Страница 3 из 3
Школа как социальный институт охраны здоровья всех участников образовательного процесса
Л.М.Хитова
Проблема здоровья, развития и воспитания детей остаётся важнейшей государственной проблемой. Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья. Поэтому школу следует рассматривать не только как образовательное учреждение, а прежде всего как социальный институт занятости, защищённости и охраны здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса. Наша школа с 2004 года работает как школа здорового образа жизни. Весь образовательный процесс направлен не только на получение общего среднего образования, но и предоставляет возможности для углубленного изучения проблем укрепления и сохранения здоровья, формирования умений и навыков здорового образа жизни. Основная цель школы – обеспечить здоровый образ жизни для всего школьного коллектива путём создания в школе среды, благоприятной для укрепления здоровья, формировать чувство ответственности за своё здоровье, навыки здорового образа жизни, учить детей самих заботиться о своём здоровье. Учебный процесс в школе построен с позиций здоровьесбережения. Первое, на что обращают внимание учителя, это гигиенические условия в классе, чистота и порядок, свежесть воздуха, освещение рабочих мест. Учителя школы соблюдают регламентацию количества видов учебной деятельности на уроке, их должно быть не менее 4-7 . На уроках во всех классах обязательно присутствуют оздоровительные элементы: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. В содержательной части урока присутствуют моменты, связанные со здоровьем и ЗОЖ. Так, на уроках языка у учащихся формируются представления о культуре здоровья, её компонентах и путях её формирования путём освоения орфографических правил написания слов; при работе по формированию синтаксического строя речи учащихся, при написании сочинений, изложений на оздоровительную тематику и т.д. На уроках литературы учителя используют тексты, несущие здоровьесодержательную нагрузку. Это и загадки, и стихи, и рассказы, и пословицы и поговорки, и кроссворды и многое-многое другое. Учителя математики и физики на своих уроках развивают интерес к вопросам здоровья путём решения задач на соответствующую тематику, формируют представления о физиологических и гигиенических основах здоровья через содержание материала, через формирование оценочных суждений и прогностических умений, связанных с состоянием и резервом собственного здоровья. Учителя биологии и химии являются активными пропагандистами здорового образа жизни, так как практически каждая тема из курсов “Биология”, “Неорганическая химия”, “Органическая химия” связана с обменом веществ и энергией живых биологических систем, в том числе и человека, на атомарно-молекулярном, клеточном, популяционно-видовом и биосферном уровнях. На современном уроке можно решить все задачи формирования культуры здоровья школьников. И решение этих задач не зависит от того, какой учебной дисциплиной представлен данный урок. В каждой учебной дисциплине есть место для решения задач сохранения и укрепления здоровья школьников. В учебный план нашей школы введён факультатив "Уроки здоровья", в каждом классе своя тематика этого курса. Цели курса: формирование у учащихся устойчивой мотивации здорового образа жизни, ответственности за состояние своего здоровья, за собственное благосостояние и состояние общества, обеспечение теоретической и практической подготовки учащихся по развитию и наличию навыков здорового образа жизни. Во время проведения "Уроков здоровья" мы применяем различные формы и методы обучения и воспитания детей. Методы работы: словесные, практические, наглядные, игровые, проблемно-поисковые. Формы работы: Словесные: беседы, консультации, викторины. Практические: выставки, анкетирование и тестирование, оформление уголков здоровья, выпуск стенгазет, коллажей, плакатов и т.д. Наглядные: выставки, просмотры видеороликов, кинолектории, экскурсии. Проблемно-поисковые: разгадывание кроссвордов, моделирование, решение ситуационных задач, мозговая атака. Игровые: тренинги, деловые игры, ролевые игры, соревнования, конкурсы, спортивные игры, игры-путешествия. Для методической учёбы учителей, которые ведут уроки здоровья, создана творческая лаборатория классных руководителей "Уроки здоровья". На занятиях этой лаборатории учителя изучают разные методы и формы воспитания и обучения детей нормам ЗОЖ, апробируют и внедряют разные типы уроков здоровья, составляют анкеты и тесты для мониторинга процесса формирования у учащихся навыков ЗОЖ. Продуктами работы творческой лаборатории является тематическое планирование уроков здоровья по всем классам, наработки планов уроков здоровья, составлен цикл бесед с родителями для лектория, ведётся работа по оформлению школы в выбранном направлении, собрана копилка форм и методов обучения детей навыкам ЗОЖ. Для проведения диагностики и коррекции здоровья детей проводятся дни ДРК: "Здоровье учащихся в режиме дня школы" и "Создание комфортных условий в школе-саду". Конечно, весь воспитательный процесс школы также направлен на формирование навыков здорового образа жизни. Этому способствует и кружковая работа. Для детей организована работа кружков: "Спортивные игры", "Танцевальный калейдоскоп", спортивно-туристический, краеведческий "Наш край", театральный "Яновичи", кружок ритмики, "Юный спасатель", "Юный инспектор дорожного движения". Работают спортивные секции: волейбольная, баскетбольная, секция легкой атлетики. Ежемесячно проводятся спортивные соревнования, праздники. Стало традицией проведение дней здоровья, дней чистоты и порядка. В конкурсах дней здоровья принимают участие не только дети, но и их родители и учителя, и очень приятно, когда при подведении итогов дня здоровья награждают и детей, и родителей, и учителей. Организована агитбригада "Мы за здоровый образ жизни", которая выступает не только в школе, но и перед населением сельского совета. Постоянно выпускаются бюллетени, способствующие формированию навыков ЗОЖ. Для родителей организована работа лектория "Роль родителей в формировании навыков ЗОЖ своих детей". Тематика для этого лектория разрабатывалась на заседаниях творческой лаборатории "Уроки здоровья". Соответственно направлению работы школы оформлено здание школы и её территория. В каждом классе господствует атмосфера красоты,здоровья и уюта. В фойе школы создан комнатный сад, оформлена "Стена здоровья". На территории школы находится уголок для отдыха детей во время перемен, "сухой ручей". Созданы два "летних класса", в которых в благоприятное время года можно проводить уроки. Для организации рационального и полезного питания учащимися и учителями школы каждый год выращивается на пришкольном участке богатый урожай овощей и фруктов. Создано фито-кафе, в котором дети могут отметить день именинника, учителя во время проведения педсоветов и других совещаний устраивают в нём чай-паузу. Сегодня все учёные единодушно отмечают, что знания даются детям ценой здоровья. Перед школой встаёт задача сохранить здоровье школьников в рамках учебно-воспитательного процесса. У медиков есть принцип "No nocere!" (Не навреди!"), этот принцип стал основополагающим для учителей нашей школы. Мы стараемся обучать детей не знаниям, а способам быстрого и эффективного усвоения знаний (умению учиться без потери здоровья).
Источник: Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий: материалы областной научно-практической конференции 4–5 ноября 2008 г. В 6 ч. Ч.1. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2008. Редакционная коллегия: Л.Ю.Слепцова, Л.В.Зенькова, Ю.В.Маханьков, Г.Д.Воднева, Е.В.Гречихо, Е.В.Белова, П.В.Зязюлькин, И.А.Ситникова, И.В.Исаченко, С.И.Тарарышко
[1] [2] [3] [4] [5]
|