На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий 4
Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий 4
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий 4
Программа деятельности психологической службы гимназии по профилактике эмоционального выгорания, сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов
Школа как социальный институт охраны здоровья всех участников образовательного процесса
Все страницы

Профилактика и преодоление употребления подростками психоактивных веществ через реализацию проектов "Умей сказать "Нет!" и "Ты у себя один"

Л.Ф.Зинкевич, А.Б.Кудлюк

Табакокурение является одной из наиболее актуальных проблем современности. Цена, которую приходится платить за "удовольствие", - огромный ущерб, причиняемый здоровью. Многие из веществ, содержащихся в табачных изделиях и формально относящихся к пищевым продуктам, запрещены даже в ядохимикатах. Однако ряды курильщиков постоянно пополняются и, в основном, за счет подростков.

Распространенность табакокурения среди детей и подростков в нашей области была достаточно высокой и в предыдущие годы, а это в свою очередь порождало проблему ухудшения здоровья подростков и ухудшение демографической ситуации в области. Еще в 1999 году проведено изучение отношения к курению 4562 учащихся школ области. Исследование показало, что основная масса подростков начинало курить с 13-14 лет, около 8% опрошенных курили систематически, общее количество курящих юношей составляло около 40%, девушек – 21%. Большинство из курящих подростков не в силах были самостоятельно сделать выбор, оценить последствия употребления табака.
Обеспокоенность данной ситуацией и породила идею начать работу с конкретными целевыми группами учащихся по специально разработанной программе, цель которой – помочь подросткам сделать правильный выбор в пользу здорового образа жизни, снизить распространенность табакокурения среди учащихся.
Было решено отработать данный проект среди учащихся средних школ Железнодорожного района г.Витебска. По территориальному расположению, материально-технической базе, социально-экономическому положению данные учебные заведения находились в примерно одинаковых условиях. На территории района располагалось наименьшее количество школ (8), в каждой из них было не более двух 8-х классов, что позволило проводить работу с учащимися всех школ района.
Для координации деятельности был создан совет из представителей органов здравоохранения, образования, общественных объединений.
Совместно с отделом образования Железнодорожного района г. Витебска и областным психоневрологическим диспансером были разработаны этапы внедрения проекта, определены 5 целевых групп в каждом учреждении:
1 – учащиеся 8-х классов;
2 – классные руководители, психологи, социальные педагоги;
3 – медработники школ;
4 – родительский актив школ;
5 – молодежные лидеры.
Вся организационная работа была определена совместным приказом управлений здравоохранения и образования облисполкома. Проект имел название "Умей сказать "Нет!".
На первом этапе было проведено обучение методике работы по профилактике табакокурения педагогических работников, медицинских работников школ; проведены обучающие семинары с родительским активом и молодежными лидерами.
Подготовлены методические, информационные материалы для педагогов и медработников, изданы информационно-образовательные материалы для учащихся и родителей. Были определены конкретные формы работы с учащимися для представителей каждой из этих групп.
Основной объем работы по проекту составляла непосредственно работа с учащимися. Формы работы были запланированы самые разнообразные (циклы бесед, тематические вечера, вечера вопросов и ответов, диспуты, дискуссии, демонстрация видеофильмов, выступления агитбригад), но основной акцент был сделан на индивидуальное консультирование. Проведение его осуществлялось специалистами областного психоневрологического диспансера с учащимися всех 8-х классов по специально разработанным графикам. В процессе обучения в школах были созданы группы поддержки, взаимопомощи желающих избавится от табачной зависимости; проводились смотры-конкурсы санитарных газет, санбюллетеней, плакатов, рисунков, розыгрыши лотереи "Брось курить и выиграй". Активные участники проекта среди учащихся поощрялись сувенирами, ценными подарками.
Работа по проекту была рассчитана на один учебный год. Ход ее постоянно освещался в средствах массовой информации. Для оценки эффективности проведенной работы были организованы два социологических исследования среди учащихся целевых и контрольных групп: в начале и в конце проекта. Анализ исследований показал положительные результаты: если в начале учебного года курили 36,3% юношей и 17,9% девушек, то после завершения проекта курили 16,9% юношей и 15% девушек, В контрольной группе учащихся число курящих возросло с 26,7% до 40,8% у юношей и с 13% до 24% у девушек.
Результаты проекта и опыт работы послужили основанием для его внедрения во всех регионах области. Для начала было рекомендовано определить в каждом городе или районе несколько учебных заведений, где распространенность табакокурения среди учащихся является наиболее высокой, отработать на их базе мероприятия, а затем полученный опыт распространить на другие учебные заведения. Работа в рамках данного проекта продолжается в области и до настоящего времени.
Проведенная целенаправленная работа позволила за последние 5 лет снизить долю курящего населения с 32,3% до 29,9%.
Вместе с тем, в последние годы, в области наблюдается факт омоложения курения. Поэтому в настоящее время специалистами ГУ "Витебский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья" проводится работа по изменению подходов к работе с целевыми группами учащихся. Изменения в новом проекте затронут как возраст учащихся, так и формы проводимой работы.
Второй целевой проект, который был разработан совместно со специалистами управления образования, это проект по профилактике наркомании и токсикомании среди учащихся "Ты у себя один!".
Употребление наркотических и токсических веществ с целью модификации собственных состояний в последние годы приобретает все большую значимость в молодежной среде. В Витебской области в 2006 году (год разработки проекта) зарегистрировано 1454 больных наркоманией и токсикоманией, что на 2,3% больше по сравнению с 2005 годом. Из них 20,8% составляют лица в возрасте от 11 до 18 лет.
Организационная работа по разработке проекта проводилась аналогично с предыдущим проектом и также как и в предыдущем проекте, основной акцент был сделан на индивидуальную работу с учащимися и работу по принципу "равный обучает равного". В помощь медицинским и педагогическим работникам было подготовлено 10 методических рекомендаций.
Отработка мероприятий проводилась на базе 9-х классов 3-х школ г.Витебска. Сравнивая результаты анкетирования до начала работы и после завершения проекта в контрольных и целевых группах, мы пришли к выводу, что учащиеся в целевых группах владели более высоким уровнем знаний по данной проблеме, в контрольных группах имели недостаточный уровень знаний об опасности употребления наркотических средств, не владели способами отказа от предложения попробовать наркотик.
Учитывая результаты проведенной работы, управлением здравоохранения и управлением образования облисполкома был подготовлен совместный приказ о внедрении данного проекта в учебных заведениях области. И начиная с текущего учебного года, в большинстве учебных заведений начаты мероприятия в рамках данного проекта.
По окончании года будет проведено промежуточное социологическое исследование с целью оценки эффективности проводимой работы.



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.