Паршонок Т.В., г. Барнаул, АлтГПУ Научный руководитель: Холодкова О.Г., канд. Психол. Наук, доцент Выпускники школы готовятся во взрослую самостоятельную труцовую жизнь. Старшекласснику надо решить проблемы, связанные с социумом и будущим местом в нем. Старшеклассников волнуют многие проблемы: как определить свое место в жизни, как выбрать профессию в соответствии со своими интересами и способностями, как найти цель в жизни и как ее достичь, как стать полезным обществу, и многие другие.
Вопросам, изучающим проблемы формирования личности на данном этапе онтогенеза, уделялось внимание в трудах известных психологов (Л.И. Божович,1968; А.В. Захарова, 1976; И.С. Кон, 1978; Б.С. Круглов, 1983; И.К. Кузнецова, 1987; А.С. Мудрик, 1977, Н.Н. Толстых, 1984; Е.А. Шумилин, 1979 и др.). По их мнению, переход от подросткового к раннему юношескому возрасту связан с резкой сменой внутренней позиции. Они считают, что вопрос выбора профессии старшеклассниками тесно связан с устремленностью в будущее и определяет направление развития личности в сфере профессиональной реализации. Общепризнанно, что в психологии ранней юности профессиональное самоопределение - главное новообразование возраста. Именно в этот период появляется то, что возникает в окружающей обстановке выпускников, в условиях их жизни. Это является качественной характеристикой окружения, в котором осуществляется становление индивида в период юности.
Полагая, что самоопределение в ранней юности главный момент, все же позволим себе сделать некоторое уточнение. Последние достижения психологов позволяют нам сделать выводы, что у учащихся выпускных классов возникает лишь готовность к самоопределению, результат профессионального самоопределения наступает много позже (а иногда не наступает вообще). Если провести аналогию между состоянием психологической готовности учащихся 9-х, 11-х классов и первоклассников, то мы можем отметить некоторое сходство. Говоря о первокласснике, мы прогнозируем его успешность в освоении школьной программы, коммуникативной сфере, развитии его индивидуальности. О ребенке, поступившем в первый класс, мы не говорим, что он «готов» к обучению, мы предполагаем его психологическую готовность или неготовность к познанию школьной жизни. Эта готовность формируется у ребенка с рождения, через взаимодействие со взрослыми, другими детьми, игру, посещение дошкольного учреждения. С момента начала школьной жизни, приобретая статус учащегося, ребенок в течение одиннадцати лет, получая знания, взаимодействуя и приобретая опыт общения с педагогами, сверстниками, получая мыслительные и трудовые навыки, обучаясь в коллективе, формируясь как индивид, готовится к вступлению во взрослую жизнь. Следовательно, на момент окончания школы, юноша или девушка должны быть подготовлены к жизни в обществе за стенами школы, заняв в нем определенное место. Какое место? Мы пока не знаем, но молодые люди должны быть готовы к его определению в соответствии со своими устремлениями, интересами, мотивацией на перспективу реализации на своем жизненном пути. В связи с этим, главное новообразование выпускника школы с нашей точки зрения - мотивация, желание, намерение к реализации себя в будущей жизни, а именно: 1) зрелость психических структур, в первую очередь самосознания; 2) сформированность интересов, дающих насыщенную полноту, главные из которых духовные потребности, этические ценности, устремленность в будущее; 3) формирование профессиональной направленности личности, как итог прогресса и осмысления своих умений и талантов каждым выпускником.
Кроме того, психологическое намерение жить во взрослом обществе, найти свое место в жизни, предусматривает недовершенные в своем развитии психические конструкции и особенности, а именно, взрослость индивида, которая содержит в себе возможность совершенствования (психическое намерение), личностного роста в настоящем времени и в перспективе. Школьная психологическая служба может и должна быть заинтересована в развитии и реализации этих ресурсов, именно в этом ее основное содержание. Одним из аспектов деятельности школьного практического психолога является психолого-педагогическое сопровождение процесса профессионального самоопределения обучающихся, и чем раньше это сопровождение начнется, тем более успешным будет дальнейшая профессиональная, да и личная жизнь наших детей.
Библиографический список
1. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности : Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - Москва : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК» 1997. - 352 с. 2. Кон, И. С. Психология ранней юности. - Москва : Просвещение, 1989. -256 с. 3. Мудрик, А. В. Социальная педагогика : Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. - Москва : Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с. 4. Шумилин, Е. А. Психологические особенности личности старшеклассника / Е. Шумилин. - Таллинн : Валгус, 1982. - 128 с. Источник: Актуальные вопросы педагогики и психологии образования : материалы XI Всероссийской научнопрактической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов, студентов c международным участием, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, г. Барнаул, 28-29 мая 2020 года / под науч. ред. О. Г. Холодковой, Л. И. Сигитовой. - Барнаул : АлтГПУ, 2020 |