Астафьев Алексей Евгеньевич студент Научный руководитель Пазухина Светлана Вячеславовна д-р психол. наук, доцент ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область
Особенности подростков, испытывающих чувство одиночества в подростковом возрасте, и их дальнейшее сопровождение
Ключевые слова: одиночество, переживание одиночества, тревожность, самочувствие, особенности.
Тема одиночества как одна из проблем общества озвучена в трудах различных ученых, писателей, философов. Многие ученые писатели и философы посвящали свои работы данной теме. Подростки испытывают чувство одиночества по разным причинам: чувствуют свою отчужденность от мира, ненужность, невозможность стать счастливым в этом мире. Эти мысли могут сопровождается грустью, обидой, разочарованием в себе и жизни, различными страхами. Можно сказать, что актуальность исследуемой проблемы выражается в том, что переживание одиночества у подростка может перерасти в устойчивое негативное психическое состояние, накладывающее отпечаток на все остальные чувства и переживания, стать препятствием для личностного роста и развития. В отечественной психологии изучение одиночества, как психологического феномена, связано с именами: К.А. Абульхановой-Славской, С.Г. Корчагиной, Ж.В. Пузановой, Л.И. Старовойтовой, Г.М. Тихонова, С.Г. Трубниковой; в исследование культурно-исторических форм одиночества внесли вклад С. А. Ветров, О.В. Данчева, Н.Е. Покровский, Ю.М. Швалб, Т.А. Шкурко и многими другими. Вот как трактуют это понятие разные ученые, например, В.А. Андрусенко, обуславливает одиночество изоляцией, и так же предлагает другой его аспект: «...Душевное одиночество - необходимый этап в определении возможностей своего «Я», как свободного самоопределения и самоутверждения в мире». Такой подход вводит одиночество в систему понятий, моделирующих процесс формирования человеческой личности. Признание возможности позитивной, развивающей роли одиночества дает исследователю новые перспективы в изучении и осмыслении этого феномена [1]. В нашей работе за основу было взято определение С.Г. Корчагиной. Она описывает одиночество как постоянное непреодолимое ощущение, которое сопровождается чувством собственной всесильности и эгоцентризма, в основе которого лежат: ранний нарциссизм, мания величия, враждебность со стороны окружающих [2]. Обобщая вышесказанное, можно сказать, что определение одиночества многогранно, и связано с большим количеством факторов. Все определения дают понять, одиночество - это прежде всего состояние человека, находящегося в ситуации реальной или мнимой коммуникативной изоляции от других людей, разрыва социальных связей или же отсутствия значимого для человека общения. В ходе этого исследования была проанализирована психологическая литература по проблеме одиночества и подобраны методики для диагностики. Диагностический инструментарий подобран с учётом возрастных особенностей и специфики исследования. В программу эксперимента были включены шесть диагностических методик, направленных на выявление характеристик темперамента, оценки самочувствия, активности и настроения, оценки склонности к немотивированной тревожности, определения уровня одиночества, глубины, и его вида. Выбранные методики соответствовали цели эксперимента и позволяли изучить особенности проявления одиночества у подростков, а также оценить их самочувствие и склонность к тревожности. Для исследования был выбран контингент учащихся средней школы, в возрасте от 13-15 лет. Выборка включает в себя группу из 20 человек. Для получения достоверной и точной информации об изучаемом явлении выбран такой метод диагностики как тестирование. В диагностическую программу вошли следующие методики: - Личностный опросник EPI (Г. Айзенк). - Методика САН диагностика психоэмоционального состояния человека В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, М. П. Мирошников, В. Б. Шарай. - Шкала субъективного ощущения одиночества (UCLA Loneliness Scale). - Тест-опросник, разработанный Д. Расселлом. - Экспресс-диагностика Бойко. - Опросник «Одиночество» (С. Г. Корчагина). - Опросник для определения вида одиночества С.Г. Корчагина. На основе результатов исследования можно предположить, что особенности подростков, испытывающих чувство одиночества в подростковом возрасте, заключаются прежде всего в степени переживания негативных эмоций и в способности противостоять, и справляться с трудностями. В каких-то случаях это чувство негативно влияет на человека, в каких то, подросток даже может не замечать его протекание. В большинстве случаев подростки могут сами справится с временным чувством одиночества. Переживание состояния одиночества для подросткового возраста в большей степени является последствием полового созревания, сепарации от родителей, поиска новых контактов, и понимания среди сверстников. Большая часть детей, может самостоятельно справится с проявлением одиночества. Но есть и те школьники, которым данный период, самостоятельно, пройти очень тяжело, что может приводить к неблагоприятным последствиям. У таких детей присутствие чувства одиночества, прежде всего, имеет негативный характер. Можно сказать, что оно проявляется в замкнутости и закрытости, повышенной тревожности, неудовлетворённости и сниженной самооценке. Эти подростки могут испытывать непонимание со стороны других учеников, могут быть застенчивы, испытывать проблемы в учебе. В результате диагностики были получены данные, которые говорят о том, что большая часть выборки легко переживает одиночество, и не нуждается в какой-либо помощи. А именно около 65% выборки. Так же в выборке присутствовали дети, которые испытывали какие- либо проблемы. У них была повышенная тревожность в некоторых случаях - необоснованная. Отмечается плохое самочувствие, сниженная активность, плохое настроение, они были эмоционально нестабильны. Именно у 35% детей, была продиагностирована высокая степень одиночества, и крайние формы его переживания. Была собрана статистика, проявления чувства одиночества, определена специфика проявления одиночества у подростков. У небольшого числа детей была продиагностирована высокая степень одиночества, и крайние формы его переживания. Все это отражается на их коммуникации, выполнении каких-либо групповых заданий, или же взаимодействия с другими учениками класса. Такие дети могли испытывать дискомфорт при нахождении в классном коллективе, или же в незнакомой компании, чувствовать себя подавлено. В особо тяжелых случаях такие подростки имеют негативные особенности характера: замкнуты, тяжело переживают неудачи. Из-за своих особенностей могут быть непо- няты, или же неприняты классом, обществом. Можно сказать, что таким детям необходимо сопровождение, грамотная помощь психолога, и содействие родителей. Такие ученики, могут не справится с учебной, психологической и эмоциональной нагрузкой, что может повлиять на их дальнейшую жизнь. Таким образом, можно сказать, что в большинстве случаев переживание одиночества в подростковом возрасте, протекает без каких-либо проблем. Но есть дети, которым требуется помощь психологов, и содействия родителей, в преодолении этого эмоционального состояния. Одиночество у таких подростков может перерасти в устойчивое негативное психическое состояние, накладывающее отпечаток на все остальные чувства и переживания, стать препятствием для личностного развития.
Список литературы 1. Андрусенко В. А. Словарь душевных и духовных терминов / В. А. Андрусенко // Формирование духовности. - Оренбург, 1997. 2. Корчагина С.Г. Психология одиночества: учебное пособие / С.Г. Корчагина. - М.: Московский психологосоциальный институт, 2008. 3. Пазухина С.В. Социальная неуспешность в подростковом возрасте: причины и коррекция: монография / С.В. Пазухина, А.В. Кузьмина. - Saarbrucken (Germany): LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015. - 121 с. 4. Пазухина С.В. Влияние индивидуально-типических особенностей подростков на их учебную активность / С.В. Пазухина, А.А. Очинашко // Уральский научный вестник. - 2017. - Т. 3, №6. - С. 72-75. Источник: Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : сборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. / гл. науч. ред. И. Л. Федотенко, С.В. Пазухина; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула, 12 октября 2022 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 416 с. |