Страница 1 из 2 Реализация проекта " Здоровый я – здоровая страна" в учебно-воспитательном процессе
О.А.Житкая
На семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов по вопросам совершенствования идеологической работы главой государства А.Г.Лукашенко поставлена задача – построение сильной и процветающей Беларуси. Здесь же было определено стратегически важное направление государственной социально-экономической политики: ежедневное укрепление здоровья каждого человека. Ценнее чем жизнь и здоровье, ничего нет. Всё остальное – вторично.
Одной из задач для достижения данной цели является сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, воспитание бережного и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью других граждан, формирование гигиенических навыков, опыта здорового образа жизни и безопасного поведения. Я как учитель биологии считаю своей обязанностью через преподавание предмета воспитывать у учащихся ответственное отношение к принятию решений и поступков, обучать учащихся прогнозированию своего воздействия на окружающий мир, формировать у них экологический стиль мышления, бережное отношение к природе, отношение к жизни как наивысшей ценности на Земле, в том числе и к здоровью и жизни самого человека, формировать навыки здорового образа жизни. Продолжение своей деятельности в данном направлении считаю актуальным ещё и потому, что 2008 год объявлен в Беларуси Годом Здоровья. "Здоровье – категория педагогическая. Оно либо укрепляется, либо утрачивается в процессе воспитания человека в семье и школе", – это слова Владимира Филипповича Базарного, врача, педагога, основоположника создания здоровьесберегающих технологий исследовавшего состояние здоровья общества. Большую тревогу вызывает состояние здоровья наших школьников. Я являюсь классным руководителем 6 класса. Как классному руководителю , мне было интересно проследить состояние здоровья детей за пять лет. Анализ медицинского осмотра учащихся параллели 5-х классов с 1 по 4 класс показал следующие результаты: снижение 1 группы здоровья с 49% до 25%; снижение основной группы с 98% до 64%; ухудшение зрения с 14% до 30% учащихся; нарушение осанки с 2% до 11 % учащихся. Нарушение осанки и зрения – это основные "школьные" болезни. С возрастом у учащихся ещё добавляются заболевания сердечно-сосудистой системы из-за неправильного режима дня и школьной перегрузки, заболевания желудочно-кишечного тракта из-за неправильного питания, к тому же стала популярной такая детская болезнь как ожирение вследствие малоподвижного образа жизни. Поэтому, исходя из данных фактов, считаю целесообразным направлять всю свою урочную и внеурочную педагогическую деятельность на формирование навыков ведения здорового образа жизни учащихся, а также на сохранение их физического и психического здоровья. Свою педагогическую деятельность я веду по нескольким направлениям. Первое направление – "Здоровый ребёнок – умный ребёнок" Если ребёнок здоров, он будет показывать результаты в учебе. Для того, чтобы быть психически и физически здоровым, ребёнка надо этому научить. Поэтому в своей деятельности я применяю здоровьесберегающие и личностно-ориентированные технологии. В 2007-2008 учебном году проводила спецкурс по здоровому образу жизни "Нравственно-половое воспитание" в 9 и 10 классах и факультатив "Физиология человека" в 9 классе; различные тематические классные часы и внеклассные мероприятия по здоровому образу жизни. В этом учебном году провожу факультативные занятия для учащихся 8, 9 и 11 классов по биологии. Второе направление – "Здоровый ребёнок – любознательный ребёнок" Основная задача данного направления – воспитание экологической грамотности учащихся. Форма работы - организация экскурсионных поездок по Беларуси с целью изучения флоры и фауны родного края, воспитания экологической грамотности учащихся, любви к родному краю. Учащиеся побывали в Беловежской пуще, Березинском заповеднике, Национальном Ботаническом саду. Третье направление – "Здоровый ребёнок – спортивный ребёнок". Как классный руководитель личным примером стараюсь привлечь ребят к активным видам спорта. В нашем классе занимаются в спортивных кружках и секциях 7 из 23 учащихся (30%), мальчики посещают занятия по футболу, девочки – по волейболу. Очень высокая мотивация участия учащихся моего класса в школьных спортландиях, они всегда занимают первые места в своей параллели. На зимних каникулах в январе мы посетили нашу национальную спортивную гордость - горнолыжный спортивный комплекс Силичи. Ребята с удовольствием катались в ледовом дворце, тем более что некоторые встали на коньки впервые. С целью знакомства учащихся с историей развития олимпийского движения в Беларуси, с известными спортсменами республики, чемпионами олимпийских игр, воспитания гордости за спортивные достижения наших соотечественников был проведён тематический классный час "Беларусь олимпийская". Ребята принимали участие в мероприятии, посвящённом Всемирному Дню здоровья. В нашей школе для параллели 5-х классов проводился конкурс рисунка на асфальте "Здоровый я – здоровая страна" Четвёртое направление – "Здоровый ребёнок – успешный ребёнок" Если ребёнок будет здоров, он будет успешен, что приводит к сознательному выбору профессии, успешной самореализации в обществе. Мои ученики ежегодно являются призёрами районных олимпиад по биологии. Полученные знания помогают им успешно поступить в престижные учебные заведения нашей республики и СНГ. Пятое направление - "Здоровый ребёнок – творческий ребёнок". Если ребёнок будет здоров, у него будет стремление реализовать себя в различных творческих проектах. Одним из таких видов творческой деятельности является участие в научно-практической конференции учащихся. На районной конференции по биологии учащиеся 10 класса заняли 2-е место, выступая по теме "Целебная жемчужина Беларуси – Ушачский край". Цель их проекта – изучение природного достояния Ушаччины – целебных источников, состав и свойства вод, а также разработка информационного мультимедийного материала для использования его на классных и информационных часах по изучению родного края. Учащиеся раскрывают свои творческие способности, участвуя в общешкольных культурно-массовых мероприятиях по пропаганде здорового образа жизни. Ребята заняли 1 место в районном конкурсе агитбригад по профилактике СПИДа и представляли наш район на областном фестивале. Ожидаемый результат моей педагогической деятельности на выходе выпускника из школы – это становление физически и психологически здоровой личности, экологически грамотной, бережно относящейся к собственному здоровью и здоровью окружающих, успешно реализующей себя в социуме, способной стать достойным гражданином Республики Беларусь. В заключение хочу привести слова Д.И.Менделеева "Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян".
|