На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Педагогика как наука - Педагогическая система как предмет педагогики
Педагогика как наука - Педагогическая система как предмет педагогики
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Педагогика как наука
Объект, предмет, методы и структура педагогики
Педагогическая система как предмет педагогики
Педагогические технологии
Все страницы


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ
Педагогическая система - совокупность взаимосвязанных образовательных компонентов, необходимых для создания специально организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными параметрами.
Педагогическая система состоит из образовательной задачи и технологии образования, ее универсальность заключается в том, что структура любой педагогической системы (античной или средневековой, буржуазной или социалистической) будет иметь те же компоненты (схема 1).

Схема 1
Педагогическая система
Абитуриент
Выпускник

Образовательная задача

Технология образования

1.Цели образования 2.Учащиеся, студенты 3.Содержание образования

4.  Педагогический процесс
5.  Учитель и ТСО
6.Формы организации УВП

Педагогическая система обладает всеми признаками системности: наличие компонентов; наличие связей между компонентами; целостность (разрушение системы при изъятии одного из компонентов); функционирование и развитие; любая система является частью другой системы более высокого порядка; наличие интегративных качеств – какими не обладает ни один из отдельно взятых компонентов. Как видно из схемы 1, в педагогическую систему входит абитуриент, а выходит выпускник, который имеет принципиальные отличия от абитуриента: полученные знания, умения и навыки в результате обучения, личностные качества в результате воспитания, способы деятельности в результате собственной активности и приращение в психофизиологической, интеллектуальной, нравственной, духовной и других сферах в процессе развития личности.
КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Системообразующим компонентом педагогической системы являются цели образования. Они складываются из государственных, общественных и индивидуальных требований к формированию личности, что выражается через социальный заказ (схема 2). Институты образования должны заботится о согласовании и учете интересов этих позиций, формируя соответствующие цели образования. Классификация педагогических целей происходит из понятия трех функций образования: обучения, воспитания и развития личности.

Схема 2
Социальный заказ
Социальные позиции 
Государственная      Общественная    Личностная


- Гражданственность

– Миролюбие

– Успешность

– Патриотизм

– Терпимость

– Обеспеченность

- Профессионализм

- Справедливость

- Свобода

- Ответственность

- Нравственность

- Компетентность

- Трудолюбие

- Альтруизм

- Деловитость

- Законопослушание

- Образованность

- Предприимчивость

- Бережливость

- Высокий уровень

- Востребованность и др.

- Интеллектуальный

культуры и др.

 

потенциал и др.

 

 

Педагогические цели:
обучающая - формирование знаний, умений, навыков;
воспитательная - формирование нравственных и мировоззренческих качеств личности;
развивающая - развитие психофизиологических особенностей;
профориентационная - профориентация личности.
Основной проблемой постановки педагогических целей является их диагностичность, то есть возможность их проверки на каждом этапе учебно-воспитательного процесса. Обобщенный характер, неточность, неконкретность в постановке педагогических целей отражается на остальных компонентах педагогической системы. Например, всестороннее развитие личности может сделать процесс подготовки такой личности бесконечным. С другой стороны, это приводит к формализации образования, отсутствию необходимого результата и невозможности осуществления контроля над качеством педагогического процесса и его результатом и т.д.
При постановке педагогической цели необходимо сопоставить полученный образовательный результат с эталоном, что предполагает:

  1. определение учебных элементов в логической структуре предмета, науки;
  2. определение уровней усвоения учебного материала;
  3. определение ступеней абстракции учебного материала;

4) определение скорости усвоения учебной информации.
Содержание учебного предмета – это всегда определенная
информация об объектах, явлениях, процессах или методах деятельности. Объем этой информации в мире растет лавинообразно (примерно 5000 страниц печатного текста в час), и поэтому невозможно изучить все содержание наук. Усвоить же основные методы мышления, язык и деятельность определенной научной отрасли –задача выполнимая. Для этого необходимо уметь отбирать объекты науки, составляющие ее неизменное фундаментальное ядро (основы наук). Эти научные объекты, явления, методы познания и деятельности называют учебными элементами (УЭ). Из них состоит любая учебная программа, а включение тех или иных (УЭ) связано с определением целей обучения.
В логическую структуру дисциплины, помимо ее названия, входят основные разделы науки; ее понятийный аппарат; признаки сформированности знаний, умений, навыков.
Логическая структура позволяет: планировать, распределять учебную нагрузку; упрощать или усложнять содержание науки; обеспечивать логичность изложения учебной дисциплины; подбирать адекватные методы формирования знаний, умений, навыков и необходимые средства контроля.
При изучении и использовании учебной информации различают два вида учебной деятельности: продуктивную и репродуктивную деятельность.
Всю возможную структуру учебной деятельности можно представить в виде последовательных уровней усвоения учебной информации. Репродуктивная деятельность позволяет узнавать и воспроизводить усвоенную ранее информацию (действие с подсказкой или по образцу). Продуктивная или эвристическая деятельность позволяет учащемуся находить новые способы решения предложенных задач (поисковая, эвристическая деятельность). Уровневый подход к усвоению учебной информации позволяет выбирать соответствующие виды обучения и средства контроля.
Итоговый контроль усвоения учебной информации, на соответствующем уровне, определяется с помощью тестов. Тест-проба состоит из задания на деятельность соответствующего уровня и эталона. Для определения уровня усвоения учебной информации количество выполненных учащимися действий, совпавших с эталоном, делится на общее количество действий в тесте. Процесс обучения считают завершенным при коэффициенте усвоения, равном 0,7 баллов.
Следующим параметром правильно заданной цели процесса образования является определение степени абстракции, характеризующей научный уровень изложения учебной информации. Учащийся может давать описательное изложение фактов, используя естественный язык. Более высокий уровень абстракции делает возможным объяснение фактов и закономерностей с использованием научного языка. Наконец, высокий уровень абстракции позволяет моделировать изучаемые явления, прогнозировать их изменения.
При постановке учебных целей важно рассчитать скорость усвоения учебной информации. От этого зависит необходимый объем учебной информации, который учащийся может усвоить за единицу времени, например 45 мин. В зарубежных публикациях приводятся данные о скоростях переработки информации человеком, что очень близко к понятию «усвоение». Так У. Ву-дсон и Д. Коновер приводят цифру 2 бит/сек. Одно русское слово содержит информацию объемом 12 – 14 бит. Путем несложных математических операций можно вычислить, сколько учебной информации или учебных элементов может быть усвоено учеником за определенный промежуток времени, например урок.
Таким образом, определение таких критериев, как уровень усвоения, ступень абстракции и скорость усвоения учебной информации, делает педагогические цели диагностичными, а значит, выполнимыми.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.