В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы определению качественно новых подходов к организации этой деятельности. на наш взгляд, одним из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста является народная культура. Необходимо отметить, что данная проблема всегда являлась одной из приоритетных в деле воспитания подрастающего поколения. так, еще в 50-е годы ХХ столетия о необходимости патриотического воспитания детей дошкольного возраста говорили известные советские ученые Е.И. Радина и А.П. Усова. Они считали дошкольный возраст благоприятным периодом для формирования у детей чувства привязанности, интереса к родному краю, живого, эмоционального участия в событиях, происходящих вокруг и доступных ребятам.
Е.И. Радина разработала программу ознакомления с общественными явлениями, определила последовательность формирования представлений у детей в процессе патриотического воспитания. Большое воспитательное значение она придавала родному языку и родной природе, а позже уже взрослые помогают ребенку разобраться в сущности общественных явлений, дают первые понятия о родине. Именно ей принадлежит заслуга научного обоснования отбора знаний об общественных явлениях для детей дошкольного возраста. она указала, что важно не количество познавательного материала, а лишь наиболее ценное, наиболее понятное, на основе чего можно воспитывать чувство патриотизма, интереса и любви к своей родине. наиболее глубоко проблему патриотического воспитания у детей дошкольного возраста исследовала российский ученый С.А. Козлова, которая определила условия и средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста. одним из важных условий воспитания патриотических чувств у ребенка она называла создание определенной обстановки вокруг него. Учитывая наглядно-образный характер мышления дошкольника, основными средствами воспитания любви к родине, по мнению С.А. Козловой, выступают художественное слово, музыка, изобразительное искусство, поскольку они помогают детям эмоционально воспринимать окружающий мир. Кроме того, искусство помогает детям воспринимать то, что они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни. Оно создает тот эмоциональный фон, на котором легче усваиваются знания. окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество, через которое ребенок выражает свое отношение к миру. При этом С.А. Козлова подчеркивает, что знакомство с художественными произведениями, рассказывающими об общественной жизни страны, только тогда достигает цели, когда оно находит продолжение в игровой, изобразительной и театральной деятельности детей. важным моментом в процессе формирования высших нравственных чувств С.А. Козлова считает и личность воспитателя. взрослый учит его понимать окружающую действительность, определенным образом к ней относится, наконец, учит способам участия в ней, в доступной форме знакомит с моральными нормами и принципами. Первой в нашей республике проблему патриотического воспитания детей дошкольного возраста начала изучать Л.Е. Никонова. Исследуя возможности воспитания начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, она подчеркивает, что эффективность данного процесса зависит от понимания его сущности. Ею выделены структурные компоненты процесса патриотического воспитания, характеризующие такую сложную нравственную категорию, как чувство патриотизма, а именно интеллектуальный, эмоциональный и действенно-практический компоненты. Так, Л.Е.Никонова предложила включить в содержание интеллектуального компонента следующий объем представлений и понятий об окружающем мире: - социальные знания (название города, его достопримечательности, название республики, знание ее столицы, символов и др.); - знания о жизни народа (труд людей своего края; особенности народного творчества и др.); - природоведческие знания (особенности природы родного края; отношение людей к природе); - исторические сведения (сведения из истории города, края). Эмоциональный компонент, с точки зрения исследователя, пронизывает все другие компоненты качества и характеризуется переживанием ребенком отношения к знаниям о родной стране. Проявляется он в любви к родному городу, краю, стране; интересе к событиям, здесь происходящим; гордости за трудовые и боевые заслуги народа; восхищении народным творчеством; любви к родному языку; восхищении природой родного края. Учитывая наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольника, особое значение она придавала деятельностному компоненту, включающему игровую, учебную, трудовую и изобразительную деятельности. некоторые вопросы патриотического воспитания детей дошкольного возраста поднимались в исследовании И.Ч. Красовской, которая рассматривала совместную деятельность учреждения дошкольного образования и семьи как основное средство формирования у детей старшего дошкольного возраста к интересным явлениям общественной жизни. Возможности использования народного творчества в процессе формирования национального самосознания детей старшего дошкольного возраста изучала Л.Н. Воронецкая. важности приобщения ребенка к культуре своего народа посвящено достаточно исследований, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой ты живешь. Именно акцент на знании истории своего народа, его культуры, поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Таким образом, приобщение к народной культуре способствует началу формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Все образовательные программы, начиная с первой национальной программы «Пралеска», так и ныне действующей учебной программы дошкольного образования, содержат задачи, нацеленные на воспитание патриотических чувств уже в дошкольном возрасте: - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, улице, городу, стране; - формирование бережного отношения к природе и всему живому; - воспитание уважения к труду, человеку-труженику; - развитие интереса к белорусским традициям и народным промыслам; - формирование первоначальных представлений о белорусской народности. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту, так как воспитывают не только патриотические чувства ребенка, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Для решения вышеперечисленных задач необходимо учитывать следующие принципы: • непрерывность и преемственность образовательного процесса; • дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей и возрастных возможностей; • рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; • развивающий характер обучения, основанный на детской активности. Исходя из вышеизложенного, система работы по воспитанию любви к родному краю в учреждении дошкольного образования должна включать следующие направления: • воспитание любви к близким людям; • воспитание любви и бережного отношения к природе родного края; • формирование интереса к родному городу (поселку), его географическим и культурным ценностям. Воспитание любви к семье, к близким людям является той благоприятной эмоциональной средой, которая способствует формированию чувства любви к родному краю. нельзя полюбить землю, место, на котором родился и вырос, если нет привязанности к отцу и матери, к своим близким и родным людям. в дошкольном возрасте формируются первые представления о родственных связях (бабушки, дедушки, братья, сестры, племянники и т.д.). детям уже доступно понимание эмоционального состояния другого человека, проявление сочувствия, сопереживания, внимания и заботы в отношении к родителям, родным и близким. в программе указывается, что детей необходимо упражнять в адекватных формах поведения (необходимо сохранять спокойствие при болезни других, делать приятный сюрприз, если близкому человеку плохо, просить прощение, если обидел кого-нибудь). Как показывает практика, воспитатели испытывают затруднения при проведении работы в данном направлении. основными средствами убеждения детей являются произведения художественной литературы, а также поощрение или порицание. в педагогической литературе неоднократно подчеркивалась роль косвенных методов и приемов педагогического воздействия при воспитании нравственных убеждений. Изобразительное искусство, на наш взгляд, способствует такому косвенному воздействию. однако эффективность использования произведений искусства повысится, если ребенок будет иметь хотя бы минимальные искусствоведческие знания, то есть понимать язык изобразительного искусства, его средства выразительности. для организации работы по воспитанию любви и бережного отношения к природе родного края воспитателю необходимо отобрать произведения изобразительного искусства, в которых отражались бы характерные и особенные черты родной природы, ее растительного и животного мира. Работа по знакомству детей с природным миром родного края должна сочетаться с работой по воспитанию любви к родному городу (поселку). начинать эту работу лучше со знакомства с улицей, на которой находится детский сад, ее достопримечательностями. для непосредственного знакомства с улицами города (поселка), его памятниками архитектуры необходимо широко использовать пешеходные экскурсии. во время таких экскурсий взрослые должны поддерживать у детей эмоционально приподнятое, радостное настроение, вызывать чувство гордости за свой город или поселок, формировать любовь к нему, желание больше узнать о родном городе. для этого важно эмоционально рассказывать детям о наиболее значимых объектах родных мест - самой старой улице, наиболее интересных исторических зданиях, а также познакомить детей с современной архитектурой города или важных общественных зданиях своего поселка. Определяя содержание работы, мы руководствовались тем положением, что любовь к родному краю является сложным интегративным качеством личности. В связи с этим система работы должна включать знания о родном крае, которые должны усвоить дети, формирование эмоционально-положительного отношения к этим знаниям, а также разнообразную деятельность для закрепления полученных знаний и проявления возникших у детей чувств и отношений к воспринятому. Формирование у детей дошкольного возраста любви к родному краю заключается, прежде всего, в необходимой логической взаимосвязи разных сторон образовательного процесса, а также во взаимосвязи различных средств и методов воспитания. Такую задачу можно решить, умело сочетая наблюдения и экскурсии с чтением художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием произведений декоративно-прикладного искусства, картин и иллюстраций к книгам. Наглядность, образный язык искусства близок и доступен детям дошкольного возраста. Это помогает им лучше понять чувства, которые художник передает в своем произведении. Эстетические переживания, возникающие в процессе восприятия произведений, способствуют возникновению определенных эмоций и чувств. Устойчивость этих чувств обеспечивается самостоятельной творческой деятельностью детей, в которой закрепляется отношение к определенным явлениям окружающей действительности. Перед ребенком шире откроется окно в мир, ему легче будет сделать необходимые обобщения, проявить возникшие чувства. Исходя из вышеизложенного, педагогу в работе по патриотическому воспитанию детей учитывать следующее: 1. окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты и любознательность, должны быть национальными, что поможет ему с самого раннего возраста почувствовать сопричастность со своим народом. 2. обязательным фактором патриотического воспитания является природа родного края, особенно та, которая непосредственно окружает ребенка. во время прогулок в лес, в поле, к реке взрослый учит детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. так решаются задачи не только познавательные, эстетические, но, в конечном счете, и нравственные. 3. Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность. следует воспитывать у детей бережное отношение к природе родного края. осознать эту необходимость им помогут специальные беседы, чтение художественной литературы, включение в практическую деятельность. дети старшего дошкольного возраста уже способны принимать активное участие в защите природы. важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному краю, с желанием работать вместе со взрослыми по его благоустройству (озеленение, уборка улиц). 4. Эмоциональному восприятию окружающего мира детям поможет также искусство: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. особенно важно использовать в работе с дошкольниками изобразительное искусство, которое помогает увидеть то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства. для этого необходимо, чтобы произведения изобразительного искусства отражали в своем содержании общечеловеческие ценности (доброту, гуманное отношение к окружающему, любовь к людям и природе); чтобы в них были показаны характерные черты белорусской природы; чтобы в образах изображенных героев были отражены некоторые национальные черты. 5. Главным стержнем в работе по данному направлению является взаимосвязь между миром природы и миром искусства, развитие у детей способности видеть красоту в природе и в произведении искусства. основное назначение искусства заключается именно в этом, так как художник в своем произведении старается подчеркнуть красоту природы, передает свои чувства и отношение к природе родного края. 6. окружающий мир и искусство, народное творчество обогащают и стимулируют детское художественное творчество. дети с увлечением рисуют праздники и родную природу, передают свои впечатления о разнообразных общественных явлениях и праздниках. Чем интереснее и целенаправленней педагог организует наблюдения окружающего, тем содержательнее становится детское творчество. начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. он должен продумать, о чем рассказать детям, особо выделив особенности, характерные только для данной местности, доступно показать связь родного города (поселка) со всей страной в целом. Эффективность работы повысит системный подход, который должен включать в себя следующие направления: организацию пространственно-развивающей среды, использование разнообразных средств и методов народной педагогики в работе с детьми, а также активное привлечение родителей в образовательный процесс учреждения дошкольного образования. так, начинать работу необходимо с организации пространственноразвивающей среды, которая предполагает обеспечение методического кабинета конспектами занятий по проблеме социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами народной педагогики. считаем необходимым наличие в кабинете сценариев народных праздников, конспектов мероприятий различных форм работы с родителями и педагогами по обозначенной проблеме, а также наличие произведений белорусского декоративно-прикладного творчества. организация пространственно-развивающей среды в группе предполагает: - оформление уголка «белорусской культуры», в котором желательно иметь кукол в белорусских национальных костюмах, образцы народных игрушек и других элементов национальной культуры; - оформление детского книжного уголка и наличие в нем материалов устного народного творчества (сборников народных сказок, пословиц, поговорок, загадок, легенд); - пополнение музыкального уголка, в котором можно разместить картинки с изображением народных музыкальных инструментов, диски с белорусской народной музыкой и песнями, а также детские музыкальные инструменты (дудочки, цимбалы и т.п.); - включение в оформление родительского уголка странички «воспитываем белоруса»; - составление картотеки народных игр, произведений устного народного творчества. Мы предлагаем через различные интерактивные методические формы работы с родителями осуществлять их просвещение по данной проблеме. Целесообразным считается проведение совместных мероприятий для родителей и детей, что будет способствовать сплочению семьи и более глубокому восприятию родителями и детьми традиций народной педагогики. для реализации данного направления работы можно предложить следующие формы работы: 1. оформление уголка для родителей, подготовка памяток следующей тематики: «Жыву у Беларус i тым ганаруся», «Мудрость народной педагогики», «Народные обычаи и обряды, праздники и традиции», «Белорусские народные промыслы и декоративно прикладное искусство как средство воспитания детей», «Народный этикет». 2. Тренинг «Народная педагогика как средство социально-нравственного воспитания детей». 3. Круглый стол «Воспитательный потенциал народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей». 4. Консультация «Народная игра в жизни ребенка». 5. Деловая игра «Народная песня, музыка и танцы как средство социально-нравственного воспитания детей». 6. Спортивный праздник «Мама, папа, я - дружная семья». 7. Совместные народные развлечения «Дажынш», «Гуканне вясны», «Масленица» и др. 8. Семинар-практикум «Культура поведения: традиции и современность». Эффективность патриотического воспитания зависит от многообразия средств народной педагогики, используемых в образовательном процессе. Причем средства народной педагогики необходимо включать в разные виды детской деятельности: познавательно-практическую, общение, трудовую, игровую, художественную. В основу планирования работы в данном направлении возможно положить идею народного календаря, который характеризуется повторностью и периодичностью. на наш взгляд, через фольклорные праздники дети знакомятся с многообразием средств народной педагогики. возможно знакомство детей с такими народными праздниками, как «Дажыню», «Пакравы», «Дзяды», «Каляда», «Крещение», «Масленица», «Встреча весны», «Благовещенье», «Вялшдзень». Многоструктурность народного праздника позволяет органично знакомить детей с народными играми, народными песнями и танцами, с устным народным творчеством. Виды деятельности Содержание работы Общение - беседа или рассказ о предстоящем празднике, обычаях и приметах, с ним связанных; разучивание пословиц и поговорок по теме; - беседы о традициях проведения семейных праздников, рассуждения с детьми о подарках для своих родных, о подготовке к празднику. Познавательно практическая Образовательная область «Изобразительное искусство» и «Познание социума»: «Белорусские народные промыслы (ткачество, гончарство, соломоплетение, резьба по дереву); «Блюда белорусской народной кухни»; «Белорусский национальный костюм»; Образовательная область «Музыкальное искусство»: разучивание белорусских песен и народных танцев; игра на народных инструментах. Образовательная область «Развитие речи и культура речевого общения»: знакомство с белорусскими народными сказками, заучивание пословиц и поговорок, стихов белорусских поэтов. Трудовая Подготовка атрибутов и изготовление декораций для проведения развлечений и игр; изготовление сувениров и подарков в процессе ручного художественного труда. Игровая Разучивание белорусских народных игр и включение их в различные режимные моменты. Художественная Разучивание белорусских народных песен и плясок. На наш взгляд, все вышесказанное будет способствовать активному внедрению воспитательного потенциала, заложенного в различных средствах народного творчества, в образовательный процесс учреждения дошкольного образования и семью, укреплению семейных отношений, способствовать сплочению семьи, возрождению народных традиций, формировать национальное самосознание и любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа.
Источник: Актуальные вопросы дошкольного образования [Электронный ресурс] : учебно-методические материалы / И. Н. Батура [и др.] ; под общ. ред. И. А. Комаровой. - Электрон. данные. - Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2020. - Загл. с экрана. |