На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Развитие духовно-творческого потенциала детей с признаками одаренности
Развитие духовно-творческого потенциала детей с признаками одаренности
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Развитие духовно-творческого потенциала детей с признаками одаренности
Целевые ориентиры и аспекты содержания модулей духовно творческой самореализации
Все страницы

В общепринятом значении «potentia» от латинского - сила, включает следующую совокупность существенных признаков: источники, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области. По мнению В.Н. Мясищева, потенциал проявляется в сознательной активной избирательности переживаний и поступков человека, основанной на его индивидуальном социальном опыте.

Среди видов потенциала, выделенных в объеме исследуемого понятия, в психолого-педагогических источниках выделятся следующие виды: познавательный, морально-нравственный, творческий коммуникативный, эстетический, аксиологический, профессиональный, духовный. В рамках исследования одаренности большое внимание следует уделить творческому и морально-нравственному потенциалам личности. Этой проблеме посвящены работы Е.А. Глуховской, С.Р. Евинзон, Н.В. Клоповой, В.Ф. Копосовой, В. Мещеряковой, В.Ф. Овчинникова, В.Г. Рындак и других. В работах этих ученых творческий потенциал рассматривается как: синтетическое качество, характеризующее меру возможностей личности в осуществлении деятельности творческого характера; динамическое, интегративное личностное свойство, определяющее потребность, готовность и возможность творческой самореализации и саморазвития; совокупность реальных возможностей, умений и навыков; социально-психологическую установку на нетрадиционное разрешение противоречий объективной реальности; система личностных способностей, позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями, в итоге побуждающих личность к саморазвитию и самореализации.
Мы склонны рассматривать творческий потенциал личности в развитии одаренности как характерное свойство индивида, определяющее меру его сверхвозможностей в творческом самоосуществлении, саморазвитии и самореализации на основе нравственных ценностей. На наш взгляд, важное дополнение в своих работах внесли В.В. Игнатова и В.Г. Рындак: раскрыли еще один вид потенциала - духовно-творческий. В своей работе мы опираемся на определение духовно-творческого потенциала В.Г. Рындак - совокупность внутренних возможностей, потребностей, ценностей и средств достижения личностью таких состояний сознания, которые гармонируют отношение личности с окружающей действительностью, определяют интегральное проявление креативной и духовной (в узком смысле слова) составляющих жизнедеятельности и задают направленность процессу становления личности. Самоосуществление понимается нами как синоним развертывания индивидом его сущностных сил (соответствует процессу актуализации потенциала личности). Самореализация характеризует процесс развертывания сущностных сил в единстве самообъективирования и самосубъективирования, «созерцание», «узнавание» себя в предметном мире, в многообразии культурно-исторических ценностей, в человеческих отношениях, к созданию которых личность была причастна. Самореализация является самоутверждением не только через создание предметного мира, но и непосредственно через самосозидание и саморазвитие. Этот момент - необходимая сторона развития одаренности, которая прогрессирует, если индивиды не желают оставаться тем, что они есть, требуя от себя и общества изменений, которые могут возникнуть лишь из их собственных изменений, собственного роста, отсюда и неудержимая жажда к познанию окружающего у одаренных детей. Важным является понимание того, что, раскрывая потенциал ребенка дошкольного возраста, можно помочь ему развивать духовные силы и поверить в свои творческие возможности. Реализация своих возможностей, степень внутренней свободы личности; сформированность социального чувства (действительности, созидательности), как ориентиров для развития личностного начала в детях дошкольного возраста с их возрастными особенностями первоначально кажется невозможным. Однако исследования смыслопоисковой учебной деятельности Д.Б. Эльконина, становление мотивов самосовершенствования и самоопределения Л.И. Божович, развитие мотивации А.Н. Леонтьева, развития самосознания И.С. Кона и В.С. Мерлина, нравология А.З. Рахимова дают возможность утверждать, что в дошкольном возрасте уже существуют предпосылки для развития потенциалов, в том числе духовно-творческого. В развитии предпосылок к духовно-творческой самореализации в дошкольном детстве значимо то, как воспринимает себя ребенок в настоящем и каким он видит себя в будущем. Это основа саморазвития и становления личности. Самореализация область формирования базисных целеполагающих и мотивационных структур человека, которые станут базовыми ориентирами в построении «Я-образа» и далее «Я-концепции» одаренного ребенка. Таким образом, творческий потенциал - это сложное явление, представляющее сплав заложенных природой задатков у растущей личности, проявление самостоятельности, целеустремленности, инициативности, способности к творческому начинаю в разных видах деятельности в сочетании с нравственными основами жизнедеятельности. Под духовно-творческим потенциалом одаренных детей мы понимаем характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении, саморазвитии и самореализации на основе нравственных ценностей.
Раскроем сущность актуализации и развития духовно-творческого потенциала при развитии и воспитании детей с признаками одаренности. Воспитанник пришел в мир с ценными задатками, многими способностями, и задача воспитателя - раскрыть их, дать им возможность развиваться и реализоваться. Развитие творческого потенциала личности проходит при этом несколько этапов, каждому из которых соответствует определенная ступень и степень развития в следующих критериях: познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный, эмоциональноволевой. Стадия развития индивидуальна для каждой личности, так как зависит от уровня социальных условий, уровня актуализации и развития потенциалов личности. Анализ литературы позволил нам утверждать, что
вспышка одаренности приходится именно на дошкольный возраст, в котором наиболее полно раскрываются потенциалы личности. У воспитателей возникают сложности в оценке потенциалов ребенка, так как оценка субъективна, зависит не только от оцениваемого, но и от «оценщика». Способности определяются за рамками стандартов, а оценка чаще всего происходит на глазок. Дети дошкольного возраста развиваются неравномерно, скачкообразно, поэтому нельзя сравнивать детей одного возраста друг с другом, сравнивать дошкольника нужно с ним самим: не умел, но быстро научился, проявил высочайшую степень активности и заинтересованности в деятельности, самозабвенно играет во что-либо, стремится к исследованию, экспериментированию и др. - значит, проявляет способности. В обратном случае - не проявляет активности, вял в деятельности, пассивен, медленно обучается - также не говорит о неспособности ребенка, о низких или средних потенциалах. Только после изучения состояния здоровья ребенка, причин отсутствия интереса, страха перед общением или деятельностью, изучения круга предпочтений чрез наблюдения и др., можно сделать вывод о неспособности ребенка к данному виду деятельности. Неспособный к рисованию, может вырасти гениальным математиком, в совершенстве владеть своим и телом и управлять им в движении. Многие гениальные личности не были признаны, а в свое время отчислены за неуспеваемость. Примеров одаренных людей, оставшихся на среднем уровне, к сожалению, огромное количество. Потенциалы как и способности комплексны, поэтому воспитателям и родителям необходимо предоставлять детям многообразие условий для их проявлений, где ребенок будет пробовать себя в разных делах, ролях, ситуациях. Ребенку нравится та деятельность, в которой он более успешен, так как проявляются природные задатки, успешнее актуализируются потенциалы, соответственно в большей степени проявляется активность и инициативность. Здесь ведущую роль занимает детское исследование. Если ребенок с высоким творческим потенциалом в какой-либо деятельности проявляет задатки исследователя, то
мы можем говорить о том, что у потенциалов этого ребенка есть перспектива перерасти в таланты. Дети, пробующие рассказать стихотворение телом, а не словами, пытающие дознаться до сути слова, через требование открыть им этимологию слов, интерпретирующие значения слов, движений, звуков и др., смело выдвигающие гипотезы, фантастические домыслы, ищущие пути их реализации пусть даже в виртуальном мире, используя сказочные нереальные решения и доказательства, безусловно, талантливы.
Итак, для раскрытия задатков ребенка, необходимо предоставить ему поле приоритетной деятельности, а для выявления приоритетной деятельности ребенка в условиях ДОО, необходимо включить дошкольника в различные виды деятельности, предоставив ему в этой деятельности возможность решить творческую или исследовательскую задачу. В результате наблюдений за ребенком в различных видах индивидуальной и коллективной деятельности, в сотворчестве детей и взрослых, мы можем выделить приоритетную деятельность ребенка, которая проявится в его активности и неудержимой потребности заниматься именно этим видом деятельности, в увлеченности, когда ребенок не замечает некомфортность и не нуждается в контроле времени, затраченном на достижение цели.
На основе работ Л.И.Уманского мы выдвигаем этапы духовнотворческой деятельности:
- мотивационная фаза (проводится педагогом);
- целеполагание (возможно совместное в групповом субъекте);
- усвоение задачи, установление соотношений условий задачи с учетом полезности и созидательной направленности решения данной задачи;
- формулирование идеального конечного результата, противоречия;
- определение ресурсов: материальных средств, временных и
пространственных условий;
- поэтапное моделирование действий на основе оптимальных данных;
- в случае работы в группе - распределение обязанностей, определение формы организации, инструктаж; внутренняя координация и взаимосвязь,
обеспечение внешних связей; определение трудных (творческих) участков, перегруппировка сил, средств и корректировка моделирования действий;
- решение творческой задачи;
- выполнение действий по созданию продукта;
- контроль и самоконтроль в процессе воспроизводства принятого решения задачи, анализ эффективности хода выполнения задачи;
- рефлексия на предмет созидательности и полезности для других полученного продукта;
- анализ продукта по завершению выполнения задачи: определение функции, антифункции, дополнительных и вредных функций, приближенности к идеальному конечному результату, оптимальности привлеченных ресурсов;
- выявление и устранение слабых решений, моделирование новых действий;
- повторная рефлексия на предмет созидательности и полезности для других полученного продукта;
- представление продукта по завершению выполнения творческой задачи, ответы на вопросы слушающей аудитории;
- итоговый анализ выполнения задачи и оценка индивидуальной и коллективной деятельности.
Ведущая роль педагога сохраняется, но в рамках субъект-субъектных отношений в системе «коллективный субъект» педагог освобождается от чисто информационных функций, делегирует систему модулей - некоторые функции управления становятся функциями самоуправления. Таким образом, педагог выступает как партнер совместной деятельности, а ребенок, опираясь на нашу поддержку, реализует себя в создании духовно-творческого продукта. Процесс совершенствования, который проходит ребенок, представляет спираль повторяющихся действий, видоизменений синергийного характера. Из каждой стадии личность выходит более совершенной, имеет возможность качественно совершенствоваться, здесь образование превращается в самообразование. При
организации творческой деятельности учитываются возрастные и потенциальные возможности, задатки детей дошкольного возраста.
Предлагаем Вашему вниманию, разработанные нами модули духовнотворческой самореализации детей. Всех детей группы, включая и детей с признаками одаренности. Последние будут проявлять себя своеобразно на фоне сверстников. Название модуля отражает специфику содержания, направленного на духовно-творческую самореализацию одаренных детей. Модули интегрированы, они взаимосвязаны друг с другом по содержанию и посредством организации творческой деятельности. Ядром, активной точкой творческого образовательного пространства и его целью является личность ребенка, а характер взаимодействия с ним педагога, включение в различные виды творческой деятельности и созданные психолого-педагогические условия обеспечивают ему самореализацию в духовно-творческой деятельности.
Итак, мы полагаем, что каждый из предлагаемых модулей раскрывается в содержательных блоках. Познавательный модуль расширяет круг знаний дошкольников о мире, вводит в мировую и национальную культуру. Здесь можно рассмотреть следующие содержательные блоки «Мой Мир», «Я тоже Мир», «Мировые открытия», «Я открываю Мир». Креативно-деятельностный модуль развивает творческие способности детей через общение с различными видами искусств. Раскрываются следующие содержательные блоки «Мир моих эмоций и чувств», «Мир добродетелей», «Мир искусства и науки», «Я тоже творю мир». Духовно-творческий модуль, развивающий духовно-творческие способностей детей, представлен следующими содержательными блоками «Я и моя Родина», «Я и моя семья», «Я и мои друзья», «Я в мире книг», «Я и природный мир», «Я и рукотворный мир», «Я выбираю профессию». Поисково-преобразовательный развивает исследовательскую активность и потребность проявлять творческий потенциал на гармоничное
преобразование окружающего микросоциума. Блоки: «Моё здоровье», «Мои правила», «Мои интересы», «Мои почему», «Я - исследователь».
Созидательный модуль обеспечивает творческое самовыражение детей в духовно-творческой самореализации в следующих блоках «Я дарю миру», «Мир дарит мне», «Все тайное становится явным», «Я могу сделать других счастливыми», «Дела духовного милосердия». Рефлексивнокорректирующий модуль обеспечивает рефлексивную деятельность детей и коррекцию творческой деятельности через блоки «Страдания, испытания и победы», «Где прячется счастье», «Мой портрет».
Каждый из блоков раскрывается воспитателями и родителями «на свое усмотрение». То есть, мы не претендуем на то, чтобы для достижения целей по формированию предпосылок духовно-творческой самореализации детей с признаками одаренности, взрослые шли по определенной программе. Главное, чтобы они придерживались основного содержания модулей. Предлагаемые нами модули обеспечат не только познание мира и себя в нем, но и дадут возможность ребенку искать пути реализации своих способностей. Выбор приемов в раскрытии потенциалов каждого из детей и группы в целом будет зависеть от компетентности взрослых в технологиях взаимодействия, партнерства, сотворчества с одаренными детьми. Нельзя навязать пути самореализации и нельзя указать именно этим значимым взрослым технологии раскрытия потенциалов именно этих одаренных детей, можно лишь обозначить возможные пути, а сам процесс - это дорога известная только идущему.
Рассмотрим цели и содержание каждого модуля, а также методы и приемы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ (таблица 4). В таблице (раздел - содержание и рекомендации) представлены мультипликационные фильмы и детская художественная литература, рекомендованная для прочтения с детьми и анализа. Литературные произведения подобраны с учетом разработок С.В. Железновой в программе для родителей по развитию ребенка-дошкольника на основе ТРИЗ-РТВ в условиях семьи «Тризенок в доме», а также разработок А. Лопатиной, М. Скребцовой «Ступени мудрости». Методы ТРИЗ-педагогики считаем одним из эффективных при работе с детьми с
признаками одаренности. Именно ТРИЗовские методы позволяют ребенку выйти на создание пусть субъективной, но новизны, проявить креативность.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.