На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Технология занятия-исследования для детей дошкольного возраста, проявляющих признаки одаренности
Технология занятия-исследования для детей дошкольного возраста, проявляющих признаки одаренности
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Научно обоснованное создание программ, обеспечивающих творческое развитие одаренного ребенка, невозможно без учета общих психологических предпосылок творческого развития и становления личности, с одной стороны, и учета специфических потребностей и возможностей одаренных детей, с другой. Программа обучения может называться дифференцированной лишь тогда, когда в ее основу заложены представления о потребностях, возможностях, интересах таких детей и о тех целях, которые в процессе обучения должны быть достигнуты. Остро ставит проблему индивидуализации обучения одаренных детей широкий спектр индивидуальных различий. Спектр индивидуальных различий у одаренных детей столь велик, что фактически он перекрывает собой возрастные особенности.

На практике это проявляется в том, что до непосредственного знакомства с таким ребенком мы не можем строить каких-либо предположений о его особенностях и возможностях. При этом личность должна принять на себя ответственность за самого себя и признать, что только собственными силами она может придать смысл своей жизни, разрешить задачу полного развития своих потенциальных сил в пределах, заданных законами созидания. Зрелая, плодотворная и разумная личность не может не выбрать систему ценностей, позволяющих ей быть таковой.

Наиболее полно требования к построению программ для развития одаренных детей были сформулированы американскими учеными в 1982 г. (Дж. Дьюи, С.И. Гессен, В.В. Зеньковский, В.П. Вахтеров и др.). Среди требований, относящихся к построению содержания программы, выделяют пять взаимосвязанных между собой оснований:
1) Глобальный основополагающий характер тем и проблем для изучения. Глобальная тема является стержнем, вокруг которого располагается материал из различных дисциплин. Она не имеет жесткой привязанности к возрасту и времени обучения, что важно при обучении одаренных детей. Качественная программа обучения одаренных детей должна обеспечивать ребенку возможность преодолевать возрастные границы в силу его индивидуальных способностей без необходимости перехода на программы старших по возрасту детей. Узкие темы привязаны к возрасту и ограничивают продвижение ребенка вперед.
2) Междисциплинарность содержания. Междисциплинарное обобщение не «привязано» к какому-либо предмету изучения, а представляет собой идею, которая актуальна к целому ряду областей знания. Например, темы «Изменения», «Выживание», «Системы» и др.
3)  Интеграция тем и проблем, относящихся к разным областям знаний, путем установления внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей содержательного характера.
4)  Насыщенность содержания образования.
5)  Построение содержания обучения на задачах «открытого» типа, не имеющих единственного и окончательного решения.
А.И. Савенков рассматривает исследовательское поведение как творчество - стремление и способность к исследовательскому поведению есть некая универсальная характеристика творца. В современной зарубежной педагогике выделяют тир уровня реализации исследовательского обучения:
- педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку;
- педагог ставит проблему, метод решения проблемы ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск);
- на третьем, высшем, уровне постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется детьми самостоятельно (Дж. Шваб, П. Брандвейн, А. Леви и др.).
Обратимся к методике проведения учебных исследований в детском саду. А.И. Савенков в разработке методики проведения исследований со старшими дошкольниками опирался на работы американского педагога Сандры Кейплан. Предложенная С. Кэйплан методика рассчитана на работу с детьми 5-10 лет, построена на игровой основе и предполагает использование «исследовательского фартука» - этапы исследовательской работы отражались на карточках и помещались в кармашках фартука. Этапы исследовательского поведения С. Кэйплан:
- выбор темы;
- постановка вопросов (на соответствующих кармашках: виды - какие бывают виды плодовых деревьев; функции - какие функции выполняют плодовые деревья; свойства - какие свойства у плодовых деревьев; влияния - на что влияют плодовые деревья);
- проведение исследования (сбор информации в кармашки фартука);
- подведение итогов (собранные факты анализируются, сравниваются и выделяются наиболее важные; итогом работы являются устное сообщение или рисунок).


Обобщив богатый зарубежный и отечественный опыт формирования исследовательского поведения, А.И. Савенков в своих исследованиях представляет следующую методику проведения учебных исследований со старшими дошкольниками. Рассмотрим этапы:
1. Подготовка. Знакомство с символическими изображениями «методов исследования» и выбор темы. Темы детских исследований могут быть фантастические, эмпирические, теоретические. К правилам выбора темы относятся: тема должна быть интересна ребенку, увлекательна; тема должна быть выполнима, а ее решение должно принести реальную пользу участникам исследования; тема должна быть оригинальной с элементом неожиданности, необычности; тема должна быть такой, чтобы временной отрезок ее исследования был допустим для дошкольников.
2. Тренировочные занятия. Освоение методов исследования: сбор материала, продумывание сущности, наблюдения, просмотр книг, поиск информации в компьютере, опрос других людей, эксперимент, обобщение материалов, подготовка сообщения.
3. Самостоятельное учебное исследование старших дошкольников. Подготовка к проведению исследования заключается в получении каждым ребенком (или пары исследователей) «папки исследователя» с кармашками на которых обозначены методы исследования, а также неограниченное количество листочков и ручка. Далее дети на основе плана, зафиксированного на кармашках папки, проводят самостоятельное исследование. Задача педагога - выполнять роль консультанта, помогать затрудняющимся.
4. Сообщения. Содержательный материал может выглядеть простым и примитивным, важно лишь то, что внешне простое дело формирует качества творческой личности.
Рассмотрим основные этапы проектной деятельности, предложенные членом Международной Ассоциации ТРИЗ Т.А. Сидорчук:
1. Постановка проблемы: что имею - что хочу - что мешает?
2. Создание копилки.
3. Создание картотеки.
4. Построение модели.
5. Выход на продукт.
6. Презентация продукта.
7. Постановка новой цели.
Программа развития детей с признаками одаренности должна решать следующие задачи:
- обеспечивать самостоятельность в обучении, руководимое самим ребенком;
- развивать методы и навыки исследовательской работы;
- развивать продуктивное мышление высокого уровня (творческое, критическое, системное);
- развивать самопознание и самопонимание,
- воспитывать у детей уважение к индивидуальным особенностям каждого человека;
- учить детей оценивать результаты работы с помощью соответствующих критериев.
Содержание программ развития одаренных детей должно затрагивать различные аспекты мироздания. Педагоги, работающие с одаренными детьми должны не столько расширить их информированность в каких-либо разделах наук, сколько научить пользоваться базой знаний, иметь навыки самостоятельной исследовательской деятельности, предвидеть перспективы исследовательской и преобразовательной деятельности, плюсы и минусы в
реализации продуктов творчества. Поэтому каждая тема должна иметь блок контрольных проблем или вопросов, которые будут активизировать аналитические способности, исследовательскую и творческую деятельность, рефлексивные способности.
Модуль в творческой деятельности дошкольников представляет собой интеграцию определенных форм воспитательного процесса, подчиненных общей теме или проблеме учебного курса. Будучи крупным элементом курса, модуль представляет собой «функциональный узел». Модуль строится на основе системного анализа понятийного аппарата, что дает возможность логично и компактно группировать материал, избегать повторений внутри каждого модуля и в смежных видах духовно-творческой деятельности.
Темы таких занятий кардинально отличаются от программных и направлены на изучение сущности объектов и явлений, систематизацию и интеграцию восприятия окружающего мира. Например, такие темы как «Признаки объектов», «Свойства», «Изменения», «Система», «Чувства», «Для чего существует...», «Деятельность», «Выживание», «Перспектива» и многие другие темы. Например, к теме «Изменения» можно подобрать блок следующих вопросов:
- Что это такое?
- Что может изменяться?
- Каким образом изменяется?
- От чего зависят изменения?
- Каковы последствия?
- Я знаю, что изменения., и это может быть полезным в.
В конце изучения каждой темы дети получают задание, которое они должны выполнить в течение определенного времени по возможности самостоятельно. Помощь со стороны взрослых может быть в организации предметно-развивающей или исследовательской среды в рамках разрабатываемой темы. В данном случае задания могут быть такими: «Проследи изменения.. в течение.», «Опиши наблюдаемые изменения.»,
«Расскажи, к чему приведут изменения в...», «Что было бы, если бы...». Многоточия в каждом из заданий не случайны, и продолжение фраз зависит от активизации потенциалов ребенка, от того, в какой сфере мироздания пробудился его интерес.
Для обеспечения овладением системой знаний об окружающем мире, явлениях, отношениях, для расширения поля установления причинноследственных связей каждая из тем рассматривается в следующих блоках: природный мир (живая и неживая природа), рукотворный мир, физические явления (свет, цвет, магнетизм, притяжение, звук, температура, движение, инерция, время), отношения и чувства (внутренний мир человека).

схема-конспект

Рис. 2. Схема конспекта исследовательского занятия с одаренными детьми


Конспект исследовательского занятия может выглядеть следующим образом (рисунок 2).


Первый этап отвечает за обеспеченность информацией. Здесь ведущая роль принадлежит воспитателю, его задача обеспечить информацией блоки темы.
Изучая тему «Изменения», необходимо наполнить предметно - развивающую среду информацией об изменениях в живой и неживой природе (изменяются времена года, окрас шерсти животных, рост и т.д.), рукотворном мире (изменяется назначение, среда использования и т.д.), физических явлениях (изменяются эффекты в разных условиях, свойства и т.д.), отношениях и чувствах (изменяются социальные ситуации, мысли, ощущения и т.д.).
Для этого в группе создается четыре зоны информационного насыщения по блокам темы. Дети в течение нескольких дней изучают в свободном доступе и неограниченном времени информацию. Воспитатель и родители должны в течение оттого этапа установить интересующее ребенка информационное звено и обеспечить его понимание.
Следующий этап - исследовательско-аналитический, его главной задачей является организация исследовательской деятельности, позволяющей изучать тему или ее составляющую (подтему), анализировать. Для этого воспитатель организует занятие по заданной теме. Ход комбинированного занятия: организационный момент; мотивационная фаза; целеполагание; беседа по новой теме, стержнем которой являются контрольные вопросы темы (пример смотрите выше); индивидуальная исследовательская деятельность; рефлексия и самооценка. Именно исследовательская деятельность создает условия для психического развития, разворачивающегося в саморазвитие, а в дальнейшем в самореализацию.
Рассмотрим особенности организации исследовательской деятельности одаренных детей. Познавательная мотивация и исследовательская активность ребенка, по мнению академика А.М. Матюшкина, выражаются в высокой избирательности одаренного ребенка по отношению к исследуемому новому, что составляет основу развития специальных способностей. Поэтому в раннем возрасте нужно создавать исследовательскую среду, наполненную звуками, цветами, формами и материалами, обеспечивающими исследовательскую деятельность в избирательном поле ребенка. Например, избирательное поле ребенка - цвета, следовательно, для исследовательской деятельности младшего дошкольника подойдут краски разных консистенций и оттенков, материалы, на которые ложатся краски (различные виды и цвета бумаги, ткани, дерево, глина и др.). Дети до 2-3 лет, познавая, в основном имитируют действия прежде увиденные в деятельности других людей, поэтому здесь доминантная роль в способах познания отводится педагогу, владеющему в нашем примере художественным творчеством. С 3-5 лет возрастает стремление к самостоятельным действиям в избранном поле - интересно экспериментировать с красками, которые при термической обработке меняют размер и форму; интересно выделять объекты, для которых цвет является существенным признаком и др.
Заключительный этап - духовно-творческая самореализация.
Обеспечивает творческую деятельность через проектирование,
прогнозирование, разрешение противоречий; через новый способ применения полученной информации и результатов исследования; через ответы на контрольные вопросы и постановку новых вопросов. Нравственный аспект деятельности заключается в понимании значимости полученного ребенком продукта деятельности, его назначения, ценности для себя и других.


Анализ нравственной направленности следовал адаптированному к возрастным аспектам детей дошкольного возраста и дополненному алгоритму рефлексивной деятельности Б.М. Островского:
1. Исследовательская часть: «Что я сделал?», «Как сделал (средства, способы, технологии)?», «Зачем сделал, ради чего, на благо чего?», «Какая от этого может быть польза в будущем и кому?»
2. Критическая часть: «То ли сделал, что хотел?», «Так ли сделал, как хотел?», «Как я отношусь к тому, ради чего я это сделал?», «Как относятся к тому, ради чего я это сделал, другие (друзья, учитель, родители)?», «Какая от этого польза сейчас, в будущем и кому?», «Какой «плюс» может получить от этого отрицательный герой?», «Какой «минус» может от этого получиться, если случайно... ?»
3. Нормативная часть: «Что буду делать впредь в подобных
ситуациях?», «Как я буду делать это впредь?», «Зачем я буду делать это впредь?», «Ради чего я буду делать то, что буду делать?»
Продуктами исследовательской деятельности одаренных детей могут выступать отношения ребенка к миру, осознание себя как личности, адаптивность, жизнетворчество в различных проявлениях избирательного поля, рефлексия, сохранение индивидуальности.

Приведем примерные разработки исследовательских занятий, направленные на развитие одаренности детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Тема: «Чудо вокруг нас». Девиз: «Лови, береги, твори чудо сам».


Цель: развивать навыки исследовательской деятельности и прогнозировать результаты собственной деятельности, «полезности» и «вредности» собственного духовно-творческого продукта.
Задачи: 1. Обеспечивать самостоятельность детей в исследовательской деятельности. 2. Развивать навыки исследовательской работы. 3. Развивать продуктивное мышление. 4. Развивать самопознание и самопонимание. 5. Воспитывать уважение к индивидуальным способностям каждого человека при работе в группе. 6. Учить детей оценивать результаты работы с позиций созидательности для окружающего мира.
Этапы занятия:
Предварительный этап: мотивационная фаза и целеполагание.


1 этап - насыщение исследовательской среды по блокам.

Живой мир: здесь могут быть прорастающие семена, изображения животных с детенышами, наблюдение за рыбками, насекомыми, попугай, ростомер и т.д.
Рукотворный мир: все, что сделано руками человека. Это могут быть изображения разнообразных зданий, произведений искусства, а также детские поделки, рисунки и т. д. К этому же блоку можно отнести приготовление пищи.
Мир отношений и чувств: моделирование позитивных отношений, например, взаимопомощи, взаимоподдержки, а также фотографии, иллюстрации.
Мир физических явлений: магнит, термометр, моделирование
круговорота воды в природе, снег, лед, вода, пар и т. д.


2 этап - исследовательско-аналитический.

На этом этапе происходит поиск ответов на вопросы. Каждым ребенком создаются коробки исследователя. В них дети складывают всё, что посчитают важным и нужным для исследования. Не ограничивайте детей в сборе коробки. Далее следует этап распаковки. Ребята рассказывают, что и почему появилось в их коробке исследователя. В этот момент часто рождаются классификации, коллекции чего-либо. После распаковки коробки- исследователя у детей рождаются гипотезы, идеи.
Этапы исследования могут быть свернуты ребенком. Это его путь. Следует дать направляющие исследовательской деятельности, но требовать их строгого исполнения. Мы разработали систему фраз, отражающих исследовательский поиск. Фразы сформулированы в формате «продолжи фразу»:
- надо узнать.... (мотивационная фаза);
- хочу понять (целеполагание);
- ищу ресурсы/ собираю (создание и распаковка копилки);
- предполагаю (выдвигаем гипотезы);
- уточняю.. (проверка предположений через эксперименты,
соцопросы, уточнение информации с помощью взрослых,
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ.);
- придумываю .... (создание духовно-творческого продукта, отличающегося личным авторским почерком - это может быть и только идея)
Систематизация материалов исследования проходит по системному оператору/ схеме талантливого мышления (рисунок 3):

 

Это что-то часть чего-то

 

Чем-то было это

Если мы рассмотрим что-то,

Что-то будет

что-то

это что-то для чего-то

это что-то

 

Это что-то из чего-то

 

Рис. 3. Системный оператор


- Что такое чудо?
- Что делает чудо?
- Частью чего или кого является чудо?
- Из чего состоит чудо?
- Чем оно было раньше?
- Каким оно будет в будущем? Каковы плюсы и минусы этого чуда в будущем и для кого?
Далее полученные продукты: идеи, объекты рукотворного и природного мира и т.д. рассматриваются с точки зрения увеличения и уменьшения различных их параметров: размер, время, стоимость, необходимость, применяемость и др. Таким образом, происходит осмысление, проектирование творческого продукта. В конце этого этапа детей нужно подвести к самостоятельной классификации и систематизации изученного материала. Значимый взрослый при этом оказывает помощь и поддержку, не навязывая собственные идеи и классификации, а направляя, раскрывая зону актуального и ближайшего развития.
3 этап - духовно-творческая рефлексия.
Оценивание детьми результатов своей работы, а также осознание значимости личностного творческого продукта для себя и других. «Что было бы, если бы...» и «Что хорошего и плохого, если реализовать.. .и для кого?»
Большое внимание на этом этапе отводится духовно-нравственной ценности и направленности существования и применения полученного продукта.
Подводя итог, отметим, что духовно-творческий потенциал, заложенный в ребенке от рождения, проявляется уже в раннем возрасте. Он станет опорой для одаренного человека в течение всей жизни.

Источник: Емельянова, И.Е. Кокон одаренности: учебное пособие студентов, педагогов, родителей / И.Е. Емельянова - Екатеринбург: Изд-во Универсум, 2022. - 60 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.