План лекции 1. Предмет, объект, функции педагогики. 2. Основные категории педагогики. 3. Структура и задачи педагогической науки. 4. Взаимосвязь педагогики с другими науками.
1.1. Предмет, объект и функции педагогики
Слово «педагогика» происходит от др.-греч. лш5ауюу1кр, что означает буквально «детовождение, детоведение». В Древней Греции педагог — раб (часто — неспособный к физическому труду), наблюдающий за ребёнком (лш5од - подросток, мальчик), отвечающий за посещение им школы. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и получила свое название наука о воспитании - педагогика. Педагогическая отрасль знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского. К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками. Самым общим образом педагогику можно определить, как науку о воспитании и обучении человека, прежде всего в детско-юношеском возрасте; как науку перевода опыта одного поколения в опыт другого. Педагогика - это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека. Педагогика изучает закономерности, принципы, содержание, методы, формы образования, воспитания, обучения. Объект науки представляет собой область действительности, совокупность реальных явлений и процессов, на изучение и обоснование которых направлена данная отрасль научных знаний. Предмет же науки, в свою очередь - это та сторона объекта, на изучение которой направлены конкретные исследования в данной области научных знаний. Таким образом, объект педагогики - это явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества (воспитание, образование, обучение); предмет педагогики - реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах. Педагогика не является изолированной областью человеческого знания, она связана со всеми науками, изучающими человека. К основным функциям педагогики отнесем теоретическую и технологическую. Теоретические функции педагогики реализуются на трех уровнях: 1) описательном (изучение передового, инновационного педагогического опыта); 2) диагностическом (выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся); 3) прогностическом (экспериментальные исследования педагогического процесса и построение более эффективных моделей этого процесса). Технологические функции педагогики также реализуются на трех уровнях: 1) проективном (разработка методических материалов, определяющих содержание и характер образования: учебные планы, программы, учебные пособия и методические рекомендации); 2) преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки в практику); 3) рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания, коррекция научно-практической деятельности).
1.2. Основные категории педагогики
Категориальный аппарат современной педагогики составляют такие емкие и общие понятия, отражающие ее сущность, как науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. К основным категориям педагогики отнесем: образование, обучение, воспитание, педагогическая система, педагогическое взаимодействие. Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, компетенции, отношений. Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта (знаний, умений, норм) от старших поколений к младшим, включающая в себя воздействие на личность общества в целом. В узком социальном смысле воспи тание — это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов (системы образования, семьи, церкви, СМИ и др.) с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений, ценностей и личностных качеств. Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. Как процесс обучение включает в себя две части: преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности и учение (деятельность ученика) как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование. Педагогическая система - множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе. Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения о воспитания с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии. Педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса. Преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях.
1.3. Структура и задачи педагогической науки
Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив информацию, превратилась в разветвленную систему педагогических наук. Структура педагогической науки состоит из следующих наук: 1. Общая педагогика, исследующая основные закономерности образования, которая состоит из четырех разделов (общие основы педагогики; теория обучения (дидактика); теория воспитания; управление образовательными системами.) 2. История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи. 3. Сравнительная педагогика, исследующая закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий. 4. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания человека на различных возрастных этапах. Она включает в себя преддошкольную (ясельную) и дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику среднего профессионального образования, педагогику высшей школы, андрогогику (педагогику взрослых). 5. Специальная педагогика (дефектология), которая исследует закономерности воспитания и обучения людей с физическими и психическими недостатками. В состав специальной педагогики входят следующие научные дисциплины: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия. Сурдопедагогика изучает закономерности обучения и воспитания слабослышащих и глухих, тифлопедагогика - незрячих и слабовидящих, олигофренопедагогика - умственно отсталых, логопедия - с нарушениями речи. Коррекционную педагогическую деятельность с детьми и подростками, имеющими незначительные отклонения в развитии и поведении, изучает коррекционная педагогика. 6. Методики преподавания различных дисциплин содержат специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам (языку, физике, математике, химии, истории и др). 7. Профессиональная педагогика изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную профессиональную сферу деятельности. 8. В зависимости от того, какая сторона человеческой деятельности взята за основу, выделяют различные виды отраслевой педагогики: военную, инженерную, спортивную, театральную, музейную, производственную, пенитенциарную (педагогику исправительно-трудовых учреждений).
1.4. Взаимосвязь педагогики с другими науками
Педагогика не является изолированной областью человеческого знания. Она связана со всеми науками, изучающими человека. В числе первых сложились связи педагогики с философией и психологией. Связь с философией - философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, служили методологическим основанием. Связь с психологией является наиболее традиционной, изучающей закономерности развития психики человека. Обширный материал о многомерности и многоликости человека дает педагогике и антропология . Пользуясь им, педагогика разрабатывает способы комплексного подхода в воспитании и обучении. Связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, так как и та и другая наука озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев население, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах. Образование является частью культуры, поэтому педагогика должна рассматриваться как элемент культуры. Педагогическая культура человека и общества является составляющей единой мировой культуры, и педагогические проблемы приобретают общекультурную значимость. В этом проявляется органичность связи педагогики с культурологией. Естественнонаучной базой педагогики являются биологические науки. Одна из важнейших задач педагогики - проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека, поэтому педагогика опирается на биологические исследования, изучающие индивидуальное развитие человека. Для разработки вопросов организации режимов труда и отдыха, гигиенической организации занятий большое значение имеют возрастная физиология и школьная гигиена. Связь педагогики с медициной привела к появлению специальной педагогики, предметом изучения которой является обучение и воспитание людей с особыми образовательными потребностями. Особые образовательные потребности возникают у людей, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности и здоровья, связанные с различными заболеваниями и отклонениями в развитии. Информатика и кибернетика открывают перед педагогикой новые дополнительные возможности обучения и воспитания. Используя их данные, педагогическая наука разрабатывает новые формы образовательных процессов (программированное, дистанционное обучение), совершенствует способы и механизмы управления учебновоспитательным процессом.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Охарактеризуйте объект и предмет педагогики. 2. Каковы функции педагогики? 3. Раскройте сущность образования как педагогического процесса. 4. Выделите собственно педагогические понятия, раскрывающие предмет педагогики и дайте их определение. 5. Какова структура современной педагогической науки? 6. С какими науками взаимосвязана педагогика? Что их объединяет с педагогикой?
Рекомендуемая литература 1. Коджаспирова Г.М./ Педагогика в схемах и таблицах: учебное пособие. - 2-2 изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2017. - 248 с. 2. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательсткий центр «Академия», 2014. 3. Пидкасистый, П. И. Педагогика: учебное пособие для вузов / П.И. Пидкасистый; отв. ред. П. И. Пидкасистый. — 2-е изд. — М.М.: Издательство Юрайт, 2011. 4. Подласый И.П. Педагогика. Книга 1/ Общие основы. Учебник для вузов. — М.: Владос, 2007. 5. Сковородкина, И.З. Общая и профессиональная педагогика: учебник / С. А. Герасимов, И.З. Сковородкина Сковородкина.— Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова 2014
Источник: Брыкин, Юрий Вадимович. Педагогика: краткий курс лекций : учебное пособие / Ю. В. Брыкин, Д. Ю. Фролочкина. — Казань : Бук, 2018. — 120 с. |