На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Формирование патриотических чувств как фактор становления самосознания у старших дошкольников
Формирование патриотических чувств как фактор становления самосознания у старших дошкольников
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Гришина Валерия Сергеевна магистрант
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область


ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ САМОСОЗНАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ключевые слова: самосознание, старшие дошкольники, патриотизм, национальное воспитание, культура, традиции.


В настоящее время происходит актуализация проблем формирования самосознания у детей старшего дошкольного возраста. Велика потребность определения степени важности человека в современных условиях, а также его способностей преобразовывать окружающий мир и собственную личность. О первичном приобщении ребенка к национальной культуре написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение и гордость за родину, что, в свою очередь, развивает в дошкольнике умение оценивать, дифференцировать плохие и хорошие поступки, умение мыслить, видеть и предвидеть свое прошлое, настоящее будущее, а также временные отрезки своей страны.
Самосознание является сложной психологической структурой, которая постепенно начинает свое становление именно в дошкольном возрасте. «Самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения собственных и окружающих; целостная возможность оценить себя и своего места в жизни» - трактует А.Г. Спиркин [3].
У детей старшего дошкольного возраста содержание представлений о себе состоит из набора качеств, возможностей и свойств. Накопление данных о своих возможностях происходит вследствие общения со сверстниками, взаимодействия со взрослыми, знакомства с историей окружающего мира, социализации. Благодаря связи между опытом дошкольника и опытом, который передают ему старшие поколения в качестве прививания социально-нравственных норм, происходит формирование целостного образа Я. Сравнение и сопоставление не только развивает когнитивные качества, но также затрагивает поведенческий компонент. Оценивание себя всегда формируется на основе оценок своих ровесников и авторитетных, важных для ребенка взрослых [4].
Национальная культура открывает двери перед ребенком в мир освоения богатств, традиций, ценностей, формирования собственной личностной культуры.
Период дошкольного детства по психологическим особенностям является наиболее сенситивным для закладывания основ национального самосознания, потому что данный возраст характеризуется доверчивостью и открытостью к взрослым, стремлением дублировать их действия, развитие эмоционального интеллекта, интереса к окружающему миру.
Яркие впечатления откладываются в памяти, ребенок способен пронести их всю свою жизнь, они же обязательно окажут глубокое воздействие на его развитие.
Формирование патриотического самосознания должно ориентироваться на другие компоненты самосознания старших дошкольников, к которым можно отнести когнитивный, поведенческий и эмоциональный компоненты.
Когнитивный составляет представление детей- дошкольников об окружающей среде, людях, видах их деятельности; об истории и культуре своей страны, на основе которых формируется этнический поведенческий компонент самосознания.
Эмоциональный компонент патриотических чувств возможно представить как систему переживаний, которые связаны с восприятием окружающего мира. Их возможно разделить на несколько категорий:
- лирические эмоции - «чувство родного» - это упоминание о близких людях, о родных краях, местах, где родился и вырос;
- эстетические эмоции - эмоционально- чувственное отношение к окружающему, которое возникает при созерцании красивых знакомых мест, переживания положительного эмоционального отношения к народному творчеству и искусству;
- гностические эмоции - их возникновение обусловлено знакомством с родными краями, местностями, страной; с обычаями и традициями не только своей национальности, но и других [2].
Поведенческий компонент представлен через действия, которые влияют на формирование патриотического поведения дошкольников; закрепление патриотических свойств и отношений через включение ребенка в предметно- практическую деятельность патриотической направленности, осуществляющаяся под руководством наставника.
Анализ образовательных программ и методических подходов показал, что существуют педагогические акценты, которые важно применять для управления развитием патриотических чувств у старших дошкольников.
Итак, первый пункт - это опора на собственный опыт воспитанника в познании окружающего мира, проявление его в творческой и игровой деятельности в определенной социокультурной среде.
Второй, немаловажный пункт - учет индивидуально-личностных особенностей и возрастных особенностей для выбора наиболее подходящих форм и методов развития патриотического самосознания.
Акцент на действия детей в различной познавательной, игровой и жизненной ситуации, а также опыт других людей, который транслируется через детскую художественную литературу, фильмы и мультфильмы.
Использование разных видов деятельности для самостоятельных «открытий» детей, которые лучше запоминаются, так как это собственный, полученный в ходе работы, опыт.
Стоит отметить важность эмоционального комфорта дошкольника, который способствует развитию всех компонентов самосознания. Когда ребенок находится среди любимых людей и предметов, окружен заботой и вниманием; его жизнь наполнена радостными моментами, он испытывает эмоциональный комфорт. Это состояние переносится на его отношение к окружающему и окружающим. «Я люблю, ценю и понимаю своих близких, свой дом, свою улицу, свой город, свою страну».
Характер и содержание воспитания патриотизма у старших дошкольников является результатом организованного психолого-педагогического процесса. Для всестороннего развития имеет важность использование разных видов деятельности. Организация психолого-педагогического процесса должна быть основана на многообразии сочетания форм, методов и приемов взаимодействия с детьми. Они способствуют «активному» познанию: формирование субъектной позиции дошкольника в освоении культурного наследия, проявление заинтересованности к изучению родного края, проживание положительного эмоционального отношения к творчеству своего народа и конечно желание проявлять познавательные и творческие умения [1].
Итак, можно сделать вывод, что при разнообразии подходов к определению самосознания, форм и методов его развития у детей старшего дошкольного возраста, существует взаимосвязь между патриотическими чувствами и компонентами самосознания, которая закладывается благодаря правильной организации и воздействию. Воспитание любви и уважения к окружающей среде, к своему народу и своим традициям, развитие самостоятельности в познании окружающего мира и самого себя формируются последовательно и системно, помогая ребенку раскрыть свой потенциал, свои качества, а также узнать больше об истории и значениях своего государства. Ведь только знакомство и любовь к своему родному краю дает возможность, верно расценивать и трактовать поступки не только свои, но и других. Каждодневное открытие мира - познание себя, человечества и Отечества, их красоты и величия - неотъемлемый ежедневный ритуал, который украшает нас изнутри.


Список литературы
1. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Короткова. - М.: ЛИНКА ПРЕСС, 2007. - 2008 с.
2. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие / М.Д. Маханева. - М.: ТЦ «Сфера», 2009.
3. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание / А.Г. Спиркин. - М.: Политиздат, 1972. - С.303.
4. Якобсон С.Г. Становление ранних форм самосознания детей / С. Г. Якобсон, Л.Р. Ади- лова // Вопросы психологии. - 2009. - №1. - С. 12-22.

Источник: Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : сборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. / гл. науч. ред. И. Л. Федотенко, С.В. Пазухина; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула, 12 октября 2022 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 416 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.