На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий 4 - Программа деятельности психологической службы гимназии по профилактике эмоционального выгорания, сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов
Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий 4 - Программа деятельности психологической службы гимназии по профилактике эмоционального выгорания, сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий 4
Программа деятельности психологической службы гимназии по профилактике эмоционального выгорания, сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов
Школа как социальный институт охраны здоровья всех участников образовательного процесса
Все страницы

 

Программа деятельности психологической службы гимназии
по профилактике эмоционального выгорания , сохранению
и укреплению психологического здоровья педагогов

В.Ю.Мелихова

В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психологического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. От учителя требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями и т.д.
В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации, которая вызывает устойчивые отрицательные психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении.
В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является актуальной задачей современной системы образования.
В Полоцкой государственной гимназии №1 имени Ф.Скорины разработана программа деятельности педагога-психолога по сохранению психического здоровья педагогов.
Цель данной программы: создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психического здоровья педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности.
Задачи программы:

  • формировать навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;
  • формировать навыки эффективного взаимодействия с коллегами и учащимися;
  • создавать условия для развития самосознания и самосовершенствования педагогов.

Этапы реализации программы:

  • установочно-мотивационный;
  • просветительский;
  • коррекционно-консультативный.

Ожидаемые результаты. В ходе реализации программы деятельности педагога-психолога по сохранению психического здоровья педагога в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:

  • улучшается психологический климат в коллективе;
  • снижается ситуативная и личностная тревожность педагогов;
  • формируются навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;
  • повышается самооценка и уверенность в себе.

Этапы деятельности педагога-психолога по сохранению психического здоровья педагога:

  • Психологическое просвещение педагогов.
  • Диагностический.
  • Коррекционно-профилактический.
  • Консультационный.

На первом этапе цель психолога при работе с педагогическим коллективом состоит в том, чтобы предоставить информацию о том, почему именно в педагогической деятельности необходимо уделять внимание собственному психическому здоровью. Необходимо так же сформировать у педагогов мотивацию для продолжения совместной деятельности по формированию практических навыков саморегуляции своих состоянии.
Психопросвещение педагогов в гимназии осуществляется через постоянно действующий психолого-педагогический семинар "Эффективный учитель", на котором рассмотрены следующие вопросы:

  • Психологическое благополучие и здоровье учителя.
  • Синдром профессионального выгорания учителя.
  • Стрессы в педагогической деятельности.
  • Способы и методы снятия психоэмоционального напряжения.
  • Конфликты и способы поведения в конфликтных ситуациях.
  • Я-концепция учителя и стиль взаимодействия.

Кроме того, просвещение педагогов осуществляется через разработку памяток, информационных листов, которые размещаются на стенде "Психолог советует", где с ними могут познакомиться педагоги.

 

Профилактическая работа вкрапляется в текущую деятельность учебно-методических объединений, тематических педсоветов.
Второй этап деятельности – психодиагностический. Цель этого этапа – определить круг личностных и межличностных проблем в данном коллективе для подбора методов и форм при разработке коррекционно-профилактического блока.
Главным, на наш взгляд, в этом направлении является изучение психологического климата в коллективе. А личностные особенности и профессиональные затруднения мы изучаем на семинарах, заседаниях кафедр, занимаясь самодиагностикой и самоанализом. Учитель знает, что изучает себя, свое эмоциональное состояние для себя, с целью самопознания и саморазвития. Как правило, после такой диагностики педагоги приходят на индивидуальную консультацию к психологу с целью обсуждения полученных результатов и путей преодоления возникших затруднений.
Коррекционно-профилактический блок включает в себя конкретные мероприятия по формированию навыков регуляции психоэмоциональных состояний, коррекции личностных и межличностных проблем.
Для успешной реализации задач данного блока в своей работе используются элементы таких методов, как арттерапия (изготовление масок, рисование мандал, лепка из теста, пластилина, создание коллажа и т.д.); позитивная психотерапия; релаксация, психогимнастические комплексы, использование рефлексии и др.
С целью формирования коммуникативных навыков педагога и улучшения психологического климата в коллективе используем такую форму работы, как психологический тренинг.
Например, тренинговое занятие "Позиционные игры" способствовало улучшению взаимоотношений с коллегами в педагогическом коллективе и пополнило копилку игровых упражнений для улучшения взаимоотношений учителя с учащимися и их родителями.
С целью активизации процесса самопознания у педагогов, формирования адекватной самооценки профессиональных качества и уровня притязаний проведен "Рефлексивный тренинг профессионального самосознания".
Тренинг уверенности в себе способствовал развитию умения самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению, развитию навыков уверенного поведения.
В наибольшей степени педагогам необходимы тренинги саморегуляции. Причина этого заключается в особенности профессии: постоянный высокий уровень самоконтроля, активное взаимодействие с детьми, оценочная деятельность и т.д.
Как правило, все рекомендации имеют практико-ориентированный характер и позитивно принимаются педагогами. Использование в повседневной жизни приобретенных знаний и умений требует, безусловно, определенной тренировки и времени. Однако, мы считаем, что применение релаксационных тренингов позволяет повысить не только психологическую грамотность педагогов, но и их психоэмоциональную устойчивость, столь необходимую в профессиональной деятельности.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.