Педагогика как наука
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Педагогика как наука
Объект, предмет, методы и структура педагогики
Педагогическая система как предмет педагогики
Педагогические технологии
Все страницы

ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИКИ
Педагогическая отрасль знаний является едва ли не самой древней. Прогресс человечества стал возможен только потому, что каждое новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом, накопленном в филогенезе, обогащало его, передавало своим потомкам.
В процессе становления общественных отношений образование, обучение, воспитание превратились в объективную потребность и стали важнейшей предпосылкой развития общества. Наука, которая изучает образование, обучение и воспитание, называется педагогикой.

 

В Древней Греции педагогами называли рабов, которым поручали присматривать за детьми, сопровождать их в школу. Термин «педагог» сложился из двух других греческих слов: пейда (ребёнок), гогос (вести), что означает «детоводитель». Постепенно термин наполнился более глубоким смыслом и стал обозначать не только того, кто ведет ребенка за руку, но и того, кто ведет его по жизни. Поэтому педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием, для которых педагогическая деятельность стала профессией.
В истории педагогики можно выделить три этапа. Эмпирический этап начинается еще в глубокой древности, когда человечество начало накапливать и осмысливать опыт обучения и воспитания различных племен и народов. В древних цивилизациях Европы, Китая, Индии складывались первые школы воспитания и образования. В период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, образование во многом потеряло свободу античных времен. Однако религиозное образование в школах и университетах христианского и исламского мира сохранили некоторые традиции античной культуры.
В начале XVII в. начинается формирование педагогики как науки. Ее основателем считается педагог-гуманист Я. А. Коменский (1552- 1670), заложивший основы классно-урочной системы. Большой вклад в формирование европейской системы образования внесли просветители XVIII в., в частности, Д. Дидро, К. Гельвеций, Ж. Кондорсе, Ж.Ж. Руссо.
В России развитие педагогики шло по пути формирования системы образовательных учреждений во главе с созданным специально в 1802 г. Министерством народного просвещения. В основу его деятельности легли мысли и идеи основоположника отечественной педагогики К.Д. Ушинского (1824- 1870/71), который добивался реализации на практике идеи народности общественного воспитания.
Развитие педагогики в XX в. характеризовалось бурными темпами как на Западе, так и на Востоке, что связано с экономическим прогрессом общества, необходимостью подготовки специалистов.
В нашей стране педагогическая наука решала задачи повышения эффективности и качества образования, всестороннего развития личности.



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.