На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий 5 - Суицид как крайнее проявление социального и психологического неблагополучия
Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий 5 - Суицид как крайнее проявление социального и психологического неблагополучия
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий 5
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Суицид как крайнее проявление социального и психологического неблагополучия
Все страницы

 

Суицид как крайнее проявление социального и психологического неблагополучия

Н.В.Якушкин

Самоубийство человека является индивидуальным актом. Вместе с тем, оно происходит в контексте социума и связано с определенными социально-психологическими и демографическими факторами. В Витебской области проблема самоубийств очень остра в течение последних 15 лет. И мы постарались исследовать данную проблему в контексте социального и психологического здоровья. Для этого мы провели анализ фактов завершенных самоубийств на основании информации, поступившей в Витебский областной психоневрологический диспансер от врачей области за 2007 год и 1 полугодие 2008 года. Были отобраны 500 бланков.
Суицид совершили 406 мужчин (81,2 %) и 94 женщины (18,8 %). Из них жителями городов являлось 158 человек (31,6 %), районных центров 75 (15,0 %) и сельской местности 267 (53,4 %). По возрасту суициденты распределились следующим образом: 15-18 лет – 3,4 %, 19-29 лет – 14,0 %, 30-40 лет – 14,0 %, 40-55 лет – 30,4 %, 56 лет и старше – 38,3 %. Среди них работоспособными являются 68,0 %, пенсионеры – 30,2 %, дети и подростки – 1,8%.
Эти данные подтверждают известный факт, что основной группой суицидального риска являются мужчины старше 40 лет, которые проживают в сельской местности.
Образование и профессия. Основная часть суицидентов имеет невысокий уровень образованности: незаконченное среднее (12,2%), среднее (43,0%) и среднее специальное (32,2%) образование. И только около 4 % суицидентов имеет высшее и незаконченное высшее образование.
По профессиональному признаку наибольшая группа суицидентов являются неработающими (67,2 %). Конечно, в эту группу входят и неработающие пенсионеры, но уровень безработицы среди суицидентов в десятки раз превышает уровень среди остального населения.
Среди лиц, совершивших суицид, преобладают рабочие профессии (26,0 %) и только около 4 % суицидентов имели оплачиваемую и социально престижную работу. Также важно учитывать, что в рабочих профессиях преобладают низко оплачиваемые и мало престижные профессии (пастух, санитарка, уборщица, полевод, кочегар, дворник и пр.).
Из вышесказанного можно сделать вывод, что суициденты в отличие от остального населения, были профессионально плохо устроены или просто не имели работы. Вследствие этого их материальное положение и социальный статус достаточно низкий. Они не включены в рабочие коллективы и часто образуют субкультуру социально неустроенных людей.
Семейное положение. Семейное положение суицидентов достаточно неблагополучное – только 44 % были женаты или жили в гражданском браке. Остальная часть суицидентов жила вне брака. Обращает внимание тот факт, что 27,2 % суицидентов холостые, то есть никогда не были в браке. Также было выявлено статистически достоверное различие между возрастом суицидентов - возраст женатых (замужних) составляет в среднем 51,7 лет и в разводе – 48,5 лет, а холостых – 38,9 лет. Это говорит о том, что семейное одиночество увеличивает суицидальную активность в более раннем возрасте.
Также нами было проанализировано, с кем жили суициденты. В полной семье проживали только 12 %, в неполных семьях более 70 %, а одиноко проживали каждый 4 суицидент (25,6 %).
Вышеприведенные данные свидетельствуют о неблагополучной семейной обстановке среди суицидентов и отсутствии простой поддержки в случае психологического кризиса или физического затруднения. Можно также утверждать, что наличие семьи уменьшает риск суицида.
Ситуативные потрясения и судимость. При изучении конфликтной ситуации, которая могла спровоцировать суицид, было выявлено наличие ситуации только в 28,4 % случаев. Хотя важно понимать, что анализ проводился после смерти и многие причины могли быть упущены.
Наиболее весомыми оказались конфликты, связанные с семьей (13,2%), куда входят развод, измена, несчастная любовь, семейный конфликт. На втором месте находятся проблемы, связанные с наличием неизлечимой болезни – 5,2 %. Это онкологические заболевания, хронический алкоголизм и другие. Дальше идут проблемы связанные с работой (выход на пенсию, безработица, конфликты на работе) – 3,8 %. Очень важной оказалось проблема, связанная с потерей близких людей – 3, 4%.
7 % суицидентов были судимы. Они, как правило, проживают в сельской местности (около 75 %). Их средний возраст составляет 41,6 года (у остальных 49,17). Конечно это уже немолодые люди, но они так и не смогли получить образование, найти работу, создать семью и избавиться от стигмы "зэка".
Медицинские проблемы. 16,8 % суицидентов имели психические расстройства и находились на учете у врачей психиатров и наркологов. У психиатров стояло на учете 9,2 % и наркологов 7,8%. Нужно к этому добавить, что при анализе суицида врачи указывали на то, что 22,0 % суицидентов имели алкогольную зависимость (как психическое расстройство). По мнению врачей, проводивших анализ суицида в 51 % случаях у людей, закончивших жизнь самоубийством, имелось злоупотребление алкоголем. Хотя они не всегда состояли на учете у врача нарколога.
Среди суицидентов было большое количество людей, которые нуждались в социальной защите со стороны государства. 8,8% суицидентов имели инвалидность и социальные льготы (ветераны войны, чернобыльцы, многодетные семьи). В 19,6% случаев суициденты имели несовершеннолетних детей (одного – 11,2%, двоих – 6,6%, более -1%).
Вышеперечисленные данные свидетельствуют о том, что суициденты имели множество медицинских и социальных проблем. Возможно, работа по улучшению медицинского и социального обслуживания населения уменьшила бы количество суицидов.
В заключение можно сказать, что суициденты в отличие от остального населения социально и психологически неблагополучны. Это выражается в низком уровне профессиональной образованности, в безработице или в работе на низко квалификацированных должностях. Их семейное положение в большей части является неблагополучным –более чем в 50% случаев они являлись холостыми или разведенными. А если они проживают в семьях, то основными ситуативными потрясениями приводящим к суициду являлись семейные конфликты. Плохое материальное положение, невысокий социальный статус и отсутствие психологической поддержки в семье приводит к тому, что они часто образуют субкультуру социально неустроенных людей.

Сведения об авторах

  1. Барановская Татьяна Алексеевна, педагог-психолог УО "Государственная гимназия № 8 г.Витебска"
  2. Барткевич Татьяна Федоровна, учитель белорусского языка и литературы УО "Глубокская районная гимназия"
  3. Бутель Татьяна Григорьевна, педагог-психолог УО "Ветринская ГОСШ имени Д.В.Тябута Полоцкого района"
  4. Воднева Галина Дмитриевна, начальник центра дополнительного образования ГУО "Витебский областной институт развития образования"
  5. Вольвачева Наталья Николаевна, руководитель по физическому воспитанию УО "Полоцкий государственный ясли-сад № 2"
  6. Житкая Ольга Анатольевна, учитель биологии, классный руководитель УО "Ушачская ГОСШ"
  7. Зинкевич Лариса Федоровна заведующая отделением ГУ "Витебский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья"
  8. Коваленко Любовь Николаевна, доцент кафедры педагогики, психологии и частных методик ГУО "ВО ИРО", кандидат педагогических наук
  9. Кудлюк Анна Борисовна, заведующая отделением ГУ "Витебский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья"
  10. Мелихова Валентина Юрьевна, педагог-психолог УО "Полоцкая государственная гимназия № 1 имени Ф.Скорины"
  11. Слепцова Людмила Юрьевна, ректор ГУО "Витебский областной институт развития образования", кандидат педагогических наук.
  12. Хитова Лариса Михайловна, заместитель директора по основной деятельности УО "Янковичская ГОСШ-сад им.И.А.Повалишина Россонского района"
  13. Ходосевич Елена Дмитриевна, учитель музыки УО "ГОСШ № 36 г.Витебска"
  14. Шокель Наталья Михайловна, учитель начальных классов УО "Повятская ГОСШ-сад Миорского района"
  15. Якушкин Николай Владимирович, заведующий медико-психологическим отделением УЗ "Витебский областной психоневрологический диспансер"

Источник: Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий: материалы областной научно-практической конференции 4–5 ноября 2008 г. В 6 ч. Ч.1. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2008. Редакционная коллегия: Л.Ю.Слепцова, Л.В.Зенькова, Ю.В.Маханьков, Г.Д.Воднева, Е.В.Гречихо, Е.В.Белова, П.В.Зязюлькин, И.А.Ситникова, И.В.Исаченко, С.И.Тарарышко

[1] [2] [3] [4] [5]

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.