Педагогика как наука
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Педагогика как наука
Объект, предмет, методы и структура педагогики
Педагогическая система как предмет педагогики
Педагогические технологии
Все страницы

ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИКИ
Педагогическая отрасль знаний является едва ли не самой древней. Прогресс человечества стал возможен только потому, что каждое новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом, накопленном в филогенезе, обогащало его, передавало своим потомкам.
В процессе становления общественных отношений образование, обучение, воспитание превратились в объективную потребность и стали важнейшей предпосылкой развития общества. Наука, которая изучает образование, обучение и воспитание, называется педагогикой.

 

В Древней Греции педагогами называли рабов, которым поручали присматривать за детьми, сопровождать их в школу. Термин «педагог» сложился из двух других греческих слов: пейда (ребёнок), гогос (вести), что означает «детоводитель». Постепенно термин наполнился более глубоким смыслом и стал обозначать не только того, кто ведет ребенка за руку, но и того, кто ведет его по жизни. Поэтому педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием, для которых педагогическая деятельность стала профессией.
В истории педагогики можно выделить три этапа. Эмпирический этап начинается еще в глубокой древности, когда человечество начало накапливать и осмысливать опыт обучения и воспитания различных племен и народов. В древних цивилизациях Европы, Китая, Индии складывались первые школы воспитания и образования. В период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, образование во многом потеряло свободу античных времен. Однако религиозное образование в школах и университетах христианского и исламского мира сохранили некоторые традиции античной культуры.
В начале XVII в. начинается формирование педагогики как науки. Ее основателем считается педагог-гуманист Я. А. Коменский (1552- 1670), заложивший основы классно-урочной системы. Большой вклад в формирование европейской системы образования внесли просветители XVIII в., в частности, Д. Дидро, К. Гельвеций, Ж. Кондорсе, Ж.Ж. Руссо.
В России развитие педагогики шло по пути формирования системы образовательных учреждений во главе с созданным специально в 1802 г. Министерством народного просвещения. В основу его деятельности легли мысли и идеи основоположника отечественной педагогики К.Д. Ушинского (1824- 1870/71), который добивался реализации на практике идеи народности общественного воспитания.
Развитие педагогики в XX в. характеризовалось бурными темпами как на Западе, так и на Востоке, что связано с экономическим прогрессом общества, необходимостью подготовки специалистов.
В нашей стране педагогическая наука решала задачи повышения эффективности и качества образования, всестороннего развития личности.


 


ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИКИ
Объектом педагогической науки является образование, которое включает три компонента:

  1. усвоение опыта предшествующих поколений (обучение);
  2. формирование типологических качеств личности (воспитание);
  3. качественные и количественные изменения в психофизиологической сфере личности (развитие).

Результатом образования является «образованность», которая представляет собой качество, позволяющее личности адекватно ориентироваться в окружающей среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, добывать новые знания, осваивать новые способы деятельности.
Критерий образованности – системность знаний и мышления, позволяющая восстанавливать недостающие звенья в системе знаний путем логических рассуждений, выявляя причинно-следственные связи процессов и явлений. Недаром древние говорили: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается».
Предметом педагогической науки является изучение и создание педагогических систем, реализующих цели обучения, воспитания и развития личности на практике. В свою очередь, воспитание, обучение и развитие являются ключевыми категориями педагогики.
Развитие – это процесс качественных и количественных изменений в физиологических и психических свойствах человека, протекающий при наличии жизненно необходимых факторов. Оно во многом генетически обусловлено.
Термин «воспитание» используется в четырех смыслах:

  1. в широком социальном смысле – это передача социального опыта от старших поколений к младшим (нравственные, этические, правовые нормы);
  2. в узком социальном смысле – целенаправленное воздействие на человека со стороны общественных институтов для формирования у него знаний, убеждений, ценностей, гражданских взглядов и т.д. – приобщение человека к жизни в обществе (государственная политика, национальная идея, религия, идеология и т.д.);
  3. в широком педагогическом смысле – специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие педагогического коллектива на воспитуемого для формирования у него заданных качеств (дошкольное, начальное, неполное среднее, среднее образование и т.д.);
  4. в узком педагогическом смысле – процесс и результат воспитательной работы педагога, направленный на решение конкретных воспитательных задач в рамках организационных форм учебно-воспитательной работы (умственное, нравственное, физическое, эстетическое, трудовое воспитание).

Под обучением в педагогике принято понимать специально организованный, управляемый процесс взаимодействия обучающего и обучаемого, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, опыта творческой, учебной, предметной деятельности и развитие умственных способностей.
Рассмотрение теории обучения и теории воспитания отводится на самостоятельную подготовку студентов (работа с учебником). Студенту необходимо рассмотреть: закономерности и принципы процессов обучения и воспитания, ознакомиться с функциями, видами и методами организации этих процессов.
Для того чтобы продуктивно развиваться, педагогическая наука должна опираться на определенные исходные положения, дающие представления о явлениях, которые она изучает. В роли таких положений выступают философские учения о мире и человеке, представления о сознании и психике человека и возможностях педагогического воздействия на людей.
Под методами педагогического исследования понимают совокупность способов, приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. Их принято подразделять на эмпирические и теоретические.
К эмпирическим методам относятся метод наблюдения, метод опроса (беседа, интервью, анкетирование); методы диагностики (тестирование; педагогический консилиум, экспертная оценка, проверка домашних, контрольных, курсовых работ). Важной разновидностью эмпирического метода являются экспериментальные методы, среди которых различают констатирующий эксперимент, устанавливающий фактическое состояние, и формирующий эксперимент, фиксирующий результаты изменения, вносимые в педагогический процесс.
Теоретические методы включают изучение педагогического опыта по научной литературе, документам, архивам; прогнозирование (предвидение будущих результатов научной и практической деятельности); построение гипотез (разработка предполагаемых мер, приводящих к искомым результатам). К теоретическим методам относят также моделирование (искусственное создание характеристик изучаемого объекта).
Изменяющиеся социально-экономические отношения, потребности жизни и деятельности людей, научно-технический прогресс ставят перед педагогикой все новые и новые задачи.
Это в свою очередь приводит к ее видоизменению, появлению новых составных частей и отраслей педагогики.
Общая педагогика – базовая научная дисциплина, включающая три основных раздела: 1) общие основы; 2) дидактика (теория обучения); 3) теория воспитания.
Дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профтехобразования, педагогика высшей школы, производственная, военная педагогика исследуют закономерности развития, воспитания и образования в разных формах и системах образования.
Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий.
Исправительно-трудовая педагогика - содержит теоретические и практические разработки перевоспитания лиц, находящихся в местах лишения свободы.
Коррекционная педагогика - разрабатывает теоретические основы образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии.
Социальная педагогика - содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования детей и взрослых.

 



ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ
Педагогическая система - совокупность взаимосвязанных образовательных компонентов, необходимых для создания специально организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными параметрами.
Педагогическая система состоит из образовательной задачи и технологии образования, ее универсальность заключается в том, что структура любой педагогической системы (античной или средневековой, буржуазной или социалистической) будет иметь те же компоненты (схема 1).

Схема 1
Педагогическая система
Абитуриент
Выпускник

Образовательная задача

Технология образования

1.Цели образования 2.Учащиеся, студенты 3.Содержание образования

4.  Педагогический процесс
5.  Учитель и ТСО
6.Формы организации УВП

Педагогическая система обладает всеми признаками системности: наличие компонентов; наличие связей между компонентами; целостность (разрушение системы при изъятии одного из компонентов); функционирование и развитие; любая система является частью другой системы более высокого порядка; наличие интегративных качеств – какими не обладает ни один из отдельно взятых компонентов. Как видно из схемы 1, в педагогическую систему входит абитуриент, а выходит выпускник, который имеет принципиальные отличия от абитуриента: полученные знания, умения и навыки в результате обучения, личностные качества в результате воспитания, способы деятельности в результате собственной активности и приращение в психофизиологической, интеллектуальной, нравственной, духовной и других сферах в процессе развития личности.
КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Системообразующим компонентом педагогической системы являются цели образования. Они складываются из государственных, общественных и индивидуальных требований к формированию личности, что выражается через социальный заказ (схема 2). Институты образования должны заботится о согласовании и учете интересов этих позиций, формируя соответствующие цели образования. Классификация педагогических целей происходит из понятия трех функций образования: обучения, воспитания и развития личности.

Схема 2
Социальный заказ
Социальные позиции 
Государственная      Общественная    Личностная


- Гражданственность

– Миролюбие

– Успешность

– Патриотизм

– Терпимость

– Обеспеченность

- Профессионализм

- Справедливость

- Свобода

- Ответственность

- Нравственность

- Компетентность

- Трудолюбие

- Альтруизм

- Деловитость

- Законопослушание

- Образованность

- Предприимчивость

- Бережливость

- Высокий уровень

- Востребованность и др.

- Интеллектуальный

культуры и др.

 

потенциал и др.

 

 

Педагогические цели:
обучающая - формирование знаний, умений, навыков;
воспитательная - формирование нравственных и мировоззренческих качеств личности;
развивающая - развитие психофизиологических особенностей;
профориентационная - профориентация личности.
Основной проблемой постановки педагогических целей является их диагностичность, то есть возможность их проверки на каждом этапе учебно-воспитательного процесса. Обобщенный характер, неточность, неконкретность в постановке педагогических целей отражается на остальных компонентах педагогической системы. Например, всестороннее развитие личности может сделать процесс подготовки такой личности бесконечным. С другой стороны, это приводит к формализации образования, отсутствию необходимого результата и невозможности осуществления контроля над качеством педагогического процесса и его результатом и т.д.
При постановке педагогической цели необходимо сопоставить полученный образовательный результат с эталоном, что предполагает:

  1. определение учебных элементов в логической структуре предмета, науки;
  2. определение уровней усвоения учебного материала;
  3. определение ступеней абстракции учебного материала;

4) определение скорости усвоения учебной информации.
Содержание учебного предмета – это всегда определенная
информация об объектах, явлениях, процессах или методах деятельности. Объем этой информации в мире растет лавинообразно (примерно 5000 страниц печатного текста в час), и поэтому невозможно изучить все содержание наук. Усвоить же основные методы мышления, язык и деятельность определенной научной отрасли –задача выполнимая. Для этого необходимо уметь отбирать объекты науки, составляющие ее неизменное фундаментальное ядро (основы наук). Эти научные объекты, явления, методы познания и деятельности называют учебными элементами (УЭ). Из них состоит любая учебная программа, а включение тех или иных (УЭ) связано с определением целей обучения.
В логическую структуру дисциплины, помимо ее названия, входят основные разделы науки; ее понятийный аппарат; признаки сформированности знаний, умений, навыков.
Логическая структура позволяет: планировать, распределять учебную нагрузку; упрощать или усложнять содержание науки; обеспечивать логичность изложения учебной дисциплины; подбирать адекватные методы формирования знаний, умений, навыков и необходимые средства контроля.
При изучении и использовании учебной информации различают два вида учебной деятельности: продуктивную и репродуктивную деятельность.
Всю возможную структуру учебной деятельности можно представить в виде последовательных уровней усвоения учебной информации. Репродуктивная деятельность позволяет узнавать и воспроизводить усвоенную ранее информацию (действие с подсказкой или по образцу). Продуктивная или эвристическая деятельность позволяет учащемуся находить новые способы решения предложенных задач (поисковая, эвристическая деятельность). Уровневый подход к усвоению учебной информации позволяет выбирать соответствующие виды обучения и средства контроля.
Итоговый контроль усвоения учебной информации, на соответствующем уровне, определяется с помощью тестов. Тест-проба состоит из задания на деятельность соответствующего уровня и эталона. Для определения уровня усвоения учебной информации количество выполненных учащимися действий, совпавших с эталоном, делится на общее количество действий в тесте. Процесс обучения считают завершенным при коэффициенте усвоения, равном 0,7 баллов.
Следующим параметром правильно заданной цели процесса образования является определение степени абстракции, характеризующей научный уровень изложения учебной информации. Учащийся может давать описательное изложение фактов, используя естественный язык. Более высокий уровень абстракции делает возможным объяснение фактов и закономерностей с использованием научного языка. Наконец, высокий уровень абстракции позволяет моделировать изучаемые явления, прогнозировать их изменения.
При постановке учебных целей важно рассчитать скорость усвоения учебной информации. От этого зависит необходимый объем учебной информации, который учащийся может усвоить за единицу времени, например 45 мин. В зарубежных публикациях приводятся данные о скоростях переработки информации человеком, что очень близко к понятию «усвоение». Так У. Ву-дсон и Д. Коновер приводят цифру 2 бит/сек. Одно русское слово содержит информацию объемом 12 – 14 бит. Путем несложных математических операций можно вычислить, сколько учебной информации или учебных элементов может быть усвоено учеником за определенный промежуток времени, например урок.
Таким образом, определение таких критериев, как уровень усвоения, ступень абстракции и скорость усвоения учебной информации, делает педагогические цели диагностичными, а значит, выполнимыми.

 


 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Технология – наиболее точное, пошаговое описание системы действий, средств, способов, материалов, направленных на получение конечного результата.
Принято считать, что социальный опыт, в целях его детального сохранения, целесообразней хранить и предавать в виде технологий (производственной, экономической, политической, педагогической, кулинарной и др.)
Под педагогической технологией понимают описание (проект) образования личности учащегося, студента.
Что касается самого педагогического процесса (Пп), то он является частью педагогической технологии и включает в себя следующие компоненты:

  1. мотивационный компонент (М);
  2. познавательная деятельность учащихся (ПД);
  3. управление учебной деятельностью со стороны педагога (У).

Таким образом, педагогический процесс можно представить в виде формулы:
Пп = М + ПД + У.
В зависимости от того, какие педагогические соображения (цели) заложены в основу каждого из этих компонентов, возникают самые различные технологии (методики) учебно-воспитательного процесса. К ним можно отнести объяснительно-иллюстративное, проблемно-поисковое, программированное, игровое и другие виды обучения.
Из курса психологии нам известно, что мотивация – побуждение, вызывающее активность личности к совершению целенаправленных действий. В нашем случае это жажда к знаниям и желание учиться.
Основным противоречием образования является то, что учитель идет учить, но ученик не идет учиться. Это, в свою очередь, связано со сменой родовых, ведущих видов деятельности. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности для ребенка является игра, а в школе его заставляют учиться, что в большинстве случаев приводит к негативному отношению к учебе. Поэтому учебная мотивация играет превалирующую роль в педагогическом процессе. Заинтересовать учащегося, увлечь предметом, вызвать желание освоить те или иные виды деятельности – профессиональная обязанность каждого педагога.
Устойчивая мотивация учащихся, интерес, любовь к предмету – признаки мастерства и профессионализма преподавателя. Низкая успеваемость, апатия, недисциплинированность учащихся – признаки отсутствия учебной мотивации и профессиональной непригодности педагога. Среди способов мотивации можно указать следующие: предъявление учебной задачи; создание проблемной ситуации; занимательность содержания; исторический экскурс; постановка технической, технологической задачи; значение получаемых знаний, умений для будущей профессии; наглядность содержания; игра, соревнование; поощрение, наказание; личный пример педагога; самооценка результатов (рейтинг); коллективная, групповая, индивидуальная формы деятельности и др.
Следующим компонентом педагогического процесса является познавательная деятельность учащихся, которая в различных видах обучения зависит от алгоритмов управления преподавателя (АУ) и алгоритмов функционирования самих учащихся (АФ). В зависимости от того, на каком уровне усвоения необходимо сформировать учебную информацию, подбирают соответствующий вид обучения.
В таблице 2 приведены алгоритмы функционирования учителя и ученика на I и II уровнях усвоения учебной информации.
Уровень I – это действие с подсказкой по образцу, результатом его является узнавание. Результатом уровня II является воспроизведение ранее усвоенного способа действия по памяти без подсказки. Для уровня II усвоение учебной информации, как видно из схемы, алгоритмы функционирования учителя и ученика усложняются.
В основе проблемного обучения лежат такие понятия, как проблемная ситуация и учебная проблема.
Проблемная ситуация – это логико-психологическое затруднение, связанное с поиском отсутствующего знания, способа действия.
Учебная проблема может быть задана в виде задания, задачи, вопроса, которые могут носить проблемный характер и не иметь известный ученику способ решения.

Задача – педагогическая конструкция, требующая разрешения противоречия между обстоятельствами задачи и ее условиями (тем, что дано, и тем, что надо найти).
Задание – предписание к выполнению действия.
Вопрос – обращение, требующее ответа.
В проблемном обучении ученик включается в поисковую деятельность, опираясь на собственный опыт. Передача информации ученику в готовом виде запрещена. Задача учителя заключается в управлении поисковой деятельностью ученика.
Таблица 2
Виды обучения Объяснительно-иллюстративный и программированный виды обучения

№ уровня

(АФ) – учащегося

(АУ) – педагога

I

1.    Ознакомление с темой,
целью урока
2.    Учебное слушание или
работа с учебником
3.    Зрительное, слуховое
восприятие
4.    Проговаривание вслух,
про себя
5.    Повторение усвоенного
знания, способа действия

1.  Информирование о целях
урока
2.  Мотивация учебного слушания
3.  Передача учебной информа
ции
4.  Демонстрация учебных объектов, операций
5.  Установление обратной связи
с учащимися
6.  Контроль усвоения знаний

II

1.           Переформулирование
учебного материала (своими
словами)
2.  Его критическое осмысление
3.  Сравнение, сопоставление
результатов, вариантов
4.  Конспектирование, реферирование
5.     Проверка полученного
знания, способа действия на
системе задач

1.   Указание на противоречия,
разницу взглядов
2.   Включение учащихся в проверочно-оценочную,   доказательную деятельность
3.  Формулирование выводов,
правил, их проверка
4.  Создание системы типовых
задач
5.  Контроль усвоения

Таблица 3 раскрывает алгоритмы функционирования учителя и ученика в проблемном обучении.
Таблица 3
Проблемное обучение

№ уровня

(АФ) – ученика

(АУ) – педагога

Ill

1.    Формулирование учебной
проблемы
2.  Анализ учебной проблемы
3.  Попытка решения известными способами
4.  Определение противоречия
5.        Интуитивный   способ
нахождения нового способа,
знания
6.   Нахождение и проверка полученного способа, знания на
системе частных задач

1.  Постановка учебной проблемы
2.  Организация поисковой деятельности (мозговой штурм,
морфологический анализ и
др.)
3.  Оценка полученного способа решения
4.  Определение достоинств и
недостатков работы
5.  Общая оценка

Четвертый уровень (IV) усвоения учебной информации научный (исследовательский), является, к сожалению, нетипичным для школьной и вузовской практики. Он в большей степени присущ научной, изобретательской деятельности.
Преподавателем в педагогике принято считать личность, реализующую учебно-воспитательный процесс в институтах образования. Основным профессиональным видом деятельности для преподавателя (учителя) является педагогическая деятельность, направленная на обучение, воспитание и развитие учащихся. К основным блокам профессиональных методических умений учителя, преподавателя можно отнести следующие:

1) аналитические:
- определять уровень обученности по предмету;
- анализировать учебно-материальную базу;
- анализировать учебно-методическую базу;
- выявлять и формулировать основные (учебные) проблемы;
2) прогностические:
- определять зону ближайшего развития ученика; - прогнозировать развитие способностей учащихся; - определять цели обучения и воспитания; - предвидеть конечный результат своей педагогической
деятельности;
3) проектировочные:
- анализировать ФГОС, учебные программы; - отбирать учебный материал, строить логическую структуру предмета, дисциплины;
- диагностично формулировать цели обучения и воспитания; - разрабатывать дидактические средства; - составлять календарно-тематический план; - разрабатывать план-конспект урока и других форм учебно воспитательной работы;
4) организаторские:
- предъявлять учебную задачу, проблему; - организовывать учебные действия; - управлять умственным поиском учащихся; - организовывать групповую, индивидуальную и другие
формы учебной деятельности; - организовывать взаимодействие учащихся; - мотивировать учебную деятельность учащихся;
5) контрольные:
- владеть методиками оценки знания, умения учащихся; - осуществлять периодический и итоговый контроль знаний и умений;
- анализировать собственную педагогическую деятельность;
- определять уровень обученности и воспитанности учащихся;

6) коррекционные:
- вносить изменения в содержание учебного предмета; - вносить изменения в учебный процесс; - переформулировать условия, цели и т.д.; - корректировать собственную педагогическую деятельность;
7) коммуникативные:
– доносить учебную информацию в выразительной, убедительной, доступной форме;
– комментировать, демонстрировать, консультировать, проблематизировать, мотивировать, убеждать, манипулировать;
– организовывать и вести учебную дискуссию;
– обобщать полученные результаты, формулировать выводы, законы, правила;
– владеть схемотехникой.
С основными формами организации учебно-воспитательного процесса в школе и ВУЗе, их структурой и особенностями студент должен ознакомиться, самостоятельно используя учебник педагогики.
Источник: Катаева О.В. Психология и педагогика: учеб. пособие / О.В. Катаева, И.Л. Руденко, Е.С. Ткачук. – М.: Университет машиностроения, 2014. – 67 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.