На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Педагогика как наука - Педагогические технологии
Педагогика как наука - Педагогические технологии
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Педагогика как наука
Объект, предмет, методы и структура педагогики
Педагогическая система как предмет педагогики
Педагогические технологии
Все страницы

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Технология – наиболее точное, пошаговое описание системы действий, средств, способов, материалов, направленных на получение конечного результата.
Принято считать, что социальный опыт, в целях его детального сохранения, целесообразней хранить и предавать в виде технологий (производственной, экономической, политической, педагогической, кулинарной и др.)
Под педагогической технологией понимают описание (проект) образования личности учащегося, студента.
Что касается самого педагогического процесса (Пп), то он является частью педагогической технологии и включает в себя следующие компоненты:

  1. мотивационный компонент (М);
  2. познавательная деятельность учащихся (ПД);
  3. управление учебной деятельностью со стороны педагога (У).

Таким образом, педагогический процесс можно представить в виде формулы:
Пп = М + ПД + У.
В зависимости от того, какие педагогические соображения (цели) заложены в основу каждого из этих компонентов, возникают самые различные технологии (методики) учебно-воспитательного процесса. К ним можно отнести объяснительно-иллюстративное, проблемно-поисковое, программированное, игровое и другие виды обучения.
Из курса психологии нам известно, что мотивация – побуждение, вызывающее активность личности к совершению целенаправленных действий. В нашем случае это жажда к знаниям и желание учиться.
Основным противоречием образования является то, что учитель идет учить, но ученик не идет учиться. Это, в свою очередь, связано со сменой родовых, ведущих видов деятельности. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности для ребенка является игра, а в школе его заставляют учиться, что в большинстве случаев приводит к негативному отношению к учебе. Поэтому учебная мотивация играет превалирующую роль в педагогическом процессе. Заинтересовать учащегося, увлечь предметом, вызвать желание освоить те или иные виды деятельности – профессиональная обязанность каждого педагога.
Устойчивая мотивация учащихся, интерес, любовь к предмету – признаки мастерства и профессионализма преподавателя. Низкая успеваемость, апатия, недисциплинированность учащихся – признаки отсутствия учебной мотивации и профессиональной непригодности педагога. Среди способов мотивации можно указать следующие: предъявление учебной задачи; создание проблемной ситуации; занимательность содержания; исторический экскурс; постановка технической, технологической задачи; значение получаемых знаний, умений для будущей профессии; наглядность содержания; игра, соревнование; поощрение, наказание; личный пример педагога; самооценка результатов (рейтинг); коллективная, групповая, индивидуальная формы деятельности и др.
Следующим компонентом педагогического процесса является познавательная деятельность учащихся, которая в различных видах обучения зависит от алгоритмов управления преподавателя (АУ) и алгоритмов функционирования самих учащихся (АФ). В зависимости от того, на каком уровне усвоения необходимо сформировать учебную информацию, подбирают соответствующий вид обучения.
В таблице 2 приведены алгоритмы функционирования учителя и ученика на I и II уровнях усвоения учебной информации.
Уровень I – это действие с подсказкой по образцу, результатом его является узнавание. Результатом уровня II является воспроизведение ранее усвоенного способа действия по памяти без подсказки. Для уровня II усвоение учебной информации, как видно из схемы, алгоритмы функционирования учителя и ученика усложняются.
В основе проблемного обучения лежат такие понятия, как проблемная ситуация и учебная проблема.
Проблемная ситуация – это логико-психологическое затруднение, связанное с поиском отсутствующего знания, способа действия.
Учебная проблема может быть задана в виде задания, задачи, вопроса, которые могут носить проблемный характер и не иметь известный ученику способ решения.

Задача – педагогическая конструкция, требующая разрешения противоречия между обстоятельствами задачи и ее условиями (тем, что дано, и тем, что надо найти).
Задание – предписание к выполнению действия.
Вопрос – обращение, требующее ответа.
В проблемном обучении ученик включается в поисковую деятельность, опираясь на собственный опыт. Передача информации ученику в готовом виде запрещена. Задача учителя заключается в управлении поисковой деятельностью ученика.
Таблица 2
Виды обучения Объяснительно-иллюстративный и программированный виды обучения

№ уровня

(АФ) – учащегося

(АУ) – педагога

I

1.    Ознакомление с темой,
целью урока
2.    Учебное слушание или
работа с учебником
3.    Зрительное, слуховое
восприятие
4.    Проговаривание вслух,
про себя
5.    Повторение усвоенного
знания, способа действия

1.  Информирование о целях
урока
2.  Мотивация учебного слушания
3.  Передача учебной информа
ции
4.  Демонстрация учебных объектов, операций
5.  Установление обратной связи
с учащимися
6.  Контроль усвоения знаний

II

1.           Переформулирование
учебного материала (своими
словами)
2.  Его критическое осмысление
3.  Сравнение, сопоставление
результатов, вариантов
4.  Конспектирование, реферирование
5.     Проверка полученного
знания, способа действия на
системе задач

1.   Указание на противоречия,
разницу взглядов
2.   Включение учащихся в проверочно-оценочную,   доказательную деятельность
3.  Формулирование выводов,
правил, их проверка
4.  Создание системы типовых
задач
5.  Контроль усвоения

Таблица 3 раскрывает алгоритмы функционирования учителя и ученика в проблемном обучении.
Таблица 3
Проблемное обучение

№ уровня

(АФ) – ученика

(АУ) – педагога

Ill

1.    Формулирование учебной
проблемы
2.  Анализ учебной проблемы
3.  Попытка решения известными способами
4.  Определение противоречия
5.        Интуитивный   способ
нахождения нового способа,
знания
6.   Нахождение и проверка полученного способа, знания на
системе частных задач

1.  Постановка учебной проблемы
2.  Организация поисковой деятельности (мозговой штурм,
морфологический анализ и
др.)
3.  Оценка полученного способа решения
4.  Определение достоинств и
недостатков работы
5.  Общая оценка

Четвертый уровень (IV) усвоения учебной информации научный (исследовательский), является, к сожалению, нетипичным для школьной и вузовской практики. Он в большей степени присущ научной, изобретательской деятельности.
Преподавателем в педагогике принято считать личность, реализующую учебно-воспитательный процесс в институтах образования. Основным профессиональным видом деятельности для преподавателя (учителя) является педагогическая деятельность, направленная на обучение, воспитание и развитие учащихся. К основным блокам профессиональных методических умений учителя, преподавателя можно отнести следующие:

1) аналитические:
- определять уровень обученности по предмету;
- анализировать учебно-материальную базу;
- анализировать учебно-методическую базу;
- выявлять и формулировать основные (учебные) проблемы;
2) прогностические:
- определять зону ближайшего развития ученика; - прогнозировать развитие способностей учащихся; - определять цели обучения и воспитания; - предвидеть конечный результат своей педагогической
деятельности;
3) проектировочные:
- анализировать ФГОС, учебные программы; - отбирать учебный материал, строить логическую структуру предмета, дисциплины;
- диагностично формулировать цели обучения и воспитания; - разрабатывать дидактические средства; - составлять календарно-тематический план; - разрабатывать план-конспект урока и других форм учебно воспитательной работы;
4) организаторские:
- предъявлять учебную задачу, проблему; - организовывать учебные действия; - управлять умственным поиском учащихся; - организовывать групповую, индивидуальную и другие
формы учебной деятельности; - организовывать взаимодействие учащихся; - мотивировать учебную деятельность учащихся;
5) контрольные:
- владеть методиками оценки знания, умения учащихся; - осуществлять периодический и итоговый контроль знаний и умений;
- анализировать собственную педагогическую деятельность;
- определять уровень обученности и воспитанности учащихся;

6) коррекционные:
- вносить изменения в содержание учебного предмета; - вносить изменения в учебный процесс; - переформулировать условия, цели и т.д.; - корректировать собственную педагогическую деятельность;
7) коммуникативные:
– доносить учебную информацию в выразительной, убедительной, доступной форме;
– комментировать, демонстрировать, консультировать, проблематизировать, мотивировать, убеждать, манипулировать;
– организовывать и вести учебную дискуссию;
– обобщать полученные результаты, формулировать выводы, законы, правила;
– владеть схемотехникой.
С основными формами организации учебно-воспитательного процесса в школе и ВУЗе, их структурой и особенностями студент должен ознакомиться, самостоятельно используя учебник педагогики.
Источник: Катаева О.В. Психология и педагогика: учеб. пособие / О.В. Катаева, И.Л. Руденко, Е.С. Ткачук. – М.: Университет машиностроения, 2014. – 67 с.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.