Страница 2 из 3
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Н.М.Шокель
Система образования Республики Беларусь ориентирована на воспитание общечеловеческих ценностей, сохранение и укрепление здоровья детей. Согласно заключению экспертов Всемирной организации охраны здоровья, уровень здоровья человека на 20% зависит от состояния окружающей среды, на 10% – от деятельности системы охраны здоровья, на 20% – от наследственных факторов, а остальные 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт. Современная школа нуждается в разработке целостной системы по формированию ЗОЖ, направленной на стабилизацию и улучшение состояния здоровья детей. При этом здоровье ребёнка должно пониматься как единое целое, которое состоит из отдельных, но тесно взаимосвязанных аспектов: духовного, физического, психического и социального здоровья. Сегодня динамика состояния здоровья учеников имеет тенденцию роста разного рода заболеваний. А отклонения в состоянии здоровья отрицательно воздействуют на успеваемость учеников, их общее самочувствие. Мы понимаем, что здоровье — это ценность, поэтому забота о здоровье учащихся является частью учебно-воспитательного процесса в нашем педагогическом коллективе. Но положительных результатов мы можем достигнуть только тогда, когда в этом будут заинтересованы не только учителя, но и родители. Нужно, чтобы здоровый образ жизни вошёл в быт каждой семьи, стал потребностью каждого человека. Разработанная нами программа по использованию здоровьесберегающих технологий в начальной школе позволяет включить всех участников учебно-воспитательного процесса (учащихся, учителей, социально-психологическую службу, родителей) в активную работу по формированию здорового образа жизни школьников, что в дальнейшем будет содействовать сохранению и укреплению здоровья детей в целом. В нашей школе работа по формированию ЗОЖ включает в себя построение урока в соответствии с динамикой внимания учащихся, предупреждением утомляемости, использование здоровьесберегающих образовательных технологий с учётом возраста школьников, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, организацию рационального питания учащихся, оздоровительную работу и т.д. Программа направлена на воспитание здорового, энергичного, активного человека. Составляется план реализации программы на учебный год. В нём прописываются содержание работы, срок реализации и ответственный за выполнение. Содержание работы включает: - мероприятия, которые способствуют созданию условий по формированию здорового образа жизни: -информирование родителей о состоянии здоровья детей и пропаганда здорового образа жизни; -мониторинг здоровья учащихся; -обучение родителей по вопросам физического воспитания, психогигиены, физиологических особенностей детей; -оформление карт здоровья учащихся 1— 4 классов; - изучение особенностей развития и воспитания детей в семье, уровня гигиенической культуры родителей; - социометрические исследования; - анкетирование учащихся 2-4 классов "Моё здоровье"; - санитарно-просветительская работа: - факультативные занятия "Здоровый образ жизни" (1-4 классы); - курс "Человек и мир"(1-3 классы); - уроки "Основы безопасности жизнедеятельности" (2-4 классы); - проведение тематических бесед; - создание сантроек по классам; - оформление уголка здоровья; - создание условий, которые удовлетворяют потребность в физической активности учащихся: - спортландии; - проведение физкультминуток на уроках; - проведение гимнастики для глаз; - проведение подвижных игр на переменах. В начале реализации программы классные руководители начальных классов изучили литературу, в которой раскрывалась методика использования здоровьесберегающих технологий, провели информационно-разъяснительную работу с учащимися и родителями о необходимости формирования у детей основ здорового образа жизни в процессе обучения и воспитания. Каждый из учителей, работающих в начальной школе, создает необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, способностей и потребностей, использует такие формы работы, которые помогают сохранить высокую трудоспособность на протяжении всего урока. Частая смена видов деятельности, переключение внимания, использование игровых технологий помогают избежать переутомления учащихся и повышают интерес к изучаемым предметам. На факультативных занятиях "Здоровый образ жизни" дети узнают о влиянии природы на здоровье человека, о необходимости охраны окружающей среды; знакомятся с последствиями неправильного питания, с необходимостью выполнения гигиены питания; приобретают практические навыки оказания первой медицинской помощи при различных видах травм, узнают о причинах их возникновения; знакомятся с наиболее распространёнными болезнями сердечно-сосудистой системы, профилактикой этих заболеваний. Ежегодно проводится мониторинг физического здоровья учащихся по итогам медицинского осмотра. Составлены сравнительные диаграммы, которые показывают динамику заболеваний учащихся. В прошлом учебном году снизился уровень заболеваемости ОРЗ и ОРВИ. Оформлен "Уголок здоровья", материалы которого систематически обновляются. Разработаны физкультминутки, которые разделяются на оздоровительные, двигательно-речевые, творческие, физкультурно-спортивные, а также советы родителям по сохранению здоровья детей. Классными руководителями совместно с социально-психологической службой проводятся рейды по проверке выполнения младшими школьниками режима дня и изучению гигиенической культуры семьи. На протяжении учебного года с родителями проводятся групповые и индивидуальные консультации, где раскрываются такие вопросы, как режим дня, утренняя зарядка, подвижные игры на свежем воздухе. С целью повышения физической активности детей проходят различные спортивные мероприятия, дни и часы здоровья. С участием родителей организуются сказочные встречи для детей с Мойдодыром, доктором Айболитом, Пилюлькиным, путешествия по городу Здоровейску. Учителя начальных классов практикуют проведение уроков литературного чтения, изобразительного искусства, "Человек и мир", трудового обучения на свежем воздухе, организуют экскурсии в природу, тематические экскурсии на ФАП с элементами практических занятий. Психологом школы исследуются у учащихся начальных классов уровень познавательных способностей и тревожности на начало и конец учебного года. Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий, на уроках не наблюдается тревожно-дискомфортного состояния детей. Ученики чувствуют себя более уверенно, ведут себя раскованно, свободно высказывают свои мысли. Идеи педагогики оздоровления подводят наших учителей к широкому использованию в практике работы нестандартных уроков: уроков-игр, уроков-соревнований, театрализованных уроков, уроков-консультаций, уроков творчества, уроков-конкурсов, уроков взаимообучения и т. д. В результате каждый ученик является субъектом учебной деятельности, выступает соавтором в конструировании уроков. Многое из задуманного нам ещё предстоит выполнить, но первый шаг уже сделан: мы взяли на себя ответственность за здоровье, воспитание и образование наших детей и готовы вложить в эту работу все силы учительского коллектива и весь свой педагогический талант.
|