На главную Лекции и практикум по психологии Специальная психология Психология детей с нарушениями слуха (сурдопсихология)
Психология детей с нарушениями слуха (сурдопсихология)
Лекции и практикум по психологии - Специальная психология

Сурдопсихология как наука. Предмет, объект, цепи, задачи сурдопсихологии. Причины нарушений слуха у детей. Врожденные, приобретенные нарушения слуха.
Общие закономерности и специфические особенности психического развития детей с нарушениями слуха. Общая характеристика ощущений и восприятия детей с недостатками слуха (остаточные слуховые ощущения и восприятия, зрительные, кинестетические восприятия и ощущения, их роль в познавательной деятельности, в формировании речи). Психологическая характеристика внимания детей с нарушениями слуха, особенности памяти и мышления. Пространственная ориентация при дефекте слуховой функции.
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Сурдопсихология как наука

Среди детей с ОВЗ значительную категорию составляют дети с различно выраженными нарушениями слуха. Одной из отраслей специальной психологии является сурдопсихология, которая занимается изучением психофизического развития детей с нарушениями слуха.
Глубокое и стойкое нарушение слуха - это такое поражение слуховой функции, при котором процесс развития протекает на дефектной основе и не обнаруживает признаков улучшения пораженной функции, а лечебные средства оказываются неэффективными.
Нарушения слуха оказывают отрицательно влияние на психическое, физическое и личностное развитие ребенка, способствуют известной социальной изоляции аномальных детей, т.к. их участие в различных видах совместной деятельности с нормально слышащими детьми ограничено.

Этиология нарушений слуха

I. Врожденные нарушения слуха (встречаются у 25 % детей с недостатками слуха):
- обусловленные влиянием наследственности (недоразвитие периферического отдела слухового анализатора: аплазия внутреннего уха, отсутствие (недоразвитие) барабанной перепонки, атрезия (заращение наружного слухового аппарата). В большинстве случаев слуховое нарушение не передается непосредственно потомству, но вместе с тем вероятность рождения аномального ребенка у родителей с дефектом слуха значительно больше, чем у слышащих;
- воздействие на плод вредных факторов (вирусные инфекции: корь, грипп; интоксикации химическими, лекарственными веществами, алкоголем и др.).
II. Приобретенные нарушения слуха (у 75 % детей с недостатками слуха):
- инфекционные заболевания (корь, менингит, скарлатина, эпидемический паротит, пневмония);
- отит (воспаление среднего уха);
- кровоизлияния, опухоли, энцефалиты, вызывающие поражения центрального отдела коры головного мозга и проводящих путей;
- заболевания носоглотки, носа (ринит, аденоидные разращения, евстахеит и др.), которые могут вызвать заболевания органов слуха, евстахиевой трубы;
- неврит слухового нерва (вследствие интоксикаций);
- интоксикации (хинин, стрептомицин, ртуть, свинец);
- травмы при родах, ушибы головы;
- длительное воздействие очень сильного шума и вибраций, вызывающих ощущение давления и боли в ухе.

Педагогическая классификация детей с недостатками слуха

Различные поражения слухового анализатора вызывают неоднозначную степень выраженности дефекта слуховой функции. Характер последствий зависит и от времени возникновения патологического процесса, приведшего к нарушению слуха, и от того, в какой степени и в какой период развития был нарушен слух.
Практика специальных школ для глухих убедительно показала, что совместное обучение разных групп детей с недостатками слуха не дает положительного результата. Известны различные принципы классификации детей с нарушениями слуха для организации их дифференцированного обучения.
Наиболее полной является педагогическая классификация детей с недостатками слуха, разработанная Р.М. Боскис, которая (классификация) построена на принципиально новых критериях, учитывающих своеобразие развития детей с нарушенным анализатором.
Первый критерий такой классификации - степень поражения слуховой функции. Однако он оказывается недостаточным для рациональной организации дифференцированного обучения. Поэтому учитывается второй критерий - уровень развития речи при данной степени нарушения слуховой функции. Существенное значение имеет время возникновения дефекта.
Р.М. Боскис выделяет две основные категории детей с недостатками слуха – глухие и слабослышащие. К категории глухих относятся дети, которые вследствие врожденной или приобретенной в раннем возрасте глухоты не могут самостоятельно овладеть словесной речью.
Глухота – стойкая потеря слуха, при которой не возможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи даже на самом близком расстоянии от уха. Тотальная глухота встречается редко, в большинстве случаев при глухоте сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать громкие неречевые звуки окружающего мира, некоторые звуки речи на близком расстоянии. При аудиометрии обнаруживается потеря слуха выше 80 дб (для сравнения: шелест листьев – 12 дб, обычный шепот около уха – 25-30 дб, речь средней громкости – 60-70 дб, громкая музыка по радио, телевидению – 80 дб, шум в поезде, метро, очень громкая речь, крик – 90 дб, удары молотка по листу железа – 100 дб, рев авиационного мотора – 120 дб).
К категории слабослышащих относятся дети, у которых снижен слух, но на его основе возможно хотя бы в минимальной степени самостоятельное развитие речи Синоним - тугоухие
Тугоухость – стойкое понижение слуха, при котором возможно самостоятельное накопление минимального речевого запаса на основе сохранившейся слуховой функции, восприятие речи обращенной хотя бы на самом близком расстоянии от ушной раковины. По данным аудиометрии обнаруживается снижение слуха менее 80 дб.
Известно, что слух имеет исключительное значение для формирования произносительной стороны речи. Ребенок с недостатками слуха не может контролировать собственное произношение. Собственно от этого в значительной степени страдает его устная речь. При одном и том же состоянии слуха (глухота и тугоухость) возможен различный уровень речевого развития. По этому критерию Р.М. Боскис выделила в пределах каждой категории по две группы детей.
Значение времени, степени и характера поражения слуха для развития речи и общего развития ребенка очень велико. Степень и характер речевого развития при нарушении слуха обусловлены рядом причин. Наблюдается прямая зависимость развития речи от степени снижения слуха. При небольшом понижения слуха возникают незначительные отклонения в развитии речи. Чем тяжелее степень снижения слуха, тем большие нарушения отмечаются в фонетической, лексической и грамматической стороне речи; при тяжелом поражении слуха ребенок остается немым.
Наличие или отсутствие вторичных проявлений дефекта зависит от того, в каком возрасте возник первичный дефект. Нарушение слуха может возникнуть в разные периоды жизни ребенка. Чем позднее произошла потеря слуха, тем больше возможности для сохранения достаточного уровня речевого развития. Потеря слуха до 2 лет, когда речь еще не сформирована, ведет к полному отсутствию речи. Потеря слуха до 3-3,5 лет приводит к утрате той речи, которую ребенок уже успел приобрести. При полной потери слуха в 4-5 лет речь также почти полностью распадается, если не начать сразу специальное обучение. Утрата слуха в 6-7 лет может резко исказить речь ребенка к школьному возрасту без специальной работы над ней. Если ребенок потерял слух после 7 лет и к этому моменту овладел грамотой, то его речь может быть сохранена при систематической коррекционной работе.
У детей с частичной потерей слуха время снижения слуха также является важным фактором, определяющим уровень развития речи. Даже незначительное понижение слуха, в возрасте до 3 лет может привести к задержке или недоразвитию речи. Снижение слуха, возникшее после 3 лет, может оставить речь в значительной степени сохранной. Таким образом, время возникновения слухового дефекта в большой мере определяет уровни речевого развития детей с нарушением слуха.
Важную роль в предупреждении вторичных проявлений дефекта играют те педагогические условия, в которых находится ребенок с момента потери слуха. Специальное педагогическое воздействие позволяет преодолеть либо уменьшить возникшие отклонения. Чем раньше, тем легче предупредить аномальное развитие мышления у ребенка нарушение познавательной деятельности. Если слабослышащему ребенку достаточно рано предоставить возможность воспринимать речь на слух на близком расстоянии и читать с губ, то он научится максимально использовать свой сохранный слух, и у него будет наблюдаться более высокое речевое развитие. Устойчивое зрительно внимание и хорошая память ребенка способствует компенсации слухового дефекта и развитию речи. В зависимости от времени наступления слухового дефекта среди глухих выделена группа детей, которые либо совсем не приобрели речевых навыков, либо утратили их из-за ранней (до 2-3 лет) потери слуха, – глухие без речи (ранооглохшие). Другая группа – глухие дети, овладевшие речью до возникновения глухоты и сохранившие ее в той или иной степени, – глухие, сохранившие речь (позднооглохшие).
Категория слабослышащих детей также неоднородна. Среди них выделены две группы: слабослышащие, обладающие относительно развитой речью с небольшими ее недостатками (некоторые отклонения в грамматическом построении речи, нарушения и произношении и др.); слабослышащие с глубокими речевым недоразвитием (употребляющие отдельные искаженные слова, короткие фразы с неправильным их построением и др.).
Таким образом, на основе оценки состояния слуха, уровня развития речи с учетом времени наступления слухового дефекта выделяются 4 группы детей с нарушениями слуха и речи. Каждая отличается условиями обучения, связанными с различными возможностями общения с окружающими, т.е. глухие, слабослышащие, позднооглохшие дети имеют свои особенности нарушения слуховой функции развития речи. На основе педагогической классификации, разработанной Р.М. Боскис, в России осуществляет дифференцированное специальное обучения детей с нарушениями слуха, создана система специальных учреждений, разработаны содержание и методы их обучения.

Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха осуществляется в двух типах специальных школ-интернатов:
1) для глухих детей;
2) для слабослышащих и позднооглохших детей (в 2-х отделениях).

1. Для глухих детей: школа-интернат имеет в своем составе 1-12 классы и подготовительный класс для 6-леток, которые не получали дошкольную специальную подготовку. Получают за 12 лет 8-летнее образование. С 1 по 7 класс - обучение ведется по специальным учебникам и программам, а с 8 по 12 класс – по программам и учебникам массовых школ (соответственно до 5-8 кл.) предельная наполняемость классов 12 человек. В этих же школах организуются классы для глухих детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата (1-12 кл.) и класс для глухих умственно отсталых (в степени дебильности) (1-9 кл.). Наполняемость 5-7 детей.
2. Для слабослышащих и позднооглохших детей принимают от 7 лет, 2 отделения – 1-ое для детей с легким недоразвитием вследствие нарушения слуха, 1-10 классы , 8-летнее образование, есть 11 и 12 классы, среднее образование, наполняемость 12 человек; - 2-ое для детей с глубоким недоразвитием речи вследствие нарушения слуховой функции; 1-7 класс по специальной программе, 8-12 классы по учебникам 5-8 класса массовой школы; могут быть дошкольные группы для детей 4-6 лет; наполняемость - 12 человек.
Дошкольники с дефектами слуха воспитываются в специальных дошкольных учреждениях по специальным программам.
В массовой школе могут обучаться слабослышащие дети с легкой степенью тугоухости, обладающие развитой речью (плюс дополнительные занятия).
Формирование речи у глухих детей основывается на комплексном использовании всех сохранных анализаторов в условиях специального обучения: сурдопедагог, использование звукоусиливающей аппаратуры, зрительного восприятия, тактильно-вибрационной чувствительности, и кинестетических ощущений; развитие слухового восприятия, обучение письменной дактильной речи. В первоначальный период времени глухой овладевает речью на основе устно-дактильного общения с учителем и окружающими детьми.
У слабослышащих детей овладение речью происходит на основе их остаточного слуха в условиях естественного общения. Формирование речи в школе слабослышащих детей не должно быть на основе жесто-вой речи, применение жестов задерживает развитие их словесной речи. Максимально используется наглядность.
У позднооглохших речь была сформирована, в задачи сурдопедагога входит формирование восприятия речи на зрительной и слухозрительной основе с использованием звукоусиливающей аппаратуры; эти дети должны специально приобретать навык зрительного восприятия устной речи. Применение жестовой речи недопустимо, так как это тормозит формирование навыка зрительного восприятия речи. Устная речь позднооглохших сохраняется только в условиях речевого общения.
Использование дактилологии как своеобразной формы словесной речи допустимо в обучении всех категорий детей с нарушением слуха, особенно в первоначальный период обучения. При обучении глухих устно-дактильная речь используется в качестве исходной формы на ранних этапах обучения речи по принципу формирования речевого общения. При глубоком недоразвитии речи у слабослышащих дактилология служит для уточнения звукобуквенного анализа искаженных слов, самостоятельно усвоенных детьми.

Исследование слуха у детей

В некоторых случаях слабослышащие дети не успевающие в общеобразовательной школе, ошибочно направляются в специальные школы для детей с ТНР или даже в специальные школы для умственно отсталых детей. Компетентный подход к этой проблеме требует специальных приборов и оборудования. Применяется шепотная речь: в полной тишине учитель произносит отдельные слова или фразы на разном от ученика расстоянии. Ученик при этом становится спиной к учителю и повторяет постепенно удаляясь от ученика. При нормальном слухе ребенок слышит и повторяет слова и фразы, сказанные учителем шепотом, на расстоянии 6-7 м. Если ребенок не слышит шепотную речь на расстоянии 3 м, то его следует направить к отоларингологу.
Наиболее объективным и точным методом исследования слуха является использование камертонов, определяющих объем и остроту слуха, как по воздушной, так и по костной проводимости, и аудиометров – акустических устройств, отличающихся значительной точностью измерения. С помощью аудиометра на специальной сетке составляется графическое изображение данных исследования слуха (аудиограмма). Исследование слуха проводится в ПМПК, слуховых центрах. Степени тугоухости: I – понижение слуха не превышает 50 дб, II – от 50 до 70 дб, Ш – превышает 70 дб (в среднем около 75).
Задания для СРС:
1. Составить таблицу «Педагогическая классификация детей с нарушениями слуха и зрения».
2. Обследовать состояние слуха у детей методом использования шепотной речи.

Вопросы для самоконтроля:
1. Каково значение слуха и зрения в психическом развитии ребенка?
2. Назовите основные причины нарушения слуха и зрения у детей.
3. В чем заключается своеобразие психического развития при сенсорном дизонтогенезе?
4. Дать общую характеристику ощущений и восприятия, мышления, внимания и памяти при сенсорном дефекте.
5. В чем заключается особенности развития речи у детей с недостатками слуха и зрения?
6. Пользуясь словарями и пособиями, уточните значение терминов «глухота», «тугоухость», «слепота», «слабовидящие дети».
7. Какие методы исследования Вы знаете?
8. Расскажите об основных задачах и направлениях коррекционного обучения при сенсорном дефекте.
9. Что должен знать педагог о детях с различными отклонениями
слуха, обучающихся в общеобразовательных учреждениях?
10. Укажите, какие качества личности и поведения следует воспитывать у детей с сенсорным дефектом? Расскажите о путях их социальной адаптации.
11. В чём заключается профилактика нарушений зрения и слуха детском возрасте? Что Вы знаете о мерах по охране зрения в школе?
Источник: Специальная психология : учебно-методическое пособие / авт.- сост.: А. М. Дохоян, В. И. Лахмоткина, И. С. Исмаилова. – Армавир : РИО АГПУ, 2017. – 200 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.