На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий 5 - Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий 5 - Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий 5
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Суицид как крайнее проявление социального и психологического неблагополучия
Все страницы

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Н.М.Шокель

Система образования Республики Беларусь ориентирована на воспитание общечеловеческих ценностей, сохранение и укрепление здоровья детей.
Согласно заключению экспертов Всемирной организации охраны здоровья, уровень здоровья человека на 20% зависит от состояния окружающей среды, на 10% – от деятельности системы охраны здоровья, на 20% – от наследственных факторов, а остальные 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт.
Современная школа нуждается в разработке целостной системы по формированию ЗОЖ, направленной на стабилизацию и улучшение состояния здоровья детей. При этом здоровье ребёнка должно пониматься как единое целое, которое состоит из отдельных, но тесно взаимосвязанных аспектов: духовного, физического, психического и социального здоровья.
Сегодня динамика состояния здоровья учеников имеет тенденцию роста разного рода заболеваний. А отклонения в состоянии здоровья отрицательно воздействуют на успеваемость учеников, их общее самочувствие.
Мы понимаем, что здоровье — это ценность, поэтому забота о здоровье учащихся является частью учебно-воспитательного процесса в нашем педагогическом коллективе. Но положительных результатов мы можем достигнуть только тогда, когда в этом будут заинтересованы не только учителя, но и родители. Нужно, чтобы здоровый образ жизни вошёл в быт каждой семьи, стал потребностью каждого человека.
Разработанная нами программа по использованию здоровьесберегающих технологий в начальной школе позволяет включить всех участников учебно-воспитательного процесса (учащихся, учителей, социально-психологическую службу, родителей) в активную работу по формированию здорового образа жизни школьников, что в дальнейшем будет содействовать сохранению и укреплению здоровья детей в целом.
В нашей школе работа по формированию ЗОЖ включает в себя построение урока в соответствии с динамикой внимания учащихся, предупреждением утомляемости, использование здоровьесберегающих образовательных технологий с учётом возраста школьников, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, организацию рационального питания учащихся, оздоровительную работу и т.д.
Программа направлена на воспитание здорового, энергичного, активного человека.
Составляется план реализации программы на учебный год. В нём прописываются содержание работы, срок реализации и ответственный за выполнение. Содержание работы включает:
- мероприятия, которые способствуют созданию условий по формированию здорового образа жизни:
-информирование родителей о состоянии здоровья детей и пропаганда здорового образа жизни;
-мониторинг здоровья учащихся;
-обучение родителей по вопросам физического воспитания, психогигиены, физиологических особенностей детей;
-оформление карт здоровья учащихся 1— 4 классов;
- изучение особенностей развития и воспитания детей в семье, уровня гигиенической культуры родителей;
- социометрические исследования;
- анкетирование учащихся 2-4 классов "Моё здоровье";
-   санитарно-просветительская работа:
- факультативные занятия "Здоровый образ жизни" (1-4 классы);
- курс "Человек и мир"(1-3 классы);
- уроки "Основы безопасности жизнедеятельности" (2-4 классы);
- проведение тематических бесед;
- создание сантроек по классам;
- оформление уголка здоровья;
-   создание условий, которые удовлетворяют потребность в физической активности учащихся:
- спортландии;
- проведение физкультминуток на уроках;
- проведение гимнастики для глаз;
- проведение подвижных игр на переменах.
В начале реализации программы классные руководители начальных классов изучили литературу, в которой раскрывалась методика использования здоровьесберегающих технологий, провели информационно-разъяснительную работу с учащимися и родителями о необходимости формирования у детей основ здорового образа жизни в процессе обучения и воспитания.
Каждый из учителей, работающих в начальной школе, создает необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, способностей и потребностей, использует такие формы работы, которые помогают сохранить высокую трудоспособность на протяжении всего урока. Частая смена видов деятельности, переключение внимания, использование игровых технологий помогают избежать переутомления учащихся и повышают интерес к изучаемым предметам.
На факультативных занятиях "Здоровый образ жизни" дети узнают о влиянии природы на здоровье человека, о необходимости охраны окружающей среды; знакомятся с последствиями неправильного питания, с необходимостью выполнения гигиены питания; приобретают практические навыки оказания первой медицинской помощи при различных видах травм, узнают о причинах их возникновения; знакомятся с наиболее распространёнными болезнями сердечно-сосудистой системы, профилактикой этих заболеваний.
Ежегодно проводится мониторинг физического здоровья учащихся по итогам медицинского осмотра. Составлены сравнительные диаграммы, которые показывают динамику заболеваний учащихся. В прошлом учебном году снизился уровень заболеваемости ОРЗ и ОРВИ.
Оформлен "Уголок здоровья", материалы которого систематически обновляются. Разработаны физкультминутки, которые разделяются на оздоровительные, двигательно-речевые, творческие, физкультурно-спортивные, а также советы родителям по сохранению здоровья детей.
Классными руководителями совместно с социально-психологической службой проводятся рейды по проверке выполнения младшими школьниками режима дня и изучению гигиенической культуры семьи. На протяжении учебного года с родителями проводятся групповые и индивидуальные консультации, где раскрываются такие вопросы, как режим дня, утренняя зарядка, подвижные игры на свежем воздухе.
С целью повышения физической активности детей проходят различные спортивные мероприятия, дни и часы здоровья. С участием родителей организуются сказочные встречи для детей с Мойдодыром, доктором Айболитом, Пилюлькиным, путешествия по городу Здоровейску.
Учителя начальных классов практикуют проведение уроков литературного чтения, изобразительного искусства, "Человек и мир", трудового обучения на свежем воздухе, организуют экскурсии в природу, тематические экскурсии на ФАП с элементами практических занятий.
Психологом школы исследуются у учащихся начальных классов уровень познавательных способностей и тревожности на начало и конец учебного года. Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий, на уроках не наблюдается тревожно-дискомфортного состояния детей. Ученики чувствуют себя более уверенно, ведут себя раскованно, свободно высказывают свои мысли.
Идеи педагогики оздоровления подводят наших учителей к широкому использованию в практике работы нестандартных уроков: уроков-игр, уроков-соревнований, театрализованных уроков, уроков-консультаций, уроков творчества, уроков-конкурсов, уроков взаимообучения и т. д. В результате каждый ученик является субъектом учебной деятельности, выступает соавтором в конструировании уроков.
Многое из задуманного нам ещё предстоит выполнить, но первый шаг уже сделан: мы взяли на себя ответственность за здоровье, воспитание и образование наших детей и готовы вложить в эту работу все силы учительского коллектива и весь свой педагогический талант.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.