Онтогенез
Лекции и практикум по психологии - Специальная психология

Часть первая. ОНТОГЕНЕЗ

  1. Развитие и саморазвитие человека.
  2. Основные этапы онтогенеза.
  3. Нарушения нормы развития.
  4. Разновидности дизонтогенеза.

1.1. Развитие и саморазвитие человека
В настоящее время психологи определяют человека в трех измерениях: как индивида, индивидуальность и личность.


Индивид — отдельный представитель биологического вида «человек разумный», наделенный набором генов, имеющих потенциальные возможности для формирования общественных свойств личности, развития и саморазвития индивидуальности в условиях социальной поддержки. Теоретически рассматриваемое в рамках относительной автономности бытие человека-индивида суть психофизиологическое, инстинктивное и подчинено биологическим
потребностям.


В человеческом обществе (на основе созревания природных задатков индивида) в обучении и самообучении, в игровой, учебной и трудовой деятельности развиваются способности. Познавательные способности необходимы для освоения различных деятель-ностей: общие, или интеллектуальные (пригодные во всех видах деятельности), и специальные (необходимые в определенных профессиях). Способности психической саморегуляции и самоконтроля (волевые) помогают в достижении целей, преодолении внешних трудностей и внутренних конфликтов. Коммуникативные способности развиваются в общении, в освоении культуры человеческих отношений как душевные (эмпатические, этические, моральные) и духовные (переживание эстетических, гностических, нравственных чувств). Конечными продуктами развития и саморазвития человека становятся передаваемые ему накопленные человечеством знания (на основе репродуктивных способностей к воспроизведению чужого опыта), приобретаемые им (на основ6 творческих способностей) умения применять полученные знание в новой для себя ситуации или самостоятельно получать знания» а также натренированные (повторением до автоматизма) навыке-В этом процессе социализации индивида, в процессе социального бытия, врастания человека в культуру, освоения им законов, правил, норм общежития формируется сознание человека как система знаний, интегрирующая психические процессы и состояния р свойства его личности, и развивается самосознание как системе интегрирующая свойства индивидуальности.
Личность - наиболее глобальная психическая организация человека, формируемая в обществе благодаря совместной деятельности Ядром личности является система отношений человека окружающему миру и знаний о нем. Личность, в pacширенном смысле слова, — вся целостно систематизированная совокупное социализированной психики. При переносе с культурной матрицы ее образцов в психику человека его личность обретает когнитивные, регулятивные, коммуникативные функции социализированной психики. Так, интеллект личности (когнитивная функции психики) - это знания, умения, навыки деятельности в данное социальном пространстве и времени. Направленность интересов ценностные предпочтения, цели регулируют деятельность личности в качестве социальных ориентиров (регулятивная функция), а качества характера выполняют коммуникативную функцию. Личность прирастает сознанием (знаниями, волей), ответственными поступками, общественно значимыми деяниями.
Индивидуальностьсаморегулируемая, саморазвиваемая способностях, основанная на биологических задатках индивида и представленная в самосознании (как Я-концепция) психологическая организация человека, определяющая активность психической деятельности (творческую психическую активность проявления самости, в отличие от реактивности, присущей биологической природе инстинктов индивида или социальной природой коллективных и условных рефлексов личности).
Природа индивида — биологическая, природа личности — социальная, природа индивидуальности — духовная. Соответственно индивидными, личностными, индивидуальными становятся различия биологического, социального, духовного бытия человека. В этой связи человек, оставаясь биологическим существом (индивидом), осваивает социальное пространство (как личность), а как индивидуальность соприкасается с миром духа, лежащим за пределами ощущений (так называемыми «этносферой», «ноосферой» и «психосферой»), т.е. является не только планетарным (земным), но и космическим феноменом. Детерминантами, возбуждающими и направляющими психическую активность человека, в индивиде являются потребности, в индивидуальности — мотивы, в личности — цели. Функциональная задача потребности — выживаемость организма, мотива - индивидуально значимый выбор, цели — успешность деятельности.
Личность развивается через индивидуальное (через способности), индивидуальность проявляется через личностное (через общественно полезную деятельность). Именно развитой индивидуальности принадлежит роль синтеза индивида и личности, бессознательного и осознанного, сознания и самосознания, физического и социального Я, идеального и реального Я — и тем самым роль стабилизации, сохранения целостности триединой сущности человека. Чем больше становится в человеке общего (социально-личностного и духовно-космического) как своего, преломленного через индивидуальность, тем шире душа, тем сильнее развита его духовность.
Приспособление к социуму, в котором развивается психика человека, в среде которого удовлетворяются его потребности, связано со значимыми людьми, предъявляющими к человеку, входящему в то или иное конкретное социальное пространство, определенные требования, правила общежития. Процесс усвоения -интериоризация — этих норм человеком понимается как психический механизм его социализации. Понятно, что в различных социальных группах требования различны и даже иногда прямо противоположны. Поэтому в понятие социализации необходимо включить ее направленность, ограниченную нравственными законами общества, известными еще со времен Моисея, и видами профессиональной деятельности, общественно востребованными законодательством. Именно такого рода цивилизованную социализацию мы будем понимать как социальную адаптацию. Адаптация к маргинальным антигуманным слоям общества (уголовные преступники, террористы, сатанисты, бомжи и др.), следовательно, суть асоциальная адаптация (социально извращенная, социально-маргинальная адаптация). В этой связи личность (персональный исполнитель тех или иных социальных ролей) может формироваться и получить высокий социальный статус (благодаря успешной деятельности) в рамках как социальной, так и асоциальной адаптации.
Адаптация — это не только приспособление человека к внешней среде, ее требованиям (аккомодация), но и приспособление внешней среды к себе, к своим потребностям (ассимиляция). Результатом адаптации является комфорт: душевный (психическая адаптация) и социальный (социальная адаптация). Может возникнуть такая ситуация, когда есть аккомодация, но нет ассимиляции. Это значит, что есть социальная адаптация, но нет адаптации психической. Например, человек, подчиняясь условностям престижного социального положения, может стать социально успешным, но эмоционально его не удовлетворяет социальное окружение, социальная роль, профессиональная деятельность, т.к. не выражают его стремление к самореализации, его мотивацию и способности.
Примером другого несовпадения — ассимиляции без аккомодации — могут быть революционеры, оппозиционеры, отшельники, святые.
В этой связи определим психическую адаптацию как самореализацию в социальной действительности индивидуальности человека, его склонностей и способностей, позволяющих ассимилировать социальное окружение.
Однако можно психически адаптироваться к социальным ролям преступника, иждивенца, политика антигуманной идеологии и т.д., т. е. психическая адаптация не всегда совпадает с цивилизованной социальной адаптацией. Поэтому полная, завершенная адаптация есть социально-психическая адаптация. В результате социально-психической адаптации в процессе социализации человека происходит становление его социально-психической зрелости.
Социально зрелый человек — это эффективно интегрированный в общество индивидуум, способный самостоятельно и ответственно распоряжаться своей судьбой, находить взаимопонимание с окружающими людьми, эффективно взаимодействовать с ними на нравственной и профессиональной основе, решая общие социальные задачи. Социальную зрелость, проявляемую во внешней деятельности, со стороны внутренней деятельности обеспечивает зрелость психическая.

ЧЕЛОВЕК

индивид

индивидуальность

личность

ПРИРОДАЧЕЛОВЕКА

биологическая

духовная

социальная

ДЕТЕРМИНАНТЫ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

потребности

мотивы | цели

ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ И САМОРАЗВИТИЯ

задатки

творческие, волевые, духовные способности

репродуктивные способности

ОСНОВНЫЕ СИСТЕМЫ СВОЙСТВ

инстинкты, темперамент, здоровье

мотивация, характер, нравственность

интеллект, мораль, этика

ДИНАМИКАБЫТИЯ

возрастные изменения (созревание и старение)

саморазвитие

развитие (с помощью социума)

ПРОЦЕССЫ И ОРИЕНТИРЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

аккомодация к социальной среде (биологический комфорт)

ассимиляция социальной среды (самовыражение, психическая зрелость)

интериоризация культуры, социализация (социальная зрелость)

В завершение вернемся к понятию «развитие», к вопросу о том, как происходит развитие человека в обществе. Развитие человека — процесс преобразования его генетических задатков в способности освоения конкретной деятельности, способов поведения, культурного наследия человечества посредством других людей и социальных институтов (семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов и др.). В развитии человека большое значение имеет время совпадения биологического созревания тех или иных физических духовных, интеллектуальных задатков с адекватной ему социальной ситуацией развития именно этих задатков. Развитие представляет собой только начальный этап (инициацию) трансформации задатков в способности, продолжающийся процессом саморазвития, высшей стадией которого является творческий вклад человека в культурное наследие человечества. Развитие и саморазвитие осуществляются в игровой и учебной, бытовой и трудовой деятельности.
Необходимо также остановиться на проблеме соотношения в становлении личности влияний на психику человека извне и внутренних детерминант. Влияния извне мы понимаем как формирующие по заданному социальному образцу {формирование личности). Развитие же происходит изнутри от задатков индивида. Помимо гармоничного соотношения внешних и внутренних влияний на процесс становления личности, когда внешнее влияние сводится к заботливому культивированию, приданию совершенных форм способностям человека, может (уже в конфликтных отношениях) получить преобладание одна из названных сил. Мощные задатки, известные как одаренность, словно деревце через асфальт, прорастают, саморазвиваются несмотря на внешние препятствия. С другой стороны, жесткие формирующие социальные условия, словно деревянные китайские башмаки на ступнях девочки, так и оставляют задатки нереализованными, подобно той скованной ножке, которая так и остается у взрослой женщины маленькой, детской.
Наиболее важный выбор личность делает в той или иной своей социальной идентификации. Этот выбор детерминируется различными механизмами (подражание, внушение, рациональный анализ, эмоциональное влечение, объективно сложившаяся безальтернативная ситуация). Человек выбирает свою принадлежность цивилизации (человечеству, идущему по пути научно-технического прогресса на основе общих нравственных заповедей), культуре (морально-этическим, религиозным обычаям народа, своей нации), государству, ограниченному географической территорией (патриотизм эмоционального выбора или карьерное стремление во власть при выборе рациональном), ценностям и правилам той или иной социальной группы (профессиональной, семейной, страт-ной, классовой и др.). Наконец, выбор может пасть и на жизнь одиночки вне общества, и на жизнь человека, творчески познающего не природный и социальный мир (в искусстве, политике, естественных науках), а мир духа (в самовоспитании воли, в молитвах или эзотерических практиках).

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.,1968.
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
  3. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.,1986.
  4. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.,1957.

1.2. Основные этапы онтогенеза
Онтогенез — процесс индивидуального развития на протяжении жизненного пути человека. Выделяют следующие основные периоды развития человека: пренатальный (эмбриогенез), перинатальный, новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юность, молодость, средний возраст (зрелость), пожилой возраст, старость. В узком значении онтогенез понимается как период интенсивного психического развития ребенка.
Пренатальный период. Зачатие человека — великое таинство и ответственный момент в жизни родителей, к которому они должны заранее тщательно, продуманно готовиться: избегать стрессов, употреблять качественную, витаминизированную пищу, отказаться от вредных привычек, обсудить, в каком месяце желательно рождение ребенка (для включения его в тот или иной космический цикл). Подготовка нервной системы, очищение, оздоровление организма матери и качество спермы отца, зодиакальный знак ребенка (если это важно, по мнению родителей) — цели такой профилактической деятельности.
Во время беременности организм ребенка и матери представляют собой единой целое. Но плод будет чувствовать себя «как у Христа за пазухой», обеспеченный всем необходимым с материнской стороны, в случае соблюдения всех перечисленных ранее и других врачебных рекомендаций. Наиболее чувствительный к вредным воздействиям извне— период первых трех месяцев беременности.
Перинатальный период. Рождение ребенка, по убеждению специалистов, — главенствующий стресс нашей жизни, закладывающий бессознательную основу боли и страха. Прохождение плода по тесным родовым путям, выдавливание из матки, а в крайних случаях — наложение акушерского инструмента на его голову, можно сравнить с пытками или избиением спящего младенца. Поэтому считается, что люди, извлеченные из матки щадящим способом с помощью кесарева сечения, бесстрашны. Травматизм во время родов, наряду с генетической патологией и осложнениями беременности, — наиболее частая причина дефекта тела и последующего дефицитарного развития человека.
Новорожденность. Это период интенсивной начальной психофизиологической адаптации новорожденного к новой внешней среде обитания. Произошел физический разрыв с организмом матери, но исключительно важно сохранить постоянный и тесный контакт с ней в плане ухода за ребенком. Поначалу пробуждающиеся реакции новорожденного обусловлены преимущественно состоянием его внутренней среды, интроцеп-тивными ощущениями, они слабо связаны с выделением внешних объектов-раздражителей. По истечении первых месяцев, при нормальном развитии, появляется комплекс оживления. Все эмоциональные и двигательные реакции ребенка, ранее происходившие разобщенно, соединяются в едином поведенческом акте. Как правило, на появление матери он может одновременно улыбнуться, издать звук, протянуть в ее сторону ручки. Появление комплекса оживления означает окончание периода новорожденное.
Младенчество. Начиная с этого возрастного периода в развитии человека прослеживаются стадии смены ведущей психической активности, связанной с ее сосредоточением либо в деятельности на манипуляции с предметами, либо в поведении на общении с людьми.
В чем состоит различие в психологических понятиях поведение и деятельность! Прежде всего, очевидно, что в отличие от возможности наблюдать любое поведение деятельность имеет скрытую от внешнего наблюдателя компоненту — внутреннюю деятельность анализа, планирования, программирования, корректировки действий внешних. Психологическая сущность поведения связана с приспособительной функцией выражения отношения в общении, где на первый план выступают адекватные средства обмена информацией. В свою очередь, общение главным образом основано на эмоциональном притяжении и отталкивании, чувствах симпатии — антипатии, которые возникают между людьми нередко вопреки законам логики. Приспособительная функция деятельности внешней заключена в управлении собой и другими, преобразовании себя и окружающего мира на интеллектуальной и волевой основе осознанной внутренней деятельности. Деятельность — рациональное производство результата. Она во всех своих видах — игровом, учебном, трудовом (выделим еще бытовую деятельность по самообслуживанию) - предметна, т.е. изменяет положение, и свойства как самого человека, так и окружающего мира. Вместе с тем нередко наше поведение выполняет одновременно и управляющую функцию деятельности.
Младенчество— сенситивный период становления эмоционального общения ребенка с матерью. Считается, что это время формирования такого фундаментального свойства психики, как доверие (положительно эмоциональный тесный контакт с матерью) или недоверие (отсутствие материнской заботы) человека к людям, к социальному миру в целом.
В младенческом возрасте до 4 месяцев интенсивно развивается сенсорная сфера психики, опережая развитие двигательной системы. Только с раскрытием ладони (до этого момента пальцы младенца сжаты в кулачки) появляется возможность манипуляции с предметами (игрушками). На смену гулению (рефлекторной активности голосообразующих органов) приходит звукоподражательный лепет. К 9 месяцам ребенок встает, начинает ходить, произносит первое слово.
Ранний возраст (1-3 года). Ведущей становится предметная деятельность. Ребенок пытается делать все сам без посторонней помощи. Действия, в основном по самообслуживанию, связанные с одеждой, питанием, гигиеной, он переносит в игровую деятельность, развивая двигательные навыки и наглядно-двигательное мышление. Вместе с тем, его общение переходит в новое качество- оно становится речевым (к 2 годам появляется фразовая речь).
Этот возрастной период заканчивается так называемым кризисом трех лет. Ребенок проявляет негативизм — непослушание, упрямство. Если раньше он выполнял пожелания родителей, то

теперь не хочет делать что-либо, препятствующее его желанию. Считается, что таким образом осуществляется необходимый начальный этап возрастного становления волевых качеств характера. В этой связи наказание за непослушание может дать отрицательный педагогический результат (достаточно переключить внимание ребенка на другую интересующую его тему). Другое последствие наказаний — стремление ребенка избежать их с помощью лжи.
Дошкольный возраст (4—6 лет). Ведущей психической активностью вновь становится общение. Ребенок, как Земля вокруг Солнца, вращается вокруг взрослого (авторитетного человека). Это возраст «почемучек» —ребенок задает вопросы. Это сенситивный период пробуждения гностических потребностей человека. Игнорирование вопросов ребенка приводит к потере им интереса к тайнам окружающего мира,
Игра, ранее преимущественно в одиночку, обретает способ общения со сверстниками, становится ролевой. Интенсивно работает механизм подражания. В игру вносится приобретенный социальный опыт: распределяются главные и второстепенные роли, хорошие и плохие персонажи, профессии и конкретные люди, устанавливаются правила честной игры.
В рисовании, лепке, конструировании идет процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному. В этот период можно уже сделать довольно точный прогноз о творческом потенциале ребенка.
Следует выделить и роль хорошо иллюстрированной сказки в этом возрасте, которая прививает оптимизм, стремление к добру, героизм. Любимая сказка детства может во многом определить бессознательную составляющую мотивации выборов в судьбе человека.
Начинается обучение ребенка счету, чтению, письму, нотной грамоте, технике того или иного вида спорта, ремеслам.
Младший школьный возраст (7—10 лет. 1—4 класс). Ведущая психическая активность — учебная деятельность.
Начинается, как правило, кризисом семи лет. Ребенок теряет свою детскую непосредственность - образуется потаенный внутренний мир рефлексии чувств. С другой, внешней стороны поведения, появляется манерничание как выражение ощущения своего взросления. Меняется социальный статус ребенка — он теперь школьник. Появляется в его жизни, наряду с родителями, новый «значимый другой» - учитель, от оценки которого теперь во многом зависит самооценка школьника. С другой стороны, ему необходимо самоутверждаться в новом школьном коллективе.
В процессе обучения развиваются познавательная мотивация, внимание (основная задача педагогов), память (большие возможности этого возрастного периода), на смену ведущему типу образного мышления постепенно приходит словесно-логическое, абстрактное.
Игры (спортивные, интеллектуальные, школьно-дидактические) становятся все более соревновательными, нацеленными на результат, победу, а не на получение удовольствия от процесса игровой деятельности.
Подростковый возраст (12—15 лет). Ведущая психическая активность—общение.
Это возраст начального периода развития половой зрелости (пубертатности), связанный с интенсивной выработкой в организме половых гормонов, появлением или усилением сексуального влечения, развитием вторичных половых признаков мужчины или женщины.
В зависимости в основном от наследственности и климатической зоны развития ребенка подростковый возраст может иметь границы от 10 до 18 лет. Девочки созревают приблизительно на год раньше мальчиков.
Как правило, подростковый период предрасполагает к внутреннему конфликту между биологическим статусом взрослого и социальным статусом ребенка, который может манифестироваться протестными формами агрессивного поведения, стремлением подражать взрослому манерами и аксессуарами его образа жизни, стремлением нарушить границы пока еще запретных сфер социальной действительности.
Это период обостренного желания самоопределения, потребности обратить на себя внимание, проявить свою индивидуальность. Подросток в силу возросшей эмоциональности, больших ожиданий, неадекватных представлений о реальности, обилия фантазий, проявления нетерпеливости, максимализма оценок, саморазвития воли и проб себя в зоне риска часто попадает в ситуации фрустрации, отчаяния, неудовлетворенности собой и враждебного противостояния окружающим людям.
Основная педагогическая задача этого периода — направить интересы подростка в социализированное русло.
Кратко обозначим остальные социально-возрастные периоды онтогенеза, где границы биологического возраста все в большей степени могут не совпадать с характеристикой социально-психического развития личности:
— юность (16—19 лет). Социально-биологический возраст оптанта, профессионального самоопределения;
— молодость (20—29 лет). Социально-биологический возраст саморазвития способностей в профессиональной деятельности, биологически зрелый возраст деторождения;
— средний (зрелый) возраст (30—59 лет). Социально-биологический возраст построения карьеры и образования мужчинами-бобылями (пока еще не поздно в плане деторождения) полноценной семьи;
— пожилой возраст (60 лет—74 года). Время наслаждаться материальными и духовными плодами своей деятельности, не забывая о необходимости продолжать развитие и саморазвитие, передавать свой опыт другим;
— старость (с 75 лет, после 90 лет долгожительство). Время
мудрости, если человек здоров, и последнее время подведения
итогов жизни, подготовки к смерти, если он немощен.
Литература
1. Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология. — Ростов-на-Дону, 2000.
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

1.3. Нарушения нормы развития
Понятие нормы складывается в результате оценки теми или иными авторитетными представителями того или иного общества в то или иное время тех или иных предметов и явлений, исходя из имеющихся знаний и актуальных социальных потребностей. Таким образом, норма — отдельно взятый критерий или система показателей (нормативов) необходимого состояния, ориентир желаемого направления процесса, которые соответствуют знаниям общества и удовлетворяют его потребности.
Что касается психологической нормы, то она может рассматриваться с точки зрения такого ограничения степеней свободы в реализации психической активности, которое обусловлено гармоничным соотношением потребностей в системе «человек — общество». Помимо потребностей отдельно взятого человека существуют потребности общества как целостного психического организма, и эти потребности могут находиться как в согласии, так и в конфронтации друг с другом. В этой связи различают социальные нормы — ограничения, правила поведения, законы, общие для всех членов данного сообщества, и индивидуальные нормы самосознания в границах совести и благоприятного психического самочувствия индивидуума.
Патология (от греческого слова pathos — «страдание») - термин, противоположный по своему смыслу понятию «норма». Обязательными признаками психической патологии медицина раньше считала эмоциональный дискомфорт, причина которого кроется в морфофункциональном нарушении биологического механизма регуляции психической деятельности. В этой связи медицинская диагностика патологии развивалась как наука «нозология», выделяющая в том или ином названии заболевания свойственные ему симптомы и его причину.
В настоящее время представление об этиологии и патогенезе психических нарушений изменилось, но решено смысл термина «патология» оставить прежним, а в расширенном толковании о случаях нарушения нормы говорить как о расстройствах психической деятельности (психических, личностных, поведенческих). Изменились и приоритеты диагностики. В дополнение к нозологической (постановке диагноза заболевания) развивается диагностика функциональная, призванная отслеживать изменения параметров организма, поведения и деятельности человека, не ограничиваясь понятиями в системе «норма — патология», сосредотачивая внимание на переходных состояниях.
Далее мы выделим и рассмотрим две пары категорий, относящихся к понятиям нормы и патологии: здоровье - болезнь; задатки — дефект.

По предложению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это такое состояние человека, при котором:
1) сохранены структурные и функциональные характеристики организма;
2) имеется приспособляемость к изменениям в привычной природной и социальной среде (физиологический механизм гомеостаза и социально-психический механизм адаптации);
3) сохраняется эмоциональное и социальное благополучие. Критерии психического здоровья, по определению ВОЗ:
1) осознание и чувство непрерывности, постоянства своего Я;
2) чувство постоянства переживаний в однотипных ситуациях;
3) критичность к себе и к результатам своей деятельности;
4) соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий;
5) способность управления своим поведением в соответствии с общепринятыми нормами;
6) способность планировать свою жизнь и реализовывать свои планы;
7) способность изменять поведение в зависимости от перемены жизненных ситуаций и обстоятельств.
В этой связи болезнь рассматривается как процесс перестройки внутренней среды человека, приводящий к нарушению указанных критериев состояния его здоровья. Болезнь (как в своем течении, так нередко в результате последствий) приводит к ограничению социального пространства общения и деятельности человека, к временной или постоянной (инвалидность), частичной или полной потере способности к труду.
По определению ВОЗ, нетрудоспособность — ограниченность конкретного индивидуума, вытекающая из дефекта или инвалидности, которая препятствует или лишает его возможности исполнять социальную роль, считающуюся для этого индивидуума нормальной в зависимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов. То есть речь идет о неспособности человека осуществлять должную ему социальную функцию.
Нормальность, зависящая от возрастных, половых, социальных и культурных факторов, определяется, как правило, «статистической нормой» — типичностью явления, объективно зарегистрированного как большинство случаев, принятых за норматив.
Инвалидность— любое ограничение или отсутствие (в результате дефекта) способности осуществлять ту или иную деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормальными для человека.
Дефект — любая утрата анатомической структуры (а вместе с ней психической или физиологической функции) или существенное для функции отклонение от нее.
Таким образом, болезнь и дефект могут в крайнем случае по тяжести своих последствий привести к инвалидности, а инвалидность — к нетрудоспособности.
Границы здоровья и болезни разъединены состоянием отсутствия постоянства внутренней среды организма, непрекращающимися сдвигами в нем в ту или иную сторону. Здоровье в этой связи — способность организма за счет восстановительных и компенсаторных механизмов гомеостаза поддерживать динамическое равновесие внутренней среды в пределах его критериев. С другой стороны, как сам человек своим отношением к здоровью, так и общество своими институтами, специалистами поддерживают здоровье средствами профилактики и лечения.
Природа психических расстройств многофакторная: генетическая (наследственность), биохимическая (обмен веществ), нейрофизиологическая (деятельность нервной системы, мозга), психофизиологическая (темперамент), личностная (мотивация, интеллект, характер), социально-психическая (социальные роли, социальная компетентность человека), социальная (социальное окружение человека), природная (геофизическая среда обитания).
Клинические психологи выделяют фазы развития психического нарушения. «Пре- и перинатальные» фазы связаны с повреждающими здоровье агентами во время беременности и родов, создающими биологические (органические) предпосылки психических нарушений (первичный дефект). В фазе «первичной социализации» (детский и подростковый возраст) особенности природной и социальной среды способны оказать дополнительное патогенное воздействие на формирующуюся психику ребенка (вторичный дефект). Все эти накопления патогенных факторов приводят состояние человека в «продромальную» фазу болезни, в которой включается ее пусковой (триггерный) механизм в результате превалирования провоцирующих факторов болезни над протективными (защитными) силами сохранения здоровья. Манифестация заболевания (жалобы, симптомы) соответствует фазе «дебюта», а особенности его течения и последствия заболевания — фазе «последования».
Болезнь и социально-психическая дезадаптация человека могут находиться по отношению друг к другу и как причина, и как следствие. Психофизиологическим механизмом дезадаптации и психогенных заболеваний является эмоциональный стресс. Эмоция выражает наиболее значимые потребности в состояниях, когда человек информационно не подготовлен к адекватному восприятию ситуации и реагированию на нее. Тем самым она в определенной степени отражает ситуацию психической дезадаптации, а эмоциональный стресс — период стойкой психической дезадаптации. С другой стороны, дефект или хроническое заболевание, отрицательно сказывающиеся на физическом и психическом здоровье человека, на развитии его личности, на его социальной активности, — источник отрицательных эмоций, дистресса, приводящего к психической дезадаптации. Психическая дезадаптация человека в связи с влиянием на него эмоционального дистресса (стресса отрицательных эмоций) изучается в широком спектре: от донозологического проявления неврозоподобных расстройств до психических болезней и последствий, сказывающихся на личности в целом, на укладе ее жизни.
Психическая адаптация понимается как целостная, многомерная и самоуправляемая система, направленная на поддержание устойчивого взаимодействия индивида с окружающей средой и отношения к себе. Ее многомерность подразумевает тесную взаимосвязь биологических, психологических, социальных факторов, влияющих на биохимические, физиологические, иммунные, психические адаптационные механизмы поведения человека. Нарушение адаптации в одном из этих звеньев влечет за собой подключение компенсаторных возможностей других, а при их недостаточности возникают явления дезадаптации, которые усугубляются в пролонгированной кризисной ситуации.
К настоящему времени можно говорить о непременных составляющих патогенеза психической дезадаптации, проявляемой в психосоматической сфере — эмоциональном стрессе, а также индивидуальной психической и индивидной соматической диспозициях (диатез) в периодах его возникновения.
В настоящее время доказано, что общий адаптационный синдром стресса (Г. Селье) — не единственный психофизиологический ответ организма на трудную ситуацию. Существует множество уровней более специфичных психофизиологических реакций адаптации (Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б., Уколова М.А., 1990), не имеющих столь вредных патогенных последствий, как ответ генерализованный. По сути своей, общий адаптационный синдром эмоционального стресса — это перенос решения психологической проблемы, с которой не справилась личность, на физиологический уровень организма, т.е. психосоматическая ошибка. В этой связи психическая дезадаптация есть результат ограничения приспособительных способов поведения в разнообразных ситуациях, когда избирательные реакции подменяются тотальными.
При хроническом стрессе или в начальной фазе тревоги, превышающей по силе адаптационные психические средства регуляции (психологическая защита, воля, творчество и другие средства саморегуляции), включается в патогенез исходно слабое звено функциональной системы, которое становится своеобразной мишенью болезнетворного процесса. Еще исследователи прежней («дострессовой») школы физиологии указывали, что нервный разряд реализуется каждой тканью различно в зависимости от состояния гуморальных и физико-химических процессов в ней. При этом имеет значение эффект сенсибилизации, другими словами, «соматическая диспозиция» — неблагоприятное состояние функциональных систем на момент стресса (перегруженность, дефектность, низкая энергетическая фаза биоритма, ранимая биологическая фаза развития). Таков механизм развития психосоматического заболевания.
Конечно же, это положение относится и к психическим функциональным системам, к «психической диспозиции». Здесь особо отметим когнитивную модель дистресса (Р. Лазарус), которая учитывает два интегральных фактора личности: субъективную ценность объекта, подверженного мнимой или реальной угрозе, и, с другой стороны, наличие у субъекта эффективных способов совладания со стрессом. Здесь на первый план в генезе нарушений психической адаптации выходит роль актуальных интрапсихических конфликтов личности, связанных с индивидуальными механизмами психологической защиты и копинг-поведения.
Согласно современной биопсихосоциальной концепции человека, рассматривающей его как иерархическую целостную систему, состоящую из биологической (организм индивида), духовной (внутренний субъективный психический мир индивидуальности) и социальной (общественные функции личности) подструктур, разрабатываются и биопсихосоциальные модели здоровья и болезни. Что для человека в период заболевания остается наиболее важным: его организм (физическое самочувствие и излечение), его внутренний мир (воля, совесть, убеждения, чувства) или его социальный статус, исполнение им социальных функций? В зависимости от этого формируется та или иная внутренняя картина болезни: представление о своей болезни, ее причинах, совокупность ощущений, эмоций, чувств, отношений к себе и окружающим людям, к своей деятельности и жизни в целом, вызываемых болезнью (Р. А. Лурия).
Классификация типов отношения к болезни предложейа А.Е. Личко и Н.Я. Ивановым.
> Гармонический — адекватность оценки объективной тяжести болезни и своих возможностей.
> Эргопатический — уход в работу, стремление сохранить профессию, социальный статус.
> Анозогностический — отказ от лечения, отрицание очевидного, нежелание думать о болезни и ее последствиях.
> Тревожный — чрезмерная обеспокоенность болезненным состоянием.
> Ипохондрический — сосредоточение на субъективных ощущениях, боязнь вреда от неправильного лечения.
> Неврастенический — раздражительность, нетерпеливость, непереносимость боли и больничного режима.
> Меланхолический — неверие в выздоровление.
> Апатический — безразличие к своей судьбе, исходу болезни, пассивность.
> Сенситивный — боязнь стать обузой для родных, сокрытие болезни от окружающих.
> Эгоцентрический — уход в болезнь, ее трактовка как исключительный индивидуально особый случай, капризность, требование помощи от окружающих.
> Паранойяльный — болезнь рассматривается как результат чужого воздействия, вины окружения.
> Дисфорический - неприязнь к здоровым людям, агрессивное требование особого внимания к себе.
С другой стороны, имеет значение позиция общества по отношению к болезни и больному человеку, тем более — к инвалиду. Выделены следующие модели инвалидности (Л. Голдвордс). Первая — «инвалидность как медицинская проблема», в которой инвалид рассматривается только в качестве объекта медицинской помощи, в качестве пациента, больного человека. Вторая — «инвалидность как личная проблема», где на первый план выходят внутренняя картина болезни (инвалидности) и психотерапевтическая помощь. Третья модель — «инвалидность как социальная проблема» — обращает внимание на социальную адаптацию, реабилитацию больного человека.
Проблему соотношения нормы и патологии следует рассматривать не только в системе «здоровье— болезнь», но и с более узкой и углубленной точки зрения — в ее подсистеме «одаренность — нормальные задатки — дефект». В крайних случаях дефекта и одаренности она имеет прямое отношение либо к специальной психологии дизонтогенеза, либо к проблеме психического развития талантливых детей.
Литература
1. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., 1976.
2. Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М., 1979.
3. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1988.
4. Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б., Уколова М.А. Адаптационные реакции и резистентность организма. — Ростов-на-Дону, 1990.
5. Селье Г. На уровне целого организма. М., 1972.


1.4. Разновидности дизонтогенеза
Нарушение нормального развития в детском возрасте, когда морфофункциональные системы организма еще не достигли зрелости, носит название «дизонтогенез», а отдельные аномалии такого развития — «дизонтогении». Специальная психология — наука, изучающая психические закономерности дизонтогенеза и психологические особенности дизонтогении.
В настоящее время детей с дизонтогенией называют «дети группы риска», «дети с особыми нуждами», «дети с ограниченными возможностями здоровья», «плохо адаптирующиеся дети». Все они — «дети-инвалиды». У многих инвалидов детства нарушено физическое развитие и у всех, в той или иной мере, нарушено развитие психическое.
Причиной дизонтогенеза чаще всего являются нарушения со стороны центральной нервной системы (ЦНС): локальные — дефекты отдельных анализаторов (зрения, слуха, речи, движения), или системные (сложный дефект, умственная отсталость). Однако органическое повреждение ЦНС (первичный дефект, по Л.С. Выготскому) в той или иной степени влечет за собой последствие в виде задержки психического развития (вторичный дефект), тем самым приобретая в своем течении характер системного. Дизонтогении представляют собой последствия какого-либо заболевания, дефекта и характеризуются отсутствием клинической картины нарастающего массива нарушений — непрогредиентностью.
Выделяют (В.В. Лебединский) следующие разновидности психического дизонтогенеза:
— ретардация (задержка темпа психического развития или недоразвитие как отдельных, так и всех его сторон);
— поврежденное развитие (нарушения психической деятельности как последствие повреждения той или иной структуры головного мозга после продолжительного, не менее одного года - трех лет, времени нормального созревания — деменция);
— асинхрония (диспропорциональное развитие при выраженном отставании социально-психической зрелости со стороны эмоционально-волевой сферы психики). Искаженное развитие — детский аутизм, шизофрения и др. Дисгармоническое развитие — акцентуация и психопатия;
— дефицитарное развитие (дизонтогенез в условиях тяжелых нарушений анализаторных систем и тяжелых хронических соматических болезней — пороки сердца, костный туберкулез и др., которые сопровождаются дефицитом сенсорной информации, дефицитом здоровья, трудоспособности для нормальной социализации).
Промежуточное положение между нормальным онтогенезом и дизонтогенезом занимает дисфункция созревания (возрастная незрелость отдельных функций ЦНС).
В онтогенезе имеет место смена качественно различных форм доминантного реагирования поэтапно развивающихся функциональных систем головного мозга, причем новые формы реагирования не вытесняют старые, а преобразуют и подчиняют их.
Выделяют (В.В. Ковалев) уровни (возрастные периоды, нервно-психические типы) патологического реагирования детей и подростков: соматовегетативный (до 3 лет), психомоторный (4—7 лет), аффективный (5—10 лет), эмоционально-идеаторный (11-17 лет),
Соматовегетативный уровень характеризуется невропатическим синдромом (повышенная общая и вегетативная возбудимость, нарушения питания, навыков опрятности и др.). Психомоторный уровень проявляется синдромом гиперактивности: системными невротическими и неврозоподобными двигательными расстройствами (тики, заикание, мутизм1 и др.). Аффективный уровень характеризуется страхами, бродяжничеством. Для эмоционально-идеаторного уровня свойственны сверхценные увлечения, синдромы дисморфофобии2, нервной анорексии3, патологические реакции пубертатного возраста (протеста, эмансипации). Таким образом, существуют определенные биологические условия, генетически заложена определенная биологическая почва для появления конкретных форм нервно-психического реагирования на неблагоприятную социальную среду развития в онтогенезе.
Если психические нарушения развития происходят на органически измененной основе, их относят к так называемой резидуально-органической патологии, которая характеризуется непрогреди-ентным течением (непроцессуальными синдромами).
Психический дизонтогенез прогредиентного характера (процессуальное развитие симптомов психического расстройства) под влиянием неблагоприятной окружающей среды в психиатрии известен как патологическое формирование личности, когда происходит заострение отдельных ее свойств или приобретение других патологических особенностей при отсутствии психопатической конституциональной (генетической) основы. Зарубежные психиатры предпочитают говорить в этой связи о «недифференцированной группе расстройств поведения». Отечественные детские психиатры отнесли патологическое формирование личности к исихогениям (Г.Е. Сухарева):
Психогенные патологические формирования личности представляют собой отклонение в психическом развитии незрелой личности детей и подростков под влиянием хронических воздействий отрицательных социально-психологических факторов (неправильного воспитания, длительных психотравмирующих ситуаций). Психогенное патологическое формирование личности является специфическим возрастным вариантом психогенных патологических развитии личностей. Понятие психогенного патологического формирования личности тесно связано с разработкой в советской психиатрии представлений о возможности возникновения под влиянием неблагоприятных факторов микросоциальной среды стойкой приобретенной патологии личности. Приведем предложенную В.В. Ковалевым классификацию психогенных патологических формирований личности.
Патохарактерологическое формирование личности. Исходя из взглядов О.В. Кербикова, этим термином обозначается формирование патологических черт характера в детском и подростковом возрасте под влиянием неадекватного воспитания и хронических психотравмирующих ситуаций. Одним из важнейших и наиболее частых факторов оказывается неправильное воспитание. Пагубное действие может оказать не только безнадзорность, но и чрезмерная подавляющая или восхваляющая гиперопека (по типу «кумир» или «Золушка»). А.Е. Личко подчеркивалось совпадение определенного вида неправильного воспитания и того вида акцентуации характера, который оказывается у подростка «ахиллесовой пятой». Безнадзорность особенно неблагоприятна для неустойчивых, потворствующая гиперпротекция — для истероидных, эмоциональное отвержение — для сенситивных типов и т.п.
Постреактивное патологическое формирование личности. У детей и подростков, аналогично взрослым, возможны изменения формирования характера в патологическом направлении после тяжелых и затяжных реактивных состояний, психологических травм.
Невротическое формирование личности. Формирование психопатий в ходе затяжных неврозов, начавшихся в детском или подростковом возрасте.
Дефицитарный тип патологического формирования личности. Этот тип наблюдается у детей и подростков, имеющих различные физические дефекты (слепота, глухота, детский церебральный паралич, аномалии развития) или хронические индивидуализирующие заболевания (пороки сердца, костный туберкулез и др.), которые сопровождаются дефицитом сенсорной информации и социальной депривацией. Наряду с этими факторами в патогенезе патологических формирований личности данного типа играют роль неправильное воспитание в семье, реакции личности на осознание дефекта, нарушение развития высших психических функций (психический дизонтогенез) как «вторичные дефекты», по Л.С. Выготскому.
Динамика патологических формирований личности отличается определенной этапностью, которая более изучена при патоха-рактерологических формированиях личности. Первый, начальный этап, обычно совпадающий с младшим школьным возрастом, характеризуется разнообразными ситуационными реакциями (протеста, имитации и др.). Вторым является этап формирования ведущего патохарактерологического синдрома (средний возраст — от 10 до 12 лет). Третий.— этап пубертатного полиморфизма — отличается сложным переплетением ведущих непременных (облигатных) патохарактерологических проявлений с разнообразными отдельными (факультативными) личностными реакциями, прежде всего связанными с пубертатными изменениями личности (демонстративность, ипохондричность, эмоциональная неустойчивость и т.д.). Заключительный этап постпубертатной динамики может выражаться двояким образом. Либо (в случае неблагоприятного сочетания факторов среды и индивидуальных особенностей) завершается формирование патологической личности того или иного типа - «краевая психопатия». Либо (при благоприятных условиях) происходит ликвидация факультативных патологических проявлений, сглаживание ведущих патологических черт личности вплоть до ее частичной (по типу акцентуации характера) или полной гармонизации.
Процесс патологического формирования личности, заканчивающийся стойкой психопатией, проходит стадию акцентуации (заострения) ряда черт характера (К. Леонгард), в другой формулировке — стадию психопатических реакций (П.Б. Ганнушкин).
Психопатические реакции представляют собой количественное усиление выраженности особых личностных проявлений. Обычно они следуют за непосредственной причиной, являются гипертрофированным, но верным по сути ответом на внешний повод.
По клиническим особенностям реакции могут быть разделены на два варианта.
Однозначные типу психопатии реакции (первый вариант). Для тормозимых типов, например, они характеризуются признаками усиления отгороженности от мира, граничащей с аутизмом, уходом в мир собственных переживаний и фантазий, страхами и опасениями за свое здоровье, отдельными отрывочными сверхценными идеями отношения, обострением мнительности, сопровождаются расстройствами сна, пониженным фоном настроения. Для истеричных — утрированной театральностью поведения, демонстративностью притязаний, опасений и домогательств, плаксивостью, склонностью к бурным эмоциональным проявлениям. Такие характерологические обострения соответствуют привычному реагированию личности. Эти реакции скоротечны, их продолжительность — до нескольких часов, максимум - дней.
Неоднозначные типу психопатии реакции (второй вариант). На фоне обострения постоянно присущих черт личности появляются иные, не свойственные ей формы реагирования, чаще всего истерические и агрессивно-взрывчатые или астенические. При этом нередко возникают реакции, контрастные основному типу психопатии, например, астенические у возбудимых или взрывчатые у тормозимых. Неоднозначные реакции возникают в особо трудных обстоятельствах с крайней субъективной значимостью психической травмы (крах надежд, тяжкая неизлечимая болезнь, вынужденная смена привычной обстановки с позитивной на негативную), т.е. при наложении на акцентуированную психику реактивных состояний, приводящих нередко к психозу.
В отличие от психогенного механизма формирования психопатий при непроцессуальных психапатоподобных состояниях имеет место не нарушение процесса формирования личности, а ее «полом», дефект, связанный с экзогенным (инфекционным, травматическим и др.) повреждением структур головного мозга. Общей основой этих состояний является вариант психоорганического синдрома, характеризующийся дефектом эмоционально-волевых свойств личности (повышенная эффективность, истощаемость аффекта, импульсивность, расторможенность влечений и др.).

Литература
1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1995.
2. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.
3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.

Сноски:

1 Психогенная немота.
2 Психическое нарушение схемы тела, адекватного восприятия его пропорций, форм.
3 Психогенная потеря аппетита.

 

Источник: Государев Н.А.
Специальная психология: Учебное пособие. — М.: Ось-89, 2008.-288 с.
Рецензенты: В.И. Екимова, доктор психологических наук, декан Академии психологии Университета Натальи Нестеровой;
И. П. Крохин, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии МГФ Московского государственного Университета сервиса

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.