Клиническую картину раннего детского аутизма (РДА) впервые описал Л.Каннер (1943) как синдром экстремального одиночества детей в возрасте до трех лет. Годом позже Г. Аспергер обогатил представление об РДА случаями «аутистической психопатии» после нормального развития ребенка в течение трех лет. Отечественными специалистами (К.С. Лебединская, В.В. Лебединский, О. Никольская) выделено четыре группы детей, различающихся по степени отсутствия интереса к окружающему миру и неспособности к эмоциональному контакту с людьми. Дети первой группы испытывают общий дискомфорт от жизни, от присутствия в этом мире, активно избегают общения.
Во второй группе устанавливаются узко избирательные отношения во всем (в том числе, к одежде, еде, обстановке), что проявляется в образовании жестких стереотипов поведения (ритуалов); мир за пределами стереотипов вызывает страх и агрессию. Для третьей группы детей характерна аутисшичностъ — захваченность внутреннего мира ребенка каким-либо интересом, на тему которого он фантазирует, — при полном игнорировании остальных внешних стимулов, в том числе интересов других людей. Четвертую группу проявления нарушения эмоционального общения собственно аутизмом назвать нельзя. Скорее, это аутичность, т.е. внешнее впечатление отсутствия интереса и возможности к общению. Это дети меланхололического темперамента, сенситивного и психастенического характера, сентиментальные, ранимые и робкие. Существуют также болезни (ряд наследственных синдромов слабоумия, ЗПР, ДЦП, слепоглухота), симптоматика которых сопровождается невыраженными признаками нарушения эмоциональной и речевой коммуникабельности. В таких случаях говорят о параутизме.
Основные симптомы РДА. Внимание. Люди, предметы, явления внешнего мира не привлекают, за редчайшим исключением, внимания (избирательность внимания принимает черты патологической суженности интересов). Сенсомоторика. Отмечается пониженный порог ощущений к раздражителям любой модальности (гиперстезия), характерны реакции испуга на новизну и внезапность, понижена чувствительность к боли. Дети испытывают повышенную потребность в проприоцептивных ощущениях (от движений тела). В результате образуются стереотипы нецелевых процессуальных ритмичных действий (раскачивание, кружение, прыжки, хлопки, разрывание бумаг, переливание воды, верчение и трясение предметов, листание страниц), а позднее - однообразно повторяющиеся рисунки и разговор на одну и ту же тему. Отмечается влечение к ритмике музыки, стихов. Эмоции. Характерны, помимо типично детских страхов темноты, злых сказочных персонажей, страхи шума, чужих людей, неизвестных мест, а также страх, вызванный богатым воображением, персонажами и событиями собственных фантазий. Дети избегают смотреть в глаза и на лицо человека. Мимика, жесты, интонации используются в крайне ограниченном объеме или совсем отсутствуют как средства эмоциональной коммуникации. Речь. Реакция на говорящего человека резко снижена, поэтому часто запаздывает стадия образования лепета. Вместе с тем первые слова и фразовая речь появляются, как правило, вовремя, а эгоцентрическая речь ребенка (наедине с собой) даже богата разнообразием слов. Однако речь не носит коммуникативной направленности. Ребенок не отвечает на вопросы и не задает их взрослым. В связи с избеганием речевого взаимодействия возникает мутизм (отмалчивание, мычание, не направленное на общение использование речи). Мышление отмечено в группе аутистичных детей оригинальностью и воображением. Дифференциальную диагностику проводят с явлениями пара-утизма, при которых отсутствуют специфические признаки удовлетворенности одиночеством и крайним однообразием распорядка жизни, чрезвычайного неприятия общения, особенно с помощью взгляда в лицо, в глаза, и странных стереотипов бессмысленных действий. Что касается шизофрении, то при этом заболевании, помимо аутизма, появляются психотические синдромы бреда: паранойя (интерпретационный системный бред на тему сверхценной идеи), параноид (бред преследования, психические автоматизмы и псевдогаллюцинации насильственного управления мозгом и телом извне), парафрения (бред величия). Помощь детям с РДА, прежде всего, направлена на преодоление отчуждения младенца от матери (метод удержания в объятиях, несмотря на сопротивление ребенка, — холдингтерапия), на подбор индивидуально адекватного способа вовлечения ребенка в невербальное и речевое общение, на десенсибилизацию страха к конкретным предметам и явлениям. Литература 1. Детский аутизм: Хрестоматия/Сост. Л.М. Шипицина.-СПб., 2001. 2. Коган В.Е. Аутизм у детей. М., 1981. 3. Лебединская К.С., Никольская О.Н. Диагностика раннего детского аутизма. М., 1997.
Источник: Государев Н.А. Специальная психология: Учебное пособие. — М.: Ось-89, 2008.-288 с. Рецензенты: В.И. Екимова, доктор психологических наук, декан Академии психологии Университета Натальи Нестеровой; И. П. Крохин, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии МГФ Московского государственного Университета сервиса |