На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий 5
Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий 5
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий 5
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Суицид как крайнее проявление социального и психологического неблагополучия
Все страницы

Роль музыкального искусства в сохранении и укреплении здоровья школьников

Е.Д.Ходосевич

Музыка – не только фактор облагораживающий, воспитывающий, но и целитель здоровья.
В.М.Бехтерев

Сегодня проблема сохранения здоровья человека (физического и психического) очень актуальна. И приоритетным направлением в деятельности каждого общеобразовательного учреждения стала организация здоровьесберегающего учебного процесса. В связи с этим большое внимание уделяется проблеме выбора педагогических технологий, в том числе и в музыкальном образовании (как части образовательного процесса) [1].


Для решения ключевой задачи – сохранения и укрепления здоровья учащихся – представляется необходимым внедрение в педагогический процесс здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии – это, по определению Е.Ю.Логиновой, педагогические приемы и методы, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащихся и которые не наносят ему прямого и косвенного вреда. По определению О.Епишевой, это продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя [3].
В решении проблемы сохранения здоровья учащихся, организации здоровьесберегающего учебного процесса может помочь музыка. А именно: использование музыкального искусства как средства создания здоровьесберегающей среды в общеобразовательной школе. При этом учитель музыки должен использовать не только музыкально-педагогические методы обучения, но и музыкально – терапевтические (музыкотерапия) [3]. "Музыкальная терапия… может стать эффективным методом лечения школьных неврозов" [3].
Музыкальная терапия – психотерапия посредством звуков музыки [2].
Ученые в теории, а практики на деле подтвердили терапевтический эффект музыкотерапии. Музыкальные звуки способны рассеивать болевые ощущения и благодаря воздействию звуков определенного тона на костную проводимость снижать уровень болевых и неприятных ощущений. Активно используется в медицинской практике способность музыки замедлять и уравновешивать волны мозга. В оздоровительной практике активно используются возможности музыки для снятия мышечного напряжения, повышения подвижности и координации тела [7].
Автор Е.Ю.Логинова в статье "Музыкальное обучение как средство коррекции психического неблагополучия школьников" утверждает, что "современная психология признает в музыке силу, активизирующую подсознание; в психосоматике известно ее влияние на вегетативную нервную систему; социальная психология рассматривает музыку как средство невербальной коммуникации. Педагогика же способна рассматривать музыкальное обучение как средство коррекции проблемных сторон в развитии детей" [4].
Исследования показывают, что и на эмоции человека наиболее сильное воздействие оказывают именно звуковые раздражения.
Учитывая все вышеизложенное, на базе УО "ГОСШ № 36 г. Витебска" ведется экспериментальная работа, направленная на оказание учащимся начальных классов психологической помощи: снятие стрессов, умственного напряжения, которые возникают в процессе обучения; гармонизация эмоциональной сферы путем использования музыкотерапии не только на уроках музыки, но и на школьных переменах.
Тема экспериментальной работы: "Музыкальное искусство как средство арт-терапевтичского воздействия на эмоциональную сферу младших школьников".
Цель эксперимента: создание условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья учащихся начальных классов средствами музыкального искусства на уроках музыки и школьных переменах.
Задачи эксперимента:
1. Гармонизация эмоциональной сферы учащихся.
2. Устранение нервного напряжения, физического утомления.
3. Оказание положительного воздействия на мироощущение младших школьников.
К методам данного исследования мы отнесли изучение опыта работы сотрудников межвузовской лаборатории арт-терапии УО "ВГУ им.П.М.Машерова" и НОУ Института педагогики и психологии г. Москвы; учителей, осваивающих применение музыкотерапии на уроках музыки в общеобразовательной школе; наблюдения, сравнения и анализа продуктов деятельности учащихся в процессе музыкальной деятельности; арт-терапевтические методы. Арт-терапия рассматривается нами "как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства") [2]. И в своей работе мы используем целительные возможности музыки в интеграции с танцем, изобразительным искусством, литературой:
1. Вокалотерапия, которая оказывает благотворное воздействие на весь организм, помогает снять напряжение и раздражительность (дыхательные и голосовые упражнения; звуковой массаж; пение вокализов, направленных на формирование навыков концентрации внимания и сосредоточения на своем внутреннем мире; исполнение песен различного характера; "двигательных" песенок, направленных на то, чтобы школьники не только радовались движениям, но и получали пользу для позвоночника и всех мышц своего тела).
Итак, "голос – это человек. Человек во всей полноте – физический, духовный, интеллектуальный, эмоциональный, общественный…А его голосовой аппарат (тоже голос) – есть…внутренний светильник, озаряющий своим мерцанием, вспышками, движущимися лучами душу и тело человека…" [6].
2. Инструментальная терапия, включающая в себя не только игру на инструментах детского оркестра, но и ассоциативные игры с тембрами инструментов (тембр – "генеральное свойство звучащего источника…Тембр выступает в ансамбле всех проявлений звука") [6]. Музыка "вбирает в себя весь слышимый мир, опирается на гигантский круг звуковых ассоциаций" [6]. И такие ассоциативные игры позволяют школьникам оценить свое внутреннее состояние, познать внутреннее "Я".
3. Изотерапия в сочетании с музыкой – не только средство выражения состояния учащихся, но и пример успокаивающей деятельности, в процессе которой снимается напряжение, развиваются фантазия и воображение. Психологическое воздействие цвета было замечено людьми в тот же момент, когда был замечен и сам цвет [5]. О связи цвета и звука пишет Е.В. Назайкинский: "Звук – ассоциант – порождает комплекс представлений о цвете, о тех значениях, эмоциях, которые он несет… В звуке с наибольшей определенностью и весомостью проявляет себя материальное звено, значащее, стимулирующее фантазию, вытягивающее за собой ассоциативную цепочку" [6].
Музыка и пение оказывают значимую помощь и при изучении предметов гуманитарного цикла.
В результате арт-терапевтической деятельности у 90% учащихся экспериментального класса было отмечено повышение эмоциональной стабильности, снижение уровня тревожности и физического утомления. А о том, какую радость принесли встречи с музыкальным искусством, говорят высказывания детей: "Музыка-это радость!", "С музыкой становится легче на душе", "Музыка-самое лучшее, что есть на свете", "Я люблю музыку!".

 

Список цитированных источников

  1. Затямина, Т.А. Об опыте использования педагогических технологий на уроках музыки / Т.А.Замятина // Музыка в школе. – 2005. – №5.
  2. Копытин, А.И. Арт-терапия детей и подростков / А.И.Копытин, Е.Е.Свистовская.-М.: Когито-центр, 2007.
  3. Лобанова, Е.А. Возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий / Е.А.Лобанова // Музыка в школе. – 2006. – № 3.
  4. Логинова, Е.Ю. Музыкальное обучение как средство коррекции психичского неблагополучия школьников / Е.Ю.Логинова // Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2004. – №3.
  5. Миронова, Л.Н. Цветоведение / Л.Н.Миронова.- Минск, 1984.
  6. Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки / Е.В.Назайкинский .-М., 1988.
  7. Смагин, А.И. Использование музыкальной терапии в социальной работе  / А.И.Смагин // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2005. – №8.


 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.