На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий 3
Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий 3
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий 3
Духовно-нравственное здоровье и его связь с другими компонентами здоровья человека
Все страницы

Реализация проекта " Здоровый я – здоровая страна" в учебно-воспитательном процессе

О.А.Житкая

На семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов по вопросам совершенствования идеологической работы главой государства А.Г.Лукашенко поставлена задача – построение сильной и процветающей Беларуси. Здесь же было определено стратегически важное направление государственной социально-экономической политики: ежедневное укрепление здоровья каждого человека. Ценнее чем жизнь и здоровье, ничего нет. Всё остальное – вторично.

Одной из задач для достижения данной цели является сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, воспитание бережного и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью других граждан, формирование гигиенических навыков, опыта здорового образа жизни и безопасного поведения.
Я как учитель биологии считаю своей обязанностью через преподавание предмета воспитывать у учащихся ответственное отношение к принятию решений и поступков, обучать учащихся прогнозированию своего воздействия на окружающий мир, формировать у них экологический стиль мышления, бережное отношение к природе, отношение к жизни как наивысшей ценности на Земле, в том числе и к здоровью и жизни самого человека, формировать навыки здорового образа жизни.
Продолжение своей деятельности в данном направлении считаю актуальным ещё и потому, что 2008 год объявлен в Беларуси Годом Здоровья.
"Здоровье – категория педагогическая. Оно либо укрепляется, либо утрачивается в процессе воспитания человека в семье и школе", – это слова Владимира Филипповича Базарного, врача, педагога, основоположника создания здоровьесберегающих технологий исследовавшего состояние здоровья общества.
Большую тревогу вызывает состояние здоровья наших школьников. Я являюсь классным руководителем 6 класса. Как классному руководителю , мне было интересно проследить состояние здоровья детей за пять лет. Анализ медицинского осмотра учащихся параллели 5-х классов с 1 по 4 класс показал следующие результаты: снижение 1 группы здоровья с 49% до 25%; снижение основной группы с 98% до 64%; ухудшение зрения с 14% до 30% учащихся; нарушение осанки с 2% до 11 % учащихся.
Нарушение осанки и зрения – это основные "школьные" болезни. С возрастом у учащихся ещё добавляются заболевания сердечно-сосудистой системы из-за неправильного режима дня и школьной перегрузки, заболевания желудочно-кишечного тракта из-за неправильного питания, к тому же стала популярной такая детская болезнь как ожирение вследствие малоподвижного образа жизни.
Поэтому, исходя из данных фактов, считаю целесообразным направлять всю свою урочную и внеурочную педагогическую деятельность на формирование навыков ведения здорового образа жизни учащихся, а также на сохранение их физического и психического здоровья.
Свою педагогическую деятельность я веду по нескольким направлениям.
Первое направление – "Здоровый ребёнок – умный ребёнок"
Если ребёнок здоров, он будет показывать результаты в учебе. Для того, чтобы быть психически и физически здоровым, ребёнка надо этому научить. Поэтому в своей деятельности я применяю здоровьесберегающие и личностно-ориентированные технологии. В 2007-2008 учебном году проводила спецкурс по здоровому образу жизни "Нравственно-половое воспитание" в 9 и 10 классах и факультатив "Физиология человека" в 9 классе; различные тематические классные часы и внеклассные мероприятия по здоровому образу жизни. В этом учебном году провожу факультативные занятия для учащихся 8, 9 и 11 классов по биологии.
Второе направление – "Здоровый ребёнок – любознательный ребёнок"
Основная задача данного направления – воспитание экологической грамотности учащихся. Форма работы - организация экскурсионных поездок по Беларуси с целью изучения флоры и фауны родного края, воспитания экологической грамотности учащихся, любви к родному краю. Учащиеся побывали в Беловежской пуще, Березинском заповеднике, Национальном Ботаническом саду.
Третье направление – "Здоровый ребёнок – спортивный ребёнок".
Как классный руководитель личным примером стараюсь привлечь ребят к активным видам спорта. В нашем классе занимаются в спортивных кружках и секциях 7 из 23 учащихся (30%), мальчики посещают занятия по футболу, девочки – по волейболу. Очень высокая мотивация участия учащихся моего класса в школьных спортландиях, они всегда занимают первые места в своей параллели.
На зимних каникулах в январе мы посетили нашу национальную спортивную гордость - горнолыжный спортивный комплекс Силичи. Ребята с удовольствием катались в ледовом дворце, тем более что некоторые встали на коньки впервые.
С целью знакомства учащихся с историей развития олимпийского движения в Беларуси, с известными спортсменами республики, чемпионами олимпийских игр, воспитания гордости за спортивные достижения наших соотечественников был проведён тематический классный час "Беларусь олимпийская".
Ребята принимали участие в мероприятии, посвящённом Всемирному Дню здоровья. В нашей школе для параллели 5-х классов проводился конкурс рисунка на асфальте "Здоровый я – здоровая страна"
Четвёртое направление – "Здоровый ребёнок – успешный ребёнок"
Если ребёнок будет здоров, он будет успешен, что приводит к сознательному выбору профессии, успешной самореализации в обществе. Мои ученики ежегодно являются призёрами районных олимпиад по биологии. Полученные знания помогают им успешно поступить в престижные учебные заведения нашей республики и СНГ.
Пятое направление - "Здоровый ребёнок – творческий ребёнок".
Если ребёнок будет здоров, у него будет стремление реализовать себя в различных творческих проектах. Одним из таких видов творческой деятельности является участие в научно-практической конференции учащихся. На районной конференции по биологии учащиеся 10 класса заняли 2-е место, выступая по теме "Целебная жемчужина Беларуси – Ушачский край". Цель их проекта – изучение природного достояния Ушаччины – целебных источников, состав и свойства вод, а также разработка информационного мультимедийного материала для использования его на классных и информационных часах по изучению родного края. Учащиеся раскрывают свои творческие способности, участвуя в общешкольных культурно-массовых мероприятиях по пропаганде здорового образа жизни. Ребята заняли 1 место в районном конкурсе агитбригад по профилактике СПИДа и представляли наш район на областном фестивале.
Ожидаемый результат моей педагогической деятельности на выходе выпускника из школы – это становление физически и психологически здоровой личности, экологически грамотной, бережно относящейся к собственному здоровью и здоровью окружающих, успешно реализующей себя в социуме, способной стать достойным гражданином Республики Беларусь.
В заключение хочу привести слова Д.И.Менделеева "Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян".


 

Духовно-нравственное здоровье и его связь с другими компонентами здоровья человека

Л.Н.Коваленко

В свое время Гиппократ писал: "Человек носит врача в себе, надо только уметь помочь ему в его работе". Здоровье – это самое естественное состояние человека. По мнению Н.М.Амосова, для здоровой жизни человеку предлагается гораздо больше возможностей, чем ограничений – надо уметь ими правильно пользоваться. Каковы эти возможности? Это не только физическая культура, но и положительные эмоции, чистая, культурная речь и, в первую очередь, добрые мысли. Все наши чувства и эмоции, наша духовная жизнь неразрывно связаны со здоровьем физическим. Добрые и светлые чувства – чуть ли не в буквальном смысле – помогают вырасти крыльям. Злые и черные – приводят в диссонанс работу всего организма. Есть гигиена тела, основанная на реальном знании. Мы знаем, что грязные руки – источник желудочно-кишечных заболеваний, а нечищеные зубы поражает кариес. Но есть еще гигиена души и гигиена духа. Возможно, это словосочетание покажется странным, но оно очень точно передает суть дела. Что такое дух? Это наш образ мыслей, наше мировоззрение, наши идеалы, наша личность, то, что отличает нас от животных.
В Социальной Концепции Русской Православной Церкви говорится: "Попечение о человеческом здоровье – душевном и телесном – искони является заботой Церкви. Однако поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовного с православной точки зрения не является безусловной ценностью. Иисус Христос, проповедуя словом и делом, врачевал людей, заботясь не только об их теле, но наипаче о душе, а в итоге – о целостном составе личности. По слову самого Спасителя, он врачевал "всего человека" (Ин.7.23). Наиболее простой, естественный и эффективный способ пополнения человека психической энергией – это молитва".На благотворное, исцеляющее психику человека влияние молитвы сегодня обратили внимание ученые медики. Петербургские ученые, заведующий лабораторией психоневрологического института им. Бехтерева профессор В.Б.Слезин и к.м.н. И.Я.Рыбина записали его электроэнцефалограмму священнослужителя во время молитвы. Было обнаружено, что в молитвенном состоянии его электроэнцефалограмма показывала те же результаты, что и во время медленного сна.Ученые назвали этот феномен четвертым состоянием человека. До этого открытия наука знала только три состояния человека: бодрствование, медленный и быстрый сон, которые отличаются друг от друга характерами электрических импульсов в коре головного мозга.
По мнению ученых, когда в жизни человека отсутствует это четвертое физиологическое состояние мозга, то, видимо, происходят какие-то негативные процессы, приводящие к патологическим изменениям сознания, склонности к насилию и агрессии, отклонениям в психике. Остается только сожалеть, что люди добровольно лишают себя так необходимой им подпитки той самой Божественной Благодатью, несущей в души любовь и умиротворение.
Сведения о влиянии морали, нравственности, этики на здоровье человека содержатся в духовных учениях древности, в религиозной литературе, в трактатах философов-мыслителей прошлого и трудах передовых ученых современности. Белорусский ученый А.И.Вейник, исследуя информационно-энергетическую структуру человека, установил, что причиной возникновения полевых деформаций, определяющих здоровье, может быть чувство ненависти, пожелание зла ближнему. В своей книге "Термодинамика реальных процессов" (Минск,1991) причинами многих проблем со здоровьем ученый называет психодуховное состояние человека. К примеру, зависть может породить проблемы с пищеводом, жизнь без любви и радости – проблемы с сердцем. Скандинавские ученые выявили влияние психодуховных качеств человека на его иммунную систему. По их мнению, самые частые проявления иммунодефицита – подверженность простудам – в большей мере характерна для людей, которых отличает злопамятность и агрессивность. Напрашивается вывод, что нравственные нормы являются принципиальным условием выживания сообщества людей и самосохранения каждого индивида. В культуре практически всех народов золотое правило нравственности звучит практически одинаково: не делай другому того, чего не хочешь для себя самого. Огромное место в этических науках отводится категориям стыда, совести, раскаяния. Эти качества помогают человеку развиваться, самосовершенствоваться.
Серьезные проблемы со здоровьем могут возникнуть по причине того, что человек, будучи оскорбленным, охваченным гневом, внешне не отреагировал, промолчал. При этом энергия бурлит внутри, подобно пару в кипящей кастрюле, что неминуемо наносит удар по организму. Самым неподходящим будет нанесение ответного оскорбления – энергетика справедливого гнева умножится на негативную энергетику грязных слов и вы нанесете вред самому себе. В Нагорной проповеди И.Христос провозгласил новые, более высокие заповеди по сравнению с Ветхим Заветом Моисея, данным человеку на две тысячи лет раньше. Одна из наиболее трудно воспринимаемых заповедей следующая: "Вы слышали, что сказано: "Око за око и зуб за зуб". А я говорю вам: не противиться злому. Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую..." (Мф. 5: 38-30). Трудность восприятия этого завета именно в упрощенном, буквальном понимании. На самом деле Иисус учил не отвечать злом на зло. Что происходит в конкретной ситуации? Человек, нападающий на нас, извергает мощный поток негативной энергии мыслей и слов. Если мы ответим ему тем же, этот поток удваивается и приносит в мир разрушительные последствия, не говоря уже о нашем собственном здоровье.
Умные люди давно заметили, что всякая болезнь происходит от непрощения. Как только человек заболел, ему следует поискать в своем сердце, кого надо простить. Если будет найден человек, которого простить труднее всего, – это и есть именно тот, в прощении которого ваше спасение. Искренне прощение рассеивает энергию негативной реакции нашей психики. А отцы Православия говорят: "Когда почувствуешь раздражение, спеши обуздать его, старайся не допускать гнев в сердце. Если же и проникнет гнев и раздражительность в сердце, старайся, чтобы они не вышли наружу, не дай проявиться им ни словом, ни взором, ни движением. Потом заставь себя вознести свой ум и сердце к Богу и постарайся, чтобы гнев вытеснило чувство противоположное, чувство любви". Такие же советы дают и психотерапевты.
Тонкие проявления человеческой души также неумолимы и непреодолимы, как и проявления известных науке физических законов. Мы можем почувствовать это физически, если прислушаемся к своим ощущениям после совершенных поступков. Мы всегда чувствуем легкость при совершении добрых поступков и тяжесть от содеянных дурных поступков. Для христианства центральным, основополагающим моментом психологии человека является познание себя, под которым подразумевается познание того, насколько я сам имею силы для борьбы со своими страстями, могу ли я их победить? Могу ли я стать идеальным человеком, таким, каким был Христос.
Серафим Саровский говорил: "Спасись сам – и вокруг тебя спасутся тысячи...". Наши чувства не просто влияют, а часто определяют наше душевное здоровье. Еще древние указывали на алчность как на источник душевных расстройств. Самой разрушительной для психического здоровья является жажда власти, порожденная гордыней. Власть способствует формированию подозрительности, гневливости и тщательно подавляемого страха быть свергнутым. Хоть раз в жизни, но все мы испытывали чувство зависти или сами оказывались объектами чьей-то зависти. Наблюдательные психологи заметили, что она "бьет" в первую очередь по системе пищеварения, не говоря уже об отрицательном воздействии на психику и нервную систему.
Высшее предназначение человека в этой жизни – украшать и улучшать этот мир. Критерии духовно здоровой жизни очень просты. Спросите себя: кому стало лучше оттого, что вы прожили этот день? Что хорошего вы сегодня сделали? Какими знаниями обогатились? Очистили ли вы свои помыслы?
Ориентация на ценностные установки христианства способствует обретению человеком душевного равновесия, создает благостное расположение души, что в конечном итоге и определяет духовное здоровье человека.

Источник: Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий: материалы областной научно-практической конференции 4–5 ноября 2008 г. В 6 ч. Ч.1. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2008. Редакционная коллегия: Л.Ю.Слепцова, Л.В.Зенькова, Ю.В.Маханьков, Г.Д.Воднева, Е.В.Гречихо, Е.В.Белова, П.В.Зязюлькин, И.А.Ситникова, И.В.Исаченко, С.И.Тарарышко

[1] [2] [3] [4] [5]

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.