Тестовые контрольные вопросы по курсу «Специальная психология» могут быть использованы как в процессе учебной работы, так и для проведения итогового занятия. И.С. Исмаилова
По дисциплине: «Специальная психология» 1. Специальная психология – это: а) наука, которая изучает и разрабатывает средства и способы компенсации и коррекции нарушений в развитии; б) наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья; *в) область психологической науки, изучающая психологические особенности людей, для которых характерно отклонение от нормы психического развития.
2. Компенсация нарушенных функций – это: а) сосредоточение процессов возбуждения и торможения в определенном отделе коры больших полушарий; б) совокупность реакции организма на повреждение; *в) сложный процесс перестройки функций организма при нарушениях или утрате каких-либо функций. 3. Депривация – это: *а) психическое состояние, возникшее в результате длительного неудовлетворения основных психических потребностей; б) психическое состояние, сопровождающееся чувством страха, тревожности и приводящее к психическим расстройствам; в) подавленное, угнетенное состояние, которое наблюдается почти при всех психических заболеваниях. 4. Деменция – это: *а) стойкое ослабление познавательной деятельности, снижение критики, обеднение эмоций и нарушение поведения вследствие органического повреждения мозга в поздний постнатальный периода; б) особая форма психического недоразвития, выражающаяся в стойком снижении познавательной деятельности; в) легкая степень олигофрении. 5. Умственная отсталость – это: а) состояние стойкого снижения интеллекта вследствие органического поражения мозга; б) стойкое ослабление познавательной деятельности, нарушение эмоционально-волевой и личностной сферы, вызванное органическими поражениями головного мозга в поздний постнатальный период; *в) особая форма психического недоразвития, в первую очередь интеллектуального, наступившая в результате влияния патогенных факторов в пренатальном периоде развития ребенка. 6. Задержка психического развития – это: а) один из характерных признаков олигофрении; *б) нарушение нормального темпа психического развития; в) необратимое отставание в развитии познавательных процессов. 7. Искаженное психическое развитие – это: а) умственная отсталость; б) деменция; *в) ранний детский аутизм. 8. Детский церебральный паралич – это: *а) нарушение двигательных функций организма вследствие поражения двигательных центров головного мозга; б) повышение тонуса каких-либо мышц или конечностей вследствие нарушенной иннервации; в) особый вариант развития, при котором отмечается нарушение двигательных функций и интеллекта. 9. Имбецильность – это: а) наиболее глубокая степень олигофрении; б) легкая степень олигофрении; *в) средняя степень олигофрении. 10. Дисграфия – это: а) нарушение звукопроизношения; б) нарушение темпа речи; *в) нарушение письменной речи. 11. Аудиометрия – это: а) способ измерения остроты зрения; *б) измерение остроты слуха; в) способ измерения физических параметров организма. 12. Для детей с РДА характерно: а) нарушение познавательной сферы; б) нарушение двигательной сферы; *в) нарушения эмоциональной сферы и общения. 13. Основные группы причин нарушений в развитии: а) врожденные и наследственные; *б) экзогенные и эндогенные; в) пренатальные и натальные. 14. У детей с нарушениями слуха в качестве вторичных отклонений отмечаются: а) нарушения интеллекта; б) нарушения двигательной сферы и личности; *в) нарушения речи. 15. Глухота – это: *а) стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью; б) стойкое понижение слуха, при котором возможно самостоятельное накопление минимального словарного запаса; в) временная потеря слуха вследствие болезни, травмы. 16. При РДА: а) имеются интеллектуальные нарушения; б) никогда не диагностируются интеллектуальные нарушения; *в) могут отмечаться интеллектуальные нарушения. 17. ДЦП – это: *а) врожденная патология опорно-двигательного аппарата; б) заболевание нервной системы; в) приобретенное заболевание и повреждение опорно- двигательного аппарата. 18. Дислалия – это: *а) нарушение звукопроизношения; б) нарушение голоса; в) недоразвитие речи. 19. Отраслями специальной психологии являются: а) патопсихология, психопатология, психиатрия; б) специальная педагогика, дефектология, коррекционная педагогика; *в) тифлопсихология, логопсихология, сурдопсихология. 20. Дисгармоничное развитие – это: а) ЗПР; б) ДЦП; *в) психопатия. 21. Специальная педагогика – это наука: а) о психологических особенностях детей с нарушениями в развитии; б) о педагогической помощи человеку с ограниченными возможно стями здоровья и жизнедеятельности; *в) о теории и практике специального образования лиц с нарушениями психофизического развития. 22. Одной из задач отечественной специальной педагогики на современном этапе ее развития является: а) нахождение собственных педагогических терминов, отражающих ее сущность; б) уточнение «параллельной терминологии» смежных с ней предметных областей; *в) привлечение к использованию специальных медицинских и психологических терминов и понятий. 23. Отраслями специальной педагогики являются: а) специальная психология, психопатология, патопсихология; *б) олигофренопедагогика, сурдопедагогика, тифлопедагогика, логопедия; в) общая педагогика, семейная педагогика, дошкольная педагогика. 24. Конечная цель специальной педагогики предполагает: а) полную ликвидацию нарушения в развитии; *б) достижение максимально возможной самостоятельности и независимости в жизни личности с ограниченными возможностями здоровья; в) преодоление последствий нарушения в развитии. 25. Интегрированное обучение – это: а) система преемственно связанных между собой учебно- воспитательных учреждений, в которых обучаются дети с различными нарушениями слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата и речи; б) обучение детей с различными нарушениями в одном образовательном учреждении; *в) обучение и воспитание детей с нарушениями психофизического развития в учреждениях общей системы образования вместе с нормально развивающимися детьми. 26. При обучении детей с различными нарушениями в развитии используются: а) общепедагогические методы и приёмы обучения; *б) общепедагогические методы и приёмы обучения, адекватные возможностям обучающихся; в) специальные методы и приёмы обучения. 27. Дактильная и жестовая речь используются для обучения: а) слепых детей; *б) глухих детей; в) умственно отсталых детей. 28. Раннее выявление нарушения в развитии: *а) позволяет предупредить появление других нарушений; б) обеспечивает психологическую готовность ребёнка к обучению в школе; в) своей целью имеет профилактику вторичных отклонений. 29. Наполняемость групп в специализированном ДОУ зависит от: а) количества детей, имеющих нарушения; б) желания педагогического коллектива; *в) вида нарушения и возраста детей. 30. Школа V вида – это специальное образовательное учреждение для детей: *а) с нарушениями речи; б) с нарушениями опорно-двигательного аппарата; в) с интеллектуальными нарушениями. 31. Для подготовки к школе детей, не посещающих специальные ДОУ, осуществляется: а) индивидуальное консультирование; б) обучение в домашних условиях; *в) создаются подготовительные классы при специальных школах. 32. Получить среднее и высшее специальное образование может: а) любой выпускник специальной школы; *б) выпускник специальной школы, имеющий сохранный интеллект и высокий уровень подготовки; в) высокоодаренный выпускник специальной школы. 33. Дети с нарушениями речи – это: *а) дети со значительными речевыми нарушениями, но сохранным интеллектом и слухом; б) дети со значительными речевыми нарушениями; в) со сложной структурой дефекта. 34. Холдинг-терапия – это: а) специальная методика оказания помощи детям с ранним детским аутизмом; б) способ оказания помощи родителям, воспитывающим ребёнка- инвалида; в) восстановительная методика для детей, страдающих церебральным параличом. 35. Выберите один правильный ответ. Олигофренопсихология – это наука: *а) о психологических особенностях детей с нарушениями интеллекта; б) о теоретических основах воспитания и обучения лиц с наруше ниями интеллекта; в) о теории и практике специального образования лиц с нарушениями психофизического развития. 36. Выберите один правильный ответ. У детей с нарушением интеллекта больше всего страдает: а) внимание; *б) мышление; в) речь. 37. Закончите фразу: Олигофренопедагогика тесно связана с такими науками как… [специальная педагогика и психология, тифлопедагогика, сурдопедагогика, логопедия]. 38. Расположите термины в последовательности снижения интеллекта по степеням: дебильность, имбецильность, идиотия. 39. Закончите фразу: Дебильность – это... [термин, обозначающий коэффициент интеллектуальной недостаточности равный 50-70]. 40. Выберите один правильный ответ: В современной отечественной олигофренопсихологии наиболее адекватными терминами обозначения категории умственно отсталых детей являются: а) аномальный ребёнок, дефективный ребёнок; б) проблемный ребёнок, ребёнок с патологией; *в) ребёнок с нарушениями интеллекта, ребёнок с особыми образовательными потребностями, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. 41. Закончите фразу: Реабилитация – это… [применение комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки лиц, утративших свои способности в результате травм или болезни]; 42. Закончите фразу: Специальное образование – это… [дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями создаются специальные условия]. 43. Закончите фразу: Конечная цель специальной психологии и педагогики предполагает… [достижение максимально возможной самостоятельности и независимой жизни личностью с ограниченными возможностями здоровья]. 44. Выберите один правильный ответ: Имбецильность это термин обозначающий: *а) степень снижения интеллекта средней тяжести; б) степень глубокого снижения интеллекта; в) степень тяжелейшего снижения интеллекта. 45. Закончите фразу: При идиотии дети не могут… [самостоятельно есть, пить, себя обслуживать]. 46. Выберите один правильный ответ: Первыми специалистами, оказывающим помощь умственно отсталым людям в России были: а) Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Д. Забрамная; *б) Е.К. Грачева, В.П. Кащенко; И.В. и Е.Х. Маляревские; в) Б.П. Пузанов, А.А. Катаева. 47. Закончите фразу: При обучении детей с нарушением интеллекта используются методы и приёмы... [адекватные возможностям обучающихся]. 48. Выберите один правильный ответ: Воспитание ребёнка с интеллектуальной недостаточностью предполагает: а) целенаправленное формирование положительных черт характера; б) предупреждение формирования отрицательных черт характера; *в) целенаправленное формирование социально значимых личностных качеств и профилактику негативных личностных и поведенческих проявлений. 49. Закончите фразу: В специальных (коррекционных) школах VIII вида обучаются … [умственно отсталые дети]: 50. Закончите фразу: Раннее выявление нарушения в интеллекту альном развитии своей целью имеет … [профилактику вторичных отклонений] 51. Выберите один правильный ответ: Специальные дошкольные образовательные учреждения комплектуются: а) по желанию родителей и педагогов; б) если имеются соответствующие условия в ДОУ, и с согласия родителей; *в) по решению ПМПК, органов образования и с согласия родителей. 52. Выберите один правильный ответ. Наполняемость групп в специальных ДОУ зависит от: а) количества детей, имеющих нарушения; б) желания педагогического коллектива; *в) вида нарушения и возраста. 53. Закончите фразу: Группы кратковременного пребывания в ДОУ создаются для … [подготовки к школе детей, не посещавших специальные ДОУ] 54. Выберите один правильный ответ: Школа VIII вида – это специальное образовательное учреждение для детей: а) с нарушениями речи; б) с нарушениями опорно-двигательного аппарата; *в) с интеллектуальными нарушениями. 55. Выберите один правильный ответ: Для подготовки к обучению в школе детей, не посещающих специальные ДОУ, осуществляется: *а) индивидуальное консультирование; б) обучение в домашних условиях; в) создаются подготовительные классы при специальных школах. 56. Выберите один правильный ответ: Получить среднее и высшее специальное образование может: а) любой выпускник специальной школы; *б) выпускник специальной школы, имеющий сохранный интеллект и высокий уровень подготовки; в) высокоодаренный выпускник специальной школы. 57. Выберите один правильный ответ: Образование детей с интеллектуальными нарушениями ориентировано на: а) развитие высших психических функций; *б) формирование трудовых и профессиональных умений и навыков; в) формирование коммуникативных умений и навыков и профилактику негативных личностных проявлений. 58. Выберите один правильный ответ: Дети с нарушениями интел лекта – это: а) дети со значительными речевыми нарушениями; *б) дети олигофрены, микроцефалы, Дауны; в) со сложной структурой дефекта. 59. Закончите фразу: Термин «олигофрения» означает… [органическое, диффузное поражение коры головного мозга, возникшее во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка]. 60. Выберите один правильный ответ: Деменция – это: а) состояние после перенесенного инфекционного заболевания; *б) приобретенное слабоумие; в) умственная отсталость. 61. Выберите один правильный ответ: Первичные нарушения при олигофрении это: *а) снижение интеллекта; б) снижение слуха; в) снижение зрения. 62. Закончите фразу: Наиболее глубоко исследовал слабоумие в начале XX века русский психиатр … [Г.Я. Трошин]. 63. Выберите правильный ответ: Впервые термины «задержка психического развития» и «олигофрения» ввел немецкий психиатр: *а) Эмиль Крепелин; б) Вильгельм Гризингер; в) Карл Зегерт. 64. Соотнесите временные периоды с деятельностью отдельных ученых западной Европы по изучению умственной отсталости и сход ных состояний: 1. XVIII в. = 1. Филипп Пинель; 2. XIX в. = 2. Жан-Этьен-Доминик Эскироль, 2. Жан Итар. 3. XX в. = 3. Э. Крепелин, 3. Ж. Демор. 65. Выберите правильный ответ: Приюты для глубоко умственно отсталых детей впервые в России были открыты: *а) Е.К.Грачевой; б) М.П.Постовской; в) В.П.Кащенко. 66. Закончите фразу: Умственная отсталость – это... [стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер]. 67. Выберите правильный ответ: Согласно международной классификации (МКБ 10), выделяют четыре формы умственной отсталости: *а) легкую, умеренную, тяжелую, глубокую; б) легкую, среднюю, глубокую, тяжелую; в) легкую, выраженную, среднюю, глубокую. 68. Соотнесите правильно методы обучения умственно отсталых детей со средствами их реализации: Наглядные = демонстрация, экскурсия, наблюдения; технические средства обучения ТСО; Практические = изготовление поделок, рисунки, аппликации; Словесные = рассказ, беседа, диалог. 69. Закончите фразу: Практические методы это… [упражнения (устные и письменные), лабораторные работы, работы в мастерских, на пришкольном участке]. 70. Закончите фразу: Каждый урок специальной (коррекционной) школы решает следующие задачи... : [дидактическую, воспитательную, коррекционную]. 71. Выберите один правильный ответ: Какие типы уроков рекомендуют дидакты для специальной (коррекционной) школы VIII вида? *а) урок сообщения новых знаний, повторительно-обобщающий урок, урок формирования и закрепления умений и навыков (практический); контрольно-учетный урок, комбинированный; б) вводный, обобщающий, контрольный, пропедевтический, систематизации и обобщения знаний; в) урок усвоения новых знаний, урок контроля и коррекции знаний, умений. 72 .Закончите фразу: Проверка знаний учащихся выполняет следующие функции… [обучающая функция, воспитывающая, диагностико-прогностическая, оценочная). 73. Закончите фразу: Виды контроля в специальной школе VIII вида… [текущий, периодический, итоговый]. 74. Закончите фразу: Контроль знаний умственно отсталых детей осуществляется методами… [устного опроса, письменной работы, практических работ, наблюдение, программированный контроль]. 75. Закончите фразу: Воспитание – это… [целенаправленная, содержательная профессиональная деятельность педагога, способствующая максимальному развитию личности ребенка, находящегося в контакте с окружающей действительностью в различных ее проявлениях].
76. Закончите фразу: Основными направления воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида являются… [формирование у учащихся гражданских и нравственных качеств, сознательной дисциплины, социальной и правовой защищённости; развитие физкультуры и здорового образа жизни; эстетическое развитие, развитие интеллектуальных способностей]. 77. Закончите фразу: Принципы воспитательной работы с умственно отсталыми школьниками… [оптимистическая перспективность воспитательного процесса, принцип коррекционно-развивающего характера воспитания, комплексного подхода и продуктивного анализа данных на воспитанника, индивидуального и дифференцированного подхода, требовательности, сочетаемой с уважением личности]. 78. Соотнесите содержание работы с исследователями. 1. Психометрическое направление в изучении интеллектуальной недостаточности = 1. А. Бинэ, 1. Т. Симон. 2. Психолого-педагогическое и социологическое направление в изучении интеллектуальной недостаточности = 2.. Ж. Филипп, П. Бонкур. 3. Анатомо-морфологическое и этиологическое направления в изучении интеллектуальной недостаточности = 3. В. Гризингер, В. Айрленд, Б. Морель, Э. Крепелин 79. Соотнесите персону с его вкладом в изучение интеллектуальной недостаточности. 1. Ж. Итар = 1. «Авейронский дикарь», 1. «Обучение дикаря»; 2. «Медико-педагогическое вмешательство может оказать эффективную помощь при лечении идиотии», 3. «Сначала развитие сенсорики и только затем развитие других психических процессов». 2. Филипп Пинель – 2. «Описание психических болезней», 2. Ввел понятие идиотии. 3. Ж. Эскироль – 3. Ввёл понятия аменция, деменция для обозначения врожденного или приобретенного слабоумия. 3. Был директором приюта «Сальпетриер», психиатрической больницы «Биссетр». Источник: Специальная психология : учебно-методическое пособие / авт.- сост.: А. М. Дохоян, В. И. Лахмоткина, И. С. Исмаилова. – Армавир : РИО АГПУ, 2017. – 200 с. |