Гришина Валерия Сергеевна магистрант ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ САМОСОЗНАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Ключевые слова: самосознание, старшие дошкольники, патриотизм, национальное воспитание, культура, традиции.
В настоящее время происходит актуализация проблем формирования самосознания у детей старшего дошкольного возраста. Велика потребность определения степени важности человека в современных условиях, а также его способностей преобразовывать окружающий мир и собственную личность. О первичном приобщении ребенка к национальной культуре написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение и гордость за родину, что, в свою очередь, развивает в дошкольнике умение оценивать, дифференцировать плохие и хорошие поступки, умение мыслить, видеть и предвидеть свое прошлое, настоящее будущее, а также временные отрезки своей страны. Самосознание является сложной психологической структурой, которая постепенно начинает свое становление именно в дошкольном возрасте. «Самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения собственных и окружающих; целостная возможность оценить себя и своего места в жизни» - трактует А.Г. Спиркин [3]. У детей старшего дошкольного возраста содержание представлений о себе состоит из набора качеств, возможностей и свойств. Накопление данных о своих возможностях происходит вследствие общения со сверстниками, взаимодействия со взрослыми, знакомства с историей окружающего мира, социализации. Благодаря связи между опытом дошкольника и опытом, который передают ему старшие поколения в качестве прививания социально-нравственных норм, происходит формирование целостного образа Я. Сравнение и сопоставление не только развивает когнитивные качества, но также затрагивает поведенческий компонент. Оценивание себя всегда формируется на основе оценок своих ровесников и авторитетных, важных для ребенка взрослых [4]. Национальная культура открывает двери перед ребенком в мир освоения богатств, традиций, ценностей, формирования собственной личностной культуры. Период дошкольного детства по психологическим особенностям является наиболее сенситивным для закладывания основ национального самосознания, потому что данный возраст характеризуется доверчивостью и открытостью к взрослым, стремлением дублировать их действия, развитие эмоционального интеллекта, интереса к окружающему миру. Яркие впечатления откладываются в памяти, ребенок способен пронести их всю свою жизнь, они же обязательно окажут глубокое воздействие на его развитие. Формирование патриотического самосознания должно ориентироваться на другие компоненты самосознания старших дошкольников, к которым можно отнести когнитивный, поведенческий и эмоциональный компоненты. Когнитивный составляет представление детей- дошкольников об окружающей среде, людях, видах их деятельности; об истории и культуре своей страны, на основе которых формируется этнический поведенческий компонент самосознания. Эмоциональный компонент патриотических чувств возможно представить как систему переживаний, которые связаны с восприятием окружающего мира. Их возможно разделить на несколько категорий: - лирические эмоции - «чувство родного» - это упоминание о близких людях, о родных краях, местах, где родился и вырос; - эстетические эмоции - эмоционально- чувственное отношение к окружающему, которое возникает при созерцании красивых знакомых мест, переживания положительного эмоционального отношения к народному творчеству и искусству; - гностические эмоции - их возникновение обусловлено знакомством с родными краями, местностями, страной; с обычаями и традициями не только своей национальности, но и других [2]. Поведенческий компонент представлен через действия, которые влияют на формирование патриотического поведения дошкольников; закрепление патриотических свойств и отношений через включение ребенка в предметно- практическую деятельность патриотической направленности, осуществляющаяся под руководством наставника. Анализ образовательных программ и методических подходов показал, что существуют педагогические акценты, которые важно применять для управления развитием патриотических чувств у старших дошкольников. Итак, первый пункт - это опора на собственный опыт воспитанника в познании окружающего мира, проявление его в творческой и игровой деятельности в определенной социокультурной среде. Второй, немаловажный пункт - учет индивидуально-личностных особенностей и возрастных особенностей для выбора наиболее подходящих форм и методов развития патриотического самосознания. Акцент на действия детей в различной познавательной, игровой и жизненной ситуации, а также опыт других людей, который транслируется через детскую художественную литературу, фильмы и мультфильмы. Использование разных видов деятельности для самостоятельных «открытий» детей, которые лучше запоминаются, так как это собственный, полученный в ходе работы, опыт. Стоит отметить важность эмоционального комфорта дошкольника, который способствует развитию всех компонентов самосознания. Когда ребенок находится среди любимых людей и предметов, окружен заботой и вниманием; его жизнь наполнена радостными моментами, он испытывает эмоциональный комфорт. Это состояние переносится на его отношение к окружающему и окружающим. «Я люблю, ценю и понимаю своих близких, свой дом, свою улицу, свой город, свою страну». Характер и содержание воспитания патриотизма у старших дошкольников является результатом организованного психолого-педагогического процесса. Для всестороннего развития имеет важность использование разных видов деятельности. Организация психолого-педагогического процесса должна быть основана на многообразии сочетания форм, методов и приемов взаимодействия с детьми. Они способствуют «активному» познанию: формирование субъектной позиции дошкольника в освоении культурного наследия, проявление заинтересованности к изучению родного края, проживание положительного эмоционального отношения к творчеству своего народа и конечно желание проявлять познавательные и творческие умения [1]. Итак, можно сделать вывод, что при разнообразии подходов к определению самосознания, форм и методов его развития у детей старшего дошкольного возраста, существует взаимосвязь между патриотическими чувствами и компонентами самосознания, которая закладывается благодаря правильной организации и воздействию. Воспитание любви и уважения к окружающей среде, к своему народу и своим традициям, развитие самостоятельности в познании окружающего мира и самого себя формируются последовательно и системно, помогая ребенку раскрыть свой потенциал, свои качества, а также узнать больше об истории и значениях своего государства. Ведь только знакомство и любовь к своему родному краю дает возможность, верно расценивать и трактовать поступки не только свои, но и других. Каждодневное открытие мира - познание себя, человечества и Отечества, их красоты и величия - неотъемлемый ежедневный ритуал, который украшает нас изнутри.
Список литературы 1. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Короткова. - М.: ЛИНКА ПРЕСС, 2007. - 2008 с. 2. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие / М.Д. Маханева. - М.: ТЦ «Сфера», 2009. 3. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание / А.Г. Спиркин. - М.: Политиздат, 1972. - С.303. 4. Якобсон С.Г. Становление ранних форм самосознания детей / С. Г. Якобсон, Л.Р. Ади- лова // Вопросы психологии. - 2009. - №1. - С. 12-22. Источник: Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : сборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. / гл. науч. ред. И. Л. Федотенко, С.В. Пазухина; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула, 12 октября 2022 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 416 с.
|