

45

 

100

На основе полученных данных соотношений социального статуса подростков с уровнем личностной тревожности, представленные в таблице 2 .2.4, можно сказать, что в нашей выборке, доминируют предпочитаемые (34%) и принимаемые (29%) члены группы, но при этом отличается и большое количество «звезд» (21%) и отвергаемых членов группы (16%), что может свидетельствовать об динамических изменениях межличностных отношений. При этом необходимо отметить, что у подростков «звезд», «предпочитаемых» и «принимаемых» - выявлен низкий уровень личностной тревожности, а у «отвергаемых» - высокий уровень тревожности. Таким образом наблюдается взаимосвязь между уровнем тревожности и социальным статусом: чем более низким социальным статусом обладает подросток, тем более низкой у него будет самооценка. Эта закономерность подтверждается статистическим анализом 5% уровне значимости.
Наличие взаимосвязи между уровнем тревожности и социальным статусом можно объяснить двояким образом. С одной стороны, высокая личностная тревожность может максимально проявляться в ситуациях взаимодействия со сверстниками как в школьной деятельности, так и в межличностных отношениях, что может приводить к трудностям в установлении контактов, и тем самым к снижению социального статуса. С другой стороны, невысокий статус и связанные с ним трудности в общении могут способствовать повышению личностной тревожности.

Таблица 2.2.5
Данные соотношения уровня самооценки и социального статуса подростков


Категория социального статуса

Уровень самооценки

высокий

адекватный

низкий

Всего чел

чел

%

чел

%

чел

%

 

I

11

52.5

6

28.5

4

19

21

II

16

57.1

11

52.4

7

20.5

34

III

13

54.9

9

31

7

24.1

29

IV

2

12.5

3

18.7

11

68.8

16

Всего чел

42

 

29

 

29

 

100

Анализ приведенных в таблице 2.2.5 данных позволяет сделать вывод, что среди опрошенных выбранных как предпочитаемые и принимаемыми, в первую очередь преобладают подростки с высокой самооценкой (57.1% и 54.9% соответственно), а во вторую очередь, - с низкой самооценкой (20.5% и 24.1% соответственно). При этом различия в показателях между высокой (57.1%) и низкой (20.5%) самооценкой у предпочитаемых подростков, более выражены, чем у принимаемых (54.9%) и (24.1%) соответственно. Анализ полученных результатов для подростков с социальным статусом «звезд» показывает, что среди них доминируют те, у кого выявлен высокий уровень самооценки. В группе отвергаемых подростков выявлен показатель заниженной самооценкой.
На основании этого можно сделать вывод, что у подростков с заниженной самооценкой складывается неблагоприятный статус в группе, что говорит о взаимосвязи самооценки и социального статуса, и это подтверждается статистическим анализом на 5% уровне значимости.
Связь этих факторов также может быть взаимной: низкая самооценка может приводить к неуверенности в социальных контактах, трудностям в совместной деятельности, тем самым снижая статус подростка в группе. С другой стороны, сам по себе статус отверженного способствует формированию сниженной самооценки, так как именно внешние оценки выступают той основой, на которой закладывается фундамент самооценки.
Таким образом, поставленные экспериментальные гипотезы исследования, в общем, подтвердились, т. е взаимосвязь существует между уровнем личностной тревожности и социальным статусом, а также между уровнем самооценки и социальным статусом у подростков на 95% уровне доверительности.

Выводы
Анализ и интерпретация полученных в ходе экспериментального исследования данных позволил сделать следующие выводы:
1. в нашей выборке отмечается преобладание уровня личностной тревожности – 45%
2. гендерные различия по показателям личностной тревожности показали, что у девочек в нашей выборке доминируют низкие показатели эмоциональной нестабильности – 60,3%, а у мальчиков, наоборот, высокие – 40,5% и умеренные – 35,7%
3. исследование самооценки свидетельствуют об преобладании завышенных представлений о себе – 42% опрошенных, что свидетельствует о недостаточной сформированности Я – концепции в этом возрасте.
4. рассмотрение гендерных особенностей при исследовании самооценки показали, что завышенная самооценка характерна для представителей обоих полов в нашей выборке, но при этом у мальчиков отмечена более выраженная тенденция к завышенным представлениям о себе.
5. в исследовании было выявлено, что у подростков с высоким уровнем личностной тревожности, преобладает заниженная самооценка (46,7%), а при умеренном и низким уровнях тревожности – завышенная самооценка (44% и 45,7% соответственно).
6. исследование межличностных отношений показали, что в данной выборке преобладают подростки с социальным статусом предпочитаемых – 34,0% и принимаемых – 29,0%
7. наличие в данной социальной группе большого количество “звезд”
(21%) и отвергаемых (16%) свидетельствует о нестабильности группы и стихийности протекающих в них социальных процессов
8. при этом среди «звезд» доминируют низкотревожные (42,8%), а среди отвергаемых – высоко тревожные (62,5%)
9. среди подростков с социальным статусом «предпочитаемых» и «принимаемых» доминируют низкотревожные (61,8% и 37,9% соответственно).
10. анализ результатов взаимосвязи самооценки с социальным статусом показал, что в нашей выборке преобладает в категории «звезд» и «принимаемых» высокий уровень самооценки (52,5% и 57,1%), а у детей относящихся к категории «не принимаемых» преобладает заниженная самооценка (68,8%)
11. можно сделать общее заключение о том, что поставленная экспериментальная гипотеза исследования, в общем, подтвердилась, т. е взаимосвязь существует между уровнем личностной тревожности и самооценкой с социальным статусом подростков на 95% уровне доверительности. Статистической взаимосвязи между уровнем тревожности и самооценки выявлено не было.

 

Рекомендации
На основе полученных результатов мы можем предложить следующие рекомендации по работе с тревожными детьми и имеющими низкую самооценку, для нормального функционирования в конкретной группе сверстников.

  1. Чтобы существенно снизить тревожность ребенка, можно порекомендовать педагогам и родителям создать условия для достижения ребенком реальных положительных результатов действие (игра, помощь на дому и хобби). Необходимо избегать резко критических замечаний касающихся личностных особенностей ребенка. Желательно установить положительное эмоционально насыщенное отношение с ребенком, оказывая ему моральную поддержку в сложных для него ситуаций.
  2. Больше обращать внимание на обстановку, которая складывается дома и в школе. Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослыми тоже могут способствовать снижению общей тревожности ребенка.
  3. Необходимо изучить систему личных отношений детей в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, с целью создания для благоприятного эмоционального климата в группе подростков.
  4. Особое внимание следует уделить детям , отвергаемым группой. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. При этом педагог не должен проявлять по отношению к таким детям личных негативных эмоций.

 

Заключение
В ходе проведённого теоретического и эмпирического исследования были решены поставленные в данной работе, задачи.
1. Анализ психологической литературы показал, что среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется изучению проблемы определения тревожности (З.Фрейд, Ч.Д.Спилбергер, Ю.Л.Ханин, А.М.Прихожан, В.М.Астапов, Р.Лазарус), формирования детской тревожности (Е.Ю.Брель, А.И.Захаров), места эмоций в структуре личности (К.Э.Изард и др.).
В настоящее время существуют исследования (В.М.Астапов), показывающие, что тревога, сформированная у ребёнка 7-месячного возраста, при неблагоприятном стечении обстоятельств в старшем дошкольном возрасте трансформируется в личностную тревожность – как устойчивая характеристика личности.
2. В процессе проведенного исследования влияния личностной тревожности и самооценки на статусное положение детей в группе можно сказать, что выдвинутая нами в ходе исследования гипотеза, подтвердилась, так как, чем выше уровень тревожности, тем больший процент детей имеет неблагоприятный статус в группе, особенно это характерно для детей с высоким уровнем тревожности, или чем ниже уровень самооценки, тем ярче проявляется личностная тревожность и неблагоприятный статус в группе.
2. На основании полученных результатов и их анализа, можно сделать вывод о том, что поставленная экспериментальная гипотеза исследования, в общем, подтвердилась, т. е. существует взаимосвязь между уровнем тревожности, самооценкой, и социальным статусом на 5% уровне значимости..
3. На основе проведенного исследования были сделаны выводы, на основании которых нами сформулированы рекомендации для работы психологов и педагогов с подростками с различным уровнем развития факторов тревожности, эти рекомендации позволяют повысить эффективность взаимодействия педагогов и учащихся, в групповом взаимодействии, что обеспечит повышение успеваемости школьников и созданию благоприятного климата в коллективе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Астапов В. М. Тревожность у детей – М, 2001 – 160с
2. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр – СПб: Союз, 1997. -224с.
3. Захарова А.В. Психология формирования самооценки – Мн 1993 – 99с.
4. Изард К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я.Гозмана, 5 М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е.Ольшанниковой.- М.:Изд-во МГУ, 1980г.
5. Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: Минск, ’Унiверсiтэцкае’, 1997г.
6. Я. Л. Коломинский Психология взаимоотношения в малых группах, Мн.2000 – 432с
7. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М., 1998. – 488с
8. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. -М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995г. -576с.
9. Наш проблемный подросток. – Е.В. Алексеева, О.Е. Байтингер, О.Б.Долгинова. – СПб.,1999. – 144с.
10. Петровский А.В. Педагогич. энциклопедия: В 2 т. – М., 1993-1999. т.2. – 745с.
11. Прихожан А. М Тревожность у детей и подростков – М.:2000 – 348с.
12. Психология. Словарь/ Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М., 1990. – 535с.
13. Психология личности в трудах отечественных психологов/Сост. и общ. ред. Л.В.Куликова. – СПб.:, 2001. – 480 с.
14. Психологический словарь/ под ред В. П. Зинченко - М.:1999 – 440с
15. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.- 624с.
16. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология – Спб1999 – 416с.
17. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти – Спб, 2000 –856с.
18. Рождественская Н.А. Как понять подростка. – М., 1998. – 86с.
19. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное посоие. -М. : ВЛАДОС, 1996г. -529с.
20. М. Роло Проблема тревоги – м.2001 – 567с.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000. – 712 с.
22. Сапогова Е. Е. Психологоя развития человека – Мн,2001 – 460с
23. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб., 2000. – 350 с.
24. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю.Головин. – Мн., 2003. – 976 с.
25. Тревога и тревожность / Сост. и общ. ред. В.М.Астапова. – СПб., 2001.-256с.
26. Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л.М.Семенюк. – М., 1998. – 347с.
27. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности – Спб,2000 – 608с.
28. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. М, 1995- 544с.
29. Шибутани Т. Социальная психология. М, 1969 – 368с.
30. Ильин Е. П. Эмоции и чувства,:Спб,2002 –598с



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.