Экономическое образование - новое направление дошкольной педагогики. В последние десятилетия, в связи с переходом к рыночной экономике, встал вопрос о том, что современный человек должен обладать экономическим мышлением, деловыми качествами, высоким уровнем экономической культуры. Эти требования общества сделали проблему экономического образования актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как деньги, вещи, труд, стоимость. Общепризнано, что именно в этот период у ребенка закладываются основы фундаментальных понятий и представлений, в том числе и экономических.
Исследования последних лет в отечественной педагогической науке свидетельствуют о том, что нравственно-трудовое воспитание служит фундаментом экономического образования детей. одним из аспектов современной модели социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является нравственно-трудовой аспект, включающий в себя экономическое образование ребенка. Экономическое образование рассматривается как процесс формирования элементарных экономических представлений, знаний, понятий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, возможностями и потребностями обучающихся. современные ученые рассматривают экономическое образование как формирование экономического мышления, сознания, поведения, качеств личности, способствующих формированию рационального отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций. необходимо отметить, что в дошкольном детстве необходимо формировать лишь предпосылки экономического образования. Эффективное решение данной проблемы может быть достигнуто только посредством тесного взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи. История педагогики свидетельствует о том, что идея экономического образования детей зародилась в трудах древнегреческих философов Ксенофонта, Платона, Сократа, Аристотеля. важный этап в развитии идеи экономического образования детей дошкольного возраста связан с деятельностью великого чешского педагога Я.А. Коменского. в своих трудах он отмечает, что экономическое образование малолетних детей является составной частью развернутой системы обучения и воспитания от рождения ребенка до зрелости. Значительный вклад в развитие прогрессивных идей экономического образования детей внес швейцарский педагог И.Г. Песталоцци. Его мысли о единстве трех видов деятельности (домоводства, сельского хозяйства, промышленности) в организации жизни ребенка сохраняют свою актуальность и сегодня. следует отметить, что разрабатывая проблему трудового воспитания, он исходил из необходимости гармоничного развития всех сил и способностей ребенка. Роберт Оуэн одним из первых заговорил о большой воспитательной роли соединения производительного труда детей с обучением. Большое значение он придавал вопросам трудового воспитания детей. научное обоснование трудовой и социально-экономической роли воспитания было дано К. Марксом и Ф. Энгельсом. непосредственно вопросами экономического образования детей занималась Н.К. Крупская. Она считала важным вопросом выработку у детей навыков организации труда, формирование трудовых умений и навыков, соблюдение дисциплинированности, а также рекомендовала учащимся на занятиях и в процессе самообразования соблюдать правила строжайшей экономии времени и энергии. Вопросы экономического образования занимали одно из ведущих мест в педагогической системе А.С. Макаренко, который разработал цель и главные педагогические задачи хозяйственного воспитания. он высказывал важную мысль о том, что каждый ребенок, как член семьи, является полноправным членом семейного хозяйства. А.С. Макаренко называл экономическое воспитание хозяйством и отмечал, что хозяйственное воспитание наших детей должно заключаться в воспитании не только хозяйственного члена семьи, но и хозяина-гражданина. Целью экономического образования детей дошкольного возраста является формирование основ экономической культуры личности ребенка. В соответствии с целью в качестве задач экономического образования детей дошкольного возраста выступают: - формирование предпосылок экономического мышления воспитанников как процесса и итога познания в форме элементарных экономических представлений, знаний, понятий (труд как категория экономическая, деньги как социокультурное явление, реклама, полезные навыки и привычки в быту); - формирование базисных качеств экономического поведения и деятельности детей (бережливости, экономности, рациональности, деловитости трудолюбия); - создание условий для экономически грамотного поведения и деятельности детей дошкольного возраста. разработка содержания экономического образования детей дошкольного возраста - сложная психолого-педагогическая проблема, поэтому применительно к детям дошкольного возраста можно говорить только о некоторых предпосылках экономической подготовки. В настоящий период содержание основ экономического образования детей дошкольного возраста нашло отражение в ряде парциальных программ: А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика», Е.А. Курак, Л.А. Михиревой, А.Н. Орешиной «Экономическое воспитание дошкольников», М.Ф. Грищенко, Л.С. Ковальчук, Т.М. Жогла «Мы сами и экономика», Н. Селивановой «Царица экономика» и др. одной из первых программ, разработанных в данной области, является программа А.Д. Шатовой «дошкольник и экономика». данная программа построена на нескольких важных теоретических положениях, связанных с развитием личности ребенка: всякая личность развивается в деятельности; базовой деятельностью человека является труд; сущность экономического образования детей дошкольного возраста заключается в формировании различных потребностей и бережного отношения к окружающей природе и миру вещей. В разработанной А.Д. Шатовой программе выделено четыре раздела, вокруг которых автор группирует содержание основ экономических знаний и методику работы с детьми: «труд - продукт», «реклама», «Деньги», «Полезные навыки и привычки в быту». Содержание программы рассчитано на работу с детьми старшего дошкольного возраста и направлено на то, чтобы научить ребенка понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда взрослых; уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; осознавать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд - продукт - деньги»; понимать простые экономические понятия. реализация содержания программы проходит в двух направлениях. Первое - включение предложенного содержания в разные виды детской деятельности. Второе - локальное, представляет собой интеграцию содержания денной программы с обязательной программой воспитания и обучения детей, по которой работает учреждение дошкольного образования. Определенный интерес представляет программа «Экономическое воспитание дошкольников» (авторы: Е.А. Курак, Л.А. Михирева, А.Н. орешина). содержание программы включает в себя темы в виде циклов учебных ситуаций, при изучении которых дети в игровой форме знакомятся с основными экономическими понятиями. в результате проведенных исследований, А.А. Смоленцева отразила содержание экономических знаний в следующих темах: «Моя семья» (семейная экономика), «Мир денег» (деньги, цена), «Мой город» (производство полезных товаров), «Мир товаров» (основы маркетинга), «Моя страна» (ресурсы). осваивая эти темы, дети знакомятся с семейной экономикой, продуктами труда и их производителями, с окружающим их миром вещей, природы на региональном материале. оригинальную модель экономической подготовки детей в условиях дошкольных образовательных учреждений предлагают белорусские исследователи М.Ф. Грищенко, л.с. Ковальчук, т.М. Жогла. Ими разработана программа «Мы сами и экономика» для детей старшего дошкольного возраста. Программа предполагает ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром, созданным руками и умом человека, миром самих людей, их потребностями и способами их удовлетворения; формирование элементарного экономического мышления ребенка; понимание и усвоение детьми самых простых экономических категорий. Подача основ экономических знаний в программе дается в определенной логической последовательности: потребности людей, источники удовлетворения потребностей; создание средств существования, приобретение средств существования; деньги, их происхождение и функции, обмен и торговля. Программа «Мы сами и экономика» состоит из четырех разделов, каждый раздел делится на темы, изучение которых осуществляется на занятиях. тематика занятий в программе «Мы сами и экономика» соответствует программному содержанию и целям педагогической стратегии учебной программы дошкольного образования. в учебной программе дошкольного образования знакомство с азами экономики начинается со средней группы. совершенствование, углубление и систематизация полученных знаний осуществляется в старшей группе. Задачи в области экономического образования детей распределены по образовательным областям «ребенок и общество», «Элементарные математические представления». в средней группе в соответствии с учебной программой дошкольного образования детям даются первоначальные представления о семейном бюджете, они знакомятся с деньгами и их функциями, расширяются знания о разных профессиях, формируется уважение к людям труда. в старшей группе происходит расширение представлений детей о семейном бюджете, совершенствование и углубление знаний детей о деньгах, о том, что деньги зарабатываются трудом, обогащение представлений детей о труде людей, разнообразии человеческих профессий, формирование уважения к людям труда, воспитание положительного отношения к труду, культуре труда. необходимо отметить, что в настоящее время имеется опыт создания программ по экономическому образованию детей дошкольного возраста со стороны педагогов-практиков. Примером тому являются программы «Экономическая азбука» X Кондылевой и «Царица экономика» Н. Селивановой, разработанные на основе курса «Знакомство с экономикой», предложенного американской ассоциацией «Достижение молодых». Программа призвана знакомить детей с Концепцией свободного предпринимательства, учить понимать бизнес и экономику семьи. В программе дается основная информация о вопросах персональной и семейной экономики, о роли в ней производителей и потребителей. К условиям эффективного экономического образования детей дошкольного возраста следует отнести: — создание в учреждении дошкольного образования атмосферы значимости экономического образования воспитанников и его необходимости в практике работы с детьми; — создание соответствующей предметно-развивающей среды (центра гнома Эконома и центра экономической игротеки) для формирования, закрепления и самостоятельного применения элементарных экономических представлений, знаний, понятий; центра науки - для проведения опытов и экспериментов, направленных на формирование умений применять полученные знания в практической деятельности, обогащения экономического опыта в данной области; центра художественно-речевой деятельности, включающего подбор соответствующих литературных произведений с иллюстрациями, костюмами для их инсценировки, разные виды театров, альбомы с пословицами и поговорками, загадками экономического содержания и др; — систематическая и непрерывная работа в данном направлении; — тесное взаимодействие семьи и учреждения дошкольного образования в формировании основ экономической культуры личности ребенка; — диагностика уровня сформированности основ экономической культуры детей дошкольного возраста. К средствам экономического образования детей дошкольного возраста относятся все виды детской деятельности: игровая, элементарная трудовая, изобразительная, познавательно-практическая, художественно-речевая, элементарная учебная деятельность, общение. Усвоению элементарных экономических представлений, знаний, понятий, формированию базисных качеств экономического поведения и деятельности способствуют наглядные, словесные, практические и игровые методы обучения. в данных целях с воспитанниками можно провести наблюдение за трудом взрослых, рассматривание картин, просмотр видеофильмов, мультимедиа на соответствующую тему. в практике работы учреждения дошкольного образования могут широко использоваться беседы, чтение художественных произведений экономического содержания, составление рассказов, сочинение сказок. Качественному усвоению элементарных экономических представлений, знаний, понятий будут способствовать упражнения в решении задач, моделирование, выполнение опытов и экспериментов. Наибольшее распространение в экономическом образовании детей дошкольного возраста получили игровые методы: дидактические игры («Материальные потребности», «Какие бывают доходы», «для чего нужны деньги», «наличная сумма или сдача» и др.); сюжетно-дидактические игры («Банк», «Биржа», «Бюро добрых услуг», «семейный бюджет», «супермаркет», «Ярмарка», «Аукцион»). на игровых занятиях по математике можно предложить детям игровые ситуации, связанные с деньгами и ввести в оборот такое понятие, как валюта, объяснив, что доходы и расходы имеют не только денежное выражение. Источник: Актуальные вопросы дошкольного образования [Электронный ресурс] : учебно-методические материалы / И. Н. Батура [и др.] ; под общ. ред. И. А. Комаровой. - Электрон. данные. - Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2020. - Загл. с экрана. |