Страница 2 из 3
Программа деятельности психологической службы гимназии по профилактике эмоционального выгорания , сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов
В.Ю.Мелихова
В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психологического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. От учителя требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями и т.д. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации, которая вызывает устойчивые отрицательные психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении. В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является актуальной задачей современной системы образования. В Полоцкой государственной гимназии №1 имени Ф.Скорины разработана программа деятельности педагога-психолога по сохранению психического здоровья педагогов. Цель данной программы: создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психического здоровья педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности. Задачи программы:
- формировать навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;
- формировать навыки эффективного взаимодействия с коллегами и учащимися;
- создавать условия для развития самосознания и самосовершенствования педагогов.
Этапы реализации программы:
- установочно-мотивационный;
- просветительский;
- коррекционно-консультативный.
Ожидаемые результаты. В ходе реализации программы деятельности педагога-психолога по сохранению психического здоровья педагога в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:
- улучшается психологический климат в коллективе;
- снижается ситуативная и личностная тревожность педагогов;
- формируются навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;
- повышается самооценка и уверенность в себе.
Этапы деятельности педагога-психолога по сохранению психического здоровья педагога:
- Психологическое просвещение педагогов.
- Диагностический.
- Коррекционно-профилактический.
- Консультационный.
На первом этапе цель психолога при работе с педагогическим коллективом состоит в том, чтобы предоставить информацию о том, почему именно в педагогической деятельности необходимо уделять внимание собственному психическому здоровью. Необходимо так же сформировать у педагогов мотивацию для продолжения совместной деятельности по формированию практических навыков саморегуляции своих состоянии. Психопросвещение педагогов в гимназии осуществляется через постоянно действующий психолого-педагогический семинар "Эффективный учитель", на котором рассмотрены следующие вопросы:
- Психологическое благополучие и здоровье учителя.
- Синдром профессионального выгорания учителя.
- Стрессы в педагогической деятельности.
- Способы и методы снятия психоэмоционального напряжения.
- Конфликты и способы поведения в конфликтных ситуациях.
- Я-концепция учителя и стиль взаимодействия.
Кроме того, просвещение педагогов осуществляется через разработку памяток, информационных листов, которые размещаются на стенде "Психолог советует", где с ними могут познакомиться педагоги.
Профилактическая работа вкрапляется в текущую деятельность учебно-методических объединений, тематических педсоветов. Второй этап деятельности – психодиагностический. Цель этого этапа – определить круг личностных и межличностных проблем в данном коллективе для подбора методов и форм при разработке коррекционно-профилактического блока. Главным, на наш взгляд, в этом направлении является изучение психологического климата в коллективе. А личностные особенности и профессиональные затруднения мы изучаем на семинарах, заседаниях кафедр, занимаясь самодиагностикой и самоанализом. Учитель знает, что изучает себя, свое эмоциональное состояние для себя, с целью самопознания и саморазвития. Как правило, после такой диагностики педагоги приходят на индивидуальную консультацию к психологу с целью обсуждения полученных результатов и путей преодоления возникших затруднений. Коррекционно-профилактический блок включает в себя конкретные мероприятия по формированию навыков регуляции психоэмоциональных состояний, коррекции личностных и межличностных проблем. Для успешной реализации задач данного блока в своей работе используются элементы таких методов, как арттерапия (изготовление масок, рисование мандал, лепка из теста, пластилина, создание коллажа и т.д.); позитивная психотерапия; релаксация, психогимнастические комплексы, использование рефлексии и др. С целью формирования коммуникативных навыков педагога и улучшения психологического климата в коллективе используем такую форму работы, как психологический тренинг. Например, тренинговое занятие "Позиционные игры" способствовало улучшению взаимоотношений с коллегами в педагогическом коллективе и пополнило копилку игровых упражнений для улучшения взаимоотношений учителя с учащимися и их родителями. С целью активизации процесса самопознания у педагогов, формирования адекватной самооценки профессиональных качества и уровня притязаний проведен "Рефлексивный тренинг профессионального самосознания". Тренинг уверенности в себе способствовал развитию умения самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению, развитию навыков уверенного поведения. В наибольшей степени педагогам необходимы тренинги саморегуляции. Причина этого заключается в особенности профессии: постоянный высокий уровень самоконтроля, активное взаимодействие с детьми, оценочная деятельность и т.д. Как правило, все рекомендации имеют практико-ориентированный характер и позитивно принимаются педагогами. Использование в повседневной жизни приобретенных знаний и умений требует, безусловно, определенной тренировки и времени. Однако, мы считаем, что применение релаксационных тренингов позволяет повысить не только психологическую грамотность педагогов, но и их психоэмоциональную устойчивость, столь необходимую в профессиональной деятельности.
|